Конспект урока литературы в 10 классе по рассказам А.П.Чехова "Припадок" и В.М.Гаршина "Красный цветок"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Мойсеева Елена Иннокентьевна

Урок литературы в 10 классе по рассказам А.П.Чехова "Припадок" и В.М.Гаршина "Красный цветок" содержит  музыкальный ряд, который является и мотивацией и рефлексией, и зрительный ряд - репродукции разных художников, а также портреты самих авторов. Урое предполагает предварительное вдумчивое чтение произведений учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

Тема: Рассказы А.П.Чехова «Припадок» и В.М.Гаршина «Красный цветок».

К уроку подготовить: музыка – Т.Альбинони «Адажио соль минор», Шуберт «Ave Maria»; репродукции -  портреты Чехова разных лет, «Портрет Гаршина» И.Репина, Репин «Иван Грозный и сын его Иван», А.Л.Ржевская «Музыка», Маковский «В трактире».

Тема урока на доске не записана. Помещены два портрета: напротив  портрета Чехова запись: - «трагик обыденной жизни», напротив портрета Гаршина – «мученик идеи добра».

Ход урока:

  1. Вступление:

- Сегодня в мир литературы, в мир человеческих отношений нас поведут два мэтра писательского творчества. Одного современники называли «трагиком обыденной жизни», другого – «мучеником идеи добра». Это Антон Павлович Чехов и Всеволод Михайлович Гаршин. Почему именно эти двое? Что общего в характеристиках, данных им современниками? Что связывало в жизни двух этих людей: Чехова и Гаршина?

- Эпиграфом к уроку послужит музыкальное произведение Томазо Альбинони «Адажио соль минор» (труба, орган). Послушайте и подумайте, какова основная мысль музыки и что роднит её с литературными произведениями Чехова и Гаршина?

- Теперь все вместе дадим название нашему уроку. (Например: «Смысл жизни в «высоком человеческом чувстве»).

2. Работа над произведениями:

- В центре нашего разговора будут два рассказа: «Красный цветок» Гаршина, написанный в 1883 году, и «Припадок» Чехова, написанный в 1888 году. Какие мысли, настроения объединяют эти два рассказа?

- Первый написан в 1883 году, второй – в 1888 году: такова хронологическая последовательность. А можно их расположить по-другому? Как и почему?

- рассказ «Припадок» был навеян личностью писателя Гаршина и его трагической кончиной. Чехов пишет: «…Молодой человек гаршинской закваски, недюжинный, честный и глубоко чуткий, попадает первый раз в жизни в дом терпимости», - так в общих чертах Чехов определяет замысел своего рассказа и облик главного героя.

- Найдите в тексте описание студента Васильева. Что гаршинского в его облике? (в середине 6 главы)

- Почему речь об этом идёт только в середине 6 главы. Почему сразу автор об этом не пишет?

- Есть ли общее между студентом Васильевым и больным человеком из рассказа Гаршина «Красный цветок»?

- какую роль в рассказе «Припадок» играет пейзаж? (1 глава)

- Зачем в рассказе автором повторяется мотив первого снега?

- Подчёркивая художественные достоинства «Припадка», Григорович возмущался  тем, что при чтении рассказа в Литературном обществе, на котором были и поэты, никто не оценил по достоинству строчку: «И как не стыдно снегу падать в этот переулок!» Потом Чехов заменил эту строчку на другую: «И как может снег падать в этот переулок!» В чём разница между этими фразами? Какая всё же точнее выражает мысль автора?

- А какая деталь в пейзаже рассказа «Красный цветок» (2 глава) часто повторяется автором? В чём её роль?

- В какое время суток чаще происходит  действие в обоих произведениях? Что это значит?

- Обратите внимание на то, что в рассказе «Припадок» (2 глава и т.д.) автор делает упор на то, что в С. переулке часто слышится музыка и пение. Но какие?

- Что мы знаем о музыке? Для чего она служит?

- Посмотрите на репродукцию картины А.Л.Ржевской «Музыка» Что подчёркивает художница в людях, слушающих музыку?

- В чём разница музыки на картине и музыки в С.переулке?

- Каков вообще стиль С.переулка? Что постоянно подчёркивает автор в описании стиля? (безвкусица=безнравственно)

- Чем терзается студент Васильев и что он, наконец, понял? (глава 4)

- Какое обвинение бросает Васильев в лицо своим друзьям? Как вы считаете, он прав?

- Только ли приятелям предназначено это обвинение? (конец 5 главы)

- - Что испытывал в дальнейшем студент Васильев? Что это значит?

- Какая смысловая нагрузка содержится в том, что Васильев хотел броситься вниз не ради «самоубийства, а чтобы хотя ушибиться и одною болью отвлечь другую»? Почему он всё же не бросился вниз?

- В чём смысл концовки? Открытая ли она? Причём здесь судьба Гаршина?

- Почему рассказ так странно называется – «Припадок»?

- В чём смысл жизни Васильева?

- Обратите внимание на портреты Чехова разных лет. Какой Чехов мог написать рассказ и почему?

- Мог ли студент Васильев попасть в рассказ Гаршина «Красный цветок»?  

- Способствует ли обстановка сумасшедшего дома выздоровлению больных?

- Как вы думаете, что доводит до такого состояния главного героя?

- Есть ли в его рассуждениях мысли, которые вы разделяете?

- С чем он борется?

- Почему всё, с чем он борется, сконцентрировано в красном цветке? Что в нём особенного или, может, иллюзорного?

- Вспомните, как сам Гаршин воспринял картину Репина «Иван Грозный и его сын Иван»? (Приложение 1)

- Почему автор не даёт своему герою имени?

- В чём смысл контраста: светом, к которому тянется воля больного, и тьмой, в которую погружён его рассудок?

-  вспомните концовку музыкального эпиграфа. Что вам в ней слышится? (человек-борец)

- Так, может, герой по-настоящему болен, и Гаршин ещё и под впечатлением своей болезни это описал?

- Почему герой умер, а черты выражали горделивое счастье? Что общего между героем и автором? (Приложение 2)

- В церквях хор очень часто исполняет гимн «Ave Maria»  - это как бы гимн Деве Марии, защитнице униженных, обездоленных, оскорблённых. Послушайте «Ave Maria»  Шуберта.

- Можете ли вы соотнести эту музыку с произведениями Чехова и Гаршина?

- Чехов выразил свой завет в словах: «Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите, как вы плохо и скучно живёте. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь. Я её не увижу, но я знаю, она будет совсем иная, не похожая на ту, что есть. А пока её нет, я опять и опять буду говорить людям: поймите же, как вы плохо и скучно живёте».

3.Рефлексия:

- Что же вы сегодня унесёте с собой с нашего урока?

Приложение 1

Н.А.Демчинский. «В.М.Гаршин перед картиной И.Е.Репина»

На передвижной выставке была впервые выставлена картина Репина «Иоанн Грозный». Мы отправились вместе с Гаршиным на эту выставку, помещавшуюся на Невском проспекте, дом №88.Целая анфилада маленьких комнат заканчивалась большим залом, в котором и находилась самая картина.

По собравшейся там толпе мы догадались , что там и есть картина Репина, и направились туда. Пока картина была видна через головы толпы, она не производила такого сильного впечатления, но по мере того, как толпа расходилась и мы приближались к картине, нижняя часть её становилась всё более и более видна. Когда, наконец, мы увидали лужу крови, Гаршин, как бы испугавшись, весь затрясся и, схватив меня под руку, дрожащим от волнения голосом проговорил:

- Зачем, зачем столько крови?

Я его тотчас увёл в другие комнаты. По его словам, он не спал всю последнюю ночь. Но, видимо, что-то особое влекло его к этой крови, и он почти каждый день, идя на службу, заходил на несколько минут на выставку. \...\

Приложение 2

Ф.Ф.Фидлер. Всеволод Михайлович Гаршин.

\...\ 1-го декабря \18\83 г. я спросил его \Гаршина. – И.П.\, не послужило ли ему для героя его «Красного цветка» прототипом живое лицо. «Я сам был объектом моих психиатрических наблюдений», - ответил он мрачно и продолжал, опустив голову: «Когда мне было 18 и 25 лет, я страдал расстройством нервной системы, но меня оба раза вылечили. \...\ Однажды разыгралась страшная гроза. Мне казалось, что буря снесёт весь дом, в котором я тогда жил. И вот, чтобы этому воспрепятствовать, я открыл окно, - моя комната находилась в верхнем этаже, - взял палку и приложил один её конец к крыше, а другой – к своей груди, чтобы моё тело образовало громоотвод и, таким образом, спасло всё здание со всеми его обитателями от гибели».

Он застенчиво-скорбно улыбнулся и сел в угол большого дивана, подтянув под себя ноги… \...\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".

Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...

Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".

Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...

Конспект урока литературы "Образ осени в рассказе К.Г.Паустовского "Жёлтый свет."Свет и звук"

Данный материал содержит конспект урока по литературе по творчеству К.Г.Паустовского...

"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.

Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова....