Конспект урока литературы в 10 классе по рассказам А.П.Чехова "Припадок" и В.М.Гаршина "Красный цветок"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок литературы в 10 классе по рассказам А.П.Чехова "Припадок" и В.М.Гаршина "Красный цветок" содержит музыкальный ряд, который является и мотивацией и рефлексией, и зрительный ряд - репродукции разных художников, а также портреты самих авторов. Урое предполагает предварительное вдумчивое чтение произведений учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_10_klasse_po_rasskazam_chekhova_pripadok_i_garshina_krasnyy_tsvetok.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе
Тема: Рассказы А.П.Чехова «Припадок» и В.М.Гаршина «Красный цветок».
К уроку подготовить: музыка – Т.Альбинони «Адажио соль минор», Шуберт «Ave Maria»; репродукции - портреты Чехова разных лет, «Портрет Гаршина» И.Репина, Репин «Иван Грозный и сын его Иван», А.Л.Ржевская «Музыка», Маковский «В трактире».
Тема урока на доске не записана. Помещены два портрета: напротив портрета Чехова запись: - «трагик обыденной жизни», напротив портрета Гаршина – «мученик идеи добра».
Ход урока:
- Вступление:
- Сегодня в мир литературы, в мир человеческих отношений нас поведут два мэтра писательского творчества. Одного современники называли «трагиком обыденной жизни», другого – «мучеником идеи добра». Это Антон Павлович Чехов и Всеволод Михайлович Гаршин. Почему именно эти двое? Что общего в характеристиках, данных им современниками? Что связывало в жизни двух этих людей: Чехова и Гаршина?
- Эпиграфом к уроку послужит музыкальное произведение Томазо Альбинони «Адажио соль минор» (труба, орган). Послушайте и подумайте, какова основная мысль музыки и что роднит её с литературными произведениями Чехова и Гаршина?
- Теперь все вместе дадим название нашему уроку. (Например: «Смысл жизни в «высоком человеческом чувстве»).
2. Работа над произведениями:
- В центре нашего разговора будут два рассказа: «Красный цветок» Гаршина, написанный в 1883 году, и «Припадок» Чехова, написанный в 1888 году. Какие мысли, настроения объединяют эти два рассказа?
- Первый написан в 1883 году, второй – в 1888 году: такова хронологическая последовательность. А можно их расположить по-другому? Как и почему?
- рассказ «Припадок» был навеян личностью писателя Гаршина и его трагической кончиной. Чехов пишет: «…Молодой человек гаршинской закваски, недюжинный, честный и глубоко чуткий, попадает первый раз в жизни в дом терпимости», - так в общих чертах Чехов определяет замысел своего рассказа и облик главного героя.
- Найдите в тексте описание студента Васильева. Что гаршинского в его облике? (в середине 6 главы)
- Почему речь об этом идёт только в середине 6 главы. Почему сразу автор об этом не пишет?
- Есть ли общее между студентом Васильевым и больным человеком из рассказа Гаршина «Красный цветок»?
- какую роль в рассказе «Припадок» играет пейзаж? (1 глава)
- Зачем в рассказе автором повторяется мотив первого снега?
- Подчёркивая художественные достоинства «Припадка», Григорович возмущался тем, что при чтении рассказа в Литературном обществе, на котором были и поэты, никто не оценил по достоинству строчку: «И как не стыдно снегу падать в этот переулок!» Потом Чехов заменил эту строчку на другую: «И как может снег падать в этот переулок!» В чём разница между этими фразами? Какая всё же точнее выражает мысль автора?
- А какая деталь в пейзаже рассказа «Красный цветок» (2 глава) часто повторяется автором? В чём её роль?
- В какое время суток чаще происходит действие в обоих произведениях? Что это значит?
- Обратите внимание на то, что в рассказе «Припадок» (2 глава и т.д.) автор делает упор на то, что в С. переулке часто слышится музыка и пение. Но какие?
- Что мы знаем о музыке? Для чего она служит?
- Посмотрите на репродукцию картины А.Л.Ржевской «Музыка» Что подчёркивает художница в людях, слушающих музыку?
- В чём разница музыки на картине и музыки в С.переулке?
- Каков вообще стиль С.переулка? Что постоянно подчёркивает автор в описании стиля? (безвкусица=безнравственно)
- Чем терзается студент Васильев и что он, наконец, понял? (глава 4)
- Какое обвинение бросает Васильев в лицо своим друзьям? Как вы считаете, он прав?
- Только ли приятелям предназначено это обвинение? (конец 5 главы)
- - Что испытывал в дальнейшем студент Васильев? Что это значит?
- Какая смысловая нагрузка содержится в том, что Васильев хотел броситься вниз не ради «самоубийства, а чтобы хотя ушибиться и одною болью отвлечь другую»? Почему он всё же не бросился вниз?
- В чём смысл концовки? Открытая ли она? Причём здесь судьба Гаршина?
- Почему рассказ так странно называется – «Припадок»?
- В чём смысл жизни Васильева?
- Обратите внимание на портреты Чехова разных лет. Какой Чехов мог написать рассказ и почему?
- Мог ли студент Васильев попасть в рассказ Гаршина «Красный цветок»?
- Способствует ли обстановка сумасшедшего дома выздоровлению больных?
- Как вы думаете, что доводит до такого состояния главного героя?
- Есть ли в его рассуждениях мысли, которые вы разделяете?
- С чем он борется?
- Почему всё, с чем он борется, сконцентрировано в красном цветке? Что в нём особенного или, может, иллюзорного?
- Вспомните, как сам Гаршин воспринял картину Репина «Иван Грозный и его сын Иван»? (Приложение 1)
- Почему автор не даёт своему герою имени?
- В чём смысл контраста: светом, к которому тянется воля больного, и тьмой, в которую погружён его рассудок?
- вспомните концовку музыкального эпиграфа. Что вам в ней слышится? (человек-борец)
- Так, может, герой по-настоящему болен, и Гаршин ещё и под впечатлением своей болезни это описал?
- Почему герой умер, а черты выражали горделивое счастье? Что общего между героем и автором? (Приложение 2)
- В церквях хор очень часто исполняет гимн «Ave Maria» - это как бы гимн Деве Марии, защитнице униженных, обездоленных, оскорблённых. Послушайте «Ave Maria» Шуберта.
- Можете ли вы соотнести эту музыку с произведениями Чехова и Гаршина?
- Чехов выразил свой завет в словах: «Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите, как вы плохо и скучно живёте. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь. Я её не увижу, но я знаю, она будет совсем иная, не похожая на ту, что есть. А пока её нет, я опять и опять буду говорить людям: поймите же, как вы плохо и скучно живёте».
3.Рефлексия:
- Что же вы сегодня унесёте с собой с нашего урока?
Приложение 1
Н.А.Демчинский. «В.М.Гаршин перед картиной И.Е.Репина»
На передвижной выставке была впервые выставлена картина Репина «Иоанн Грозный». Мы отправились вместе с Гаршиным на эту выставку, помещавшуюся на Невском проспекте, дом №88.Целая анфилада маленьких комнат заканчивалась большим залом, в котором и находилась самая картина.
По собравшейся там толпе мы догадались , что там и есть картина Репина, и направились туда. Пока картина была видна через головы толпы, она не производила такого сильного впечатления, но по мере того, как толпа расходилась и мы приближались к картине, нижняя часть её становилась всё более и более видна. Когда, наконец, мы увидали лужу крови, Гаршин, как бы испугавшись, весь затрясся и, схватив меня под руку, дрожащим от волнения голосом проговорил:
- Зачем, зачем столько крови?
Я его тотчас увёл в другие комнаты. По его словам, он не спал всю последнюю ночь. Но, видимо, что-то особое влекло его к этой крови, и он почти каждый день, идя на службу, заходил на несколько минут на выставку. \...\
Приложение 2
Ф.Ф.Фидлер. Всеволод Михайлович Гаршин.
\...\ 1-го декабря \18\83 г. я спросил его \Гаршина. – И.П.\, не послужило ли ему для героя его «Красного цветка» прототипом живое лицо. «Я сам был объектом моих психиатрических наблюдений», - ответил он мрачно и продолжал, опустив голову: «Когда мне было 18 и 25 лет, я страдал расстройством нервной системы, но меня оба раза вылечили. \...\ Однажды разыгралась страшная гроза. Мне казалось, что буря снесёт весь дом, в котором я тогда жил. И вот, чтобы этому воспрепятствовать, я открыл окно, - моя комната находилась в верхнем этаже, - взял палку и приложил один её конец к крыше, а другой – к своей груди, чтобы моё тело образовало громоотвод и, таким образом, спасло всё здание со всеми его обитателями от гибели».
Он застенчиво-скорбно улыбнулся и сел в угол большого дивана, подтянув под себя ноги… \...\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".
Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...
Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".
Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...
Конспект урока литературы "Образ осени в рассказе К.Г.Паустовского "Жёлтый свет."Свет и звук"
Данный материал содержит конспект урока по литературе по творчеству К.Г.Паустовского...
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...
Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.
Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова....