МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
методическая разработка по литературе (11 класс)

Публикуемые материалы относятся к категории внеклассных мероприятий и 2 рабочие программы по русскому языку по разным специальностям

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

Цель: проверить знания обучающихся по пословицам и поговоркам, выявить культурные и моральные ценности народа; акцентировать внимание на богатстве лексического состава русского языка, разнообразии его образных средств; привить интерес к устному народному творчеству.

Подготовительная работа

  1. Группа готовит команду — 6 человек — знатоков пословиц о труде, учебе, дружбе (можно с целью их выявления провести в группе конкурс).
  2. Готовится приветствие жюри, соперникам, болельщикам (желательно, чтобы в приветствии прозвучали пословицы).
  3. Название команды, девиз, эмблема должны быть каким-то образом связаны с пословицами.
  4. Оформление кабинета: плакаты с пословицами. Например: «От пословицы не уйдешь». «Пословицы не обойти, не объехать». «Старая пословица вовек не сломится».

ХОД ВИКТОРИНЫ

  1. Приветствие (обращение к жюри, участникам, болельщикам)
  1. Разминка команд
  1. Какую пословицу вы вспомните, если долго не могли решить задачу, а вместе с товарищем сделали это быстро? (Уж хорошо, а два лучше)

2. Какую пословицу скажут вам, если вы быстро и хорошо сможете починить утюг, стул? (Дело мастера боится)

3. Если ты постоянно проявляешь любопытство, вмешиваешься в разговор старших, что тебе могут сказать? (Много будешь знать, скоро состаришься)

4.Что скажет преподаватель тому, кто первым сдал самостоятельную работу, которую выполнил неверно? (Поспешишь людей насмешишь)

5. Какая пословица поможет тебе найти дорогу в незнакомом городе? (Язык до Киева доведет)

6. Если с тобой случится несчастье и к тебе придут на помощь твои, друзья, какую пословицу ты вспомнишь? (Друзья познаются в беде)

  1. Конкурс знатоков

Участвует по 1 человеку от команды.

  1. Кто больше назовет пословиц о труде (каждый называет по пословице, победитель тот, за кем остается последнее слово).
  2. Кто больше назовет пословиц об учебе, книге (условия те же).

  1. Конкурс юных художников

В течение пяти минут изобразите на рисунках одну из пословиц:

  1. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
  2. Язык до Киева доведет.
  3. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

V.Конкурс капитанов

Прочитайте пословицы. Какие культурные, моральные ценности в них закреплены?

1. Готовь сани летом, а телегу зимой.

2. Не зная броду, не суйся в воду.

3. Не красна изба углами, а красна пирогами.

4. Одною рукой собирай, другой раздавай.

5. Тише едешь – дальше будешь.

6. Не в деньгах счастье.

7. Терпение – лучшее спасенье.

8. Добрая слава лучше богатства.

9. Верному другу цены нет.

10. Человек без семьи, что дерево без плодов.

11. На чужой стороне и весна не красна.

12. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

13. Безделье – мать всех пороков.

14. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

15. Семья в куче – не страшна и туча.

16. Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Литературный аукцион. Ведущий показывает различные предметы, а члены команд должны подобрать пословицы к ним.

Камень, железо, ложка, перо, нитка, иголка, деньги, шапка, книга, хлеб. Предмет вручается той команде, которая подберет больше пословиц к нему.

Победит тот, у кого окажется больше предметов.

Материал к литературному аукциону

Камень: не бросай камень в чужой огород, капля камень точит, нашла коса на камень, под лежачий камень вода не течет;

Железо: куй железо пока горячо;

Ложка: дорога ложка к обеду, ложка дегтя бочку меда испортит;

Перо: что написано пером, того не вырубишь топором;

Иголка: куда иголка, туда и нитка;

Нитка: с миру по нитке, голому рубашка;

Деньги: уговор дороже денег, не было ни гроша, да вдруг алтын, копейка рубль бережет, не имей сто рублей, а имей сто друзей, не с деньгами жить, а с добрыми людьми;

Шапка: на воре шапка горит;

Книга: хорошая книга — не в тягость, а в радость;

Хлеб: хлеб — всему голова; хлеб, соль ешь, а правду режь; хлеб-батюшка, вода- матушка.

  1. Подведение итогов и награждение победителей

Игра предназначена для студентов СПО (1 курс)

Подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы Марченко В.В.



Предварительный просмотр:

Игра по языкознанию

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК»

Подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы Марченко В.В.

Цель: проверить знания обучающихся по пословицам и поговоркам, выявить культурные и моральные ценности народа; акцентировать внимание на богатстве лексического состава русского языка, разнообразии его образных средств; привить интерес к устному народному творчеству.

Подготовительная работа

  1. Группа готовит команду — 6 человек — знатоков пословиц о труде, учебе, дружбе (можно с целью их выявления провести в группе конкурс).
  2. Готовится приветствие жюри, соперникам, болельщикам (желательно, чтобы в приветствии прозвучали пословицы).
  3. Название команды, девиз, эмблема должны быть каким-то образом связаны с пословицами.
  4. Оформление кабинета: плакаты с пословицами. Например, «От пословицы не уйдешь». «Пословицы не обойти, не объехать». «Старая пословица вовек не сломится».

ХОД ВИКТОРИНЫ

  1. Приветствие (обращение к жюри, участникам, болельщикам)
  1. Разминка команд
  1. Какую пословицу вы вспомните, если долго не могли решить задачу, а вместе с товарищем сделали это быстро? (Уж хорошо, а два лучше)

2. Какую пословицу скажут вам, если вы быстро и хорошо сможете починить утюг, стул? (Дело мастера боится)

3. Если ты постоянно проявляешь любопытство, вмешиваешься в разговор старших, что тебе могут сказать? (Много будешь знать, скоро состаришься)

#1063;то скажет преподаватель тому, кто первым сдал самостоятельную работу, которую выполнил неверно? (Поспешишь людей насмешишь)

5. Какая пословица поможет тебе найти дорогу в незнакомом городе? (Язык до Киева доведет)

6. Если с тобой случится несчастье и к тебе придут на помощь твои, друзья, какую пословицу ты вспомнишь? (Друзья познаются в беде)

  1. Конкурс знатоков

Участвует по 1 человеку от команды.

  1. Кто больше назовет пословиц о труде (каждый называет по пословице, победитель тот, за кем остается последнее слово).
  2. Кто больше назовет пословиц об учебе, книге (условия те же).
  1. Конкурс юных художников

В течение пяти минут изобразите на рисунках одну из пословиц:

  1. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
  2. Язык до Киева доведет.
  3. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

V.Конкурс капитанов

Прочитайте пословицы. Какие культурные, моральные ценности в них закреплены?

1. Готовь сани летом, а телегу зимой.

2. Не зная броду, не суйся в воду.

3. Не красна изба углами, а красна пирогами.

4. Одною рукой собирай, другой раздавай.

5. Тише едешь – дальше будешь.

6. Не в деньгах счастье.

7. Терпение – лучшее спасенье.

8. Добрая слава лучше богатства.

9. Верному другу цены нет.

10. Человек без семьи, что дерево без плодов.

11. На чужой стороне и весна не красна.

12. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

13. Безделье – мать всех пороков.

14. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

15. Семья в куче – не страшна и туча.

16. Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Литературный аукцион. Ведущий показывает различные предметы, а члены команд должны подобрать пословицы к ним.

Камень, железо, ложка, перо, нитка, иголка, деньги, шапка, книга, хлеб. Предмет вручается той команде, которая подберет больше пословиц к нему.

Победит тот, у кого окажется больше предметов.

Материал к литературному аукциону

Камень: не бросай камень в чужой огород, капля камень точит, нашла коса на камень, под лежачий камень вода не течет;

Железо: куй железо пока горячо;

Ложка: дорога ложка к обеду, ложка дегтя бочку меда испортит;

Перо: что написано пером, того не вырубишь топором;

Иголка: куда иголка, туда и нитка;

Нитка: с миру по нитке, голому рубашка;

Деньги: уговор дороже денег, не было ни гроша, да вдруг алтын, копейка рубль бережет, не имей сто рублей, а имей сто друзей, не с деньгами жить, а с добрыми людьми;

Шапка: на воре шапка горит;

Книга: хорошая книга — не в тягость, а в радость;

Хлеб: хлеб — всему голова; хлеб, соль ешь, а правду режь; хлеб-батюшка, вода- матушка.

  1. Подведение итогов и награждение победителей

Игра предназначена для студентов СПО (1 курс)



Предварительный просмотр:

План разработки внеклассного мероприятия «Викторина по русским пословицам и поговоркам для студентов»

Аннотация

Данная работа посвящена разработке викторины по русским пословицам и поговоркам, предназначенной для студентов СПО. Викторина включает в себя вопросы, которые помогают развивать речь, обогащать словарный запас и формировать навыки монологической речи у детей. В ней рассматриваются как известные русские пословицы, так и их аналоги в других языках, что способствует развитию интеркультурной коммуникации. Предложены различные игровые форматы, задачи и цели, которые помогут привлечь внимание детей и сделать занятие увлекательным и полезным.

Цель

Основной целью работы является создание эффективного инструмента для обучения студентов через игровую форму, основанную на русских пословицах.

Актуальность

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска новых методов обучения, которые способствуют не только усвоению языка, но и развитию мышления и комбинаторных способностей у студентов.

Задачи

Составить список известных русских пословиц; разработать вопросы для викторины; протестировать викторину на целевой аудитории; проанализировать результаты и внести корректировки.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты викторины по пословицам

Обоснование актуальности исследования

Цели и задачи викторины

Методы исследования

Глава 2. Анализ и разработка викторины

Составление списка пословиц

Разработка вопросов для викторины

Тестирование викторины на целевой аудитории

Анализ результатов и рекомендации по улучшению

Глава 3. Практическая реализация викторины

Создание книги-викторины

Заключение

Список литературы

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты викторины по пословицам

Обоснование актуальности исследования

Данный раздел будет посвящён обоснованию актуальности разработки викторины по русским пословицам и поговоркам для студентов. В нём будет рассмотрена важность речевых навыков в современном образовании, а также роль интеркультурной коммуникации, которую могут развивать игры на основе народной мудрости. Анализ современных образовательных подходов позволит выявить необходимость создания таких инструментов как викторина, способствующих активному обучению.

Цели и задачи викторины

В этом разделе будут определены главные цели викторины по русским пословицам и поговоркам, среди которых повышение уровня речи учащихся и развитие навыков межкультурной коммуникации. Также будут обозначены ключевые задачи, такие как создание вопросников, тестирование на целевой аудитории и анализ полученных данных. Эти цели помогут определить направления работы над проектом и его полезность для студентов.

Методы исследования

Данный раздел охватывает методы исследования, примененные для разработки викторины. Будут рассмотрены методы анализа литературных источников, игровая практика и анкетирование целевой аудитории после проведения викторины. Эти методы помогут обеспечить надежные результаты работы и вывести на новый уровень понимания речевых навыков студентов.

Глава 2. Анализ и разработка викторины

Составление списка пословиц

Этот раздел будет подробно описывать процесс составления списка русских пословиц и поговорок для создания викторины. Здесь будет изложена методология выбора фраз с учетом их распространенности и значимости для целевой аудитории – студентов СПО. Будет акцентировано внимание на разнообразии и уместности выбранных пословиц.

Разработка вопросов для викторины

В данном разделе будет подробно описан процесс разработки вопросов для викторины по русским пословицам. Здесь будут рассмотрены разные типы вопросов (например, множественный выбор или свободные ответы) и их адаптация к уровню подготовки детей начальной школы. Также освещается важность ясности формулировок.

Тестирование викторины на целевой аудитории

В этом разделе будет рассматривается тестирование разработанной викторины на целевой аудитории – студентов СПО. Будут представлены результаты тестирования, а также комментарии участников касательно понятности вопросов и общего впечатления от игры. На основании полученных данных будут сделаны выводы о необходимости каких-либо изменений или доработки содержимого викторины.

Анализ результатов и рекомендации по улучшению

Данный раздел посвящён анализу результатов тестирования разработанной викторины по русским пословицам. Будут проанализированы количественные показатели (например, процент правильных ответов) и качественные комментарии студентов относительно заданий. На основе этого анализа будет составлен перечень рекомендаций по улучшению содержания и структуры будущей книги-викторины.

Заключение



Предварительный просмотр:

Разговоры о важном

«Книга – источник мудрости и знаний»

Разработала Марченко В.В.,

преподаватель Новочебоксарского химико-механического техникума Минобразования Чувашии

ЦЕЛИ: Формирование интересе к литературе, любознательности, эрудиции

и приобщение к знаниям народной мудрости;

ЗАДАЧИ: выявление и развитие одарённых обучающихся, умений активно проявлять свои способности, смекалку, расширение кругозора.

Форма проведения: литературная игра; в игре участвуют 4 команды

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, видеоролик; мультимедийная презентация,

раздаточный материал; плакаты с высказываниями

великих людей; выставка рисунков «Книга, которая мне

нравится»; листы оценивания для жюри

Подготовительная работа: Заполнение ребятами анкеты "Мои любимые книги" с целью определения круга чтений;

Ход урока-мероприятия:

#1042;ступительное слово куратора.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас не совсем обычный классный час: у нас четыре команды, и вы, вероятно, догадываетесь, что на этом классном часе вы - добрые соперники в нашем увлекательном соревновании «Чудо, имя которому …(вывеска на доске ) А вот чему будет посвящена наша встреча, и что же это за чудо, надеюсь, вы подскажете мне, посмотрев видео. (Просмотр видео)

Итак, что же это за чудо? Как же называется тема нашего классного часа? На доске цитата Паустовского «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!» К. Паустовский

Правила нашей литературной игры:

1) От быстроты и точности ответов будет зависить количество ваших баллов.

2) Отвечает та команда, которая раньше других покажет карточку о готовности.

-Представление жюри (в жюри- заведующая библиотекой Г.Л. Николаева, преподаватель русского языка и литературы Марченко В. В).

#1047;адание I. В течение 30 cек. каждая команда придумывает название, соответственно теме нашего классного часа, т.е.связанное с литературой.

(Представление команд)

- Куратор: Можно сказать, что нас окружает океан информации. Мы живём в век знаний. Ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Чтобы не утонуть в этом океане знаний, учёные всего мира ищут универсальную форму для хранения и поиска информации. Компьютерные специалисты постоянно проводят конференции по этой проблеме. На одной из таких конференций выступил знаменитый писатель-фантаст Айзек Азимов. Он заявил, что уже нашёл самую лучшую, просто идеальную систему информации. Вот как он описал её свойства:

"Первое: доступность - пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;

"Второе: портативность - для её использования не нужны никакие портативные устройства;

"Третье: надёжность - информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.

Слушатели терялись в догадках: что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнёс: "Надеюсь, вы понимаете, что речь идёт о…" Первый вопрос:Как вы думаете, что имел в виду Айзек Азимов?(время!)

- Да, речь шла о самой простой книге! На сегодняшний момент это самый доступный, простой и надёжный источник информации.

3. Книга - это ещё и очень древний источник информации. Ему около 2,5 тыс. лет. В начале прошлого века стали появляться новые источники информации-кино, радио, телевидение. И люди стали меньше читать. Тут и появились пророчества о том, что книга становится пережитком прошлого и вот-вот умрёт. С появлением Интернета любителей книжек стало ещё меньше, кажется, ещё чуть-чуть - и книгу окончательно похоронят. Но…

Проблемный вопрос:

Как вы думаете, грозит ли книгам скорая смерть? И если нет, то почему? Время для команд-(30 сек.) Обратить внимание на то, что этот год объявлен Президентом Годом литературы.

II. РАЗМИНКА «СКАЗКИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»

За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.

  1. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом»)
  2. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
  3. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)
  4. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
  5. Назовите место рождения Колобка (печь)
  6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)
  7. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)
  8. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)
  9. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
  10. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
  11. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей)
  12. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)
  13. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой)
  14. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок»)
  15. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
  16. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)
  17. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка»)
  18. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)
  19. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (удав)
  20. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)
  21. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)

-Cлово жюри.

III. Отгадайте одинаковые слова - названия животных, которых можно встретить в баснях Крылова –загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше. Отгадаете с первой пословицы – 3 балла, со второй – 2, с третьей – 1.

• На то и ОНА в море, чтоб карась не дремал. Не учи ЕЁ плавать. Знать бы ершу, когда ОНА зубы меняет. (щука)

• ОН поёт месяц, а ворона каркает круглый год. Ласточка день начинает, а ОН кончает. Не нужна ЕМУ золотая клетка, лучше зелёная ветка. (соловей)

• Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой. Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит. ЕГО ноги кормят. (волк)

• Не мечите бисер перед НИМИ. ОНА грязи всегда найдёт. Посади ЕЁ за стол, она и ноги на стол. (свинья)

• Из большого осла не получится ОН. Делать из мухи ЕГО. Ай, Моська, знать она сильна, что лает на НЕГО. (слон)

• Лапки ЕЁ мягки, да когти остры. Чует ОНА, чьё мясо съела. Доброе слово и ЕЙ приятно. (кошка)

• И ОНА помнит, кто её кормит. Не бойся ЕЁ брехливой, а бойся молчаливой. ОНА на сене: сама не ест и другим не даёт. (собака)

• ОНА семерых волков проведёт. ЕЙ хвост не для красы нужен. ОНА и во сне кур считает. (лиса)

• И считанную ЕЁ волк съедает. Не прикидывайся ЕЮ: волк съест. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что ЕЁ съел. (овца)

IV. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРИФИКАТОР

Скажите: верите вы или нет, что...

1. За школьные сочинения А.П.Чехов получал только «пятёрки».(Нет, он никогда не получал за школьные сочинения выше «тройки»)

2. После трагической дуэли А.С.Пушкина В.А.Жуковский воскликнул: «Ай-ай-ай, убили негра, убили негра…» (Нет)

3. Плещеево озеро в Ярославской области названо в честь русского поэта Плещеева А.Н. (Нет)

4. В басне «Квартет» автор высмеивает животных, которые плохо играют на музыкальных инструментах. (Нет)

5. Елисейские поля в Париже названы в честь королевича Елисея, героя сказки А.С.Пушкина. (Нет)

6. Он – поэт, она – поэтика. (Нет, она – поэтесса. А поэтика – это учение о поэтическом творчестве)

7. Однажды М.Е.Салтыков-Щедрин за сочинение, написанное им вместо дочери, получил «двойку». (Да, к тому же ещё с припиской: «Не знаете русского языка!»)

8. Илья Муромец был бомбардировщиком. (Да, «Илья Муромец» - самолёт-бомбардировщик конструктора Сикорского)

- Куратор: Книга важна во все времена, даже в самые тяжелые люди необходимо было читать и узнавать что-то новое:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Книги на тему о Великой Отечественной войне.

Книга может сыграть ключевую роль в жизни человека, поэтому иногда говорят: "Эта книга перевернула всю мою жизнь". Очень много людей изменили свой характер под влиянием книги. Вот, например, что рассказывает великий советский физик Лев Ландау. Он рано научился читать, был очень способным ребёнком, но страдал от насмешек сверстников, потому что был хилым и слабым. Ему было всего лишь 13 лет, когда он решил, что жизнь не удалась и нужно с ней покончить. Но вдруг ему в руки попался роман А. Стендаля "Красное и чёрное". Эта книга буквально перевернула его жизнь. Он понял, что человек может стать хозяином своей судьбы.

Хотелось бы узнать у команд, какую бы книгу порекомендовали они прочитать всем. Вы должны так представить рекламу книги, чтобы всем сразу захотелось ее прочитать. Итак,

#1056;ЕКЛАМА КНИГ. (Время для команд-1 мин)

(Выставка рисунков)

-Слово жюри

VI. «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК».

1) Здесь лежит предмет, который является символом печали, зла, ссор, горечи, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало.

Этот предмет встречался не только в сказках А. С. Пушкина, но и в мифологии, и в христианской легенде. Итак, назовите этот предмет. (Яблоко.)

2) Здесь лежит вещь, принадлежащая лично Гвидону. Благодаря ей он заслужил расположение, дружбу, а затем и любовь царевны Лебеди. Итак, назовите этот предмет. (Шнурок. «Со креста снурок шелковый натянул на сук дубовый».)

- Куратор: «Надо уважать книгу, надо с почтением входить в этот храм мысли». А. И. Герцен. Поэтому, необходимо знать, как правильно читать книгу. Мне бы хотелось порекомендовать вам памятку «Как стать хорошим читателем». Надеюсь, что она вам будет хорошим путеводителем в огромном мире книг.

Содержание памятки

«Бери из книги как можно больше. Помни, что чтение — одна из самых важных, нужных, серьезных и прекрасных работ.

Нельзя читать книгу, думая о другом. Вредная привычка — только просматривать книги.

Если в книге вам встретятся слова, фразы, непонятные по содержанию, обращайтесь за разъяснением к словарям, справочникам, энциклопедиям.

Очень хорошо, если вы нарисуете картинки-иллюстрации к тем книгам, которые читаете; выпишите в читательский дневник наиболее понравившиеся высказывания.

Необходимо читать в определенной системе. Очень полезно прочитывать несколько книг одного автора, познакомиться с его биографией, с особенностями эпохи, в которой он жил.

Почаще читайте вслух. Это развивает технику выразительного чтения, помогает глубже ощутить образность, поэтичность языка произведения.

Показателем культуры чтения является стремление к перечитыванию книги, заучивание наизусть крылатых фраз, отдельных отрывков».

VII. КОНКУРС ЮНЫХ ПОЭТОВ.

На столе каждой команды - начало стихотворения, как бы вы его продолжили или закончили?

Это — книга. Здравствуй книга!

Чистых радостей исток…

??????

-Представление стихов-через1 мин.

После представления - слово юному поэту-студенту Петрову Олегу.

-Куратор: Чтение книг, прозы и стихов, отечественной и мировой классики всегда будет обогащать человека духовно и нравственно.

Слово жюри. Награждение победителей.

(Мнения студентов о классном часе)

Составила и провела куратор группы 21-МО-125 (4МЭТО).



Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Новочебоксарский химико-механический техникум» Министерства образования Чувашской Республики

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании предметно-цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин

приказом № 135-ОД от

Председатель ПЦК __________ /Е.Г. Данилкина/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебногопредмета

Русский язык

специальность

Сетевое и системное администрирование

базовая подготовка

Разработчик:

Инкина С.Н., Иванова К.А., Марченко В.В. преподаватели Новочебоксарского химико-механического техникума Минобразования Чувашии


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Аннотация к рабочей программе

Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы

Общеобразовательный предмет «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по Сетевое и системное администрирование

Цели и планируемые результаты освоения учебного предмета:

Цель общеобразовательногопредмета

Цель учебного предмета «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.

Планируемые результаты освоения общеобразовательногопредмета в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Особое значение предмет имеет при формировании и развитии ОК и ПК.

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения учебногопредмета

Общие

Дисциплинарные (предметные)

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека;

- уметь создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний – не менее 100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 7-8 реплик); уметь выступать публично, представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач;

- сформировать представления об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о номах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические; уметь применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщать знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате;

- уметь использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

В областиэстетического воспитания:

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

- сформировать представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку;

- сформировать знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов);

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

- наличие мотивации к обучению и личностному развитию;

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

- уметь использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);

- обобщить знания о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе;

- обобщить знания о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы);

- обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;

ПК Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию в соответствии с нормативными документами

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

б) базовые исследовательские действия:

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

В области ценности научного познания:

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

- уметь использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации;

- уметь работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.

2. Структура и содержание общеобразовательногопредмета

Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебногопредмета

85

в т.ч.

1. Основное содержание

72

в т. ч.:

теоретическое обучение

72

практические занятия

-

2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

12

в т. ч.:

теоретическое обучение

12

практические занятия

-

Индивидуальный проект (да/нет)**

нет

Промежуточная аттестация (зачет с оценкой)

1

Тематический план и содержание учебного предмета

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Основное содержание

Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

8

ОК 01-09

Тема . Основные функции языка в современном обществе

Основное содержание

2

ОК 01-09

Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии

2

Практические занятия:

Практическая работа. Основные функции языка и формы их реализации в современном обществе

Тема Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики

Основное содержание

4

ОК 01-09

Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики

Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.

Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности

4

Практические занятия:

Практическая работа. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов

Тема Язык как система знаков

Основное содержание

2

ОК 01-09

Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке

2

Практические занятия:

Практическая работа. Принципы русской орфографии

Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография

44

ОК 01-09

Тема Фонетика и орфоэпия

Основное содержание

4

ОК 01-09

Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы

2

Практические занятия:

Практическая работа. Орфография. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся

2

Тема Морфемика и словообразование

Основное содержание

4

ОК 01-09

Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Словообразование и формообразование

2

Практические занятия:

Практическая работа. Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок

2

Тема Имя существительное как часть речи.

Основное содержание

4

ОК 01-09

Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж.Склонение имен существительных

2

Практические занятия:

Практическое занятие.Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание сложных имен существительных.

2

Тема Имя прилагательное как часть речи.

Основное содержание

4

ОК 01-09

Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантико-стилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж.

2

Практические занятия:

Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных

2

Тема Имя числительное как часть речи.

Основное содержание

4

ОК 01-09

Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных.

2

Практические занятия:

Практическая работа. Правописание числительных. Возможности использования цифр. Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности.

2

Тема Местоимение как часть речи.

Основное содержание

4

ОК 01-09

Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Дефисное написание местоимений

4

Практические занятия:

Практическая работа. Правописание числительных. Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ

Тема Глагол как часть речи.

Основное содержание

6

ОК 01-09

Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции

4

Практические занятия:

Практическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.

2

Тема Причастие и деепричастие как особые формы глагола

Основное содержание

6

ОК 01-09

Действительные истрадательные причастия и способы их образования. Краткие и полные формы причастий

4

Практические занятия:

Практическая работа Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий

2

Тема Наречие как часть речи. Служебные части речи.

Основное содержание

8

ОК 01-09

Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы

6

Практические занятия:

Практическая работа. Написание наречий и соотносимых с ними других частей речи (знаменательных и служебных). Слова категории состояния. Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ

2

Раздел 3. Синтаксис и пунктуация

20

ОК 01-09

Тема Основные единицы синтаксиса.

Основное содержание

4

ОК 01-09

Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения

4

Практические занятия:

Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении

Тема Второстепенные члены предложения.

Основное содержание

6

ОК 01-09

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными членами. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов

6

Практические занятия:

Практическая работа. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. Знаки препинания при обращении

Тема Сложное предложение

Основное содержание

10

ОК 01-09

Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Способы передачи чужой речи.Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи

8

Практическая работа. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат

2

Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.

12

ОК 01-09; ПК

Тема Язык как средство профессиональной, социальной и межкультурной коммуникации.

Профессионально-ориентированное содержание

4

ОК 01-09; ПК

Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет

4

Практические занятия:

Практическая работа, Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности. Отраслевые терминологические словари

Тема . Коммуникативный аспект культуры речи.

Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 01-09; ПК

Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы. Разговорная речь и устная речь

2

Практические занятия:

Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы)

Тема Научный стиль.

Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 01-09; ПК

Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические)

2

Практические занятия:

Тема . Деловой стиль

Профессионально-ориентированное содержание

4

ОК 01-09; ПК

Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности

4

Практические занятия:

Практическое занятие. Виды документов в конкретной специальности.

Промежуточная аттестация (зачет с оценкой)

1

Всего:

85

3. Условия реализации программы общеобразовательногопредмета

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебногопредмета требует наличия учебного кабинета русского языка.

Эффективность преподавания курса русского языка зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.

Оборудование учебного кабинета:

- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых в языкознания и др.);

- дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных видов оценочных средств, экзамена и др.);

- технические средства обучения (персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедийный проектор; интерактивная доска, выход в локальную сеть);

- залы (библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет).

Информационное обеспечение обучения

  1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
  2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательногопредметапредставлены в методических рекомендациях по организации обучения.

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательногопредмета

Контрольи оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Общая/профессиональная компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 01-09. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Р 2, Темы ,, , , , , , ,

Р 3, Темы ,

Р 4, Темы П-о/с

Устный опрос

Тестирование,

Лингвистические задачи

Деловые игры

Кейс - задания

Проекты

Практические работы

Выполнение экзаменационного теста

ОК 01-09. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Р 1, Темы , ,

Р 2, Темы ,, , , , , , ,

Р 3, Темы , ,

Р 4, Темы П-о/с

Практические работы

Контрольные работы

Диктанты

Разноуровневые задания

Сочинения/Изложения/Эссе

Групповые проекты

Индивидуальные проекты

Фронтальный опрос

Деловая (ролевая) игра

Кейс-задания

Деловая (ролевая) игра

Кейс-задания

Выполнение экзаменационного теста

ОК 01-09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Р 3, Темы

Р 4, Темы П-о/с

Сочинения/Изложения/Эссе

Аннотации

Тезисы

Конспекты

Рефераты

Сообщения

Практические работы

Выполнение экзаменационного теста

ПК Проводить документирование требований и технических возможностей облачных инфраструктур.

Р 4, Темы П-о/с

Устный опрос

Фронтальный контроль

Индивидуальный контроль

Анализ публичного выступления

Практические работы

Выполнение экзаменационного теста



Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Новочебоксарский химико-механический техникум» Министерства образования Чувашской Республики

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании предметно-цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин

приказом № 135-ОД от

Председатель ПЦК __________ /Е.Г. Данилкина/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебногопредмета

Русский язык

специальность

Информационные системы и программирование

базовая подготовка

Разработчик:

Инкина С.Н., Иванова К.А., Марченко В.В. преподаватели Новочебоксарского химико-механического техникума Минобразования Чувашии


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Аннотация к рабочей программе

Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы

Общеобразовательный предмет «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по Информационные системы и программирование

Цели и планируемые результаты освоения учебного предмета:

Цель общеобразовательногопредмета

Цель учебного предмета «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.

Планируемые результаты освоения общеобразовательногопредмета в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Особое значение предмет имеет при формировании и развитии ОК и ПК.

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения учебногопредмета

Общие

Дисциплинарные (предметные)

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека;

- уметь создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний – не менее 100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 7-8 реплик); уметь выступать публично, представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач;

- сформировать представления об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о номах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические; уметь применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщать знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате;

- уметь использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

В областиэстетического воспитания:

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

- сформировать представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку;

- сформировать знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов);

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

- наличие мотивации к обучению и личностному развитию;

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

- уметь использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);

- обобщить знания о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе;

- обобщить знания о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы);

- обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;

ПК Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию в соответствии с нормативными документами

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

б) базовые исследовательские действия:

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

В области ценности научного познания:

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

- уметь использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации;

- уметь работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.

2. Структура и содержание общеобразовательногопредмета

Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебногопредмета

85

в т.ч.

1. Основное содержание

72

в т. ч.:

теоретическое обучение

72

практические занятия

-

2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

12

в т. ч.:

теоретическое обучение

12

практические занятия

-

Индивидуальный проект (да/нет)**

нет

Промежуточная аттестация (зачет с оценкой)

1

Тематический план и содержание учебного предмета

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Основное содержание

Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

8

ОК 01-09

Тема . Основные функции языка в современном обществе

Основное содержание

2

ОК 01-09

Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии

2

Практические занятия:

Практическая работа. Основные функции языка и формы их реализации в современном обществе

Тема Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики

Основное содержание

4

ОК 01-09

Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики

Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.

Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности

4

Практические занятия:

Практическая работа. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов

Тема Язык как система знаков

Основное содержание

2

ОК 01-09

Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке

2

Практические занятия:

Практическая работа. Принципы русской орфографии

Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография

44

ОК 01-09

Тема Фонетика и орфоэпия

Основное содержание

4

ОК 01-09

Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы

2

Практические занятия:

Практическая работа. Орфография. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся

2

Тема Морфемика и словообразование

Основное содержание

4

ОК 01-09

Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Словообразование и формообразование

2

Практические занятия:

Практическая работа. Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок

2

Тема Имя существительное как часть речи.

Основное содержание

4

ОК 01-09

Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж.Склонение имен существительных

2

Практические занятия:

Практическое занятие.Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание сложных имен существительных.

2

Тема Имя прилагательное как часть речи.

Основное содержание

4

ОК 01-09

Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантико-стилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж.

2

Практические занятия:

Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных

2

Тема Имя числительное как часть речи.

Основное содержание

4

ОК 01-09

Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных.

2

Практические занятия:

Практическая работа. Правописание числительных. Возможности использования цифр. Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности.

2

Тема Местоимение как часть речи.

Основное содержание

4

ОК 01-09

Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Дефисное написание местоимений

4

Практические занятия:

Практическая работа. Правописание числительных. Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ

Тема Глагол как часть речи.

Основное содержание

6

ОК 01-09

Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции

4

Практические занятия:

Практическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.

2

Тема Причастие и деепричастие как особые формы глагола

Основное содержание

6

ОК 01-09

Действительные истрадательные причастия и способы их образования. Краткие и полные формы причастий

4

Практические занятия:

Практическая работа Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий

2

Тема Наречие как часть речи. Служебные части речи.

Основное содержание

8

ОК 01-09

Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы

6

Практические занятия:

Практическая работа. Написание наречий и соотносимых с ними других частей речи (знаменательных и служебных). Слова категории состояния. Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ

2

Раздел 3. Синтаксис и пунктуация

20

ОК 01-09

Тема Основные единицы синтаксиса.

Основное содержание

4

ОК 01-09

Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения

4

Практические занятия:

Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении

Тема Второстепенные члены предложения.

Основное содержание

6

ОК 01-09

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными членами. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов

6

Практические занятия:

Практическая работа. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. Знаки препинания при обращении

Тема Сложное предложение

Основное содержание

10

ОК 01-09

Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Способы передачи чужой речи.Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи

8

Практическая работа. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат

2

Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.

12

ОК 01-09; ПК

Тема Язык как средство профессиональной, социальной и межкультурной коммуникации.

Профессионально-ориентированное содержание

4

ОК 01-09; ПК

Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет

4

Практические занятия:

Практическая работа, Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности. Отраслевые терминологические словари

Тема . Коммуникативный аспект культуры речи.

Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 01-09; ПК

Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы. Разговорная речь и устная речь

2

Практические занятия:

Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы)

Тема Научный стиль.

Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 01-09; ПК

Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические)

2

Практические занятия:

Тема . Деловой стиль

Профессионально-ориентированное содержание

4

ОК 01-09; ПК

Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности

4

Практические занятия:

Практическое занятие. Виды документов в конкретной специальности.

Промежуточная аттестация (зачет с оценкой)

1

Всего:

85

3. Условия реализации программы общеобразовательногопредмета

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебногопредмета требует наличия учебного кабинета русского языка.

Эффективность преподавания курса русского языка зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.

Оборудование учебного кабинета:

- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых в языкознания и др.);

- дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных видов оценочных средств, экзамена и др.);

- технические средства обучения (персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедийный проектор; интерактивная доска, выход в локальную сеть);

- залы (библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет).

Информационное обеспечение обучения

  1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
  2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательногопредметапредставлены в методических рекомендациях по организации обучения.

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательногопредмета

Контрольи оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Общая/профессиональная компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 01-09. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Р 2, Темы ,, , , , , , ,

Р 3, Темы ,

Р 4, Темы П-о/с

Устный опрос

Тестирование,

Лингвистические задачи

Деловые игры

Кейс - задания

Проекты

Практические работы

Выполнение экзаменационного теста

ОК 01-09. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Р 1, Темы , ,

Р 2, Темы ,, , , , , , ,

Р 3, Темы , ,

Р 4, Темы П-о/с

Практические работы

Контрольные работы

Диктанты

Разноуровневые задания

Сочинения/Изложения/Эссе

Групповые проекты

Индивидуальные проекты

Фронтальный опрос

Деловая (ролевая) игра

Кейс-задания

Деловая (ролевая) игра

Кейс-задания

Выполнение экзаменационного теста

ОК 01-09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Р 3, Темы

Р 4, Темы П-о/с

Сочинения/Изложения/Эссе

Аннотации

Тезисы

Конспекты

Рефераты

Сообщения

Практические работы

Выполнение экзаменационного теста

ПК Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев для программного обеспечения.

Р 4, Темы П-о/с

Устный опрос

Фронтальный контроль

Индивидуальный контроль

Анализ публичного выступления

Практические работы

Выполнение экзаменационного теста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Ремесло и искусство"

Работа по профориентации школьников должна проводиться постоянно. Данная разоаботка позволит развить коммуникативные способности учащихся; привить учащимся понимание ценности труда и ремесла ...

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа ко Дню матери

Формирование нравственных ценностей, нравственных ориентиров учащихся...

Методическая разработка классного часа «Юрий Гагарин – современный Колумб»

Материал рассчитан для учащихся 6-8 классов и может быть использован в качестве классного часа к Дню Космонавтики, а так же в Дню рождения первого космонавта Ю.А.Гагарина. Рассказ учителя сопровождае...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...