Методические рекомендации по изучению научно-биографической прозы на уроках русской литературы в старших классах
методическая разработка по литературе

В связи с тем, что в современном обществе школьники постепенно теряют интерес к изучению личности писателей и их произведений на уроках литературы в старших классах, перед учителем стоит задача пробудить интерес у учащихся как к самим писателям и их произведениям, так и к литературе в целом. В школьных учебниках по литературе информация о жизни и творчестве писателей дается в довольно малом объеме, соответственно учителя редко обращаются к использованию дополнительной информации о писателе. Это чревато тем, что интерес к писателю и к прочтению его произведений может не проснуться. На уроках литературы педагогу следует сформировать эстетический вкус учащихся, научить их находить связь жизни и творчества, повысить уровень литературного развития, а также помочь учащимся увидеть, как отражается жизнь художника в его произведениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomend.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по изучению научно-биографической прозы на уроках русской литературы в старших классах

В связи с тем, что в современном обществе школьники постепенно теряют интерес к изучению личности писателей и их произведений на уроках литературы в старших классах, перед учителем стоит задача пробудить интерес у учащихся как к самим писателям и их произведениям, так и к литературе в целом. В школьных учебниках по литературе информация о жизни и творчестве писателей дается в довольно малом объеме, соответственно учителя редко обращаются к использованию дополнительной информации о писателе. Это чревато тем, что интерес к писателю и к прочтению его произведений может не проснуться. На уроках литературы педагогу следует сформировать эстетический вкус учащихся, научить их находить связь жизни и творчества, повысить уровень литературного развития, а также помочь учащимся увидеть, как отражается жизнь художника в его произведениях.

По нашему мнению, перед тем, как представить учащимся материалы из научно-биографической прозы на разных этапах урока по изучению личности и творчества Достоевского и Толстого, в первую очередь учителю следует отметить то, что материалы научной биографии требуют сопоставления с документами-дневниками и письмами писателя, что отображается в работах авторов-литературоведов (Л.И. Сараскиной «Достоевский» и П.В. Басинского «Бегство из рая»). Также целесообразно познакомить школьников с авторами монографий, дать короткую справку о них.

Следует отметить то, что Л.И. Сараскина является автором многих книг и статей, написала авторскую работу о Достоевском. Читатель Сараскиной – всегда её единомышленник. Она написала свою книгу правдиво, заставляя сочувствовать и сопереживать. Каждая грань, каждая сторона жизни великого писателя воссоздана с кропотливой точностью. Очень правдоподобно и реалистично описана биография Фёдора Михайловича: детство, отношения с отцом, взрослая жизнь и т.д. В книге Сараскиной даётся самое полное представление о том, как мучительно оказалось для Достоевского литераторство. Также стоит отметить и то, что Сараскина приводит довольно много высказываний различных учёных, литературных критиков, различных общественных деятелей о Достоевском (например, Д.С. Мережковский, А.Л. Бем, П.К. Мартьянов). На протяжении всей книги Сараскиной удалось сохранять объективность, так как это помогает читателям получить именно беспристрастную картину жизни и создать личностный портрет писателя. Она проделала огромную работу по сбору информации для этой книги: изучено много архивов, писем и т.д. Целесообразно охарактеризовать и другие работы Сараскиной о Достоевском, например, монографию о «Бесах».

Что касается автора книги «Бегство из рая» П.В. Басинского, то целесообразно отметить тот факт, что работа автора представляет собой историко-литературную биографию писателя – Льва Николаевича Толстого. Книга явилась добросовестным и трудоемким документальным исследованием, которое стремится не столько ответить на обозначенные в нём вопросы и проблемы, сколько продемонстрировать, насколько эти вопросы сложные, а иногда кажется, что и вовсе непостижимые. Присутствует явная форма авторского участия в тексте. Это биография-повествование, в котором автор переносит содержание исторических источников без допущения вымысла в текст. С первых страниц работа напоминает некий триллер, т.к. показано бегство Л.Н. Толстого. По характеру книга является документальной, то есть основанной на документах, которые играют в структуре научно-биографического текста основополагающую и систематизирующую роль, а также воздействуют в целом на стиль автора. Полностью отсутствует вымысел. Также монографии присуща композиция смешанного типа: имеет место циклическая композиция – автор по ходу повествования не раз возвращается к сказанному ранее; присутствует и фрагментарная композиция – автор из жизни писателя выхватывает отдельные фрагменты для детализации конкретной мысли. Авторское сознание выражается не только в создании документального эффекта, но и в осуществлении моделирования художественного мира произведения: обозначается время, пространство, герои. Намеренное сужение пространственно-временных границ действия, которое акцентирует внимание на внутренних коллизиях героев, вовсе не свидетельствует о локальности мировидения художника. Следует упомянуть и то, что П.В. Басинский использует множество приемов и принципов в создании образа великого писателя. В первую очередь, через эволюцию мировоззрения писателя, его поступки и действия, а также гениальные, но в то же время повседневные мысли обычного человека. Автор монографии выступает как объективный и беспристрастный повествователь, хотя очевидным является его восхищение Львом Николаевичем Толстым как личностью многогранной и незаурядной, отражающей всю мощь русского человека. Целесообразно упомянуть и другие книги Павла Валерьевича о Толстом. Например, «Лев в тени Льва», повествующая о сыне великого писателя; в книге «Лев Толстой. Свободный человек» автор подводит итог многолетних поисков «истинного Толстого»; в книге «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды» П.В. Басинский прослеживает историю взаимоотношений самого знаменитого писателя и самого любимого в народе священника того времени, ставших заклятыми врагами.

Также в качестве методических рекомендаций рационально предложить некоторые методы, формы и средства использования научно-биографической прозы на разных этапах урока по литературе в старших классах при изучении личности и творчества Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

На вступительных занятиях по изучению биографии писателя мы предлагаем использовать репродуктивный метод обучения литературе, т.е. рассказ учителя о жизни писателя с использованием материалов из научно-биографической прозы. По нашему мнению, данный метод как нельзя кстати подходит для применения на вступительных уроках в связи с тем, что учащиеся старших классов уже способны к продуктивному осмыслению услышанного в ходе лекции учителя. Опираясь конкретно на книги Л.И. Сараскиной и П.В. Басинского, знакомство с личностью писателя следует начинать с описания его внешности, представления учащимся портретов писателей различных художников, а также описание их жизни в юношеский период. Ведь именно фрагменты из книг по научно-биографической прозе способны дать более глубокое представление о жизненном пути писателя.

На этапе анализа произведений мы предлагаем использовать исследовательский и эвристический (частично-поисковый) методы. По нашему мнению, исследовательский метод следует использовать в классах с гуманитарным профилем, т.к. он предполагает изучение учащимися монографий по научно-биографической прозе самостоятельно в течение определенного количества времени. Затем на уроках в ходе анализа произведения учащиеся сами приводят отрывки из монографий и сопоставляют их с героями произведения или с отрывками из произведения, а также описывают свои впечатления о прочитанном.

В ходе реализации эвристического (частично-поискового) метода учителю следует выделить отдельные фрагменты из монографий и представить их визуально, например, с помощью слайд-презентации или на распечатанных бумажных источниках. При этом учащимся предлагается выбрать определенный фрагмент из списка, который является более подходящим при анализе образа героев, либо отрывка из произведения. Таким образом, учащиеся смогут сами сопоставить документальные и художественные факты, т.е. коллективно проанализировать эпизоды романа и образы героев, сопоставив их с биографическими сведениями писателя.

На заключительном этапе мы предлагаем использовать эвристическую беседу и исследовательский метод. Эвристическая беседа представляет собой постановку учителем проблемных вопросов. Соответственно, формами обучения могут являться: урок-диспут, урок-конференция, урок-творческий отчет. В качестве средств обучения учитель может представить учащимся репродукции различных художников, которые изображают, к примеру, уход Толстого из Ясной Поляны, а также Достоевского и его героя Раскольникова на каторге и т.п.

Исследовательский метод заключается в написании учащимися итогового сочинения на одну из тем: «Какую роль сыграла каторга в судьбе Достоевского и Раскольникова?»; «Что сближает Порфирия Петровича с биографическим автором романа «Преступление и наказание»?» и «Уход Толстого – начало нового пути?». Данные названия сочинений, по нашему мнению, целесообразно использовать учителю, чтобы увидеть усвоили ли учащиеся представленный педагогом материал из научно-биографической прозы о Ф.М. Достоевском и Л.Н. Толстом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной технологии на уроках русской литературы в старших классах

Сегодня проектная деятельность стала уже неотъемлемым атрибутом школьной жизни, поскольку она является эффективным средством личностного развития школьника, ориентирует образовательный процесс н...

Нравственное воспитание учащихся при изучении русской литературы в старших классах

В данной статье мне бы хотелось рассказать о крупицах своего опыта, своих наблюдениях по нравственному воспитанию учащихся на материале нескольких произведений классической и современной литературы. Д...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Контрольно-измерительные материалы выступают в качестве средства отслеживания результатов усвоения знаний по той или иной теме, разделу или всему курсу определённой учебной дисциплины....

Профилактическая помощь. Методические рекомендации для школьных учителей "Методы и приемы обучения учащихся младших и старших классов техникам саморегуляции"

Вашему вниманию представлены методические рекомендации для школьных учителей, написанные в рамках профилактики эмоционального выгорания, повышения агрессивности, эмоциональной нестабильности у учащихс...

Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках английского языка в старших классах

Обучение иностранным языкам с использованием интерактивного метода в первую очередь направлено на развитие коммуникативных навыков у учащихся, а также на побуждение учащихся к самостоятельному решению...

Методическая разработка "Изучение лексики на уроках русского языка в старших классах"

В данном докладе рассматривается методика изучения лексики русского языка в старших классах. Освещаются открытые уроки, которые позволяют закрепить знания учеников и внедрить инновационные подходы к о...