Урок по финансовой грамотности.
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Урок литературы по финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по финансовой грамотности. | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
Тема урока: «Предпринимательство как аспект финансовой грамотности по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»»
Класс: 9
Тип урока: интегрированный
Теплова Г.В.учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория.
Цели урока:
Образовательные:
1.Актуализировать и развивать знания финансовой грамотности с учетом эпохи, закрепить умения, применять экономические знания при анализе конкретных ситуаций, сформировать верное отношение к деньгам как к средству товарообмена. 2.Обозначить чёткие границы между нравственными ценностями и материальными, закрепить навыки творческого мышления, показать пагубность подмены одних ценностей другими, что в результате приводит человека к духовной деградации. 3.Формировать позитивное отношение к предпринимательской деятельности и в понимании того, что в любом бизнесе мерилом, символом успеха являются не деньги.
Развивающие:
- развитие образного и аналитического мышления, критического воображения, творческих способностей
обучающихся и коммуникативных умений;
- развитие читательской культуры и понятия авторской позиции;
- привлечение обучающихся к активной познавательной деятельности;
- закрепить умение групповой самооценки;
- развитие элементов коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенций.
Воспитательные:
- воспитание духовного развития личности, любви и уважение к живому слову, литературе;
- формирование гражданского сознания, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
- формирование культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД:
- умение организовать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, способность к саморазвитию;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы)
- Регулятивные УУД:
- умение организовать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал.
- Коммуникативные УУД:
- использование правил общения, способность осуществлять коммуникативную деятельность в групповой работе;
-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского язык и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- Познавательные УУД:
- построение коллективного процесса отбора, систематизации и использования;
-привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности;
-помочь обучающимся раскрыть творческие способности уч-ся;
-владение элементарной литературоведческой терм
Мотивация. (индуктор) | Вы знаете, что классика актуальна во все времена. Жизненный опыт литературных героев помогает нам в жизни. Он помогает нам принимать решения в своей реальной, не книжной жизни. На прошлом занятии мы говорили о финансовой грамотности. На сегодняшнем уроке мы вновь коснемся этой темы.
| ||||||||
Проблемный вопрос. Подведение к теме урока. Словарь понятий | Мы заканчиваем изучение произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души». Как вы думаете, как связана поэма Гоголя и финансовая грамотность?
«Ревизская сказка», опекунский совет, проект, реализм, эпитет, метафора, бизнес план, сделка, предприниматель, | ||||||||
Целеполагание. | Перед вами три карточки, на которых написан план Чичикова. Вспомните предысторию произведения и найдите верное описание того, что планировал Чичиков и зачем ему «мертвые души»? 1) Как называют человека, который мечтает, планирует, действует? (бизнесмен, предприниматель)
2) Соедините слова в предложение и подумайте, какой термин обозначает это определение? (собрать определение предпринимательство)
3) Какими качествами должен обладать предприниматель? | ||||||||
Проверка домашнего задания | Как в поэме Н.В.Гоголя отразилась экономическая обстановка в Росcии конца XVIII века? Рассмотрим исторические предпосылки написания романа. В 1719 году Петр I велел начать «ревизию», то есть перепись принадлежащих помещикам крепостных, и заменил подворную подать подушной, обязав отныне платить не с количества принадлежащих помещику крестьянских изб — дворов, а исчислять сумму налога с количества крепостных — ревизских душ. Переписи эти проводились крайне нерегулярно, и умершие в промежутке между ними крестьяне продолжали числиться длительное время живыми, и помещики продолжали платить за них налог. Этими несоответствиями в законодательстве и воспользовались предприимчивые дельцы, одним из которых оказался и главный герой поэмы Гоголя. Помещики с легкостью соглашались избавляться от несуществующих крепостных. Например, на родине Гоголя, в городе Миргороде, мелкопоместные дворяне не могли держать винокурню, если не имели 50 душ. Помещик Харлампий Пивинский, докупив за бутылку горилки у соседей не хватавшие ему 20 душ, с легкостью обошел закон. Кое-кто пошел дальше. Известна еще одна махинация. В конце XVIII века обеспокоенное все более растущим обнищанием и разорением помещичьих хозяйств правительство основало специальные дворянские банки, выдававшие кредиты под залог усадеб и крепостных. Некий прапорщик Бочеров заложил свое имение, в котором, как потом выяснилось, в живых было лишь… четверо крестьян! И хотя заем составил всего 250 рублей, Бочеров не избежал Сибири. Идея Чичикова была не менее изобретательна. | ||||||||
Актуализация знаний. | По главе 11 проведём наблюдение за тем, как Чичиков с детства воспитывал в себе черты предпринимателя. Изначально отец наставлял Павлушу: "... больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой..." Так он подчеркивал, что в жизни главное – вера в себя и свой капитал, который надежнее всяких друзей. С малых лет Павлуша проявлял предпринимательские способности, что выражалось в изготовлении игрушек на продажу, демонстрации дрессированной мыши за деньги. В гимназические годы Чичиков не отличался от сверстников способностями, но всячески угождал своему учителю и поэтому всегда имел хорошие оценки, тем самым проявив расчетливость и практичность. А когда преподавателю понадобилась помощь, он, единственный из бывших учеников, отказался ему помогать. Впоследствии Чичиков получает должность благодаря личной благосклонности начальника в ответ на обещание жениться на его непривлекательной дочери. Достигнув цели, молодой человек забыл и о бывшем начальнике, и о его дочери. В очередной раз молодой человек был готов использовать любые средства для достижения поставленной цели. Позже герой успешно служил в таможне, но там он был уволен и лишен чина за связь с контрабандистами. Здесь проявились такие черты Чичикова, как: расчетливость, терпеливость и стремление обогатиться любым путем. Чичиков примитивен в своих стремлениях. Его интересует только материальное благополучие. - Что же помешало Павлу стать успешным? (неоправданный риск. И он прогорел) - Сломила ли его неудача? (Нет, он с нуля начал восстанавливать капитал) - Так обладал ли Чичиков качествами для предпринимателя? (Несомненно) | ||||||||
Работа по теме занятия | А теперь обратимся к нашему герою. Обладает ли Чичиков качествами предпринимателя? Давайте подумаем, какие качества он проявлял в общении с помещиками, у которых хотел купить мертвые души? Идея пришла к Чичикову после замечания секретаря: «Один умер, другой родится, а все в дело годится». Ему нужен начальный капитал для получения кредита под залог на умерших крепостных крестьян. Он намеревался приобрести не менее тысячи душ и заложить их в Опекунский совет по 200 рублей за душу. Землю Чичиков для своих мертвых душ тоже нашел. «Да ведь я куплю на вывод, на вывод; теперь земли в Таврической и Херсонской губерниях отдаются даром, только заселяй. Туда я их всех и переселю! В Херсонскую их! Пусть их там живут! А переселение можно сделать законным образом, как следует по судам. Если захотят освидетельствовать крестьян: пожалуй, я и тут не прочь, почему же нет? Я представлю и свидетельство за собственноручным подписанием капитана-исправника». Интуиция и способность к стратегическому планированию в полной мере проявились у Чичикова в главной авантюре его жизни. Как же Чичиков воплощал свой план? Прежде всего, он находил индивидуальный подход к каждому. По сути, он был неплохим психологом и умел располагать к себе людей. Чичиков с легкостью ведет разговор с Маниловым и убеждает его, что сделка легальна и окажется огромной честью, после чего Манилов сразу же согласился. С любопытной Коробочкой говорит только по делу, используя ее жадность в своих целях. Ноздрева и Чичикова объединяло одно – оба действуют ради целей. С грубым, любящим деньги Собакевичем он говорит дипломатично. Даже слово «мертвые» души Чичиков заменяет на «несуществующие», чтобы придать мягкость и не акцентировать на этом внимание Собакевича. Плюшкина называет «почтенным, добрым стариком». Кроме того, Чичиков не только умело ведет переговоры, но и торгуется. Так с Собакевичем он сбивает цену со 100 рублей до 2,5. Умение договариваться, быстро принимать решения, быть мобильным в выборе тактики убеждения каждого собеседника (потенциального продавца) помогали Чичикову в достижении цели, и он все ловко провернул.
| ||||||||
Групповая работа. | 1 группа. А был ли у Чичикова опыт в финансовых делах, в предпринимательстве? Подобратьь эпизоды из биографии героя. 2 группа. Умение оценивать риски. Оценивал ли Чичиков риски? Вспомните его визит в город. Почему он задержался? Чего боялся?
Чичиков прилагает максимум усилий, чтобы достичь выгоды. Благодаря умению располагает к себе людей, он смог собрать более 400 душ по разной цене. При средней цене - 70 коп. за душу при залоговой стоимости в 200 руб. мошенник получил отличный результат. Воодушевленный успехами, Чичиков не может вовремя остановиться и правильно оценить ситуацию. Гоняясь за прибылью, он теряет контроль над процессом и поэтому терпит неудачу. Несовершенные законы способствуют появлению таких аферистов, как герой поэмы Гоголя. И если подобные ситуации будут продолжаться, такие дельцы всегда найдут применение своим нечистоплотным идеям. А это значит, что произведение «Мертвые души» действительно актуально в наше время и по праву считается бессмертным. | ||||||||
Учитель литературы
| А могла ли быть конкуренция у Чичикова? Да, ведь после того как Коробочка приехала в город узнавать «почем душами торгуют?», кто-то мог повторить такое же, что и Чичиков. И были подобные случаи на юге России, поэтому мог найтись конкурент. Например, Собакевич.
| ||||||||
Создание кластера. Мозговой штурм Выступления по схеме. |
| ||||||||
Итоги | Подведем итоги. Какие уроки финансовой грамотности можно извлечь из нашего урока? История Чичикова представляет значительный интерес и для нашего времени, поскольку финансовая грамотность большинства людей находится на невысоком уровне. И тем, кто занимается предпринимательской деятельностью, и тем, кто создает правила и законы, по которым мы живем, необходимо грамотно и эффективно разбираться в финансовых вопросах. Произведение не столько полезно людям, желающим развить в себе черты предприимчивого человека, сколько тем, кто занимается законотворчеством. Ведь принимая любой закон, необходимо его тщательно продумать, согласовать с уже действующими нормативно-правовыми актами, чтобы ни у кого не возникало желания и возможности найти очередную лазейку для реализации своих бесчестных идей. В этом и заключается основная значимость поэмы и ее актуальность во все времена. На основании выше изложенного, делаем вывод о том, что произведение Н.В.Гоголя «Мертвые души» можно считать своеобразным учебным пособием по экономике и финансам.
| ||||||||
Рефлексия Оценки за урок. Домашнее задание. | Закончить фразы: - Мне было интересно узнать… - Меня затруднило… - Я понял, что… Эссе «Павел Чичиков – как формат зарождающегося предпринимателя» | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по финансовой грамотности на тему"Семейный бюджет"
Разработка урока по финансовой грамотности на тему"Семейный бюджет" напралена на развитие метапредметных умений. Таких как развитие навыков работы с материалом таблиц, развитие логического мышления, у...
Сертификат за участие в онлайн уроке по финансовой грамотности
Дни финансовой грамотности ...
Урок по финансовой грамотности
Расширение представлений обучающихся о пластиковых картах Сбербанка России....
Конспект урока по финансовой грамотности
конспект урока по финансовой грамотности...
Проект к уроку по финансовой грамотности в 7классе по теме "Страхование"
Данный проект разработан группой педагогов с мои участием в рамках курса повышения квалификации по финансовой грамотности (72 часа) в марте 2019 года (организаторы Высшая школа экономики, ФГБОУ "...
Презентация к уроку по финансовой грамотности "Чтобы не волноваться -лучше застраховаться!"
Эту презентацию я разработала на курсах подготовки учителей по финансовой грамотности. Её можно использовать при изучении темы "Страхование и виды страхования" по финансовой грамотности....
Методическая разработка урока по финансовой грамотности «Как и для чего открыть вклад?»
Цель: развитие интереса и формирование стимулов у обучающихся к приобретению знаний по финансовой грамотности...