Урок по финансовой грамотности.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Теплова Галина Валерьевна

Урок литературы по финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по финансовой грамотности.29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  литературы

Тема урока: «Предпринимательство как аспект финансовой грамотности по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»»

       Класс: 9

      Тип урока: интегрированный

 

     Теплова Г.В.учитель русского языка и литературы,

     первая квалификационная категория.

Цели урока:

Образовательные:

1.Актуализировать и развивать знания финансовой грамотности с учетом эпохи, закрепить умения, применять экономические знания при анализе конкретных ситуаций, сформировать верное отношение к деньгам как к средству товарообмена.                                                                                                                                   2.Обозначить чёткие границы между нравственными ценностями и материальными, закрепить навыки творческого мышления, показать пагубность подмены одних ценностей другими, что в результате приводит человека к духовной деградации.                                                                                                                                        3.Формировать позитивное отношение к предпринимательской деятельности и в понимании того, что в любом бизнесе мерилом, символом успеха являются не деньги.

Развивающие:  

развитие образного и аналитического мышления, критического воображения, творческих способностей 

  обучающихся и коммуникативных умений;

 - развитие читательской культуры и понятия авторской позиции;

- привлечение обучающихся к активной познавательной деятельности;

- закрепить умение групповой самооценки;

- развитие элементов коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенций.

Воспитательные:

- воспитание духовного развития личности, любви и уважение к живому слову, литературе;

- формирование гражданского сознания, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

- формирование культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:

- умение организовать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, способность к саморазвитию;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы)

 -  Регулятивные УУД:

- умение организовать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал.

- Коммуникативные УУД:

- использование правил общения, способность осуществлять коммуникативную деятельность в групповой работе;

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского язык и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- Познавательные УУД:

- построение коллективного процесса отбора, систематизации и использования;

-привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности;

-помочь обучающимся раскрыть   творческие способности уч-ся;

-владение элементарной литературоведческой терм

Мотивация. (индуктор)

Вы знаете, что классика актуальна во все времена. Жизненный опыт литературных героев помогает нам в жизни. Он помогает нам принимать решения в своей реальной, не книжной жизни. 

 На прошлом занятии мы говорили о финансовой грамотности. На сегодняшнем уроке мы вновь коснемся этой темы.

 

Проблемный вопрос.

Подведение к теме урока.

Словарь понятий

Мы заканчиваем изучение произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души». Как вы думаете, как связана поэма Гоголя и финансовая грамотность?

 

 

«Ревизская сказка», опекунский совет, проект, реализм, эпитет, метафора, бизнес план, сделка, предприниматель,

Целеполагание.

 Перед вами три карточки, на которых написан план Чичикова. Вспомните предысторию произведения и найдите верное описание того, что планировал Чичиков и зачем ему «мертвые души»? 1) Как называют человека, который мечтает, планирует, действует?

(бизнесмен, предприниматель)

 

2) Соедините слова в предложение и подумайте, какой термин обозначает это определение?

(собрать определение предпринимательство)

 

3) Какими качествами должен обладать предприниматель?

Проверка домашнего задания

Как в поэме Н.В.Гоголя отразилась экономическая обстановка в Росcии конца XVIII века?

Рассмотрим исторические предпосылки написания романа. В 1719 году Петр I велел начать «ревизию», то есть перепись принадлежащих помещикам крепостных, и заменил подворную подать подушной, обязав отныне платить не с количества принадлежащих помещику крестьянских изб — дворов, а исчислять сумму налога с количества крепостных — ревизских душ. Переписи эти проводились крайне нерегулярно, и умершие в промежутке между ними крестьяне продолжали числиться длительное время живыми, и помещики продолжали платить за них налог. Этими несоответствиями в законодательстве и воспользовались предприимчивые дельцы, одним из которых оказался и главный герой поэмы Гоголя.

Помещики с легкостью соглашались избавляться от несуществующих крепостных. Например, на родине Гоголя, в городе Миргороде, мелкопоместные дворяне не могли держать винокурню, если не имели 50 душ. Помещик Харлампий Пивинский, докупив за бутылку горилки у соседей не хватавшие ему 20 душ, с легкостью обошел закон.

Кое-кто пошел дальше. Известна еще одна махинация. В конце XVIII века обеспокоенное все более растущим обнищанием и разорением помещичьих хозяйств  правительство основало специальные дворянские банки, выдававшие кредиты под залог усадеб и крепостных. Некий прапорщик Бочеров заложил свое имение, в котором, как потом выяснилось, в живых было лишь… четверо крестьян! И хотя заем составил всего 250 рублей, Бочеров не избежал Сибири.

Идея Чичикова была не менее изобретательна.

Актуализация знаний.

 По главе 11 проведём наблюдение за тем, как Чичиков с детства воспитывал в себе черты предпринимателя.

Изначально отец наставлял Павлушу: "... больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой..." Так он подчеркивал, что в жизни главное – вера в себя и свой капитал, который надежнее всяких друзей.

С малых лет Павлуша проявлял предпринимательские способности, что выражалось в изготовлении игрушек на продажу, демонстрации дрессированной мыши за деньги.

В гимназические годы Чичиков не отличался от сверстников способностями, но всячески угождал своему учителю и поэтому всегда имел хорошие оценки, тем самым проявив расчетливость и практичность. А когда преподавателю понадобилась помощь, он, единственный из бывших учеников, отказался ему помогать.

Впоследствии Чичиков получает должность благодаря личной благосклонности  начальника в ответ на обещание жениться на его непривлекательной дочери. Достигнув цели, молодой человек забыл и о бывшем начальнике, и о его дочери. В очередной раз молодой человек был готов использовать любые средства для достижения поставленной цели. Позже герой успешно служил в таможне, но там он был уволен и лишен чина за связь с контрабандистами. Здесь проявились такие черты Чичикова, как: расчетливость, терпеливость и стремление обогатиться любым путем.

Чичиков примитивен в своих стремлениях. Его интересует только материальное благополучие.

 -  Что же помешало Павлу стать успешным?

(неоправданный риск. И он прогорел)

 - Сломила ли его неудача?

(Нет, он с нуля начал восстанавливать капитал)

 - Так обладал ли Чичиков качествами для предпринимателя? (Несомненно)

Работа по теме занятия

А теперь обратимся к нашему герою. Обладает ли Чичиков качествами предпринимателя? Давайте подумаем, какие качества он проявлял в общении с помещиками, у которых хотел купить мертвые души?

Идея пришла к Чичикову после замечания секретаря: «Один умер, другой родится, а все в дело годится». Ему нужен начальный капитал для получения кредита под залог на умерших крепостных крестьян.

Он намеревался приобрести не менее тысячи душ и заложить их в Опекунский совет по 200 рублей за душу. Землю Чичиков для своих мертвых душ тоже нашел. «Да ведь я куплю на вывод, на вывод; теперь земли в Таврической и Херсонской губерниях отдаются даром, только заселяй. Туда я их всех и переселю! В Херсонскую их! Пусть их там живут! А переселение можно сделать законным образом, как следует по судам. Если захотят освидетельствовать крестьян: пожалуй, я и тут не прочь, почему же нет? Я представлю и свидетельство за собственноручным подписанием капитана-исправника». Интуиция и способность к стратегическому планированию в полной мере проявились у Чичикова в главной авантюре его жизни.

Как же Чичиков воплощал свой план? Прежде всего, он находил индивидуальный подход к каждому. По сути, он был неплохим психологом и умел располагать к себе людей.

Чичиков с легкостью ведет разговор с Маниловым и убеждает его, что сделка легальна и окажется огромной честью, после чего Манилов сразу же согласился.

С любопытной Коробочкой говорит только по делу, используя ее жадность в своих целях. Ноздрева и Чичикова объединяло одно – оба действуют ради целей. С грубым, любящим деньги Собакевичем он говорит дипломатично. Даже слово «мертвые» души Чичиков заменяет на «несуществующие», чтобы придать мягкость и не акцентировать на этом внимание Собакевича. Плюшкина называет «почтенным, добрым стариком».

Кроме того, Чичиков не только умело ведет переговоры, но и торгуется. Так с Собакевичем он сбивает цену со 100 рублей до 2,5.

Умение договариваться, быстро принимать решения, быть мобильным в выборе тактики убеждения каждого собеседника (потенциального продавца) помогали Чичикову в достижении цели, и он все ловко провернул.

 

 

Групповая работа.

1 группа.

А был ли у Чичикова опыт в финансовых делах, в предпринимательстве?

Подобратьь эпизоды из биографии героя.

2 группа.

Умение оценивать риски.

Оценивал ли Чичиков риски? Вспомните его визит в город. Почему он задержался? Чего боялся?

 

Чичиков прилагает максимум усилий, чтобы достичь выгоды. Благодаря умению располагает к себе людей, он смог собрать более 400 душ по разной цене. При средней  цене - 70 коп. за душу при залоговой стоимости в 200 руб. мошенник получил отличный результат.

Воодушевленный успехами, Чичиков  не может вовремя остановиться и правильно оценить ситуацию. Гоняясь за прибылью, он теряет контроль над процессом и поэтому терпит неудачу.

Несовершенные законы способствуют появлению таких аферистов, как герой поэмы Гоголя. И если подобные ситуации будут продолжаться,  такие дельцы всегда найдут применение своим нечистоплотным идеям. А это  значит, что произведение «Мертвые души» действительно актуально  в наше время и по праву считается бессмертным.

Учитель литературы

 

А могла ли быть конкуренция у Чичикова?

Да, ведь после того как Коробочка приехала в город узнавать «почем душами торгуют?», кто-то мог повторить такое же, что и Чичиков. И были подобные случаи на юге России, поэтому мог найтись конкурент. Например, Собакевич.

 

 

Создание кластера.

Мозговой штурм

Выступления по схеме.

 

Сильные стороны Чичикова

Слабые стороны Чичикова

возможности

угрозы

Не нарушил закон

 

Знает закон и не упускает удобный случай

 

Обладает лучшими качествами предпринимателя

 

Имеет опыт

 

 

Риски

 

Неосторожность

 

Капитал

 

Поместье

 

Освобождение от налогов

 

Страх разоблачения

 

Конкуренция

 

 Итоги

Подведем итоги. Какие уроки финансовой грамотности можно извлечь из нашего урока?

История Чичикова представляет значительный интерес и для нашего времени, поскольку финансовая грамотность большинства людей находится на невысоком уровне. И тем, кто занимается предпринимательской деятельностью, и тем, кто создает правила и законы, по которым мы живем, необходимо грамотно и эффективно разбираться в финансовых вопросах.

Произведение не столько полезно людям, желающим развить в себе черты предприимчивого человека, сколько тем, кто занимается законотворчеством. Ведь принимая любой закон, необходимо его тщательно продумать, согласовать с уже действующими нормативно-правовыми актами, чтобы ни у кого не возникало желания и возможности найти очередную лазейку для реализации своих бесчестных идей. В этом и заключается основная значимость поэмы и ее актуальность во все времена.

На основании выше изложенного, делаем вывод о том, что произведение Н.В.Гоголя «Мертвые души» можно считать своеобразным учебным пособием по экономике и финансам.

 

 

Рефлексия

Оценки за урок.

Домашнее задание.

Закончить фразы:

 -   Мне было интересно узнать…

 - Меня затруднило…

 - Я понял, что…

Эссе «Павел Чичиков – как формат зарождающегося предпринимателя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по финансовой грамотности на тему"Семейный бюджет"

Разработка урока по финансовой грамотности на тему"Семейный бюджет" напралена на развитие метапредметных умений. Таких как развитие навыков работы с материалом таблиц, развитие логического мышления, у...

Урок по финансовой грамотности

Расширение представлений обучающихся о пластиковых картах Сбербанка России....

Конспект урока по финансовой грамотности

конспект урока по финансовой грамотности...

Проект к уроку по финансовой грамотности в 7классе по теме "Страхование"

Данный проект разработан группой педагогов с мои участием в рамках курса повышения квалификации по финансовой грамотности (72 часа) в марте 2019 года (организаторы Высшая школа экономики, ФГБОУ "...

Презентация к уроку по финансовой грамотности "Чтобы не волноваться -лучше застраховаться!"

Эту презентацию я разработала на курсах подготовки учителей по финансовой грамотности. Её можно использовать при изучении темы "Страхование и виды страхования" по финансовой грамотности....

Методическая разработка урока по финансовой грамотности «Как и для чего открыть вклад?»

Цель: развитие интереса и формирование стимулов у обучающихся к приобретению знаний по финансовой грамотности...