Проект к уроку по финансовой грамотности в 7классе по теме "Страхование"
проект
Данный проект разработан группой педагогов с мои участием в рамках курса повышения квалификации по финансовой грамотности (72 часа) в марте 2019 года (организаторы Высшая школа экономики, ФГБОУ "Российская академия народного хозяйства и государственной служдбы при Приезиденте Российской Федерации" Дальневосточный филиал РАНХиГС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_zhizni_vsyakoe_mozhet_sluchitsya.docx | 107.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Дальневосточный филиал РАНХиГС
ПРОЕКТ
«В жизни всякое может случиться…»
Разработчики проекта: Русских Галина Викторовна Савва Светлана Александровна Сухорукова Елена Вячеславовна Фоминых Оксана Геннадьевна Чухрий Лилия Борисовна
|
Допустить к защите старший методист РМЦ Н.В. Гаркуша «____» ________________ 2019 год |
Южно-Сахалинск
2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | 4 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 8 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ | 9 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 11 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данного проекта заключается в возросшей доле продуктов, предлагаемых страховыми компаниями населению в настоящее время и касается абсолютно всех.
Как только человек появляется на свет, он уже сталкивается с различными ситуациями, которые могут существенно повлиять и нарушить естественное течение жизни. Сам того не подозревая, ребенок становится участником страховых отношений. Люди могут не пользоваться какими-то финансовыми инструментами, но мимо страхования они точно не пройдут. Таким образом, страхование занимает очень важное место в нашей жизни.
Страхование – это особый вид финансовых услуг, благодаря которым возможно защитить себя, своё имущество и интересы от различных случайно происходящих событий, которые зачастую приводят к серьезным материальным потерям.
Целью данного проекта сформировать у обучающихся устойчивые знания об институте страхования через рассмотрение непредвиденных ситуаций, требующих дополнительных расходов, и объяснить пути смягчения их последствий путем минимизации рисков.
Нельзя точно предвидеть неблагополучные события, но можно предвидеть саму возможность их наступления. Страхование не гарантирует стопроцентную защиту от рисков, но снижает его последствия.
Из вышеуказанного вытекают следующие задачи:
- научить учеников описывать события, существенно влияющие на финансовое благополучие семьи;
- сформировать навыки самостоятельного анализа ситуаций учащимися и выбора ими страхового продукта в соответствии с ситуацией;
- научить грамотно оформлять отношения со страховой компанией.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основная часть имеет следующую структуру:
- Общая характеристика занятия
Объект: учащиеся 7 класса
Образовательная организация:
МБОУ СОШ №1 г. Оха
МБОУ СОШ №5 г. Оха
МАОУ СОШ №1 г. Холмск
МАОУ СОШ №8 г. Холмск
МБОУ «СОШ с. Ясное»
Педагоги:
Русских Галина Викторовна, МБОУ «СОШ с. Ясное», учитель информатики
Савва Светлана Александровна, МБОУ СОШ №5 г. Оха, учитель истории и обществознания
Сухорукова Елена Вячеславовна, МАОУ СОШ №1 г. Холмск, учитель истории и обществознания
Фоминых Оксана Геннадьевна, МАОУ СОШ №8 г. Холмск, учитель экономики и финансовой грамотности
Чухрий Лилия Борисовна, МБОУ СОШ №1 г. Оха, учитель истории и обществознания
Название предмета: Основы финансовой грамотности
Тема: «В жизни всякое может случиться…»
Вид деятельности учащихся: занятие по внеурочной деятельности
Тип занятия: комбинированный урок
Оборудование: экран, проектор, учебное пособие, раздаточный материал
Учебно-методическое обеспечение:
- Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 208 с., ил.
- Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c.
- Вигдорчик, Е. А. В41 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы обще образоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 64 c.
Интернет-ресурсы:
- www.infourok.ru
- www.fincult.info
- www.hse.ru
- www.вашифинансы.рф
- Педагогическая характеристика занятия
Цель занятия: сформировать представление о финансовом инструменте – страхование.
Задачи:
- познакомить с понятием и видами страхования
- научить осознанно подходить к выбору страховой компании и продукта.
Предметные образовательные результаты:
Усвоение понятий по теме: формирование понятия «страхование», основные виды страхования, страховая компания, страховой полис
Личностные образовательные результаты:
Учащиеся научатся определять риски и осознавать необходимость страхования в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: целеполагание – учащиеся смогут видеть учебную задачу, и планирование – намечать пути ее решения
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. Формулировать собственное мнение и позицию, уметь полно и точно формулировать ответ на поставленную задачу.
Информационные: уметь самостоятельно искать анализировать и отбирать необходимую информацию.
Описание учебного процесса
Этапы и типы заданий для учащихся
Этап | Продолжительность | Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
Организационный | 3 мин | Приветствие. Настрой на дальнейшую работу. |
Основной:
| 5 мин 3 мин 20 мин | Слушают информацию учителя. Анализируют ее. Учащиеся пытаются сформулировать цель и задачи урока. Работа с презентацией. |
Применение знаний на практике | 5 мин | Работа с раздаточным материалом |
Подведение итогов | 2 мин | Подведение итогов |
Рефлексия | 7 мин | Ответы на вопросы |
Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися
Этап | Ожидаемые результаты | Типы заданий контрольно-измерительных процедур |
Организационный | Положительный эмоциональный настрой учащихся | |
Основной: | Освоение базовых понятий. Уметь выбирать страховую компанию. | Тест. |
Применение знаний на практике | Формирование групп. Применение ранее полученных знаний. | Карточки. |
Подведение итогов и рефлексия | Осмысление полученных знаний. Построение выводов учащимися о необходимости страхования. | Задание на обобщение. |
- Методическая характеристика занятия
Перечень методик, рекомендуемых к использованию на уроке:
- ИКТ – технологии
- эвристическая беседа
- наглядно-иллюстративная
- кооперативно-групповая
- практическая
Критерии оценки эффективности занятия:
- овладение базовыми понятиями, умениями различать виды страхования, понимание условий оказания страховых услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный проект был создан с целью познакомить детей с одним из финансовых продуктов - страхованием.
Внедрение проекта позволит учащимся достичь образовательных результатов:
- сформирует у них понятия «страхование», основные виды страхования, страховая компания, страховой полис
- научит различать обязательное и добровольное страхование, личное и имущественное
- определять риски и осознавать необходимость страхования в различных жизненных ситуациях,
- позволит увидеть учебную задачу, и наметить пути ее решения.
На занятии по внеурочной деятельности будут рассмотрены основные виды страхования, приглашен представитель страховой компании, который познакомит учащихся с такими понятиями как КАСКО, ОСАГО, ОМС и ДМС.
Таким образом с помощью проекта учащиеся осознают необходимость и важность страхования в жизни каждого человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
- Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 208 с., ил.
- Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c.
- Вигдорчик, Е. А. В41 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы обще образоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 64 c.
Интернет-ресурсы:
- www.infourok.ru
- www.fincult.info
- www.hse.ru
- www.вашифинансы.рф
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А | Краткий конспект урока «В жизни всякое может случиться…» | 11 |
Приложение Б | Презентация к проекту методическая разработка урока «В жизни всякое может случиться…» | 15 |
Приложение В | Презентация к уроку «В жизни всякое может случиться…» | 26 |
Приложение А
Конспект урока «В жизни всякое может случиться…»
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный | Приветствие. Настрой на дальнейшую работу. | Ответное приветствие. |
Основной:
| На экран выведены пословицы. Детям необходимо соединить их части и объяснить смысл. (Слайд №1) Учитель задает вопрос: «Для чего мы работали с этими пословицами?» «Ребята, вы уже поняли, что мы будем говорить о страховании… Однокоренное слово «СТРАХ», чего мы можем бояться в жизни?...(Слайд №2-8) Выступление специалиста страховой компании «О конкретных страховых продуктах (ОСАГО, ОМС, ДМС, КАСКО» | Работа с презентацией. Анализируют ее. Учащиеся отвечают пытаются сформулировать цель и задачи урока. Слушают информацию учителя. Работа с презентацией. Слушают информацию специалиста и задают вопросы, рассматривают информационный материал. |
Применение знаний на практике | Учитель делит класс на группы раздает ученикам карточки с заданиями: «Указать вид страхования в соответствии с ситуациями» (Слайд №9) | Ученики выполняют задание. |
Подведение итогов и рефлексия | Учитель дает задание группам: «Какие советы вы бы дали человеку, который собирается застраховаться?» Учитель: «Ребята, мы сегодня с вами поработали над темой «В жизни всякое случается…». Вы познакомились с основами страхования, послушали рассказ специалиста страховой компании. Спасибо за вашу работу. (Слайд №10) | Ученики работают в группах, составляют перечень советов. Озвучивают полученные результаты. |
Конспект урока по теме: «В жизни всякое может случиться…»
Цель занятия: подвести учащихся к значимости, ценности страхования через рассмотрение непредвиденных ситуаций, требующих дополнительных расходов, и объяснение смягчения их последствий путем минимизации рисков.
Возрастная категория: 7 класс (13 – 14 лет)
Продолжительность занятия: 45 минут (1 урок)
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте ребята!
Посмотрите, пожалуйста на экран. Здесь выведены половинки пословиц, вам необходимо собрать из них целые.
Задание: Соедините части пословиц и объясните их смысл.
| A. соломки бы подстелил. B. до добра не доведут. C. а сам не плошай. D. пока их ещё нет E. мужик не перекрестится. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Дается время на подготовку.
Учитель: Готовы, ребята? Что у вас получилось?
А теперь проверим правильные ответы.
Учитель: Объясните, как эти пословицы связаны с темой нашего урока?
Ответы детей. Называем тему.
Учитель: В жизни бывают различные непредвиденные ситуации и человек не всегда к ним бывает готов. Когда человек чего-то боится, он старается обезопасить себя. Как мы можем избежать плохих последствий? Однокоренное слово «СТРАХ», мы готовим себе СТР-ХОВ-КУ! (Приводим примеры из жизни людей опасных профессий)
Страхование – это особый вид финансовых услуг, благодаря которым возможно защитить себя, своё имущество и интересы от различных случайно происходящих событий, которые зачастую приводят к серьезным материальным потерям.
Историческая справка:
Первые случаи страховой деятельности были отмечены еще в IV - III тысячелетии до нашей эры. Шумеры вели активную торговлю с Египтом, Финикией, Индией и Китаем. Для того чтобы уменьшить потери от утраты грузов, они изобрели систему договоров или контрактов, согласно которым сторона, предоставлявшая капитал для торговца, соглашалась не взимать ссуду, если торговец утрачивал свой товар в случае кражи или воровства. За эту услугу торговец – заемщик оплачивал более высокий ссудный процент, состоящий из обычной и дополнительной страховой премии. Таким образом, торговец снижал свои расходы при утере товара. Вместе с тем, кредитор, собирая дополнительные страховые взносы от многих торговцев, оставался не в убытке от потерь немногих. В конце XVII века появились первые страховые общества в Англии, Франции, Италии, Дании и Швеции (огневое – от пожаров, морское). Родиной страхования жизни является Англия, в которой в 1699 г. впервые появилась профессиональная организация, занимающаяся страхованием жизни вдов и сирот.
В России не было специализированной страховой компании до XVIII века, хотя нужда в ней росла. Прежде всего, у купцов и промышленников. После манифеста Екатерины II от 28 июня 1786 года был создан Государственный заемный банк и при нем Государственная страховая экспедиция. Страховали в основном строения и товары от огня. В 1827 году по указу Николая I появилось Первое страховое общество. Страховало оно от огня. Существовало общество 90 лет. Второе страховое от огня общество появилось в 1835 году и существовало 83 года. В 1909 году был создан «Российский союз обществ взаимного страхования».
Вопрос: Что сейчас может застраховать человек?
Ответы учащихся: Жилье, вещи в квартире, автомобиль, жизнь, здоровье.
Учитель: А вы знаете, ребята, что застраховать можно всё, что угодно: футболисты страхуют ноги, певцы – голос, музыканты – руки, кулинары – язык, нос, обоняние.
Выделяют два основных вида страхования:
- Личное
- Имущественное
1. Личное страхование – совокупность видов страхования (отрасль страхования), где в качестве объекта страхования выступает имущественный интерес страхователя, связанный с жизнью, здоровьем, событиями в жизни отдельного человека. (Страхование жизни. Страхование от несчастных случаев и болезней. Медицинское страхование: обязательное и добровольное)
2. Имущественное страхование также является видом страховой деятельности, призванным защитить имущественные интересы лица. К основным рискам по этому имущественному страхованию относятся утрата, гибель, угроза жизни и здоровью, а также финансовые риски. Сумма страховых выплат всегда зависит от стоимости имущества при оценке страховой организацией.
Большинство видов страхования являются добровольными.
А более подробно о некоторых из этих видов страхования вам расскажет специалист страховой компании.
Рассказ приглашенного специалиста и вопросы детей ему.
Учитель: Ребята, давайте проверим как вы усвоили материал?
Задание: Посмотрите внимательно на картинки. К какому бы виду страхования вы отнесли бы каждую из них?
Ответы детей: личное, имущественное.
Подведение итогов и рефлексия:
Учитель распределяет класс на группы и дает им задание: «Какие советы вы бы дали человеку, который собирается застраховаться?»
Дети зачитывают свои подготовленные советы
Итак, о чем вы узнали на сегодняшнем уроке?
Ответы: о страховании, его видах.
Приложение Б
Презентация к уроку «В жизни всякое может случиться…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по финансовой грамотности на тему"Семейный бюджет"
Разработка урока по финансовой грамотности на тему"Семейный бюджет" напралена на развитие метапредметных умений. Таких как развитие навыков работы с материалом таблиц, развитие логического мышления, у...
Сертификат за участие в онлайн уроке по финансовой грамотности
Дни финансовой грамотности ...
Урок: «British, American and Russian money, money: harm or good» в рамках проекта ГКОУ ЦИО «Южный»: «Финансовая грамотность».
В рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и в рамк...
Урок по финансовой грамотности
Расширение представлений обучающихся о пластиковых картах Сбербанка России....
Темы проектов по курсу "Школа финансовой грамотности"
Темы проектов для зачетной работы учащихся 10 класса по финансовой грамотности...
Образовательный проектФорсайт-лаборатория «Основы финансовой грамотности»
Образовательный проект "Форсайт-лаборатория «Основы финансовой грамотности"...