Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературы при изучении стихотворения «Железная дорога» Н. А. Некрасова
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Римма Аркадьевна Конышева

Технологическая карта урока по литературе направлена на развитие читательской грамотности учащихся через изучение стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога». Урок включает в себя комплексный анализ текста, работу над формированием критического мышления, интерпретацией художественных образов и развитием навыка выразительного чтения. В ходе занятия используются методы интерактивного обучения, такие как групповая работа, обсуждение и анализ лирических фрагментов произведения. Особое внимание уделяется пониманию авторского замысла, историческому контексту создания стихотворения и роли литературных средств выразительности в передаче идей автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 7-м классе

Тема: приемы формирования читательской грамотности на уроках литературы при изучении стихотворения «Железная дорога» Н. А. Некрасова

Тип: урок открытия нового знания

Цель: формирование у учащихся представления о народе как созидателе духовных и материальных ценностей на примере стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»

Задачи:

  • Раскрыть перед учащимися особенности эпохи, когда жил и работал Н.А. Некрасов;
  • Показать отношение поэта к людям труда и их руководителям;
  • Развивать навыки анализа лирического произведения;
  • Совершенствовать умение учащихся строить монологическую речь.

Планируемые результаты

Предметные:

1) знание истории создания стихотворения «Железная дорога»;

2) умение анализировать текст;

3) умение выявлять авторскую позицию;

Метапредметные:

  • познавательные: ориентироваться в справочной литературе, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию;
  • регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать свои достижения на уроке;
  • коммуникативные: строить монологическое высказывание, связно излагать мысли, формулировать и отстаивать свою точку зрения, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Личностные: проявлять готовность к саморазвитию, ценностное отношение к труду.

Межпредметные связи: истрия

Ресурсы урока:

  1. Фрагменты текста.

ЭОР и ЦОР:

  1. Мультимедийная презентация.
  2. Фрагменты музыкальных произведений.
  3. Видеофрагменты.

Формы занятия: коллективная и индивидуальная

Дополнительный материал:

  1. Раздаточный материал «Билеты на поезд».

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Целеполагание/Актуализация необходимых знаний

На партах лежат строки из стихотворений Н.А.Некрасова («Вчерашний день, в часу в шестом», «Русские женщины», «Размышления у парадого подъзда»)

-Ребята, у вас на партах лежат строки из стихотворений.

-Давайте вспомним, кто автор этих поэтических отрывков?

Слайд 1

Правильно, это строки из произведений Николая Алексеевича Некрасова.

Слово учителя: Некрасов обладал даром большого поэта, он умел чувствовать людское горе, страдание, боль. Тема трудной судьбы народа - одна из основных в его творчестве.

Слайд 2

! Звучит музыка вместе с гудком.

- Вы когда – нибудь путешествовали по железной дороге?

Слово учителя:

А ведь есть люди, которые строили эту дорогу. Сколько людского труда было вложено.

-Как вы думаете, в каких условиях проходило строительство? Ребята, вы правы.

- Попробуйте определите тему нашего урока. (Некрасов «Железная дорога»)

Николай Алексеевич Некрасов

Это шум поездов, электричек, скопление народа. У многих с железной дорогой связаны приятные воспоминания о путешествии

тяжёлые, нечеловеческие условия жизни народа

2. Мотивация познавательной деятельности

Слайд 3

Шум вокзала. На партах билеты.

Учитель одевает шляпу.

Представьте, что мы с вами дамы и господа XIX века. 1851 год. Каждый из вас получил посадочный билет. Вы - первый вагон, а вы – 2. Мы первые пассажиры по Николаевской железной дороге. Новая железнодорожная ветка Москва – Санкт – Петербург стала сенсацией того времени. Вы сидите в вагоне, наслаждаетесь отдыхом. И вдруг слышите разговор.

Слайд 4

Слово учителя: По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Однажды автор услышал в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав ответ отца, что дорогу эту построил граф Клейнмихель, Некрасов вмешивается в разговор и рассказывает правду мальчику Ване о том, кто является настоящим строителем железной дороги.

Слово учителя:

  • Предлагаю вам сформулируем цель нашего урока.

Учитель: Ребята, а вы заметили, что на папаше - пальто на красной подкладке, такую одежду носили богатые, обеспеченные люди). А вот Ваня одет бедно. Почему?

Определить, кто построил дорогу: народ или …

хочет показать, что близок народу

3. Организация деятельности учеников

Окунёмся в историю....

Учитель: Мерно стучат колёса, но почему – то разговор между отцом и сыном не даёт нам покоя.

В основе стихотворения лежат реальные исторические факты (Текст распечатан на партах).

Слово учителя: Уважаемые пассажиры. На столе у вас историческая справка. В руках карандаш.

1 группа – пассажиры 1 вагона найдите аргументы, подтверждающие правоту Папаши.

2 группа – пассажиры второго вагона, найдите аргументы противоречащие ему.

В 1842-1852 годах шло строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Руководить строительством Николай 1 поручил графу Петру Андреевичу Клейнмихелю, деспотичному, жестокому человеку. Граф Пётр Клейнмихель - военный и государственный деятель из немецкого рода. Был адъютантом графа Аракчеева. Благодаря активности и исполнительности получал повышение. На постройке дороги работали тысячи рабочих, нанятых главным образом из крестьян. Отношение к ним было бесчеловечное: получали они за тяжёлую работу около трех рублей в месяц, у них не было необходимой одежды и обуви. За малейшее ослушание их жестоко наказывали плетьми. Чтобы щегольнуть перед царем быстротою стройки, Клейнмихель не щадил здоровье и жизни рабочих. Отличался яростным, неукротимым характером, преданностью делу. Сотни и тысячи их умирали от недоедания, болезни, холода. Строили дорогу 10 лет. Инженер Панаев, близкий приятель Некрасова писал: «Это был самый несчастный народ на всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил без всякого, можно сказать вознаграждения».

  • Время работы с исторической справкой закончилось.
  • Первый вагон, представьте ваши аргументы.
  • Слово пассажиром второго вагона.
  • Какой вывод мы можем сделать? Спасибо, ребята за работу.

Видео поезда

Слово учителя:

  • Некрасов в произведении хотел показать подлинных строителей железной дороги. Давайте попробуем увидеть их глазами поэта, погрузившись в 19 век. Мы продолжаем путешествие по железной дороге. Сделаем небольшую остановку на первой части стихотворения.
  • Послушаем первую часть стихотворения (случание первой части)
  • Какую картину вы увидели за окном?
  • Какие чувства поэт выразил в этом отрывке?

Слово учителя: Лексика создаёт радостное настроение, но есть слово, которое выбивается из этого светлого, умиротворённого ряда.

  • Найдите это слово.
  • Прочитайте всю фразу
  • О чём она говорит?
  • Так ли это на самом деле? Проверим, правильно ли наше предположение.
  • Слово учителя.…Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою ... Возражая генералу, поэт просит разрешение «показать» Ване правду.
  • Почему не «рассказать», а «показать»?
  • Внезапно преображается лунный пейзаж: в нём всё больше и полнее проступают мрачные, трагические краски.
  • Кого мы видим за окном на строительстве железной дороги?
  • Как они здесь оказались? В мире есть царь. Этот царь беспощаден. Голод названье ему.

Слово учителя: Действительно, бедняки искали лучшей жизни, но нашли лишь смерть. Сколько их здесь погибло!

- Давайте рассмотрим репродукцию картины художника К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге»

- Кого вы видите на картине?

-Какие эмоции и чувства у вас вызывает эта картина? (Сочувствие, сострадание, жалость...)

Слово учителя: Тяжелые мысли не дают покоя, но все-таки постепенно под стук колес вместе с Ваней мы погружаемся в атмосферу полусна, полудремоты.

  • Ребята, что Ваня увидел во сне?

  • Для чего же сейчас они появились во сне Вани?

  • А в каких словах звучит просьба о памяти?
  • Какое слово объединяет в стихотворении Некрасова и бедных и богатых людей?

Слово учителя: Поэт восхищается величием народного труда и славит их «привычку к труду благородную»

  • А верит ли поэт, что жизнь народа изменится? Найдите ответ в тексте.
  • Скажите, как учит Некрасов относиться к мужику?
  • Ребята, путешествие у нас долгое. Поэтому сейчас мы с вами сделаем техническую остановку.
  1. Встаньте, откройте окна (руки развести в стороны)
  2. Глубоко вздохните раз, два...
  3. Потянитесь
  4. Пройдитесь по перрону.
  5. Займите свои места.

Звучит свисток

Учитель: Сон развеялся, страшные картины исчезли. Мы слышим продолжение разговора Папаши и Вани.

  • Каким генерал видит народ? Подтвердите словами текста и попытайтесь интонационно выразить его слова.
  • Какое чувство вы пытались выразить, читая текст?

Слово учителя: Генерал с презрением относится к народу, он не верит в народ, в его силу.

  • Какую плату получил народ за работу на строительстве железной дороги?
  • Обрадовались ли рабочие такому вознаграждению?
  • Но почему же тогда в стихотворении соседствуют рядом строки «Мы надрывались под зноем, под холодом» и «любо нам видеть свои труд»?

Слово учителя: Генерал доволен смирением народа, который готов работать при любых условиях.

  • К чему призывает Ваню лирический герой Некрасова?
  • Почему герой, от лица которого идёт повествование, обращается только к Ване?
  • Правильно, поэтому стихотворение носит подзаголовок «Посвящается детям»
  • Каким видит будущее автор? Прочитайте.

Работа в группах с исторической справкой.

Группы представляют свои аргументы

Прекрасная картина осеннего пейзажа, всё залито волшебным лунным сиянием.

Поэт восхищается окружающим миром, в природе всё хорошо, царит гармония

Лучше увидеть своими глазами

Крестьян, народ

Голод заставил людей отправиться на заработки

Безобразие!

«Нет безобразья в природе...»

Что в природе всё спокойно, хорошо, а вот в мире людей царит несправедливость.

… и детей, и взрослых, но все они еле передвигают ноги от тяжести и усталости. Люди передвигаются нескончаемой лентой, которой нет ни конца, ни края. Подрядчик следит за тем, чтобы никто и ничто не нарушало безропотного повиновения этих людей. Перевернутые тачки говорят о том, что хозяева этих тачек погибли. Брошенных тачек много, значит и людей погибло много на этой работе

Сон дает увидеть многое, чего не увидишь в обычной жизни (Косточки, толпы оживших мертвецов)

рассказать правду о строительстве дороги, напомнить о себе

Братья…

Братья! Вы наши плоды пожинаете…

«Вынесет все…»

Уважать тружеников, ценить их труд

Он не верит в свой народ. «Не создавать - разрушать мастера. Варвары! Дикое скопище пьяниц!»

Презрение

Каждый из строителей не получил денег за свою работу, вместо этого рабочим дали бочку вина и простили долги.

Да. Народ малограмотный, он верит в честность и справедливость власти

Рабочие видят результаты своего труда, гордятся этим

Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять...уважать мужика

Ваня – символ молодого поколения, в руках которого будущее России

Вынесет всё ... только жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе...Сожалеет, что так далеко ещё это светлое время

4. Подведение итогов: оценка и рефлексия

Слово учителя: Подведём итог нашего урока: узнали ли мы, кто был истинным строителем железной дороги?

  • А могли бы крестьяне построить дорогу без графа Клейнмихеля?

Видео поезд

  • Ребята, вот мы с вами прибыли на место назначения. На память о нашем путешествии я дарю вам билеты.
  • Знаете, для меня наше путешествие было особенным. Мне особенно понравилось описание осени (поднимаю билет). А вам? Поднимите билет и расскажите, а что больше всего запомнилось вам?
  • Спасибо, ребята, за урок, за вашу активность, за добрые сердца, за помощь и поддержку.

Вывод: Конечно, на строительстве дороги обязательно должен быть руководитель. Только общими усилиями могла быть построена железная дорога.

Высказывают свое мнение

Диагностика достижения планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания (домашнее задание):

  1. Напишите письмо строителям дороги 19 века (не более 7 предложений)
  2. Напишите письмо графу Клейнмихелю (не более 7 предложений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Приемы формирования читательской грамотности на уроках биологии

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  требует от учителей работы в направлении повышения уровня читательской грамотности учеников и указывает на то, ч...

Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"

В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...