Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературы при изучении стихотворения «Железная дорога» Н. А. Некрасова
план-конспект занятия по литературе (7 класс)
Технологическая карта урока по литературе направлена на развитие читательской грамотности учащихся через изучение стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога». Урок включает в себя комплексный анализ текста, работу над формированием критического мышления, интерпретацией художественных образов и развитием навыка выразительного чтения. В ходе занятия используются методы интерактивного обучения, такие как групповая работа, обсуждение и анализ лирических фрагментов произведения. Особое внимание уделяется пониманию авторского замысла, историческому контексту создания стихотворения и роли литературных средств выразительности в передаче идей автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 36.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 7-м классе
Тема: приемы формирования читательской грамотности на уроках литературы при изучении стихотворения «Железная дорога» Н. А. Некрасова | Тип: урок открытия нового знания |
Цель: формирование у учащихся представления о народе как созидателе духовных и материальных ценностей на примере стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» Задачи:
| |
Планируемые результаты | |
Предметные: 1) знание истории создания стихотворения «Железная дорога»; 2) умение анализировать текст; 3) умение выявлять авторскую позицию; | |
Метапредметные:
| |
Личностные: проявлять готовность к саморазвитию, ценностное отношение к труду. | |
Межпредметные связи: истрия | |
Ресурсы урока:
ЭОР и ЦОР:
Формы занятия: коллективная и индивидуальная Дополнительный материал:
| |
Ход урока | |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
1. Целеполагание/Актуализация необходимых знаний | |
На партах лежат строки из стихотворений Н.А.Некрасова («Вчерашний день, в часу в шестом», «Русские женщины», «Размышления у парадого подъзда») -Ребята, у вас на партах лежат строки из стихотворений. -Давайте вспомним, кто автор этих поэтических отрывков? Слайд 1 Правильно, это строки из произведений Николая Алексеевича Некрасова. Слово учителя: Некрасов обладал даром большого поэта, он умел чувствовать людское горе, страдание, боль. Тема трудной судьбы народа - одна из основных в его творчестве. Слайд 2 ! Звучит музыка вместе с гудком. - Вы когда – нибудь путешествовали по железной дороге? Слово учителя: А ведь есть люди, которые строили эту дорогу. Сколько людского труда было вложено. -Как вы думаете, в каких условиях проходило строительство? Ребята, вы правы. - Попробуйте определите тему нашего урока. (Некрасов «Железная дорога») | Николай Алексеевич Некрасов Это шум поездов, электричек, скопление народа. У многих с железной дорогой связаны приятные воспоминания о путешествии тяжёлые, нечеловеческие условия жизни народа |
2. Мотивация познавательной деятельности | |
Слайд 3 Шум вокзала. На партах билеты. Учитель одевает шляпу. Представьте, что мы с вами дамы и господа XIX века. 1851 год. Каждый из вас получил посадочный билет. Вы - первый вагон, а вы – 2. Мы первые пассажиры по Николаевской железной дороге. Новая железнодорожная ветка Москва – Санкт – Петербург стала сенсацией того времени. Вы сидите в вагоне, наслаждаетесь отдыхом. И вдруг слышите разговор. Слайд 4 Слово учителя: По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Однажды автор услышал в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав ответ отца, что дорогу эту построил граф Клейнмихель, Некрасов вмешивается в разговор и рассказывает правду мальчику Ване о том, кто является настоящим строителем железной дороги. Слово учителя:
Учитель: Ребята, а вы заметили, что на папаше - пальто на красной подкладке, такую одежду носили богатые, обеспеченные люди). А вот Ваня одет бедно. Почему? | Определить, кто построил дорогу: народ или … хочет показать, что близок народу |
3. Организация деятельности учеников | |
Окунёмся в историю.... Учитель: Мерно стучат колёса, но почему – то разговор между отцом и сыном не даёт нам покоя. В основе стихотворения лежат реальные исторические факты (Текст распечатан на партах). Слово учителя: Уважаемые пассажиры. На столе у вас историческая справка. В руках карандаш. 1 группа – пассажиры 1 вагона найдите аргументы, подтверждающие правоту Папаши. 2 группа – пассажиры второго вагона, найдите аргументы противоречащие ему. В 1842-1852 годах шло строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Руководить строительством Николай 1 поручил графу Петру Андреевичу Клейнмихелю, деспотичному, жестокому человеку. Граф Пётр Клейнмихель - военный и государственный деятель из немецкого рода. Был адъютантом графа Аракчеева. Благодаря активности и исполнительности получал повышение. На постройке дороги работали тысячи рабочих, нанятых главным образом из крестьян. Отношение к ним было бесчеловечное: получали они за тяжёлую работу около трех рублей в месяц, у них не было необходимой одежды и обуви. За малейшее ослушание их жестоко наказывали плетьми. Чтобы щегольнуть перед царем быстротою стройки, Клейнмихель не щадил здоровье и жизни рабочих. Отличался яростным, неукротимым характером, преданностью делу. Сотни и тысячи их умирали от недоедания, болезни, холода. Строили дорогу 10 лет. Инженер Панаев, близкий приятель Некрасова писал: «Это был самый несчастный народ на всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил без всякого, можно сказать вознаграждения».
Видео поезда Слово учителя:
Слово учителя: Лексика создаёт радостное настроение, но есть слово, которое выбивается из этого светлого, умиротворённого ряда.
Слово учителя: Действительно, бедняки искали лучшей жизни, но нашли лишь смерть. Сколько их здесь погибло! - Давайте рассмотрим репродукцию картины художника К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» - Кого вы видите на картине? -Какие эмоции и чувства у вас вызывает эта картина? (Сочувствие, сострадание, жалость...) Слово учителя: Тяжелые мысли не дают покоя, но все-таки постепенно под стук колес вместе с Ваней мы погружаемся в атмосферу полусна, полудремоты.
Слово учителя: Поэт восхищается величием народного труда и славит их «привычку к труду благородную»
Звучит свисток Учитель: Сон развеялся, страшные картины исчезли. Мы слышим продолжение разговора Папаши и Вани.
Слово учителя: Генерал с презрением относится к народу, он не верит в народ, в его силу.
Слово учителя: Генерал доволен смирением народа, который готов работать при любых условиях.
| Работа в группах с исторической справкой. Группы представляют свои аргументы Прекрасная картина осеннего пейзажа, всё залито волшебным лунным сиянием. Поэт восхищается окружающим миром, в природе всё хорошо, царит гармония Лучше увидеть своими глазами Крестьян, народ Голод заставил людей отправиться на заработки Безобразие! «Нет безобразья в природе...» Что в природе всё спокойно, хорошо, а вот в мире людей царит несправедливость. … и детей, и взрослых, но все они еле передвигают ноги от тяжести и усталости. Люди передвигаются нескончаемой лентой, которой нет ни конца, ни края. Подрядчик следит за тем, чтобы никто и ничто не нарушало безропотного повиновения этих людей. Перевернутые тачки говорят о том, что хозяева этих тачек погибли. Брошенных тачек много, значит и людей погибло много на этой работе Сон дает увидеть многое, чего не увидишь в обычной жизни (Косточки, толпы оживших мертвецов) рассказать правду о строительстве дороги, напомнить о себе Братья… Братья! Вы наши плоды пожинаете… «Вынесет все…» Уважать тружеников, ценить их труд Он не верит в свой народ. «Не создавать - разрушать мастера. Варвары! Дикое скопище пьяниц!» Презрение Каждый из строителей не получил денег за свою работу, вместо этого рабочим дали бочку вина и простили долги. Да. Народ малограмотный, он верит в честность и справедливость власти Рабочие видят результаты своего труда, гордятся этим Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять...уважать мужика Ваня – символ молодого поколения, в руках которого будущее России Вынесет всё ... только жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе...Сожалеет, что так далеко ещё это светлое время |
4. Подведение итогов: оценка и рефлексия | |
Слово учителя: Подведём итог нашего урока: узнали ли мы, кто был истинным строителем железной дороги?
Видео поезд
| Вывод: Конечно, на строительстве дороги обязательно должен быть руководитель. Только общими усилиями могла быть построена железная дорога. Высказывают свое мнение |
Диагностика достижения планируемых результатов: | |
Дополнительные творческие задания (домашнее задание):
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Приемы формирования читательской грамотности на уроках биологии
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования требует от учителей работы в направлении повышения уровня читательской грамотности учеников и указывает на то, ч...
Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"
В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...