Приобщение обучающихся к чтению художественной литературы через проектную деятельность
материал по литературе (7 класс)

Пахомова Татьяна Александровна

Современное образование находится на новом этапе развития — оно модернизируется. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания образования, технологии и системы качества — естественно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор : Пахомова Татьяна Александровна- учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

Слайд 1 Приобщение обучающихся к чтению художественной литературы через проектную деятельность(на примере создания «литературной азбуки»в 7 классе)

Слайд 2

Современное образование находится на новом этапе развития — оно модернизируется. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания образования, технологии и системы качества — естественно.

Слайд3

В последнее время выявился ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения. Активное внедрение компьютерных и информационных технологий в жизнь ребенка снижает статус литературы, резко сокращается доля чтения в структуре свободного времени детей.

Слайд 4

Дети имеют мало общего с книгой, и это отражается, прежде всего, на их интеллекте, грамотности, нравственном и эмоциональном развитии.

Слайд 5

    Через художественную литературу мы знакомим ребенка с ценностями, без которых невозможна духовная жизнь общества и личности. Государство и общество выдвинули требования к приобщению учащихся к художественной литературе, но на практике реализовать их порой оказывается довольно сложно, так как:

  • − ребенок не проявляет интереса к художественной литературе;
  • − ребенок небрежно относится к книге;

    − нет системы в работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;
  • − равнодушное отношение со стороны родителей к процессу приобщения школьников к художественной литературе.
  • Данная проблема требует незамедлительного поиска её решения, так как художественная литература — это основа на пути к знаниям.

Слайд6 Решением может стать проектная деятельность.

Проектная деятельность - это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который уже занял свое достойное место в современной системе образования Российской Федерации, что нашло свое отражение не только в нормативно-правовых актах и документах, регламентирующих проектную и инновационную деятельность преподавателей в образовательных организациях РФ и ее субъектов, но и непосредственно в востребованности данного метода на практике.

В современных условиях обучения, а именно в условиях реализации ФГОС третьего поколения, проектная деятельность является одним из наиболее эффективных дидактических средств активизации познавательного и творческого развития обучающихся, а также формирования их личностных качеств. 

Слайд 7

Проектная деятельность обучающихся – перспективная форма повышения интереса к книге и чтению, расширения репертуара чтения, ведущих к положительным качественным, количественным и структурным изменениям в детском чтении.

Слайд 8

В качестве примера проектной деятельности на уроках литературы можно привести создание «Литературной азбуки» в 7 классе.

Слайд 9

Обучающиеся после прочтения произведения делятся на группы по 2-3 человека. Перед ребятами встает задача – составить азбуку по материалам произведения (сюжет, история создания, биография автора, художественные особенности), используя каждую букву, на которую может начинаться слово.

Слайд 10 Например, по произведению «Тарас Бульба». 7 класс.

А – Андрий. Младший сын главного героя повести Тараса Бульбы. Образ Андрия сложен и противоречив. Андрий — «хорош собою», у него «большие глаза», «мужественное лицо», в котором отражалась сила и очарование. 

Б – Бульба. Образ Тараса Бульбы вобрал в себя лучшие черты казачества – твердые моральные устои, активность и ответственность, патриотизм и мужество, гордость и непримиримость к врагам и предателям.

В – Варшава. Тарас  добирается до Варшавы. Тарас узнает, что на следующий день будут казнить казаков, Остапа в том числе. В день казни Тарас дает понять сыну, что он тут, но сразу же скрывается. Остапа казнили.

Г – Гоголь. Идея «Тараса Бульбы» появилась у Гоголя примерно в 1830 годах. Известно, что над текстом писатель работал около 10 лет, но окончательной правки повесть так и не получила. В 1835 году в сборнике «Миргород» была опубликована авторская рукопись, но уже в 1842 выходит другая редакция произведения. Следует сказать, что Гоголь был не очень доволен напечатанным вариантом, не считая внесённые правки окончательными. Гоголь переписывал произведение около восьми раз.

И т.д.

Слайд11

Современные проектные технологии могут стать инструментом, который способен развить не только доступ к чтению, но и мотивацию к нему. Завершить длительное и довольно объемное обсуждение произведения можно подобной азбукой. Так можно увидеть результат освоения материалов по теме, реализовав проверку в нестандартной форме. Ребятам вновь придется обратиться ко всем материалам по теме, что позволит обобщить полученные знания.

Слайд12

Приобщение детей к чтению имеет огромное значение в формировании личности человека и в воспитании гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по чтению художественной литературе: « Да здравствует мыло душистое!» Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр».

побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запомнить и выразительно прочесть стихи; формировать здоровый образ жизни....

Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы

В последнее время в системе образования  стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...

Статья "Духовно-нравственное развитие дошкольников через чтение художественной литературы"

В статье рассказывается о том, что доступным средством для духовно – нравственного развития ребенка является чтение художественной литературы. И как это применяется на занятиях в творческом...

Мастер-класс «Сохранение русских народных традиций в художественной резьбе по дереву через проектную деятельность».

Понятие «народное художественное творчество» в его широком толковании по самым разным параметрам выходит за рамки понятия «народное искусство» и «искусство» вообще....