Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Колеганова Юлия Юрьевна

Материал содержит подробный конспект урока по литературе для 5 класса по программе Г.С. Меркина на тему "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl_nyane.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.С.Пушкин. Няне

Цели:

Обучающая: Повторить биографические сведения о поэте. Посмотреть особенности этапа творчества, когда создается стихотворение "Няне". Охарактеризовать личность няни Арины Родионовны в жизни и творчестве Пушкина. Проанализировать стихотворение "Няне"

Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника; развивать умение давать полноценный устный ответ; развивать умение работать в парах;  развивать творческие способности учеников;  создавать психологически комфортную обстановку на уроке.

Воспитательная: продолжать воспитывать бережное отношение к книге;  продолжать прививать любовь к произведениям литературы; воспитывать хорошее отношение к произведениям РЛ 19 века. 

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: практикум.

Способ контроля: проверочная работа.

Оснащение урока:

1. портрет А.С.Пушкина, портрет няни Арины Родионовны.

2. Учебники.

3. Тексты стихотворения "Няне"

План урока:

1. Организационный этап (1 мин.).

2. Этап проверки домашнего задания (3 мин.).

3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся (5мин.).

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (17 мин).

5. Этап контроля (10 мин.).

6. Этап информации о домашнем задании (1 мин.).

7. Этап подведения итогов (1 мин.).

8. Рефлексия (2 мин.).

Содержание учебного занятия:

№ п/п

Наименование

этапа

Задачи этапа

Содержание

1.

Организационный

Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка готовности учащихся к УЗ. Организация внимания, раскрытие общей цели УЗ и плана его проведения.

Учитель и ученики приветствуют друг друга. В журнале отмечаются отсутствующие на УЗ. Учитель объявляет тему УЗ. Совместно с детьми делается вывод о том, чем предстоит заниматься на данном УЗ. Формулируются цели, выстраивается план работы.

2

Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения ДЗ. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. Устранить обнаруженные пробелы.

1. Каким было ДЗ?

Подготовить краткие биографические сведения о поэте. Выучить стихотворение "Няне".

2. Слушаем сообщение нескольких учащихся.

3

Актуализация субъективного опыта учащихся

 Актуализировать объективный опыт учащихся

1. Большое значение в жизни поэта сыграла его няня Арина Родионовна, которая не покидала его даже в самую трудную минуту. (Краткие биографические сведения о няне).

2. Одно из стихотворений поэт посвятил Арине Родионовне. (Читаем по учебнику, затем слушаем несколько прочтений наизусть).

4

Усвоения новых знаний и способов действия

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

1. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

2. Как вы полагаете, какие эмоции важнее всего передать при чтении этого стихотворения?

3. Посмотрите иллюстрацию Н.В.Ильина к стихотворению. Во всем ли художник следует тексту?

4. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Какие слова наиболее ярко, образно и точно характеризуют отношение поэта к няне? Постарайтесь подобрать соответствующую интонацию.

5

Контроль знаний и способов действий

Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Развивать у учащихся способности к оценочным действиям.

Чтение стихотворения с правильной интонацией и логическими ударениями.

6

Информация о ДЗ

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ

Напишите сочинение-миниатюру о своей бабушке, няне или о другом родном человеке. возьмите за основу какой-нибудь наиболее запомнившийся случай.

7

Подведение итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

поблагодарить ребят за работу, объявить отметки, полученные на уроке

8

Рефлексия

Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и другими учащимися. Обеспечить освоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

На листочках с самостоятельной работы необходимо выставить себе отметки, которыми вы оцениваете уровень усвоения изученного материала. Шкала от 1 до 5.

Тема: А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Цели:

Обучающая: повторить биографические сведения о поэте; поработать над языком художественного произведения; обучать вдумчивому прочтению сказки; развивать творческие способности детей; проследить, к чему приводит человеческая гордость, зависть и себялюбие, какие трудности преодолевает любовь.

Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника; развивать умение давать полноценный устный ответ; развивать умение работать в парах;  развивать творческие способности учеников;  создавать психологически комфортную обстановку на уроке.

Воспитательная: продолжать воспитывать бережное отношение к книге;  продолжать прививать любовь к произведениям литературы; воспитывать хорошее отношение к произведениям РЛ 19 века. 

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: практикум.

Способ контроля: проверочная работа.

Оснащение урока:

1. Портреты А.С.Пушкина и В.А.Жуковского, иллюстрации к сказке.

2. Учебники.

3. Тексты сказки.

План урока:

1. Организационный этап (1 мин.).

2. Этап проверки домашнего задания (3 мин.).

3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся (3мин.).

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (20 мин).

5. Этап контроля (10 мин.).

6. Этап информации о домашнем задании (1 мин.).

7. Этап подведения итогов (1 мин.).

8. Рефлексия (1 мин.).

Содержание учебного занятия:

№ п/п

Наименование

этапа

Задачи этапа

Содержание

1.

Организационный

Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка готовности учащихся к УЗ. Организация внимания, раскрытие общей цели УЗ и плана его проведения.

Учитель и ученики приветствуют друг друга. В журнале отмечаются отсутствующие на УЗ. Учитель объявляет тему УЗ. Совместно с детьми делается вывод о том, чем предстоит заниматься на данном УЗ. Формулируются цели, выстраивается план работы.

2

Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения ДЗ. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. Устранить обнаруженные пробелы.

1. Каким было ДЗ?

Выучить наизусть стихотворение Пушкина "Няне" и прочитать "Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях"

2. Слушаем чтение наизусть у нескольких человек

3

Актуализация субъективного опыта учащихся

 Актуализировать объективный опыт учащихся

В качестве повторения изученного – разминка:

а) Назовите дату рождения А.С. Пушкина (1799)

б) Как называлось учебное заведение, в котором учился поэт? (Царскосельский Лицей)

в) Над каким произведением Пушкин работал на протяжении восьми лет (роман в стихах "Евгений Онегин")

г) Почему о Пушкине говорят «Великий поэт, сказочник, прозаик»?

д) У Жуковского «Сказка о спящей царевне», а у Пушкина?

4

Усвоения новых знаний и способов действия

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

1. На доске дано несколько пословиц. Какую из них к какому фрагменту сказки можно отнести?

– Где счастье родится, там и зависть плодится.

– Завистливый по чужому счастью сохнет.

– Немил и белый свет, когда милого нет.

– Сердцу не прикажешь.

– Смерть злым, а добрым вечная память.

2. Беседа по тексту сказки:

1) Что мы узнали о характере царицы в начале сказки?

с. 101. Правду молвить, молодица, …

2) Какие чувства испытывала царица, когда волшебное зеркальце говорило о ее красоте и превосходстве?

с.101. Царица хохотала,…

3) В чем видна гордость, себялюбие?

В осанке, во взгляде.

4) О чем говорит тот факт, что лишь с зеркальцем царица была добродушно весела?

5) Как изменилась царица, узнав о красоте царевны?

с.102–103. Как царица отпрыгнет...

6) Что предпринимала царица, чтобы избавиться от соперницы?

7) Что спасло царевну в первый раз?

Любовь Чернавки, ее доброе сердце.

8) Доброта спасает жизнь царевне и доброта же губит ее. Что я имею в виду?

Помощь Чернице.

9) Куда попадает царевна, уйдя в лес?

10) Давайте найдем описание встречи царевны с переодевшейся царицей и прочитаем.

Чтение по ролям. с. 110–111.

11) Получается, права пословица:

Не хочешь себе зла - не делай людям добра?

Добро нужно делать всегда,…

Вы правы, без худа добра не бывает. Как знать, может быть не нашел бы королевич Елисей свою невесту, не случись все именно так.

 12) Прочитаем обращение Елисея к Месяцу, Солнцу и Ветру.

с. 114–117.

 13) Однако сказка не была бы таковой, если бы не элементы волшебства. О чем я говорю?

– О волшебном зеркале, что умело говорить.

– О яблоке, усыпившем царевну.

– О ветре, месяце и солнце, которые говорили человеческими голосами.

– О чудесном пробуждении царевны.

14) Читаем эпизод пробуждения. с. 117.

15) Какова была реакция мачехи на воскрешение царевны? с. 117–118.

Как этот фрагмент характеризует царицу?

(Зависть до добра не доводит)

5

Контроль знаний и способов действий

Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Развивать у учащихся способности к оценочным действиям.

Написание сочинения-миниатюры "Письмо к царице". О чем  бы вы хотели сказать царице? Что бы вы хотели ей посоветовать?

6

Информация о ДЗ

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ

Отрывок (по выбору учащегося) наизусть

7

Подведение итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

поблагодарить ребят за работу, объявить отметки, полученные на уроке

8

Рефлексия

Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и другими учащимися. Обеспечить освоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок следует извлечь из этой сказки?

К чему приводит гордость, зависть и чрезмерное любование собой?

На чьем месте вы бы не хотели оказаться?

Что для этого нужно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...