Сокровенная жизнь деревьев
статья по литературе (11 класс)

Миронова Елена Сергеевна

Материал по теме: "Лирика С.А. Есенина". Любовь к Родине в творчестве поэта выражается не отвлечённо, а конкретно, зримо, в картинах родного Константинова, в образ животных и деревьев. С. А. Есенин создал неповторимый "древесный роман", героями которого являются его любимые деревья: берёза, клён, ива. Материал будет полезен для анализа стихотворений С. А. Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokrovennaya_zhizn_derevev.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Сокровенная жизнь деревьев

Изображение деревьев в поэзии С.А. Есенина – это не просто пейзажные зарисовки, где олицетворение является важным средством художественной выразительности. Есенин создал «древесный» роман, в котором живут его любимые герои – деревья. Они чувствуют, любят, страдают. Детство в селе Константиново, воспитание бабушки дали поэту сказочно-народное восприятие мира. Одухотворение, очеловечивание природы свойственно народной поэзии. «Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, - отмечает А. Афанасьев, - всюду находил он разум, и чувство и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья».1 Народное мировосприятие образовало  поэтическую индивидуальность Есенина.

«Все от древа - вот религия мысли нашего народа… Древо - жизнь»,- писал С. Есенин в своем поэтико-философском трактате «Ключи Марии».2 Поэт создает «древесный роман», герои которого - клен, березы и ивы. Рассмотрим «портреты»  деревьев:

Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бедрами ив.

( " Я по первому снегу бреду …" , 1917 г.),

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

(" Зеленая прическа ." , 1918 г.)

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

("Я покинул родимый дом…", 1918 г.)

Философ М. Эпштейн пишет: «береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России». 3

Другие излюбленные растения - липа, рябина, черемуха. Самые сюжетно протяженные, самые значимые в поэзии Есенина - это все же березы и клен.

Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом», символом весны. Есенин, при описании народных весенних праздников, упоминает березу в значении этого символа в некоторых стихотворениях.

   Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон.

    Погадала красна девица в семик.

Расплела волна венок из повилик .

Ах, не выйти в жены девушке весной,

Запугал ее приметами лесной.

(" Троицыно утро…" 1914 г.)

Радостная встреча весны омрачена предчувствием приближающейся смерти  «на березке пообъедена кора». (" Зашумели над затоном тростники … " 1914 г. )

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

(" Не жалею, не зову, не плачу…" 1921 г.)

…И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

(" Отговорила роща золотая…" 1924 г.)

Троп: «жизнь - пора цветения», увядание - приближение смерти. Образ берёзы встречаем в стихотворениях: "Белая береза". (1913 г.), «Возвращение на Родину» (1924 г.), "Неуютная жидкая лунность " (1925 г. ).

Клен - это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился образ лирического героя.

Оттого что тот старый клен

Головой на меня похож.

( " Я покинул родимый дом …" , 1918 г. )

 Клен или явор в этнологических преданиях славян дерево, в которое превращен человек ("заклят").

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом…

(«Клен ты мой опавший…» 1925 г.)

     Тополь  «строен и прям».

«В шелковых листьях тополя». («Село»1914 г. )

 Уж не будут листвою крылатой

Надо мною звенеть тополя.

(" Да ! Теперь решено…" 1922 г.)

    Иву называют «плакучей». Образ ивы – меланхоличности. В русской народной поэзии ива - символ не только любовной, но и всякой разлуки, горя матерей, расстающихся с детьми.

Здесь все так же, как было тогда,

Те же реки и те же стада.

Только ивы над красным бугром

Обветшалым трясут подолом.

(«Нощь и поле, и крик петухов…» 1917 г. )

И вызванивают в четки

Ивы - кроткие монашки.

( " Край любимый…" , 1914 г. )

Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бедрами ив.

("Я по первому снегу бреду…", 1917г.)

Лирический герой, вспоминая свою юность, грустя о ней, также обращается к образу ивы.

   И мне в окошко постучал

Сентябрь багряной веткой ивы,

Чтоб я готов был и встречал

Его приход неприхотливый.

( «Пускай ты выпита другим…» 1923 г. )

Дуб олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы, величия. ("Богатырский посвист", 1914 г.; «Октоих» 1917 г.; «Несказанное, синее, нежное…» 1925 г.)     Есенин впоследствии объяснял значение этого образа в своем трактате "Ключи Марии":

"… то символическое древо, которое означает "семью", совсем не важно, что в Иудее это древо носило имя Маврикийского дуба…"

Под Маврикийским дубом

Сидит мой рыжий дед…

Введение образа Маврикийского дуба в это стихотворение не случайно, так как в нем говорится о родине:

О родина, счастливый

И неисходный час!

Образ "семьи" здесь дан в более широком смысле: это и "отчий край", и "родные могилы", и "отчий дом", то есть все, что связывает человека с этой землей.

"Богатырский посвист" образ дуба, чтобы показать мощь и силу России, ее народа.

Задрожали дубы столетние,

На дубах от свиста листья валятся.

Хвойные деревья тоже живут в этом романе. 

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку…

(«Пороша» 1914 г.)

Темная ночь молчаливо пугается,

Шалями тучек луна закрывается.

Ветер - певун с завываньем кликуш…

(«Колдунья» 1915 г.).

Вывод. Чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, зримо, через картины родного пейзажа Константинова и окрестностей, образы деревьев и животных. Природа - это не застывший пейзажный фон: она живёт, чувствует, откликается людям, участвует в их судьбах и в истории. Она любимая героиня поэта.

Использованная литература:

1.Афанасьев А.Н. Древо жизни авторский сборник. -  М.: Современник, Серия: Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия», 1982. – 464 с.

2.Есенин С.А. Ключи Марии. Сергей Есенин: Собрание сочинений в 5-ти томах. Книговек, 2014 г.

3.Эпштейн М. Н. Природа, мир, тайник вселенной…: Система пейзажных образов в русской поэзии. — М.: Высшая школа, 1990. — 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вторая жизнь дерева- презентация

работа выполнена учеником  8 класса Суминым Стасом. О значении дерева в жизни человека...

"Дерево жизни» - проектное занятие по пропаганде ЗОЖ

Познакомить обучающихся с основными факторами, влияющими на здоровье человека, сформировать навыки ЗОЖ....

Воспитательная система "Дерево жизни"

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. В последние годы в пе...

Продлите дереву жизнь...

Нередко можно увидеть картину, когда по улицам родного города разбросаны пустые пластиковые бутылки, бумажные обёртки. Быстрое увеличение объёмов бытовых отходов и загрязненных сточных вод в городах с...

Вторая жизнь ткани и дерева

Факультатив "Профессиональное творчество" В групах выпускников коррекционных школ...

Урок по изобразительному искусству "Дерево жизни в северодвинских росписях"

Изобразительное искусство 5 класс.  Тема урока: Дерево жизни в северодвинских росписях.Тип урока: Комбинированный.Цели: 1. ОбразовательныеДать знания о возникновении северодвинской рос...

Презентация по теме: "Осенние явления в жизни лиственных деревьев".

Презентация к исследовательской работе по теме: "Осенние явления в жизни лиственных деревьев"...