Воспитательная система "Дерево жизни"
методическая разработка (5 класс) по теме
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Системный подход к воспитанию учащихся позволяет сделать этот процесс более целенаправленным, управляемым и эффективным.
Чтобы системно мыслить и действовать, надо, в первую очередь, иметь отчетливые представления о сущности воспитательной системы, ее структуре и основных компонентах.
Содержание
- 3 Концепция воспитательной системы
- 3.1. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
- 3.2 Цель и задачи воспитательной системы
- 3.3 Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса
- 3.3.1 «Познай себя - это интересно» 5-6 класс
- 3.3.2 «Сотвори себя - это необходимо» 7-8 класс
- 3.3.3 «Утверди и прояви себя - это возможно» 9 класс
- 4 Управление воспитательной системой
4.1.Самоуправление в классе.
4.2.Работа с родителями
4.3.Взаимодействие классного коллектива с внешкольными учреждениями культуры и дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_o.o.2011.doc | 493 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 53
______________________________________________
Автор:
Замилова Ольга Оттовна,
классный руководитель ,
учитель высшей категории.
г. Нижний Новгород
2013 г
Содержание
4.1.Самоуправление в классе. 4.2.Работа с родителями 4.3.Взаимодействие классного коллектива с внешкольными учреждениями культуры и дополнительного образования 4.4.Критерии эффективности воспитательной системы класса.
|
Введение
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Системный подход к воспитанию учащихся позволяет сделать этот процесс более целенаправленным, управляемым и эффективным.
Чтобы системно мыслить и действовать, надо, в первую очередь, иметь отчетливые представления о сущности воспитательной системы, ее структуре и основных компонентах.
Термин «воспитательная система» предложен А.Т. Куракиным и Л.И. Новиковой. В настоящее время данный педагогический феномен изучается большой группой специалистов, возглавляемой В.А.Караковским, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И. Соколовой.
Воспитательная система — это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых она создаётся); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, её организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность. Так определяют это понятие создатели теории воспитательных систем — Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.
Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленные на ребенка, в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания. В связи с этим главными функциями системы являются: интегрирующая (приводит к соединению несогласованных воспитательных воздействий); регулирующая (упорядочивает воспитательный процесс, управление им); развивающая (обеспечивает динамику системы, которая выражается в оптимизации ее функционирования, в поступательном развитии, в совершенствовании).
Специфическими признаками воспитательной системы как системы педагогической является то, что она включает в качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования развивающуюся личность, а в качестве способа функционирования — педагогическую деятельность.
2. Структура воспитательной системы
Воспитательная система класса - это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить в виде таблицы.
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса.
Компоненты воспитательной системы | Составные части (элементы компонентов) |
I. Индивидно-групповой компонент | 1. Классный руководитель. 2. Учащиеся класса. 3. Родители учащихся. 4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива. |
II.Ценностно-ориентационный компонент | 1. Цели и задачи воспитания. 2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества. 3. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. |
III. Функционально-деятельностный компонент | 1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения. 2. Основные функции воспитательной системы. 3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества. |
IV. Пространственно- временной компонент | 1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда. 2. Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. 3. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения. 4. Этапы становления и развития воспитательной системы. |
V. Диагностико-аналитический компонент | 1. Критерии эффективности воспитательной системы. 2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы. 3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов. |
Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно и результативно осуществлять деятельность по моделированию и построение системы воспитания учащихся в классном коллективе.
Таким образом, концепция воспитательной системы класса может быть представлена в следующем виде:
Рассмотрим каждый из перечисленных компонентов.
2. 1. Индивидуально-групповой компонент состоит из нескольких элементов:
Главную роль в построении, функционировании, развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Непосредственно отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной Управление воспитательным процессом в школе воспитательной системы в своем классе. Классному руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.
Самой значительной и, безусловно, важной составной частью индивидуально-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся класса. С одной стороны, они - полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, а с другой - объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности.
Не остаются в стороне от классных дел и родители. Они принимают активное участие в жизни класса, помогают в организации и проведении экскурсий, КТД, участвуют в спортивных соревнованиях, их личный пример, родительское слово имеют большую значимость в формировании личности сына или дочери.
2. 2. Ценностно-ориентационный компонент, он включает в себя следующие элементы:
- Цели и задачи воспитания.
- Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.
- Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
2. 3. Функционально-деятельностный компонент:
- Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.
- Основные функции воспитательной системы.
- Педагогическое обеспечение и самоуправление, жизнедеятельность классного сообщества.
Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции:
- Образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научнообоснованной картины мира.
- Воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника.
- Защитную, связанную с психологической защитой ребенка от среды.
- Компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации.
- Интегрирующую и корректирующую - при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его.
В данном классе основным видом совместной деятельности является проектная деятельность. В течение трёх лет в основу внеклассной проектной деятельности ложится биологическое краеведение, конкурс мини – сочинений, конкурсы рисунков, КТД, экскурсии по родному краю, здоровье сберегающие мероприятия – основные формы деятельности ребят в рамках работы над проектом. Завершающий этап – презентационный – представляет устный журнал с демонстрацией собранных материалов и оформленных альбомов по теме.
В классе осуществляется систематизация воспитательной деятельности по направлениям, формирование годового круга традиционных дел в классе. На протяжении трёх лет воспитательная работа в классе ведётся по следующим направлениям:
- организационная работа с ученическим коллективом, в ходе которой решались вопросы по организации дежурства в классе, питания, обеспечение учебниками, организация учебного труда и т.д.;
- создание атмосферы познавательного комфорта, формирование культа знаний. Класс принимал активное участие в предметных декадах, в играх ,выпуску предметных газет – итоги общешкольных познавательных дел вошли в копилку класса - аналитико–диагностическая деятельность всегда интересна своими результатами. Учёбой в данном классе дорожат все ученики и не желают переходить в другой класс. Все учащиеся «любят» свою школу, а настроение в школе оценивают как спокойное, уравновешенное.
В классе сложился годовой круг традиционных дел, он совпадает с годовым кругом традиционных дел школы. Хочется отметить также традиционные классные дела по созданию имиджа класса: классные альбом, озеленение класса, оформление классного уголка и др.
Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества, от которого прежде всего зависит успешность реализации воспитательных задач, в свою очередь зависит от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя. Смею надеяться, что в моей деятельности детерминирует ведущая роль классного руководителя, определённая по системе Колесниковой И.А. как «старший товарищ», который помогает ребятам включится в различные виды деятельности, берёт на себя часть заботы и помогает в организации и проведении совместных творческих дел.
2. 4. Пространственно-временной компонент:
- Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
- Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.
- Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.
- Этапы становления и развития воспитательной системы.
Воспитательная система класса не является закрытой системой с ограниченными внешними связями и отношениями. Классный руководитель должен заботиться об установлении и укреплении связей класса со сверстниками из других коллективов, о формировании межвозрастных отношений внутри школы и за ее пределами.
Каждая воспитательная система имеет свою среду, своё жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются деловые и личностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» класса является кабинет биологии. В нём происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка и формировании детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя, учащихся класса об уютной, комфортной обстановке в «родном» кабинете. Озеленение, чистота и порядок, оформление классного уголка – всё это делается и поддерживается на высоком уровне всеми членами классного сообщества.
Эмоционально – психологическая среда обеспечивается отношениями между одноклассниками, которые можно оценить как спокойные, доброжелательные, бесконфликтные, строящиеся на взаимоуважении и доверии (не зря ребята дорожат учёбой именно в этом классе). Класс с высоким уровнем комфортности в школьной жизни, что указывает на уравновешенные отношения и с другими педагогами, работающими в классе.
Кроме того, духовно – нравственная среда обеспечивается также взаимоотношениями в семье. В этом плане класс оценивается как социально – благополучный, т.к. в классе нет детей из кризисных, неблагополучных семей. Каждая семья обеспечивает положительную направленность нравственного воспитания своего ребёнка.
2.5. Диагностико-аналитический компонент:
- Критерии эффективности воспитательной системы;
- Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;
- Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
При отсутствии достоверной информации о развитии личности ребенка и формировании классного коллектива ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей деятельности по моделированию и построению воспитательной системы класса.
Несмотря на то, что в педагогической науке ещё существует проблема исследования эффективности учебно–воспитательной работы, тем не менее, мерилом эффективности функционирования воспитательной системы признают следующие критерии: воспитанность учащихся, защищенность и комфортность, удовлетворённость детей и родителей жизнедеятельностью в классе, уровень сформированности классного коллектива.
Аналитико–диагностическая деятельность в классе проводится совместно с психологами гимназии Сидоровой И.В., Никандровой А.Г. С их помощью и при их консультациях были проведены различные методики, которые позволили оценить все перечисленные критерии определения эффективности воспитательной системы класса:
- общий уровень воспитанности класса – 4,2 балла при максимуме 5 баллов. Уровень воспитанности позволяет отслеживать личностное развитие каждого ребёнка в классе, а привлечение ученика к самооценке (по всем параметрам он оценивает себя сам) побуждает его к саморазвитию и самовоспитанию.
- тестирование родителей показало, что они удовлетворены жизнедеятельностью детей в классе, их дети чувствуют себя комфортно в урочной и внеурочной деятельности. Сами родители постоянно не только в курсе учебных дел своего ребёнка (они получают информацию регулярно один раз в две недели от классного руководителя), но и в курсе общественной жизни класса, т.к. помогают её активно организовывать (походы, поездки и др.)
Для диагностики воспитательного процесса в классе как классным руководителем, так и психологом, будут проведены следующие методики:
- М.И.Шилова «Изучение воспитанности учащихся»;
- Б.П.Битиносс «Диагностика ценностных отношений школьника»;
- Тест А.А.Андреевой «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью»;
- Анкета «Я и моя семья»,
- Методики «ТУСовка» и «Мишень», которые определяли уровень сотрудничества в классе и место каждого ученика в классном сообществе.
Таким образом, анализируя воспитательную работу в классе, можно увидеть наличие всех пяти компонентов, присущих воспитательной системе, т.е. подтверждается наличие воспитательной системы в классе.
Дальнейшую деятельность по функционированию воспитательной системы класса необходимо направить на то, чтобы учащиеся могли развивать личностные качества, соответствующие образу выпускника, который складывается из пяти потенциалов личности:
- нравственный;
- познавательный;
- художественный;
- физический;
- коммуникативный,
что не противоречит стратегической цели гимназии.
3. Концепция воспитательной системы
3.1. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
Общие сведения о классе и история его формирования
5 класс. Обучается в нем 27 человека, из них 19 девочек и 8 мальчиков. Постоянный состав начал формироваться с первого класса данной школы. В 5 класс прибыл только один учащийся.
Социальный паспорт класса
Дети в классе из благополучных семей, поэтому очень ценят семейные традиции.
Из 27 учащихся только два человека из неполных семей. 5 человека из многодетных семей. В 25 семьях родители имеют высшее образование, в 2 – среднее специальное.
Хорошие взаимоотношения сложились с родителями, которые интересуются жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета. Родители одобряют выбранное направление работы, ценностные приоритеты данной воспитательной системы.
Характеристика успеваемости
Из 27 учащихся класса 2 человека учатся только на «отлично», 23 человека на «4» и «5», , 2 человека в классе имеют оценку «3» по одному-двум предметам. Неуспевающие в классе отсутствуют. Кроме того, мы видим, что есть группа детей, которые требуют дополнительного внимания (поддержки) классного руководителя, родителей и учителей-предметников. Возможности учащихся реализованы не полностью, в этом направлении необходимо работать.
Уровень воспитанности учащихся
Учащиеся класса показывают высокий и хороший уровни воспитанности. Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как открытость, доброжелательность, щедрость.
В целом по школе показатель уровня воспитанности учащихся один из самых высоких, но нужно развивать в детях любознательность и прилежание.
Уровень сплоченности и развития классного коллектива
Для определения эталонности общности в восприятии членов классного коллектива, определения его развития в начале учебного года была использована методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива», разработанная профессором Р.С.Немовым. По результатам диагностики можно констатировать высокий уровень сплоченности детского коллектива.
Для изучения уровня самоуправления в классе использовалась методика профессора М.И.Рожкова. По итогам диагностики выявлено, что 100% учащихся включены в самоуправленческую деятельность коллектива. Уровень самоуправления в классе высокий.
В классе действуют органы самоуправления, ребята со всей ответственностью относятся к своим "должностям».
Яркого лидера в классе нет. Можно выделить группу учащихся (3 девочки и 2 мальчика), которые обычно выбираются лидерами в микрогруппах. Успехи в учебе и познавательная активность этих учащихся являются примером для всех. Совершенно равнодушных к делам класса и школы тоже нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказать помощь товарищу. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие.
Учащиеся любят проводить вместе время и в школе, и вне ее, стремятся к общению (мальчики и девочки дружат между собой).
Характеристика занятости учащихся во внеурочное время
87% ребят заняты в сфере дополнительного образования. Только 4 человека из класса не занимаются дополнительно. А вот 14 человек занимаются сразу в двух объединениях.
Уровень физического развития и здоровья детей
Из 20 учащихся в результате ежегодного медицинского осмотра выявлено 14 здоровых детей, 12 человек – с нарушением осанки, 2 человека – с заболеваниями органов дыхания, 3 человека – с нарушением зрения, 1 человек – с ВСД.
3.2 Цель и задачи воспитательной системы
«Развивающемуся обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу своей страны».
Миссией гимназии является подготовка социально-компетентной личности с толерантным сознанием, готовой к профессиональному самоопределению. Модернизация содержания и форм деятельности, направленной на профессиональное самоопределение учащихся на основе приоритетного изучения иностранных языков является целью гимназии. Специфика учебного заведения предполагает целенаправленную и систематическую работу с детьми, обеспечивающую их профессиональное самоопределение, которое характеризуется и конкретизируется в новой общественно значимой позиции, когда ученик стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего.
Цель воспитательной системы гимназии:
развитие личности через создание ситуаций свободного выбора и межкультурного взаимодействия
Моя воспитательная система является частью воспитательной системы гимназии и ее цель: Раскрытие возможностей каждого ребенка, как личности; Создание условий для самореализации учащихся в классном коллективе и гимназии; формирование у учащихся активной жизненной позиции.
задачи:
- Создание условий для самореализации личности и культуры здорового образа жизни;
- Формирование самосознания и нравственности у учащихся;
- Воспитание патриотизма;
- Формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- Педагогическая помощь семейного воспитания, формирование партнерских взаимоотношений родителей и педагогов.
Главными системообразующими факторами воспитательной системы является:
- Ценностное отношение к природе, здоровью своему и окружающих людей;
- Нравственность, приобщение к культурным ценностям;
- Гражданственность и патриотизм;
- Активная жизненная позиция;
- Сознательный подход к выбору будущей профессии.
3.3 Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса
В нашей гимназии существуют все необходимые условия для реализации поставленной цели и задач данной ВС. Также существует широкий спектр организаций и учреждений в Советском районе и городе.
В соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями учащихся, моя воспитательная система носит последовательный характер. Используются различные формы и методы воспитания. ВС состоит из нескольких этапов:
1 этап: Проектирование ВСК
5-6 класс «Познай себя- это интересно!» - познание самого себя:
особенностей, возможностей. Изучение своего положения в
коллективе и обществе. Изучение себя как компонента
окружающей живой природы. Знакомство со своим районом,
городом, регионом, страной.
2 этап: Становление ВСК
7-8 класс «Сотвори себя- это необходимо!» - познание себя как части
общества, гражданина, осознание своей особенности как
личности, развитие самокритичности, самооценки. Изучение
своих прав и обязанностей.
3 этап: Функционирование ВСК
9 класс «Утверди и прояви себя- это возможно»- использование своих
знаний и возможностей для познания мира, повышение уровня
самоконтроля, самооценки. Умение продуктивно выстраивать
перспективы своего будущего развития и выбора профессии.
5-6 класс. Этап " Познай себя- это интересно "
Цель этапа: познание самого себя: особенностей,
возможностей. Изучение своего положения в коллективе и
обществе. Изучение себя как компонента окружающей живой
природы. Знакомство со своим районом, городом, регионом,
страной.
- Направление «КОЛЛЕКТИВ»
Цель: создание условий для гармоничного развития детей в коллективе
класса, для развития умений строить взаимоотношения в коллективе.
Задачи: сплочение классного коллектива, воспитание терпимости и чуткости
по отношению друг к другу.
Мероприятия | Сроки проведения | |
1. | Международный День Знаний, Мира. Классный час. | 1 сентября |
2. | Создание структуры самоуправления класса. | Сентябрь |
3. | Празднование Дня города «Мой любимый Нижний». Участие в игровой программе. | Сентябрь |
4. | Участие в месячнике по благоустройству территории. | Сентябрь |
5. | Участие в тематической недели безопасности движения. | Октябрь |
6. | Участие в конкурсе юных талантов «Звездный дождь» | Октябрь |
7. | Неделя толерантности. Классный час. | Ноябрь |
8. | Неделя профилактики асоциального поведения подростков. Беседы с инспектором. | Ноябрь |
9. | Игра КВН в рамках предметной недели естественно-математического цикла. | Ноябрь |
10. | Новогодняя елка. Празднование с посещением музея Зодчества. | Декабрь |
11. | Участие и помощь в организации и проведении 3 Детского фестиваля им. Е. Евстигнеева. | Январь |
12. | Классный час «Берегите свою книгу» | Март |
13. | Участие в гимназическом Дне науки. | Март |
14. | Праздник 8 марта. Поздравление мам, бабушек, девочек- праздничный концерт и чаепитие. | Март |
15. | День гимназии. | Апрель |
16. | Участие в акции «Школьный двор – в заботливые детские руки». | Апрель |
17. | Изготовление открыток ветеранам войны. | Май |
18. | Работа по благоустройству классного кабинета. | Июнь |
Ожидаемые результаты:
- Создание доброжелательной, доверительной атмосферы в классном коллективе, установление, дружеских отношений у учащихся класса.
- Установление партнерских отношений между учащимися, учителями, родителями.
- Формирование толерантного сознания.
- Закладка традиций класса.
- Активная работа родителей в формировании классного коллектива.
- Направление "ЗДОРОВЬЕ"
Цель: формирование у учащихся значимости физического и психического
здоровья, создание условий для сохранения здоровья детей,
привитие навыков здорового образа жизни.
Задачи: привитие положительного отношения к здоровому образу жизни;
повышение интереса к спорту.
Мероприятия | Сроки проведения | |
1. | Беседа со школьным врачом о роли горячего питания для растущего организма. Организация питания. | Сентябрь |
2. | День Здоровья. | Октябрь |
3. | Дискуссия "Чистота- залог здоровья" | Октябрь |
4. | Урок здоровья: «Зачем нужны прививки». | Ноябрь |
5. | Неделя пожарной безопасности. Классный час «Правила пожарной безопасности» | Декабрь |
6. | Участие в тематической неделе «Твой выбор- Здоровье» | Январь |
6. | Конкурс рисунков "Алкоголь - природы боль". | Февраль |
7. | Создание информационной страницы для родителей и детей «В период гриппа», «Режим дня». | Февраль |
8. | Спортивный классный час «Спорт в моей жизни». | Март |
9. | Всемирный День Здоровья. | Апрель |
10. | Конкурс кулинаров «О вкусной и здоровой пище». | Апрель |
11. | Поход здоровья на Щелковский хутор. Подвижные игры на свежем воздухе. | Май |
12. | Работа школьного детского оздоровительного лагеря. | Июнь |
Ожидаемые результаты:
- Положительная динамика состояния здоровья учащихся.
- Овладение учащимися правил здорового образа жизни.
- Повышение интереса учащихся с спорту и ответственного отношения к собственному здоровью.
- Направление "ГРАЖДАНИН"
Цель: Развитие чувства патриотизма, на основе изучения истории своей страны, города, района; осознание понятия «гражданин».
Задачи: изучение истории своей страны, города, района; осознание своих прав и обязанностей; формирование чувства гордости за Родину.
Мероприятия | Сроки проведения | |
1. | Классный час «Устав школы- основной закон ученика» | Сентябрь |
2. | Беседа «Я- гражданин России. Государственные символы». | Октябрь |
3. | Экскурсия «Нижегородский кремль» | Ноябрь |
4. | Конкурс рисунков «Я Нижегородец» | Декабрь |
5. | Беседа «Мои знаменитые земляки А.М. Горький, В.П. Чкалов. | Январь |
6. | Тематическая неделя «Служу Отечеству». | Февраль |
7. | Поздравление мальчиков класса как будущих защитников Отечества. | Февраль |
8. | Экскурсия по городу «Знаменитые места моей малой Родины» | Март |
9. | Изготовление открыток ветеранам войны. | Апрель |
10. | Неделя памяти. | Май |
11. | Поздравление ветеранов. Беседа с ветеранами ВОВ. | Май |
Ожидаемые результаты:
- Формирование нравственной позиции у учащихся;
- Осознание своих прав и обязанностей;
- Формирование чувства гордости и любви к Родине, городу, семье.
- Направление "СЕМЬЯ"
Цель: Развитие сотрудничества между родительской общественностью и
школой; повышение воспитательного воздействия семьи на
формирование личности ученика.
Задачи: формирование деятельного родительского комитета; сплочение
родительского коллектива; развитие у учащихся уважительного
отношения к старшему поколению; формирование положительного
отношения к ценностям семейного воспитания.
Мероприятия | Сроки проведения | |
1. | Родительские собрания. | В течении года |
2. | Индивидуальные беседы. | В течении года |
3. | Сбор родительского комитета. | В течении года |
4. | Подготовка и проведение классной Новогодней елки. Празднование с посещением музея Зодчества. | Декабрь |
5. | Создание фотоальбома «Наш класс» | Февраль |
6. | Поздравление мальчиков, пап, дедушек с праздником «Защитника Отечества». | Февраль |
7. | Праздник посвященный Дню 8 Марта. Поздравление девочек, мам, бабушек. | Март |
8. | Праздник «Широкая масленица». | Март |
9. | Участие в акции «Школьный двор- в заботливые детские руки». | Сентябрь Апрель |
10. | Участие в конкурсе кулинаров «О вкусной и здоровой пище» | Апрель |
11. | Поход на Щелковский хутор. Подвижные игры. | Май |
12. | Работа по благоустройству классного кабинета. | Июнь |
Ожидаемые результаты:
- Налаживание контакта с родителями учащихся и эффективное взаимодействие с ними;
- Формирование положительного отношения к ценностям семейного воспитания;
- Развитие у учащихся уважительного отношения к старшему поколению.
7-8 класс «Сотвори себя- это необходимо»
Цель этапа: познание себя как части общества,
гражданина, осознание своей особенности как личности,
развитие самокритичности, самооценки. Изучение своих прав и
обязанностей.
1. Направление "КУЛЬТУРА"
Задачи: развитие творческого потенциала, расширение культурного уровня
учащихся, на основе понятий:"этика","нравственность".
Мероприятия | Сроки проведения | |
1. | Совместная работа учащихся в выпуске гимназической газеты "Диалог". | В течении года |
2. | Библиотечный урок по теме «Этика и нравственность». | сентябрь |
3. | Поездка в Б.Болдино. | сентябрь |
4. | Посещение ТЮЗа, | октябрь |
5. | Классный час "История этикета" | ноябрь |
6. | Посещение цирка | декабрь |
7. | Конкурс чтецов "Общение с прекрасным" | январь |
8. | Широкая масленица | март |
9. | Участие в фестивале им. Е. Евстигнеева. | март |
10. | Диспут-практикум "Умеешь ли ты дарить подарки ? | апрель |
11. | Посещение оперного театра. | апрель |
12. | Классный час «Культура и нравственность» | май |
Ожидаемые результаты: формирование культуры учащихся, умений
общения.
2. Направление "УЧЕБА".
Задачи: развитие у учащихся познавательной активности; создание
условий для раскрытия интеллектуальных и умственных
способностей, поддержание разносторонних интересов; развитие
мотивации учения.
Мероприятия | Сроки проведения | |
1. | Участие в предметных неделях, олимпиадах, НОУ. | В течении года |
2. | Посещение кружков, факультативов, дополнительных занятий. | В течении года |
3. | Беседы с педагогами, учащимися и родителями с целью диагностики предметных интересов, увлечений и успеваемости . | В течении года |
4. | Классный час «Зачем нужны домашние задания» | сентябрь |
5. | Классный час «Как рационально распределить учебное время?» | октябрь |
6. | Классный час «Какой предмет самый важный?» | ноябрь |
7. | Викторина "Протяни руку помощи своим братьям меньшим". | январь |
8. | Экскурсия в зоологический музей ННГУ. | март |
9. | Экскурсия в Нижегородский планетарий. | март |
10. | Рейтинг успеваемости. | апрель |
11. | Классный час «Зачем нужны экзамены?» | май |
Ожидаемые результаты: формирование внутренней потребности и
готовности к получению полноценного образования, развитие
способностей рационально мыслить и действовать.
3. Направление "ГРАЖДАНИН".
Задачи: развитие чувства патриотизма, на основе изучения истории своей
страны, города, района; осознание понятия «гражданин».
Мероприятия | Сроки проведения | |
1. | Международный день знаний. | сентябрь |
2. | Конкурс рисунков "Моя малая Родина". | октябрь |
3. | Беседа-анализ "Устав гимназии" "Мои обязанности" | октябрь |
4. | Совместная работа учащихся по выпуску газет, открыток к знаменательным датам. | В течении года |
5. | Классный час «Я- гражданин России». | ноябрь |
6. | Конкурс стихов "Служу отечеству". | февраль |
7. | Классный час «Ты- Нижегородец» | март |
8. | Посещение гимназического музея Боевой Славы. | апрель |
9. | Посещение гимназического музея Боевой Славы. | май |
Ожидаемые результаты: Формирование чувства гордости и любви к Родине, ее прошлому и настоящему.
4. Направление "ЗДОРОВЬЕ"
Задача: формирование у учащихся осознания физического и психического
здоровья для будущего самоутверждения, привитие навыков
здорового образа жизни.
Мероприятия | Сроки проведения | |
1. | Участие в тематических неделях. | В течении года |
Инструктажи по безопасности здоровья. | В течении года | |
2. | Классный час «Предупреждение детского травматизма и ДТП», | сентябрь |
3. | Беседы с педагогами о индивидуальном подходе к детям, имеющим отклонения в здоровье. | сентябрь |
4. | Конкурс плакатов "Профилактика ПАВ среди детей и подростков". | октябрь |
5. | Беседа о пользе активного образа жизни. | ноябрь |
Беседы с психологом. Просмотр тематического кинофильма о психологических особенностях юношеского возраста. | ноябрь | |
6. | Классный час «Твоя безопасность в твоих руках»; | декабрь |
7. | Посещение стоматологической клиники «М-Профи» Осмотр врача. | декабрь |
8. | Классный час «Я выбираю здоровый образ жизни»; | январь |
9. | Час вопросов и ответов "Соблюдаешь ли ты правила гигиены?" | февраль |
10. | Посещение поталого- анатомического музея в больнице Семашко. Лекция и демонстрационная выставка "Вредные привычки и твое будущее". | март |
11. | Конкурс агитплакатов и дискуссия "Экологическая ситуация и твое здоровье". | март |
12. | Беседа с врачом и анкетирование "Профилактика инфекционных заболеваний". | апрель |
13. | Классный час «О вреде табака курения и алкоголя»; | май |
14. | Турпоход, посвященный Всемирному дню здоровья "Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья". | май |
Ожидаемые результаты: воспитание здорового подрастающего поколения.
5. Направление "КОЛЛЕКТИВ"
Задача: создание условий для гармоничного развития детей в коллективе
класса, для развития умений строить взаимоотношения в коллективе,
сплочения классного коллектива.
Мероприятия | Сроки проведения | |
1. | Участие в создании выпуска газеты "Диалог". | В течении года |
2. | Дежурство по школе . | В течении года |
3. | Дни именинников. | В течении года |
4. | Участие в тематической неделе "Мой толерантный мир", | сентябрь |
5. | Участие в конкурсе "Звездный дождь". | сентябрь |
6. | Участие в тематической неделе "Педагог это звучит гордо!", | октябрь |
7. | Совместная культурно-художественная программа к Дню города "Дары земли Нижегородской", | октябрь |
8. | Прогулка в парке "Швейцария». | октябрь |
9. | Акция "Мастерская Деда Мороза". | ноябрь |
10. | Новогодний вечер для детей и родителей "В кругу друзей". | декабрь |
11. | КВН " К чему стремятся настоящие мальчишки?". | февраль |
12. | Конкурс "Я и мама- мастерицы". | март |
13. | Выход в музей зодчества на празднование «Широкой масленицы» | март |
14. | Турпоход посвященный семейному фестивалю "На лоне природы". | май |
Ожидаемые результаты: формирование толерантного сознания у
подростков, сплочение классного коллектива.
6. Направление "СЕМЬЯ"
Задача: продолжить создание благоприятной атмосферы для
самореализации личности каждого ребенка на основе
сотрудничества с родительским коллективом.
Мероприятия | Сроки проведения | |
1. | Участие родителей в гимназических мероприятиях и тематических неделях. | В течении года |
2. | Родительское собрание:"Школа на дороге перемен", | сентябрь |
3. | Родительское собрание "Семья- основа для формирования общечеловеческих ценностей у ребенка", | ноябрь |
4. | Анкетирование "Наша гимназия сегодня и завтра" | декабрь |
5. | Родительское собрание "Особенности подросткового возраста", | декабрь |
6. | Новогодний вечер для детей и родителей «В кругу друзей» | декабрь |
7. | Круглый стол "Поделись опытом решения конфликтных ситуаций", | февраль |
8. | Выход в музей зодчества на празднование «Широкой масленицы» | март |
9. | Конкурс "Я и мама- мастерицы". | март |
10. | Турпоход посвященный семейному фестивалю "На лоне природы". | май |
11. | Конкурс рисунков "Портрет моей семьи". | май |
Ожидаемые результаты: Совместная деятельность педагогов , родителей
и детей, формирование у родителей потребности
в педагогических и психологических знаниях.
9 класс «Утверди и прояви себя- это возможно»
Цель этапа: использование своих знаний и возможностей для
познания мира, повышение уровня самоконтроля, самооценки.
Умение продуктивно выстраивать перспективы своего будущего
развития и выбора профессии.
1. Направление "ГРАЖДАНИН"
Задача: расширение знаний о "праве", "долге", "чести".
1. | Кл.час посвященный Международному Дню Знаний Международная конвенция оправах ребенка. | Сентябрь |
2. | Участие в тематических неделях гимназии. | Ноябрь-март |
3. | Экскурсия по Нижнему Новгороду: "Мой любимый город". | Ноябрь |
Кл. час «Мои права и обязанности» | Январь | |
5. | Кл. час «Служу Отечеству» | Февраль |
6. | Встреча с ветеранами ВОВ. | Апрель |
7. | Кл. час «"Дороги Победы" | Май |
Ожидаемые результаты: создание в классном коллективе условий для
личностного, нравственного развития ценностных ориентаций.
- Направление «НРАВСТВЕННОСТЬ»
Задача: формирование эмоционально-нравственных отношений,
потребности в духовно-нравственном совершенствовании.
1. | Беседа ««Проблемы общения и понимания людей» | Октябрь |
2. | Кл. час ««Проблемы общение со сверстниками и родителями». | Декабрь |
3. | Беседа «Друзья- приятели» | Январь |
4. | Совместная с родителями экскурсии в Пешелань» | Март |
5. | Кл. час «Этические нормы коллектива» | Апрель |
6. | Беседа «В мире прекрасного» | Май |
7. | Экскурсии в музеи: «Красота в жизни и искусстве» | В течении год |
8. | Посещение театров, кинотеатров. | В течении года |
Ожидаемые результаты: сформированность понятий: «жизненные ценности», «культурный человек».
- Направление «ПРОФЕССИЯ»
Задача: Формирование у учащихся общественной и личностной
значимости труда, перспектив своего участия в нем, Создание
условий для личностного и профессионального
самоопределения, формирование стремления к
профессиональной самореализации.
1. | Участие в олимпиадах | Октябрь |
2. | Участие в НОУ. | Ноябрь-январь |
3. | Система классных часов по теме:«Профессия: выбираем вместе». | |
4. | Экскурсии в ВУЗы на Дни открытых дверей. | В течении года |
5. | Работа с психологами. | В течении года |
6. | Встречи с родителями представителями разных профессий | Февраль |
7. | Игры- упражнения по проф. Ориентации. | Март |
8. | Консультации для учащихся по проф ориентации. | Апрель |
9. | Консультации с родителями по проф ориентации. | Апрель |
10. | Предварительная профессиональная диагностика. | Май |
Ожидаемые результаты: определение сферы самоутверждения
учащихся, формирование адекватных профессиональных
притязаний.
- Направление «СЕМЬЯ»
Задача: содействие семейному воспитанию, педагогическая поддержка
семейного воспитания, формирование позиции будущего
семьянина.
1. | Родительское собрание «Психофизиологические особенности юношества» | Октябрь |
2. | Индивидуальные консультации для детей и родителей. | В течении года |
3. | Классный час «Почему возникает непонимание» | Ноябрь |
4. | Родительское собрание «Взаимодействие и общение детей и родителей» | Декабрь |
5. | Классный час «Формула успеха» | Январь |
6. | Родительское собрание «Влияние мотивации на успеваемость» | Февраль |
7. | Классный час «Проблемы общение со сверстниками и и родителями». | Апрель |
8. | Совместные с родителями экскурсии и поход, поездка на теплоходе. | В течении года |
Ожидаемые результаты: Повышения уровня взаимодействия между
детьми и родителями, повышение уровня родительской культуры,
осознание учащимися ценности брака.
4. Управление воспитательной системой.
Управление системой
В центре управления системой находится не просто ребенок, а процесс развития его личности. А это значит, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия, выдвигается на первый план совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразной творческой деятельности всеми участниками воспитательного процесса. Здесь очень важное место занимает личность самого классного руководителя, системность его работы и умелая организация ученического самоуправления.
В основу модели самоуправления положена идея создания коллектива с благоприятной нравственной средой, способствующей развитию познавательных интересов учащихся и проявлению индивидуальности каждого ребенка. Самоуправление играет роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построения воспитательной системы. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими желаниями и индивидуальными возможностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса и школы.
4.1. САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Цель классного самоуправления:
Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей.
Задачи самоуправления:
- 1.Создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности.
- Обучение основам самоуправления
- Развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование активной жизненной позиции.
Самоуправление в классе находится в состоянии непрерывного развития, которое связано с изменениями, происходящими в обществе в целом.
В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем активнее школьник и все другие участники воспитательного процесса участвуют в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень самостоятельности учащихся и ответственности как высших показателей его личностного роста. Кроме того, степень участия в самоуправлении определяется уровнем личностных достижений школьников.
Развитие классного самоуправления можно представить в виде
схемы – организационного блока.
Ребята разработали и утвердили структуру ученического самоуправления в классе и определили направления деятельности.
Структура
Высший орган коллектива - классное собрание, которое проводится один раз в четверти и подводит итоги, планирует жизнедеятельность, решает проблемы, проводит выборы.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
1 ветвь
Культура
- Организация культурной жизни
- Организация и проведение тематических дискотек, культурных программ, культурных вечеров отдыха
- Освещение культурных достижений учащихся
2 ветвь
Образования
- Помощь учителям в устранении пропусков уроков учащимися
- Отслеживание слабоуспевающих и неуспевающих учащихся и помощь учителям в работе с ними
- Поощрение хорошистов и отличников
- Создание и организация деятельности детского Совета психологической помощи для учащихся
- Освещение научных достижений
3 ветвь
Печать и Информации
- Освещение классной жизни
- Организация деятельности по выпуску классной газеты
- Освещение достижений учащихся
4 ветвь
Физической культуры и спорта
- Организация работы по поднятию интереса к спорту
- Организация деятельности по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся
- Организация и проведение спортивных мероприятий
- Освещение спортивных достижений учащихся
5 ветвь
Здравоохранения
- Активная пропаганда здорового образа жизни
- Организация и проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни
- Создание уголка здоровья .
6 ветвь
Экологии
- Организация и проведение мероприятий по формированию экологического сознания учащихся
- Создание экологического пространства в классе
Этапы развития детской активности
В результате включения детей в организационно-управленческую деятельность в классе наблюдаем развитие личности ученика в системе самоуправления.
1-й этап развития активности:
Деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу.
2-й этап развития активности:
Выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.
Высший этап развития активности:
Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.
Мониторинг развития ученического самоуправления
показал:
1. Через самоуправление решаются задачи:
- развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
- жизненное самоуправление;
- формирование культуры деловых отношений;
- умение решать проблемы;
- самораскрытие и самореализация личности;
- принцип равноправия в совместной деятельности;
- умение планировать деятельность,
- повышение требовательности к себе и товарищам;
- формирование готовности участвовать в различных проектах.
- Учащиеся осуществляют:
- дежурство в школе и по классам;
- организацию трудовых дел (уборка, субботники, ремонтные дела, утепление школы в зимний период, благоустройство территории школы...);
- поисковую и исследовательскую работу;
- организацию досуга (вечера, дискотеки, концерты и т.д.);
- проведение акций;
- проведение тематических конкурсов (рисунка, песни чтецов, поэтов, творческих работ, театральных постановок и т. д.).
- Учащиеся считают, что развитие самоуправления в школе помогает:
- приобрести навыки общения в режиме реального времени;
- выработать личную ответственность;
- сформировать и сплотить ученический коллектив;
- скоординировать действия ученического коллектива;
- сформировать ответственность за собственное развитие (духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое);
- обеспечить защиту от негативных явлений (наркомании, алкоголизма, безнадзорности);
- оказать помощь в выборе профессии;
- позволить выявить свои возможности и реализовать их;
- способствовать выявлению лидеров;
- повысить уровень воспитанности ребят.
- Учителя считают:
- среди учащихся есть друзья (нет конфликтов «ученик» - «учитель»);
- школьники должны принимать участие в школьном процессе;
- работать с талантливыми детьми - счастье;
- талантливые дети стимулируют профессиональный рост учителя.
- Выводы:
- Самоуправление - необходимый компонент современного воспитания.
- Его цель в современных условиях - адаптация к не прерывно изменяющимся жизненным условиям.
- Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
- Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности
школьников. - Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.
- Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.
Модель личности выпускника
- Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы сформировать у ребенка ключевые компетентности:
- Сформированные представления о человеке и окружающем мире.
- Овладение набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе.
- Четкая жизненная позиция, способность к индивидуальному выбору жизненного пути.
- Выпускник, которого я желаю увидеть в каждом из своих воспитанников, – это человек, способный жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
4.2.Роль и место родителей в ВС класса
Союз семьи и школы - это важнейшее условие совершенствования воспитания в XXI веке. Ведь такие проблемы, как наркомания, детская преступность не могут в принципе быть решены без участия семьи. То же самое и с оздоровительно-досуговой деятельностью, приобщением к труду, спорту, бережному отношению к природе. Прежде всего, в семье ребенок усваивает основные нормы социальной жизни.
Методы изучения семей.
- Наблюдение.
- Индивидуальные беседы.
- Тестирование.
- Анкетирование.
- Диагностика.
- Деловые игры.
- Анализ рассказов о семье ребят.
Формы работы с семьёй.
- Встречи за «круглым столом».
- Родительские собрания.
- Проблемные «круглые столы» с решением экстремальных проблем: конфликт, разлука, насилие, кризис, наркомания, алкоголизм, табакокурение.
- Индивидуальные встречи «Разговор по душам».
- Психологические тренинги.
- Участие родителей в организации досуга детей.
- Участие родителей в решении проблем гимназии.
Что нужно знать о семье.
– материально-бытовые условия;
- режим дня ребёнка;
- методы и приёмы воздействия на детей;
- семейный досуг;
- уровень воспитанности и культуры родителей.
Родительское собрание – одна из ведущих форм работы классного руководителя с родителями. Для обсуждения на родительское собрание выносятся самые различные вопросы, касающиеся целей и задач воспитательной системы гимназии и класса, успешности обучения учащихся вопросы их воспитания. Создание ученического и родительского самоуправления. И именно над этим вопросом я задумалась: «Как организовать деятельный родительский комитет класса, когда родители плохо друг друга знают?» И мне на помощь пришла разработанная в нашей гимназии деловая игра «Бои КИТов», принципы которой я беру за основу для проведения родительского собрания в форме деловой игры, для выявления лидеров родительского коллектива и создание на их основе родительского комитета класса.
План игры:
1.18.00-Сбор родителей
2.18.10-Ориентирование. Постановка целей и задач воспитательной системы. Знакомство с правилами игры.
3.18.20-Жеребьевка 1-произвольное разделение родителей на 4 группы, с помощью цветовых жетонов.
4.18.30-Выполнения первого задания. Выбор лидера группы.
5.18.45-Жеребьевка 2- произвольное разделение родителей на 3 группы, с помощью цветовых жетонов.
6.18.55-Выполнение второго задания Выбор лидера группы.
7.19.10-Жеребьевка 3-произвольное разделение родителей на 2 группы.
8.19.20-Выполнение третьего задания, Выбор лидера группы.
9.19.35-Выбор единого лидера.
Проанализировав результаты деловой игры, мы и работаем сейчас.
Родительский комитет очень активный и деятельный, при их поддержке и участии мы с ребятами посещаем театры, кинотеатры, ходили на программу в ДК им. Берлинского, музей зодчества, планетарий, сделали хороший ремонт в кабинете биологии.
Ещё одной формой совместной работой родителей, учащиеся и классного руководителя, является создание и работа в нашем классе Компании по разрешению споров.
Эта компания состоит из:
1.Класссного руководителя.
2.Председателя родительского комитета.
3.Родителей и учащихся, между которыми возник вопрос.
Компания по разрешению вопросов позволяет, открыто, в присутствии все сторон образовательного процесса, разрешить спор или конфликт, возникающий в классе. Наша компания является подобием гимназического совета профилактики, и решает вопросы внутренние на уровне класса. А с более серьезными вопросами, в случае необходимости, мы выходим на гимназический уровень.
Родительский комитет поддерживает генеральную линию учебно-воспитательной работы в классе, принимает участие:
- в родительских конференциях, семинарах;
- в воспитательном процессе;
- в коллективных творческих делах;
- в материально-техническом оснащении;
- в решении хозяйственных проблем.
Обновляем подходы к воспитанию педагогической культуры родителей;
- укрепляем сложившиеся традиции родительского всеобуча, вводим новые формы педагогического влияния на родителей.
- Школьный психолог, социальный педагог проводят психолого- педагогические консультации для родителей.
Содержание работы с родителями.
№ | Содержание работы | Сроки |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Проведение родительских собраний. Оказание помощи в подготовке и проведении заседаний родительского комитета. Проведение открытых мероприятий, уроков для родителей. Проведение совместных мероприятий и праздников с родителями. Вовлечение родителей в классные и школьные дела, совместное участие в них. Посещение семей с целью изучения условий жизни и соблюдения школьниками режима дня. Проведение индивидуальных консультаций родителей. Проведение традиционных праздников – посиделок по обмену семейными традициями. Участие родителей в совместных трудовых, общественных и культмассовых мероприятий класса. Организовать встречи родителей с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом и администрации гимназии. | 1 раз в четверть 1 раз в четверть 2 раза в год 4 раза в год в течение года весь год еженедельно декабрь, май в течение года в течение года |
4.3. Взаимодействие классного коллектива с внешкольными
учреждениями культуры и дополнительного образования
4.4. Критерии эффективности воспитательной системы класса.
Критерии | Показатели | Диагностические средства |
1. сформированность познавательного потенциала обучающихся | 1. обученность обучающихся 2. развитость мышления 3. познавательная активность |
|
2. сформированность нравственного потенциала обучающихся | 1. нравственная напрвленность 2. сформированность отношений к Родине, семье, гимназии, себе, учёбе, природе, труду, коллективу |
|
3. сформированность коммуникативного потенциала обучающихся | 1. коммуникабельность 2.сформированность коммуникативной культуры обучающегося |
|
4. сформированность физического потенциала обучающихся | 1. состояние здоровья 2. развитость физических качеств |
|
5. сформированность эстетического потенциала обучающихся | 1. развитость чувства прекрасного |
|
6. удовлетворённость всех субъектов образовательной деятельности жизнедеятельностью в гимназии | 1. активность участия детей, педагогов, родителей в жизнедеятельности гимназии 2. позитивное отношение к гимназии 3. положительный психологический климат 4. демократический стиль отношений | 1. методика А.А. Андреева «изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью 2. методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворённости педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении 3. анкетирование 4. интервьюирование |
7. сформированность общешкольного коллектива | 1. наличие органов ученического самоуправления 2. степень участия родителей в управлении гимназией 3. наличие законов, правил и традиций | 1. методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления» 2. педагогическое наблюдение 3. анкетирование |
Рекомендации по использованию опыта
Воспитательная система класса, ее идейное содержание могут быть использованы классными руководителями общеобразовательных учреждений, а также педагогами, организующими воспитание в различных типах образовательных учреждений и детских коллективах при разработке программ или систем воспитания. Данный опыт деятельности по становлению воспитательной системы может быть использован для демонстрации коллегам на семинарах и методических объединениях.
Литература
- Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 37-41.
- Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель. – 2005. - № 8. – С. 16-18.
- Ряжских А.А., Кардаполова Е.Е. Воспитательная система класса// НМЖ заместителя директора школы. – 2007. - № 4. – С.4–7.
- Степанов Е.Н. 4-я лекция «Воспитательная система класса»// Классный руководитель. – 2006. - № 4. – C. 5–19.
- Степанов П. Критерии и показатели определения школы как воспитательной системы// Воспитательная работа в школе. – 2007. - № 4. – C. 13–19.
- Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.
- Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содер-жание, управление – М.: ЦГЛ, 2003. – 200с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система школы по социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Из школы в жизнь"
Воспитательная система включает основные разделы:системообразующая деятельность-деятельностный подход и интеграция обучения, воспитания и дополнительного образования детей;основные субЪекты воспитател...
Программа "Здоровый Образ Жизни" для реализации в воспитательной работе школ, гимназий, лицеев
Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воз...
Творческий воспитательный проект "Люби жизнь, людей, самого себя".
Творческий проект "Люби жизнь, людей, самого себя!" ...
Воспитательная программа "Жизнь в согласии с собой и обществом"
Главные идеи:формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как с окружающими;передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта...
Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»
Я не претендую на новизну приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...
Познавательно - воспитательное мероприятие "Жизнь дана на добрые дела"
Воспитывая « человеческое в человеке», учитель неизбежно обращается к сфере ценностей. Ценностный подход позволяет выбрать научные, этические и эстетические критерии оценки жизненных явлений, сформиро...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Жизнь без сигарет (сатирическая конкурсная программа)»
Методическая разработка направлена на формирование здорового образа жизни, профилактику вредных привычек у студентов....