Методическая разработка " Внеклассное мероприятие" Вечные" ценности в стихотворениях Маргариты Агашиной"
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс)
Данное внеклассное мероприятие целесообразно проводить во внеурочное время в 8-10 классах. При подготовке к литературно-музыкальной композиции учащиеся получают опережающие задания: подготовить материалы для сообщений, подобрать и выучить наизусть стихотворения Маргариты Агашиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка "Вечные" ценности в стихотворениях Маргариты Агашиной | 326.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 125
КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
Внеклассное мероприятие
«Вечные» ценности в стихотворениях Маргариты Агашиной»
Выполнила:
Кузнецова Юлия Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 125
Волгоград 2024
Пояснительная записка
Данное внеклассное мероприятие целесообразно проводить во внеурочное время в 8-10 классах. При подготовке к литературно-музыкальной композиции учащиеся получают опережающие задания: подготовить материалы для сообщений, подобрать и выучить наизусть стихотворения Маргариты Агашиной.
Эти задания направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий: находить достоверную информацию, владеть изучающим чтением, анализировать и обобщать, доказывать и делать выводы, представлять информацию в различных видах.
Система заданий, представленных на внеклассном мероприятии, способствует формированию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий (целеполагание, оценивание обучающимися своей деятельности), познавательных (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, смысловое чтение как осмысление цели чтения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности), коммуникативных универсальных учебных действий (определение цели, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценка действий).
Учитель назначает помощников-ассистентов (3-х ведущих). Ведущие заранее подбирают материалы для сообщений.
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций, исторической преемственности поколений.
Цели мероприятия:
- воспитание уважительного и бережного отношения к поэзии как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа;
- знакомство с творчеством волгоградской поэтессы М.К. Агашиной.
Задачи мероприятия:
-показать воинскую доблесть, несгибаемое мужество и стойкость русского народа, любовь к городу-герою в произведениях М.К. Агашиной;
- развивать нравственно-патриотическое воспитание обучающихся;
- воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны;
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения поэзии; обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы; приобщение к литературному наследию волгоградской поэтессы; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа
Актуальность мероприятия:
-100-летний юбилей замечательной волгоградской поэтессы, почетного гражданина Волгограда Маргариты Агашиной. «Вечные» ценности в стихотворениях: патриотизм и любовь к своему городу, Родине;
- в настоящее время поэзия необходима людям, ведь она обращается к душе каждого человека, передаёт его мысли, переживания, вселяет веру в Победу.
Планируемые результаты:
Предметные: осознание значимости чтения и изучения волгоградской литературы для своего дальнейшего развития; осмысленное чтение и адекватное восприятие поэзии; понимание поэзии как одной из основных национально-культурных ценностей народа; умение определять и формулировать тему, знание поэзии и биографии Маргариты Агашиной.
Метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения, владеть разными видами чтения, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, обобщать и делать выводы, владеть речью (монологической, диалогической), понимать авторскую позицию и выражать собственное мнение, понимать связь литературного произведения со временем его написания.
Личностные: формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства; формирование чувства любви к малой Родине и патриотизма.
Оборудование: компьютер, плакаты, тексты стихотворений, записи песен военных лет, музыкальное сопровождение.
Оснащение мероприятия: данное мероприятие потребовало специального оформления пространства: столы в кабинете расставлены полукругом. На доске – портрет Маргариты Агашиной, плакаты.
Сценарий мероприятия
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Сконцентрировать внимание учащихся на начальном этапе мероприятия.
Создание проблемной ситуации.
На доске написано (плакат):
Ты тоже родился в России,
Краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне – береза,
Береза под каждым окном.
На каждой весенней полянке -
Их белый живой хоровод...
Но есть в Волгограде березка, –
Увидишь - и сердце замрет.
Обучающиеся сами формулируют цель и задачи данного мероприятия.
I. Вступление
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами вспомним творчество Маргариты Константиновны Агашиной. 29 февраля 2024 г. исполняется 100 лет со дня рождения
поэтессы, автора текста песни "Растет в Волгограде березка".
Каждый год 2 февраля вместе со всей страной мы отмечаем дату - день разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Для нас, жителей Волгограда, это день нашей воинской славы, день нашей победы. Много стихотворений звучит в этот день, но среди них есть одно – особенное, близкое каждому, знакомое всем нам с детства.
В свой срок -не поздно и не рано –
Придёт зима , замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
Придёшь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
У той священной высоты,
Ты на крыло метели белой
Положишь красные цветы.
(«Второе февраля»)
Учащаяся 10 класса читает наизусть стихотворение Маргариты Агашиной «2 февраля».
Ссылка на видеоролик: https://cloud.mail.ru/public/cGsw/EfaQNe6zs
Ребята, а знаете ли Вы автора всех этих произведений? Кто мог написать такие проницательные произведения о нашей родной Волгоградской земле?
Ученики: Да.
II. Ход занятия
Учитель. Правильно, это наша землячка - поэтесса Маргарита Константиновна Агашина. Ей принадлежат десятки известных произведений, которые трогают души ни одного поколения, и сегодня мы поговорим о ней.
Ведущий 1. Несмотря на то, что М. Агашина родилась 29 февраля 1924 г. в деревне Бор Ярославской губернии, детство и юность провела на севере Красноярского края, а училась в Литературном институте им. Горького, именно город Волгоград она считала самым близким. Он стал второй родиной Маргариты Константиновны. С 1951 года, после окончания института, Маргарита Агашина жила в Волгограде.
В городе-герое Агашина прожила до конца своей жизни, много стихов посвятив городу на Волге, который стал для нее по-настоящему родным. «Я люблю тебя, как человека, праздник мой – город мой, Волгоград!».
Я знаю, есть на Волге
другие города,
но над моим сияет
солдатская звезда.
(«Мой город»)
Ведущий 2. В начале 1950-х гг. Маргарита Константиновна впервые побывает в Сталинграде и навсегда останется его почётным жителем, свяжет с ним свою судьбу. Вот как поэтесса вспоминает свою первую встречу с героическим городом: «28 мая 1951 года. Дикая жара. У меня семимесячная дочь. Чемодан пеленок, цинковая ванна, деревянный конь на качалке – думали, что родится сын. Встречала меня «Сталинградская правда…Уже первого июня появился отрывок из поэмы «Мое слово». Это не высокие слова, это часть моей жизни».
Именно город-герой воодушевил М. Агашину написать поэму «Моё слово» в 1952 г., благодаря которой поэтесса становится членом Союза писателей.
Ведущий 3. Но всемирную славу Маргарите Константиновне Агашиной принесло стихотворение «Растет в Волгограде березка». Впоследствии строчки этого произведения стали известной песней «Волгоградская березка», исполняемой «гласом России» Людмилой Зыкиной.
(играет песня ««Волгоградская березка» композитор Г. Пономаренко)
Примечательно, что история волгоградской березки реальна. Её посадил на Мамаевом кургане Федор Иванович Рыкунов – рабочий завода «Красный Октябрь». Из пятерых братьев с войны пришел только один – Федор, остальные пропали без вести и неизвестно, где похоронены. Посаженная на столь примечательном месте боевой славы березка стала символом братской могилы семьи Рыкуновых.
Её привезли издалёка
в края, где шумят ковыли.
Как трудно она привыкала
к огню волгоградской земли!
Как долго она тосковала
о светлых лесах на Руси -
лежат под берёзкой ребята, -
об этом у них расспроси.
(«Растет в Волгограде березка»)
Об этой истории узнала и М. Агашина, которая каждый год 9 мая приходила поклониться павшим, благодаря песне весть разлетелась по всему Волгограду и близлежащим областям. Весь СССР узнал об «Агашинской березке» - символе памяти и стойкости русского солдата.
Волгоград – одна из любимых, можно сказать, выстраданных тем поэтессы. Она вспоминала еще то время, когда город-герой звался Сталинградом. События минувшей войны, эхо великой битвы на Волге, отражаются и в её стихотворениях, возвращая читателя в те «страшные» годы.
Победа в Сталинградской битве ковалась долгие 200 дней и ночей. Город выстоял, не встал на колени. Стихи Агашиной, посвященные легендарному Мамаеву кургану и подвигу защитников Сталинграда, стали патриотическим гимном для молодёжи.
Учащаяся 10 класса читает наизусть стихотворение Маргариты Агашиной «На Мамаевом кургане».
Ссылка на видеоролик: https://cloud.mail.ru/public/AWzk/o2gyuekqv
(Песня «Солдату Сталинграда» исп. Т. Гвердцители)
Песни стали особой частью жизни Маргариты Агашиной. И написаны они были в Волгограде. Пусть немного песен написала Маргарита Константиновна, но они поистине стали народными.
- «А где мне взять такую песню» (Григорий Пономаренко)
- «Бабья доля» (Григорий Пономаренко)
- «Голубой платок» (Григорий Пономаренко)
- «Песнь о солдате» (Владимир Мигуля)
- «Песня о моём солдате» (Евгений Жарковский)
- «Подари мне платок» (Григорий Пономаренко)
- «Скажи, подруга» (Евгений Птичкин)
- «Волгоградское танго» (Михаил Чуев)
- «Что было, то было» (Григорий Пономаренко)
- «Растёт в Волгограде берёзка» (Григорий Пономаренко)
Они передают трогательную и трепетную любовь к Волгограду.
И долго, долго
весь народ в стране Советов
пластинки слушал модные.
Слова Агашиной,
а думал, что народные.
III. Заключение.
В 1993 году «за выдающиеся заслуги в области литературы, значительный творческий вклад, получивший признание волгоградцев и всей России» Маргарите Константиновне Агашиной решением Волгоградского городского Совета народных депутатов было присвоено звание «Почётный гражданин города-героя Волгограда».
Пока будет жива память о войне, истории города-героя – стихи Маргариты Константиновны Агашиной будут всегда на слуху. В 1999 году оборвалась жизнь поэтессы. Но творчество Агашиной – поэтического символа города-героя Волгограда - звучало и звучит, оно актуально во все времена.
Подведение итогов мероприятия. Рефлексия.
Учитель:
Ребята, какое впечатление осталось у вас после проведенного мероприятия?
Назовите песни, которые написала Маргарита Агашина.
Строки каких стихотворений волгоградской поэтессы вам особенно запомнились?
Учащиеся отвечают на вопросы и сами делают вывод.
Таким образом, мы подведём итог той работе, которую мы проделали и пришли к выводу, что творчество Маргариты Константиновны Агашиной бессмертно. Её стихи остаются в строю как завещание будущим поколениям. Пройдут годы, сменятся поколения людей, но навсегда останутся в нашей памяти знаменитые строки из стихотворений Маргариты Агашиной.
Домашнее задание: «Литературный триумф М.К. Агашиной»
Ребята, в этом задании вам предстоит, опираясь на фотографии и документы, воспоминания и стихотворные отрывки написать портретный очерк Маргариты Агашиной.
Ярославль
Литературный институт имени М. Горького
К.Г. Паустовский, Лев Кассиль
Волжская ГЭС
Мамаев курган Григорий Пономаренко
Пост №1 Волгоград
Орден Трудового Красного Знамени и ордена "Знак Почета"
Литературная премия «Сталинград»
Список используемой литературы
- Смирнов, Виталий Борисович. По следам времени: Из истории писат. орг. Царицына-Волгограда: [К 75-летию Волгогр. обл. писат. орг.] / Виталий Смирнов. - Волгоград: Волгогр. ком. по печати, 1996. - 526,[1] c., [16] л. ил. : портр.; 24 см.; ISBN 5-7605-0345-6 (В пер.): Б. ц.
- Агашина М.К. Избранная лирика. – М.: «Молодая гвардия», 1969.
- Агашина М.К. Песни. – М.: «Советская Россия», 1974.
- Агашина М.К. «Детям Волгограда». – Волгоград, 1985.
- Агашина М.К. Стихотворения. – Волгоград, 1993. – С. 3-8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по технологии. Внеклассное мероприятие « Своя игра»
Данную игру можно провести на закрытии тематической недели труда....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе " Экскурсия в Музей одного стихотворения"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе "Экскурсия в Музей одного стихотворения»...
Методическая разработка урока по литературе "Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино"
Конспект урока по литературе "Бородино" М.Ю.Лермонтов...
Методическая разработка Конспект урока литературы "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус"
Конспект урока по поэзии М.Б. Лермонтова предполагает обучение анализу лирического текста на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова "Парус"....