Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе " Экскурсия в Музей одного стихотворения"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе "Экскурсия в Музей одного стихотворения»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ЭКСКУРСИЯ В «МУЗЕЙ ОДНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ»
Белоусова Лидия Александровна, учитель русского языка и литературы,
МАОУ Гимназия №1, ГО Сухой Лог,
lidi.belousova@yandex.ru
Современное внеклассное мероприятие по литературе, построенное на основе ФГОС, предполагает разработку новой дидактики, привлечение новых форм работы, инновационный подход к литературному материалу. На первый план выходят универсальные учебные действия (УУД), метапредметные знания и результаты, достигаемые в ходе образовательного процесса. УУД - это умения, связанные с самостоятельно осуществляемой учебной и внеклассной деятельностью во всей ее полноте.
Поиск новых технологий, приемов и способов организации внеклассных мероприятий по литературе вывел на применение инновационных техник и технологий, которые способствуют развитию у учащихся универсальных, логических, коммуникативных, личностных, учебных действий.
Основной целью внеклассного мероприятия - экскурсия в «Музей одного стихотворения» - является пропаганда чтения лирических произведений русских и зарубежных авторов как вида интеллектуальной деятельности.
Из цели вытекают следующие задачи:
- содействовать воспитанию интереса к современной и классической литературе (лирические произведения) подростков как форме отражения жизни, менталитета, индивидуального сознания;
- развивать лингвистическую, информационно-коммуникативную, социокультурную компетенцию школьников;
- развивать эстетический вкус, интеллектуальные и творческие способности участников конкурса;
- развивать диалогическое мышление и толерантность, способность убедительно аргументировать свою читательскую и жизненную позицию в процессе проведения экскурсии;
- развивать самостоятельность восьмиклассников в поисках необходимой информации.
- Тип занятия - нетрадиционное занятие, групповая работа.
- Типологический признак внеклассного занятия по литературе - практико-ориентированный, творческо-поисковый.
- Форма занятия - экскурсия в «Музей одного стихотворения» носит характер как межпредметный, так и метапредметный.
- Продолжительность - 40-60 минут. Занятие можно провести в актовом зале или библиотеке.
- Возраст учащихся - 8-ые классы.
- Содержание мероприятия: класс делится на группы: по пять человек. На внеклассное
мероприятие команда представляет только одно стихотворение русского или зарубежного автора. Экскурсовод представляет посетителям музея экспонаты (экспонаты можно расположить как на столе, так и на стене), относящиеся к данному лирическому произведению. Время выступления - 5 -7 минут. Каждая команда готовит входные билеты в музей.
- Критерии оценивания внеклассного мероприятия - экскурсия в «Музей одного стихотворения»:
1. Чтение выбранного стихотворения:
- выразительность - 5 баллов,
- артистизм - 5 баллов,
- оригинальность - 5 баллов;
2. Экспонаты музея:
- соответствие художественному произведению - 5 баллов,
- креативность - 5 баллов.
3. Оценка экскурсовода(ов):
- содержание представленного материала - 5 баллов,
- качество речи (правильность) - 5 баллов,
- умение общаться с аудиторией - 5 баллов.
- Этапы работы:
1. Поисковый этап. Планирование учащимися мероприятия, выбор лирического произведения, формулировка цели и задач внеклассного мероприятия.
2. Творческий этап. Сбор материала, экспонатов, фотографий, различных источников, оформление витрины музея, музыкальное оформление.
3. Конструкторский этап. Разработка учащимися сценария экскурсии в «Музей одного стихотворения» и его обсуждение в группе. Репетиция выступления.
4. Технологический этап. Практическая реализация мероприятия: проведение экскурсии в «Музей одного стихотворения».
5. Заключительный этап. Оценка качества проведенной экскурсии, рефлексия.
- Примерный сценарий внеклассного мероприятия по литературе - экскурсия в «Музей одного стихотворения» (стихотворение Иосифа Бродского «Кто открыл Америку?»)
-Добрый день, взрослые и дети! Мы, восьмиклассники гимназии №1, приглашаем вас на экскурсию в музей одного стихотворения Иосифа Бродского «Кто открыл Америку?»
Цель экскурсии: познакомить посетителей с экспонатами нашего музея. Ребята, вы не просто слушатели, а активные участники нашей литературной экскурсии.
Иосиф Александрович Бродский, поэт, Лауреат Нобелевской премии, написал для детей шуточное стихотворение «Кто открыл Америку?» В 2016 у стихотворения юбилей: ровно 50 лет назад, 12 января 1966 года, оно было напечатано в журнале «Костер» в двенадцатом номере. Этот журнал - самый ценный экспонат нашего музея (журнал отсканирован). Иллюстрации к этому произведению Бродского в журнале «Костер» 1966 года выполнил художник Гальба.
- Напечатано это стихотворение в юмористическом разделе журнала в в виде игры под заглавием «13 очков, или Стихи о том, Кто открыл Америку». Главный экспонат нашего музея – географическая карта, так как в названии произведения есть слово «Америка», мы выделили границы этого континента, в центре Америки портрет автора стихотворения, а также белый прямоугольник - загадка для посетителей. Стихотворение - это разговор школьников о том, кто открыл Америку. Прослушайте стихотворение. Будьте внимательны! [1]
Стихотворение (экскурсоводы читают стихотворение по ролям). [2].
- Ребята, назовите, кто и когда открыл Америку? (Посетители музея отвечают, экскурсовод переворачивает белый прямоугольник – на оборотной стороне портрет Колумба).
- Да, это правильный ответ, Колумб открыл Америку в 1492 году.
- Стихотворение познавательное, читателям журнала «Костер» предлагалось присылать в редакцию ответы; отсюда - дополнительные последние 12 строк текста (звучат эти строки)
Очко даём за правильность!
Скажите, чем прославились
все те, чьи имена
здесь были упомянуты.
Мы сами – очень заняты,
а истина – нужна.
Даём очко за правильность.
Надеемся, что справитесь,
пусть это – нелегко.
Тринадцать лиц, которые
прославились в Истории!
ЗА КАЖДОГО – ОЧКО.
-В витрине нашего музея 13 портретов известных людей, чьи имена прозвучали в стихотворении. Чтобы понять, о чем идет речь, давайте разберемся, кто кем был и кто что открыл. Чтобы вы, посетители музея, могли назвать имена этих людей, у нас есть подсказки – музейные экспонаты. Проверьте свою память и назовите имена великих людей, прозвучавшие в стихотворении.
- Итак, чьи имена прозвучали в стихотворении? (Посетители музея называют имена выдающихся людей, которые они запомнили, а экскурсоводы знакомят с экспонатами музея).
-Уильям Шекспир - великим английский поэт, автор известной трагедии «Ромео и Джулетта» (музейный экспонат - книга Шекспира)
- Гай Юлий Цезарь, римский полководец, он придумал украшать оружие драгоценными камнями, для того, чтобы войска не бросали оружие в случае бегства с поля боя (музейный экспонат - шкатулка с драгоценными камнями).
-Николай Коперник, французский поэт и астроном, доказал, что небесные тела, включая Землю, вращаются вокруг солнца (музейный экспонат - подзорная труба, сделанная ученицей).
-Эванджелист Торричелли, итальянский ученый, изобрел ртутный барометр, открыл существование атмосферного давления и вакуума (музейный экспонат - ртутный барометр, который взяли в кабинете физики).
-Исаак Ньютон, английский физик, математик, астроном. Однажды яблоко упало ему на голову, и он тут же открыл закон всемирного тяготения (музейный экспонат - яблоко).
-Чарльз Дарвин, англичанин, биолог, изобрел теорию эволюции, он доказал, что человек произошел от обезьяны (музейный экспонат - статуэтки обезьяны).
-Джордж Гордон Байрон, английский поэт (музейный экспонат – сборник стихов поэта).
-Иоганн Кристофор Фридрих фон Шиллер, немецкий поэт (музейный экспонат - гусиное перо и чернильница).
-Людвиг ван Бетховен, немецкий композитор (музейный экспонат - ноты к «Лунной сонате»).
- Голландец Антонио ван Левенгук придумал микроскоп (музейный экспонат - микроскоп, взяли в кабинете биологии).
- Микеланджело Буаноротти, итальянский скульптор, художник и архитектор (музейный экспонат - палитра, кисть).
- Наполеон Буонапарте - французский император. В 1812 году армия Наполеона была разгромлена русскими войсками (музейный экспонат - маленькая пушка, сделанная ученицей, и маленькие - маленькие валенки, так как армия Наполеона бежала из России в валенках).
- Король Франции, Карл Пятый Мудрый (музейный экспонат - царская корона).
-Очень интересный экспонат нашего музея - это рисунки Игоря Олейникова. К книге И.Бродского «Кто открыл Америку?» Игорь Олейников, известный современный художник и мультипликатор, лауреат Болонской книжной выставки. Так, нас совершенно покорил рисунок, на котором Ньютону на голову с яблони падает...Америка! И иллюстрация, где школьники утверждают, что Америка открыта Дарвином, на этом рисунке художник изобразил в машине Шварцнеггера, а на заднем сидении - Дарвина. А с каким усердием Бетховен старается нарисовать на глобусе американский флаг, явно проклиная незадачливых школьников... Глядя на эти рисунки, невольно улыбаешься. [3]
- Итак, мы завершаем нашу экскурсию и надеемся, что вы, ребята, никогда не попадете впросак, как герои стихотворения Иосифа Бродского «Кто открыл Америку?» Надеемся, что знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам в жизни.
- Выводы: Внеклассное мероприятие экскурсия в «Музей одного стихотворения» построено на основе системно-деятельностного подхода. Такая инновационная форма работы обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся, повышает у них интерес к лирическим произведениям как русских, так и зарубежных авторов, дает им возможность для творческой самореализации. Экскурсии в «Музей одного стихотворения, приготовленные восьмиклассниками, были интересны и познавательны для них. Все участники показали высокий уровень подготовки.
Литература
1. Иосиф Бродский в журнале «Костер» 1966год (дата обращения: 03.03.2016).
https://snob.ru/profile/26524/blog/59511#comment_683487
2.И. Бродский «13 очков, или стихи о том, кто открыл Америку» http://journal-shkolniku.ru/brodskyi-stihi.html(дата обращения: 03.03.2016).
3. Кто открыл Америку. И. Бродский.
http://vilka.by/all_books/kto_otkryl_ameriku_illyustracii_igorya_olejnikova/ (дата обращения: 03.03.2016).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе по теме:Стихотворение А.С. Пушкина " Зимние утро"
Урок развития речи по картине Пластова......
конспект урока по литературе "Учимся анализировать стихотворение"
Уок построен по деятельностному методу. В качестве приложения включены творческие работы учащихся и самоанализ урока....
Разработка урока по теме "Бородинское сражение" (урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино")
Разработка урока по литературе в 5 классе...
Разработка урока по теме "Бородинское сражение" (урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино")
Разработка урока по литературе в 5 классе...
Урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино". Историческая основа стихотворения. 5-й класс
АннотацияМетодическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использование...
"Бородинское сражение" (урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино").
quot;Бородинское сражение" (урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"). 5-й класс...
УРОК - ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "БОРОДИНО" (открытый урок по литературе в 5 классе, по уч. программе Коровиной В.Я.)
В материлае предствелны разработки к открытому уроку по литературе в рамках семинара "Современный урок: методы и технологии": конспект урока, презентация,...