Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе " Экскурсия в Музей одного стихотворения"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Методическая  разработка  внеклассного  мероприятия  по литературе  "Экскурсия в  Музей  одного стихотворения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ЭКСКУРСИЯ В  «МУЗЕЙ ОДНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ»

                Белоусова Лидия Александровна,                                                    учитель русского языка и литературы,152546172

МАОУ Гимназия №1, ГО Сухой Лог,

lidi.belousova@yandex.ru

        

        Современное внеклассное мероприятие по литературе, построенное на основе ФГОС, предполагает разработку новой дидактики, привлечение новых форм работы, инновационный подход к литературному материалу. На первый план выходят универсальные учебные действия (УУД), метапредметные знания и результаты, достигаемые в ходе образовательного процесса. УУД - это умения, связанные  с самостоятельно осуществляемой учебной  и внеклассной деятельностью  во всей ее полноте.

        Поиск новых технологий, приемов и способов организации внеклассных мероприятий по литературе вывел на применение инновационных техник и технологий, которые способствуют  развитию  у учащихся универсальных, логических,  коммуникативных,  личностных,  учебных  действий.

              Основной целью внеклассного мероприятия - экскурсия в «Музей одного стихотворения» - является  пропаганда чтения  лирических произведений русских и зарубежных авторов как вида интеллектуальной деятельности.  

        Из цели вытекают следующие задачи:

- содействовать воспитанию интереса к современной и классической литературе  (лирические произведения) подростков как форме отражения жизни, менталитета, индивидуального сознания;

- развивать лингвистическую, информационно-коммуникативную, социокультурную компетенцию школьников;

- развивать эстетический вкус, интеллектуальные и творческие способности участников конкурса;

- развивать диалогическое мышление и толерантность, способность убедительно аргументировать свою читательскую и жизненную позицию в процессе проведения экскурсии;

 - развивать самостоятельность восьмиклассников в поисках необходимой информации.

  • Тип занятия - нетрадиционное занятие, групповая работа.
  • Типологический признак  внеклассного занятия по литературе - практико-ориентированный, творческо-поисковый.
  • Форма занятия - экскурсия в «Музей одного стихотворения»  носит характер как межпредметный, так и метапредметный.                      
  • Продолжительность  -  40-60 минут. Занятие можно провести в актовом зале или библиотеке.
  • Возраст учащихся - 8-ые классы.
  • Содержание мероприятия: класс делится на группы: по пять человек. На  внеклассное

мероприятие   команда  представляет только  одно стихотворение русского или зарубежного автора. Экскурсовод представляет посетителям музея экспонаты (экспонаты можно расположить как на столе, так и на стене), относящиеся к данному лирическому произведению.  Время выступления  - 5 -7  минут. Каждая команда готовит входные билеты в музей.

  • Критерии оценивания внеклассного мероприятия - экскурсия в «Музей одного стихотворения»:

1. Чтение  выбранного стихотворения:

- выразительность - 5 баллов,

- артистизм - 5 баллов,

- оригинальность - 5 баллов;

2. Экспонаты музея:

- соответствие художественному произведению  - 5 баллов,

-  креативность - 5 баллов.

3. Оценка экскурсовода(ов):

- содержание представленного материала - 5 баллов,

- качество речи (правильность) - 5 баллов,

- умение общаться с аудиторией - 5 баллов.

  • Этапы работы:

1. Поисковый этап. Планирование учащимися мероприятия,  выбор лирического произведения,  формулировка цели и задач внеклассного мероприятия.

2. Творческий этап. Сбор материала, экспонатов, фотографий, различных источников, оформление витрины музея, музыкальное оформление.

3. Конструкторский этап. Разработка учащимися сценария  экскурсии в «Музей одного стихотворения» и его обсуждение в группе. Репетиция выступления.

4. Технологический этап. Практическая реализация мероприятия: проведение экскурсии в «Музей одного стихотворения».

5. Заключительный этап. Оценка качества проведенной экскурсии, рефлексия.

  • Примерный сценарий внеклассного мероприятия  по литературе - экскурсия в «Музей одного стихотворения» (стихотворение Иосифа Бродского «Кто открыл Америку?»)

-Добрый день, взрослые и дети! Мы, восьмиклассники гимназии №1, приглашаем вас на  экскурсию в музей одного стихотворения Иосифа Бродского «Кто открыл Америку?»

        Цель экскурсии: познакомить посетителей   с  экспонатами нашего музея.  Ребята, вы не просто слушатели, а активные участники нашей литературной экскурсии.

        Иосиф Александрович Бродский, поэт, Лауреат Нобелевской премии, написал   для детей шуточное стихотворение «Кто открыл Америку?»  В 2016  у стихотворения юбилей: ровно 50 лет назад, 12 января 1966 года,  оно  было напечатано в журнале «Костер» в двенадцатом номере.  Этот журнал  - самый ценный экспонат нашего музея (журнал отсканирован).  Иллюстрации  к этому произведению Бродского в журнале «Костер»  1966 года  выполнил художник Гальба.

- Напечатано это стихотворение в юмористическом разделе журнала   в в виде игры под заглавием «13 очков, или Стихи о том, Кто открыл Америку». Главный экспонат нашего музея – географическая карта,  так как в названии произведения есть слово «Америка», мы выделили границы этого континента, в центре Америки портрет автора стихотворения,  а также белый прямоугольник - загадка для посетителей.  Стихотворение - это разговор школьников о том, кто открыл Америку. Прослушайте стихотворение. Будьте внимательны! [1]

Стихотворение (экскурсоводы читают  стихотворение по ролям). [2].

- Ребята, назовите, кто и когда открыл Америку?  (Посетители музея отвечают, экскурсовод переворачивает белый прямоугольник – на оборотной стороне  портрет Колумба).

- Да, это правильный ответ, Колумб открыл Америку в 1492 году.

- Стихотворение познавательное, читателям журнала «Костер»   предлагалось присылать в редакцию   ответы; отсюда - дополнительные последние 12 строк  текста (звучат эти  строки)

 Очко даём за правильность!
Скажите, чем прославились
все те, чьи имена 
здесь были упомянуты. 
Мы сами – очень заняты, 
а истина – нужна. 
Даём очко за правильность. 
Надеемся, что справитесь, 
пусть это – нелегко. 
Тринадцать лиц, которые 
прославились в Истории! 
ЗА КАЖДОГО – ОЧКО.

-В  витрине нашего  музея 13 портретов   известных людей, чьи имена прозвучали в стихотворении.  Чтобы понять, о чем идет речь, давайте разберемся, кто кем был и кто что открыл. Чтобы вы, посетители музея,  могли назвать имена этих людей, у нас есть подсказки – музейные экспонаты. Проверьте свою память и  назовите имена великих  людей, прозвучавшие в стихотворении.

- Итак, чьи имена прозвучали в стихотворении? (Посетители музея называют имена выдающихся людей, которые они запомнили, а экскурсоводы знакомят с экспонатами музея).

-Уильям Шекспир - великим английский поэт, автор известной трагедии «Ромео и Джулетта» (музейный экспонат  - книга Шекспира)

- Гай Юлий Цезарь, римский полководец,  он придумал украшать оружие драгоценными камнями, для того, чтобы войска не бросали оружие в случае бегства с поля боя (музейный экспонат  -  шкатулка с драгоценными  камнями).

-Николай Коперник,  французский поэт и астроном, доказал, что небесные тела, включая Землю, вращаются вокруг солнца (музейный экспонат - подзорная труба, сделанная ученицей).

-Эванджелист Торричелли, итальянский ученый, изобрел ртутный барометр, открыл существование атмосферного давления и вакуума (музейный экспонат - ртутный барометр, который взяли в кабинете физики).

-Исаак Ньютон, английский физик, математик, астроном. Однажды яблоко упало ему на голову, и он тут же открыл закон всемирного тяготения  (музейный экспонат - яблоко).

-Чарльз Дарвин, англичанин, биолог, изобрел теорию эволюции, он доказал, что человек произошел от обезьяны  (музейный экспонат -  статуэтки обезьяны).

-Джордж Гордон Байрон,  английский поэт (музейный экспонат – сборник стихов  поэта).

-Иоганн Кристофор Фридрих фон Шиллер, немецкий поэт (музейный экспонат - гусиное  перо и чернильница).

-Людвиг ван Бетховен, немецкий композитор (музейный экспонат - ноты к «Лунной сонате»).

- Голландец Антонио ван Левенгук придумал микроскоп (музейный экспонат  - микроскоп, взяли в кабинете биологии).

- Микеланджело Буаноротти, итальянский скульптор, художник и архитектор (музейный экспонат - палитра, кисть).

- Наполеон Буонапарте  - французский император. В 1812 году  армия Наполеона  была разгромлена русскими войсками  (музейный экспонат  - маленькая пушка,  сделанная ученицей, и маленькие - маленькие валенки, так как армия Наполеона бежала из России в валенках).

- Король  Франции, Карл Пятый Мудрый (музейный экспонат -  царская корона).

-Очень интересный экспонат нашего музея - это рисунки Игоря Олейникова.  К книге  И.Бродского «Кто открыл Америку?» Игорь Олейников, известный современный  художник  и мультипликатор, лауреат Болонской книжной выставки. Так, нас совершенно покорил рисунок, на котором Ньютону на голову  с яблони падает...Америка! И иллюстрация, где школьники утверждают, что Америка открыта Дарвином, на этом рисунке художник изобразил в машине  Шварцнеггера, а на заднем  сидении - Дарвина.  А с каким усердием Бетховен старается нарисовать на глобусе американский флаг, явно проклиная незадачливых школьников...  Глядя на эти рисунки,  невольно улыбаешься.  [3]

- Итак, мы завершаем нашу экскурсию и надеемся, что вы, ребята, никогда не попадете впросак, как герои стихотворения Иосифа Бродского  «Кто открыл Америку?»  Надеемся, что знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам в жизни.

  • Выводы: Внеклассное мероприятие экскурсия в «Музей одного стихотворения» построено на основе системно-деятельностного подхода. Такая инновационная форма работы обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся, повышает у них интерес к лирическим произведениям как русских, так и зарубежных авторов, дает им возможность для творческой самореализации. Экскурсии в «Музей одного  стихотворения, приготовленные восьмиклассниками, были интересны и познавательны для них. Все участники показали высокий уровень подготовки.

Литература

1. Иосиф Бродский в журнале «Костер» 1966год (дата обращения: 03.03.2016).

https://snob.ru/profile/26524/blog/59511#comment_683487

2.И. Бродский «13 очков, или стихи о том, кто открыл Америку»  http://journal-shkolniku.ru/brodskyi-stihi.html(дата обращения: 03.03.2016).

3.  Кто открыл Америку. И. Бродский.

http://vilka.by/all_books/kto_otkryl_ameriku_illyustracii_igorya_olejnikova/ (дата обращения: 03.03.2016).

C:\Users\BOSS\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.527\IMG_0552.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе "Учимся анализировать стихотворение"

Уок построен по деятельностному методу. В качестве приложения включены творческие работы учащихся и самоанализ урока....

Урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино". Историческая основа стихотворения. 5-й класс

АннотацияМетодическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использование...

"Бородинское сражение" (урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино").

quot;Бородинское сражение" (урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"). 5-й класс...

УРОК - ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "БОРОДИНО" (открытый урок по литературе в 5 классе, по уч. программе Коровиной В.Я.)

В материлае предствелны разработки к открытому  уроку  по  литературе в рамках  семинара "Современный урок:  методы и технологии": конспект урока,  презентация,...