План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе ««Одно есть только в мире счастье – весь Божий свет душой любить!» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Фролова Алевтина Викторовна

Тема урока: Одно есть только в мире счастье – весь Божий свет душой любить!»  (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с художественным миром прозы И.А.Бунина на основе его рассказа «Лапти»; попытаться понять раздумья писателя о мире, людях.
  2. Формировать умение анализировать прочитанное оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел;
  3.  Развивать творческие способности и читательскую наблюдательность обучающихся;
  4. Воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Тип урока: урок - размышление

Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, опережающее задание.

Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о И.А.Бунине, тетради, ручки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bunin_lapti.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока

по литературе в 7в классе

««Одно есть только в мире счастье – весь Божий свет душой любить!»

(по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Учитель Фролова А.В.

Тема урока: Одно есть только в мире счастье – весь Божий свет душой любить!» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с художественным миром прозы И.А.Бунина на основе его рассказа «Лапти»; попытаться понять раздумья писателя о мире, людях.
  2. Формировать умение анализировать прочитанное оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел;
  3. Развивать творческие способности и читательскую наблюдательность обучающихся;
  4. Воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Тип урока: урок - размышление

Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, опережающее задание.

Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о И.А.Бунине, тетради, ручки.

Ход урока

1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы совершим познавательное путешествие в мир литературы.

2. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с рассказом Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, поэта, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души.

Цель урока:

- Что у меня в руках?

- Правильно – это лапти. Что вам известно об этой обуви? Видели ли вы ее когда –нибудь? Вы можете даже потрогать их.

- Ребята, как связан этот предмет с сегодняшним уроком?

- Прочитайте фразу, которой я назвала наш урок. как вы думаете, какие цели мы сегодня поставим на уроке?

- Перед вами ключевые слова. Используя их, сформулируйте задачи урока.

Задачи:- познакомиться с рассказом И.А. Бунина «Лапти»;

- определить тему и идею произведения;

- выделить проблемы, затронутые автором в рассказе.

3. Актуализация опорных знаний

- Рассказ вы не читали. Но подумайте, о чем пойдет речь в рассказе, который называется «Лапти»?

(«Речь пойдет о крестьянской жизни». «О том, как плетут лапти» и «как их правильно носить». «Случай о том, как лапти пропали странным образом» или «кто – то потерял лапти»).

-. Обсудите в группе и запишите коротко 1 понравившееся предположение в тетради.

- Что вы записали?

- Давайте проверим ваши предположения. Откройте первую часть текста.

Первая часть текста (читает учитель)

Чтение учителем до первой остановки.

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

- Лапти? Что за лапти такие?

- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит.

Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

- Как добывать?

- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!..

-Совпали ваши версии с авторским вариантом? Как на самом деле развивается сюжет?

- Речь идет о больном мальчике. Врач не может приехать из-за пурги.

Мать в отчаянии: ребенок на грани жизни и смерти, он бредит.

- С какими героями мы познакомились?

-В какое время года происходит действие в рассказе?

-Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)

- В чем необычность его просьбы?

Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?

+ У крестьянских детей.

- Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

Учитель. Как вы теперь полагаете, что произойдет дальше? Запишите свои предположения.

- Что вы записали? Почему вы так думаете?

( «Мать сделает что-то, что спасет ребенка». «Случится чудо». «Пурга вдруг закончится и приедет врач»).

- Прослушайте 2-ю часть текста, найдите слова, которыми можно подписать эти иллюстрации. Откройте вторую часть текста.

- Об этом узнаем из следующего отрывка. (читает Дубикова Ольгадо слов …степном море)

…Еще подумал.

- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море…

Вторая остановка в чтении и беседа.

- Как можно подписать эти иллюстрации. Что это такое? (фуксин, зипун). Где можно посмотреть значение этих слов? (в толковом словаре)

- Как развиваются события?

( Нефед решил выполнить желание мальчика, потому что этого душа желала. Для этого пошел в соседнее село один, не боясь пурги).

- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?

+ Нефёд был слугой.

- Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование)

+ Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный

Слайды презентации.

Рассмотрите портреты И.Н. Крамского «Полесовщик», В.Г. Перова «Странник» с изображением старцев.

- Похож Нефёд на них? Чем?

- Почему – больше на старца Перова?

- Какое главное качество углядели? (кротость, добросердечие, смирение, сила)

- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?

+ Добрые. Она называет его Нефёдушкой.

- О чем это говорит?

( Это говорит о том, что барыня была добрая по отношению к дворовым людям)

- Просила ли барыня о том, чтобы Нефед отправился за лаптями?

Ответ: - Нет.

- Как вы думаете, был ли у Нефеда выбор?

Ответы: - Да, он мог не идти.

- Почему же он пошел? (Любит мальчика, жалеет барыню, душа желает)

Учитель. Ребята, у вас на партах отрывки из стихотворений современных авторов. Выберете те, которые по вашему мнению могут охарактеризовать Нефёда и людей, подобных ему.

Научитесь жертвовать

| Маргарита Коломийцева

Научитесь жертвовать собой,
Самым дорогим во имя ближних.
Чтобы гимн воспеть своей душой,
Не земной, а славу Богу в вышних.

Научитесь жертвовать собой,
Когда сердце обливаясь кровью
Молит справедливости земной,
Научитесь жертвовать любовью.

Когда сердце стонет и болит,
Голос плоти своенравный мучит,
Дух терзаясь в горести вопит:
“Боже! Боже! Кто ж, меня научит?”

Научитесь жертвовать собой,
В высшей школе Божьего смиренья
Подчиняясь воле всеблагой,
Чтоб понять весь смысл благословенья.

Научитесь жертвовать собой,
Полностью, не крохи и не части.
И тогда Бог щедрою рукой
В полноте Своей пошлёт вам СЧАСТЬЕ!

Людмила Сопина

А знаешь, есть в мире хорошие люди


А знаешь, есть в мире хорошие люди:

Есть люди-улыбки и люди-сердца,

А значит, наверное, все еще будет.

Нам надо лишь жить от души, до конца,

Встречая рассветы с надеждой о чуде,

Расставшись с любовью мечтать о другой,

Что завтра тебя непременно разбудит

И в радостный мир поведет за собой.

А знаешь, есть в мире хорошие люди:

Есть люди-открытки с открытой душой.

И только они знают тайну о чуде.

Их мало, а мир бесконечно большой!!!

Алексей Невьянцев

НЕ СТОЙ В СТОРОНЕ РАВНОДУШНО!

Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря...

Учитель. Как вы теперь полагаете, о чем пойдет рассказ? Запишите.

«Нефед вернется, принесет лапти». «Нефед придет с врачом». «Пока Нефед ходит, ребенку станет легче».

V Физкультминутка.

А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.

-Откройте третью часть текста. Читает Мария Трушина

…Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно…

Стадия осмысления и стадия вызова.

- Как далее развивается сюжет? Подтвердились ли ваши предположения?

Нефеда нет всю ночь. Что-то случилось. Мать просит защиты у Бога. Мальчику совсем плохо. Страшно.

-Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)

-Почему ночь казалась еще страшнее? Какие слова в тексте помогают нам это понять?( Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем)

Учитель. Как вы думаете, чем заканчивается рассказ? Запишите.

(«Утром все изменится». «Пурга утихнет». «Придет Нефед»)

- Откройте последнюю, четвертую часть текста.

Четвертая часть текста .Чтение учителя.

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

- Нефед отправился в страшный путь, чтобы спасти чужого ребенка. Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.)

Ребята, запишите выражение : «Смерть ради жизни». Как вы понимаете это выражение? (смерть помогла кому-то выжить)

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?

+ Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?

+ Думаю. Что он выздоровеет

- Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

+Да. Ради жизни мальчика.

-Ребята, а почему рассказ называется «Лапти».

Ответы детей.

Лапти – это зов души одной, зов души Нефеда - совершить добро, а в результате спаслись мужики в поле. Лапти – это связность человеческих душ, поэтому и рассказ так называется.

Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

+ Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.

- Перечитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?

Учащиеся.

В рассказе не говорится о том, выздоровел ли мальчик. Значит не это главное. Главное – это Нефед, который ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит, спас и мальчика.

- Так о чем же этот рассказ.

Учащиеся.

Этот рассказ о доброте, о самоотверженности. О жизни и смерти, о том, что роднит человека и природу: за смертью неостановимо идет жизнь.

Вывод:

Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию.

Лаконичный- отличающийся лаконичностью, немногословный.

Теперь, когда рассказ прочитан, скажите, какой Нефёд. Какие эпитеты могут охарактеризовать героя?

А как вы понимаете слова:

Страдать- самому переживать что-либо.

Милосердие- любить кого-то, проявлять к нему сострадание, помочь в чем-нибудь.

Сострадать- сопереживать какому-то человеку.

Гуманный- тот, кто любит людей.

Оказывали вы когда-нибудь помощь людям? Испытывали ли когда-нибудь беспомощность и приходили ли вам на помощь люди?

Ответы детей.

Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

Работа в группах.

- У вас на столах лежат конверты со знаком вопроса. Откройте их. Прочитайте вопрос. Обсудите в группе возможные варианты ответа и выберете лучший.

1 группа

Только один герой в рассказе наделен именем. Нефед – это имя произошло от имени «Федор», что означает в переводе с греческого – БОГ. А что тогда означает имя Нефед? Объясните, почему писатель выбрал именно это имя?

2-я группа

Какими качествами должен обладать человек, способный на подвиг? Обладал ли этими качествами Нефед?

Обсуждение работ групп.

- Давайте вернемся к ключевым словам

Жанр произведения – рассказ

Тема – рассказ о милосердии и самопожертвовании

Идея ( что нам хочет сказать автор?) - автор говорит о том, что мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь немощным, больным, близким людям)

Проблемы –, милосердия, подвига, самопожертвования, любви к ближнему.

  1. Как вы понимаете фразу: «В жизни всегда есть место подвигу?»
  2. Закончите предложения: - Мне рассказ очень понравился, потому что…
  3. – Этот рассказ научил меня…
  4. Этот рассказ заставил меня задуматься о ….

Я хочу подарить вам на память о нашем уроке эти сердечки с пожеланиями, Надеюсь, что в вашем сердце всегда найдется место для любви, милосердия, а может быть и подвига ради других людей. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 7 классе"Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных" с ЭОР.

Урок - введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР (электронно-образовательных ресурсов)  пробуждает интерес к изучаемому предмету, способствует во...

Урок литературы «Смерть ради жизни» по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Данный урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Лапти» был проведён в рамках городского семинара «Уроки добра и милосердия» в 7в классе. На примере героя рассказа И.А.Бунина «Лапти» дети учатс...

"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...

Урок литературы в 7 классе по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Урок литературы в 7 классе по рассказу И.А. Бунина "Лапти"...

План-конспект урока русского языка в 6 классе "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"

Первый урок по теме "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"....