План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе ««Одно есть только в мире счастье – весь Божий свет душой любить!» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Тема урока: Одно есть только в мире счастье – весь Божий свет душой любить!» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Цели урока:
- Познакомить учащихся с художественным миром прозы И.А.Бунина на основе его рассказа «Лапти»; попытаться понять раздумья писателя о мире, людях.
- Формировать умение анализировать прочитанное оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел;
- Развивать творческие способности и читательскую наблюдательность обучающихся;
- Воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.
Тип урока: урок - размышление
Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, опережающее задание.
Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о И.А.Бунине, тетради, ручки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bunin_lapti.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока
по литературе в 7в классе
««Одно есть только в мире счастье – весь Божий свет душой любить!»
(по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Учитель Фролова А.В.
Тема урока: Одно есть только в мире счастье – весь Божий свет душой любить!» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Цели урока:
- Познакомить учащихся с художественным миром прозы И.А.Бунина на основе его рассказа «Лапти»; попытаться понять раздумья писателя о мире, людях.
- Формировать умение анализировать прочитанное оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел;
- Развивать творческие способности и читательскую наблюдательность обучающихся;
- Воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.
Тип урока: урок - размышление
Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, опережающее задание.
Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о И.А.Бунине, тетради, ручки.
Ход урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы совершим познавательное путешествие в мир литературы.
2. Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с рассказом Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, поэта, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души.
Цель урока:
- Что у меня в руках?
- Правильно – это лапти. Что вам известно об этой обуви? Видели ли вы ее когда –нибудь? Вы можете даже потрогать их.
- Ребята, как связан этот предмет с сегодняшним уроком?
- Прочитайте фразу, которой я назвала наш урок. как вы думаете, какие цели мы сегодня поставим на уроке?
- Перед вами ключевые слова. Используя их, сформулируйте задачи урока.
Задачи:- познакомиться с рассказом И.А. Бунина «Лапти»;
- определить тему и идею произведения;
- выделить проблемы, затронутые автором в рассказе.
3. Актуализация опорных знаний
- Рассказ вы не читали. Но подумайте, о чем пойдет речь в рассказе, который называется «Лапти»?
(«Речь пойдет о крестьянской жизни». «О том, как плетут лапти» и «как их правильно носить». «Случай о том, как лапти пропали странным образом» или «кто – то потерял лапти»). -. Обсудите в группе и запишите коротко 1 понравившееся предположение в тетради. - Что вы записали? - Давайте проверим ваши предположения. Откройте первую часть текста. Первая часть текста (читает учитель) Чтение учителем до первой остановки. Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть... Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: - Ну что, барыня, как? Не полегчало? - Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит... - Лапти? Что за лапти такие? - А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо: - Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать. - Как добывать? - В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело. - Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!.. -Совпали ваши версии с авторским вариантом? Как на самом деле развивается сюжет? - Речь идет о больном мальчике. Врач не может приехать из-за пурги. Мать в отчаянии: ребенок на грани жизни и смерти, он бредит. - С какими героями мы познакомились? -В какое время года происходит действие в рассказе? -Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.) - В чем необычность его просьбы? Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни? + У крестьянских детей. - Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей. Учитель. Как вы теперь полагаете, что произойдет дальше? Запишите свои предположения. - Что вы записали? Почему вы так думаете? ( «Мать сделает что-то, что спасет ребенка». «Случится чудо». «Пурга вдруг закончится и приедет врач»). - Прослушайте 2-ю часть текста, найдите слова, которыми можно подписать эти иллюстрации. Откройте вторую часть текста. - Об этом узнаем из следующего отрывка. (читает Дубикова Ольгадо слов …степном море) …Еще подумал. - Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то... И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море… Вторая остановка в чтении и беседа. - Как можно подписать эти иллюстрации. Что это такое? (фуксин, зипун). Где можно посмотреть значение этих слов? (в толковом словаре) - Как развиваются события? ( Нефед решил выполнить желание мальчика, потому что этого душа желала. Для этого пошел в соседнее село один, не боясь пурги). - Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд? + Нефёд был слугой. - Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование) + Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный Слайды презентации. Рассмотрите портреты И.Н. Крамского «Полесовщик», В.Г. Перова «Странник» с изображением старцев. - Похож Нефёд на них? Чем? - Почему – больше на старца Перова? - Какое главное качество углядели? (кротость, добросердечие, смирение, сила) - Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили? + Добрые. Она называет его Нефёдушкой. - О чем это говорит? ( Это говорит о том, что барыня была добрая по отношению к дворовым людям) - Просила ли барыня о том, чтобы Нефед отправился за лаптями? Ответ: - Нет. - Как вы думаете, был ли у Нефеда выбор? Ответы: - Да, он мог не идти. - Почему же он пошел? (Любит мальчика, жалеет барыню, душа желает) Учитель. Ребята, у вас на партах отрывки из стихотворений современных авторов. Выберете те, которые по вашему мнению могут охарактеризовать Нефёда и людей, подобных ему. Научитесь жертвовать | Маргарита Коломийцева Научитесь жертвовать собой, Людмила Сопина А знаешь, есть в мире хорошие люди А знаешь, есть в мире хорошие люди: Есть люди-улыбки и люди-сердца, А значит, наверное, все еще будет. Нам надо лишь жить от души, до конца, Встречая рассветы с надеждой о чуде, Расставшись с любовью мечтать о другой, Что завтра тебя непременно разбудит И в радостный мир поведет за собой. А знаешь, есть в мире хорошие люди: Есть люди-открытки с открытой душой. И только они знают тайну о чуде. Их мало, а мир бесконечно большой!!! НЕ СТОЙ В СТОРОНЕ РАВНОДУШНО! Учитель. Как вы теперь полагаете, о чем пойдет рассказ? Запишите. «Нефед вернется, принесет лапти». «Нефед придет с врачом». «Пока Нефед ходит, ребенку станет легче». V Физкультминутка. А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу. -Откройте третью часть текста. Читает Мария Трушина …Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: - Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь: - Господи, помоги! Господи, защити! И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно… Стадия осмысления и стадия вызова. - Как далее развивается сюжет? Подтвердились ли ваши предположения? Нефеда нет всю ночь. Что-то случилось. Мать просит защиты у Бога. Мальчику совсем плохо. Страшно. -Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.) -Почему ночь казалась еще страшнее? Какие слова в тексте помогают нам это понять?( Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем) Учитель. Как вы думаете, чем заканчивается рассказ? Запишите. («Утром все изменится». «Пурга утихнет». «Придет Нефед») - Откройте последнюю, четвертую часть текста. Четвертая часть текста .Чтение учителя. Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье... За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином. - Нефед отправился в страшный путь, чтобы спасти чужого ребенка. Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.) Ребята, запишите выражение : «Смерть ради жизни». Как вы понимаете это выражение? (смерть помогла кому-то выжить) - Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? + Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко. - Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? + Думаю. Что он выздоровеет - Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. +Да. Ради жизни мальчика. -Ребята, а почему рассказ называется «Лапти». Ответы детей. Лапти – это зов души одной, зов души Нефеда - совершить добро, а в результате спаслись мужики в поле. Лапти – это связность человеческих душ, поэтому и рассказ так называется. Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? + Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям. - Перечитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность? Учащиеся. В рассказе не говорится о том, выздоровел ли мальчик. Значит не это главное. Главное – это Нефед, который ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит, спас и мальчика. - Так о чем же этот рассказ. Учащиеся. Этот рассказ о доброте, о самоотверженности. О жизни и смерти, о том, что роднит человека и природу: за смертью неостановимо идет жизнь. – Вывод: Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Лаконичный- отличающийся лаконичностью, немногословный. Теперь, когда рассказ прочитан, скажите, какой Нефёд. Какие эпитеты могут охарактеризовать героя? А как вы понимаете слова: Страдать- самому переживать что-либо. Милосердие- любить кого-то, проявлять к нему сострадание, помочь в чем-нибудь. Сострадать- сопереживать какому-то человеку. Гуманный- тот, кто любит людей. Оказывали вы когда-нибудь помощь людям? Испытывали ли когда-нибудь беспомощность и приходили ли вам на помощь люди? Ответы детей. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся. |
Работа в группах. - У вас на столах лежат конверты со знаком вопроса. Откройте их. Прочитайте вопрос. Обсудите в группе возможные варианты ответа и выберете лучший. 1 группа Только один герой в рассказе наделен именем. Нефед – это имя произошло от имени «Федор», что означает в переводе с греческого – БОГ. А что тогда означает имя Нефед? Объясните, почему писатель выбрал именно это имя? 2-я группа Какими качествами должен обладать человек, способный на подвиг? Обладал ли этими качествами Нефед? Обсуждение работ групп. |
- Давайте вернемся к ключевым словам Жанр произведения – рассказ Тема – рассказ о милосердии и самопожертвовании Идея ( что нам хочет сказать автор?) - автор говорит о том, что мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь немощным, больным, близким людям) Проблемы –, милосердия, подвига, самопожертвования, любви к ближнему.
|
Я хочу подарить вам на память о нашем уроке эти сердечки с пожеланиями, Надеюсь, что в вашем сердце всегда найдется место для любви, милосердия, а может быть и подвига ради других людей. Спасибо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 7 классе"Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных" с ЭОР.
Урок - введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР (электронно-образовательных ресурсов) пробуждает интерес к изучаемому предмету, способствует во...
Урок литературы «Смерть ради жизни» по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Данный урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Лапти» был проведён в рамках городского семинара «Уроки добра и милосердия» в 7в классе. На примере героя рассказа И.А.Бунина «Лапти» дети учатс...
"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...
Урок литературы в 7 классе по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Урок литературы в 7 классе по рассказу И.А. Бунина "Лапти"...
"В жизни всегда есть место подвигам" (по рассказу И.А. Бунина "Лапти")
Презентация открытого урока по литературе...
План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
конспект урока...
План-конспект урока русского языка в 6 классе "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"
Первый урок по теме "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"....