Конспект урока литературы Для 5 класса По теме: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов».
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока литературы Для 5 класса По теме: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_klass.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
Для 5 класса
По теме: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов».
Разработала: учитель литературы
Тюхтина Татьяна Николаевна
2020 год
Цели:
- Рассказать об истоках рождения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»;
- Выявить систему образов сказки;
- Учить составлять план;
- Развивать навыки анализа текста;
- Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.
Планируемые результаты:
- Знание истории создания, содержания и героев сказки;
- Владение элементами анализа текста;
- Составлять план произведения;
- Находить общие черты и различия в фольклорных и литературных сказках.
Эпиграф урока
Лишь добро одно
бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели
Методические приемы:
- Беседа;
- Анализ эпизодов;
- Выразительное чтение.
Оборудование:
- Текст сказки;
- Иллюстрации;
- Портрет А.С. Пушкина.
Ход урока
- Рефлексия настроения. Смайлики.
Ребята, поднимите вверх тот смайлик, который характеризует ваше настроение на начало урока.
А теперь улыбнитесь соседу по парте и пожелайте мысленно удачи и отличного настроения!
- Разминка.
- Назовите дату рождения А.С. Пушкина.
- Как называлось учебное заведение, в котором учился Пушкин?
- У В.А. Жуковского «Сказка о спящей царевне», а у А.С. Пушкина?
- Слово учителя.
Несколько уроков назад мы говорили о литературном состязании В.А. Жуковского и А.С. Пушкина в написании сказок в народном духе, о том, что, памятуя об этом соревновании, А.С. Пушкин через два года написал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».
Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С. Пушкина к народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы говорили о сюжете и о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу по знакомству со сказкой.
Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
- Понятие «Добро» и «Зло».
Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло?
Обратимся к словарям.
«Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).
«Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.
Зло - худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь живого русского языка В. Даля).
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
(Да, добро и зло – противоположные понятия).
Учитель:
-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.
5. Объяснение нового материала.
1) Работа с текстом.
Беседа.
Учитель:
-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).
( Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван - крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое).
Учитель:
-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?
(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).
Учитель:
- Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
(В персонажах Царевны и царицы).
Учитель:
- Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся к устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.
А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы.
Царица | Царевна | |
Внешность | Высока Стройна Бела | Белолица Черноброва |
Поведение, характер | Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая | Красавица-душа Милая Приветливая |
Цветовая гамма | Черны (зависть) | Белый Красный Румяный |
Учитель:
-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
(Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она).
Учитель:
-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
(Ненависть, зависть).
Учитель:
-Обладает ли добрый человек такими чувствами?
(Нет, эти чувства характерны для злых людей).
Учитель:
-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
(Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).
Учитель:
-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
(Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).
2) Анализ художественного произведения.
Учитель:
-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.
Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»
Учитель:
-Ребята, что вы можете сказать о Царице?
-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»?
(Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза).
Учитель:
-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста молодая
До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна- добро.
Выразительное чтение учащимися отрывка.
Учитель:
-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?
(Есть иконы, в горнице чисто, светло).
Учитель:
-Что сделала героиня в доме?
(Зажгла свечу, затопила печь).
Учитель:
-Как это характеризует героиню?
(Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая).
Учитель:
-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
(Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой).
Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”
Учитель:
-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
(Царица, переодетая монахиней).
Учитель:
- На чьей стороне Соколко? Почему?
(Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной).
Учитель:
-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?
(Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту).
Учитель:
-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла”.
Учитель:
-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
6. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.
Учитель:
-А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.
Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?
(Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило).
Учитель:
-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?
(Как А.С. Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано).
Учитель:
-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
7. Рефлексия деятельности. «Продолжи предложение».
- Труднее всего мне было…
- На уроке я смог…
- Больше всего мне понравилось…
- Я понял, что…
- Мне показалось важным…
Домашнее задание:
- Чему научила вас сказка А.С. Пушкина и считаете ли вы себя добрым? (Ответ в тетради)
- Нарисовать иллюстрацию к сказке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе на тему: А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".
Этот урок знакомит учащихся с историей рождения пушкинской сказки и её содержанием, обучает аналитическому чтению художественного произведения, развивает устную связную речь; воспитывает любовь к иску...
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.
Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав...
Презентация к уроку по теме "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
А.С.Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс презентация...
Конспект урока по теме "А. С. Пушкин."Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Система образов сказки. Борьба добрых и злых сил.
Конспект урока с презентацией...
Конспект урока по литературе в 5 классе (ФГОС) по теме: А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".
Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по теме: А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"....
Контрольная работа по литературе в 5 кл. по теме «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», учебно-методический материал
Контрольная работа по литературе в 5 кл. по теме «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», учебно-методический материал...
Урок литературы по теме "А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Сравнительная характеристика героев."
Урок литературы по теме «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравнительная...