Разработка открытого урока литературы в 9 классе. Тема "А он встаёт над волнами забвенья"
методическая разработка по литературе (9 класс)
Расширить и систематизировать знания обучающихся о жизни и стоках поэзии М.Ю. Лермонтова.
Воспитывать патриотизм и любовь к русской и классической поэзии посредством прослушивания
стихотворений М.Ю.Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literatury_v_9_klasse.docx | 33.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 9 классе.
Тема: «А он встает над волнами забвенья…»
Цель: расширить и систематизировать знания обучающихся о жизни и истоках поэзии Лермонтова.
Задачи:
- погрузить в атмосферу художественной и творческой жизни М. Ю. Лермонтова, воссоздать образ поэта как личности
- развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта
- воспитывать толерантность, коммуникативные навыки.
- расширять кругозор обучающихся в области искусства, через просмотр репродукций картин и прослушивание музыкальных фрагментов,
- воспитывать патриотизм и любовь к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений М. Ю. Лермонтова.
Форма проведения:
Литературная гостиная, посвященная 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Оборудование: портрет М.Лермонтова, выставка произведений поэта и о поэте, репродукции картин и рисунков Лермонтова, рисунки учащихся, музыкальное оформление, презентация, компьютер, проектор.
Ход мероприятия.
Слайд 1
Вед1.
Мы открываем дверь в волшебный мир искусства,
В нём Гении живут и Музыка звучит.
В том мире никогда Душе не будет пусто,
В том мире дух поэта сегодня говорит.
Пылающей Душой он обладал. Был молод.
Он – странник одинокий. Он для России – сын.
Его судьба такая: поэзия и ноты,
Колосс Российский пылкий – свободы господин.
Бунтарь и лирик правды, и гуманист эпохи –
Он до сих пор несёт свой Величавый Крест.
Культура воспевает о Лермонтове строки,
Который нам оставил свой негасимый Свет. (М. Колбина)
Вед 2: Здравствуйте уважаемые учащиеся, гости! Сегодняшняя встреча в литературной гостиной посвящена творчеству М.Ю. Лермонтова, а именно страницам жизни и творчества. Творчество любого писателя неотделимо от его судьбы. Мы поговорим о жизни поэта, о его личности,
Вед 1. Что такое для нас Лермонтов? Пожалуй, сразу и не объяснишь то ощущение гордости и одновременной грусти, которая охватывает нас, едва бросаешь взгляд на это выразительное лицо молодого, рано ушедшего от нас поэта.
Слайд 2
Вед 2.
Вот он, задумчивый и дерзкий, мечтатель юных лет.
Шнуры на куртке офицерской, узоры эполет.
Его слова, вовек живые, вновь повторяй, страна:
“Недаром помнит вся Россия про День Бородина”
Именно этим стихотворением входит в наш мир Лермонтов. Входит и остаётся навсегда.
Вед 1. Творческий путь Лермонтова – короткий, но очень яркий, чрезвычайно продуктивный. Вся его литературная деятельность от юношеских проб пера до романа “Герой нашего времени” продолжалась чуть более 12 лет, но за это время им было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа. Его творчество, основные мотивы которого связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, о поиске гармонии в отношениях с миром, безусловно, интересно и молодым людям 21 века.
Звучит музыка на протяжении всей гостиной (Начало 2)
Слайд 3
Вед 2 Начало русской родословной Лермонтовых положил выходец из Шотландии Георг Лермонт, поступив на русскую службу в 1613 году. Он был жалован земельным наделом недалеко от Костромы. Эти места и стали родиной для его потомков, в том числе и для деда и отца поэта. Но к началу 19 века обрусевший род Лермонтовых захудал и обеднел.
Слайд 4
Вед 1. Юрий Петрович Лермонтов пленил свою богатую невесту Марию Михайловну Арсеньеву внешней красотой и редким добродушием. Мать Марии Михайловны Елизавета Алексеевна, принадлежавшая к богатому и влиятельному роду Столыпиных, была против этого союза. Но брак был заключен против ее воли. Семейное счастье омрачала нескрываемая недоброжелательность и постоянные ссоры Елизаветы Алексеевны со своим зятем.
Слайд 5
Вед 2. В 1817 году Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив единственного сына сиротой. Вероятно, смутные воспоминания о звуках материнской песни, которая не раз звучала над его колыбелью, навеяли строки стихотворения “Ангел”.
Стихотворение “ Ангел”
(Звучит музыка для стихотворения “Ангел”)
Слайд 6
Вед 1. Сразу после смерти матери бабушка решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана, которая не позволит дать мальчику хорошее образование. Елизавета Алексеевна увезла любимого внука в свое имение Тарханы Пензенской губернии.
Слайды 7,8
Вед 2. Здесь она окружила внука заботой и лаской, не жалея средств на развитие многообразных талантов мальчика. Но семейная драма наложила свой отпечаток на характер поэта. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом. Эти чувства Лермонтов выразил в стихах.
Слайд 9
Стихотворение “Ужасная судьба отца и сына”
(Звучит музыка )
Слайд 10, 11
Вед 1. Для Елизаветы Алексеевны Арсеньевой ее ненаглядный внучок Мишенька был самым дорогим человеком на свете. Она во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему и куча “ солдат” из крестьянских детей. Вот лошадка живая. Катание на лодках. Походы в лес. И даже огромное путешествие на Кавказ. Вот учителя – какие бы ни были – лишь бы занимали внука. Всякий день, а пуще праздник – дым коромыслом, лишь бы Миша был весел. Позже в стихотворении “ Как часто пестрою толпою окружен” Михаил Лермонтов об этом вспомнит.
Слайд 12,13,14
Стихотворение “Как часто пестрою толпой я окружен.”
Вед 2. Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. В раннем детстве он слышал песни от матери, учился играть на скрипке и рояле, был силён в шахматах, свободно говорил на французском и английском языках. Он много читал, рисовал акварелью, особенно любил лепить из крашеного воска. Зимой ребята лепили фигуры из снега. Был у мальчиков и самодельный кукольный театр, для которого Мишель с 10 лет сочинял пьесы.
Слайд 15
Вед 1. В 1828 году поступает в 4 класс Университетского благородного пансиона при Московском университете, в котором продолжает заниматься музыкой.
После Тарханского одиночества Лермонтов попал в кипучее море молодой жизни – новые товарищи, большой круг родных и знакомых. Он легко вошел в пансионскую жизнь. Среди новых товарищей он прослыл шутником и остроумцем, а также силачом. Во время послеобеденного отдыха он отличался в играх, происходивших во дворе. К широкоплечей фигуре Лермонтова очень шла пансионская форма – синий сюртук со стоячим малиновым воротником и синие брюки.
Вед 2. Московский университетский пансион сохранял с прежних времен направление литературное. Начальство поощряло занятия воспитанников сочинениями и переводами. Ученики много читали. Часто происходили литературные собрания, на которых читались сочинения воспитанников. Издавались рукописные журналы и альманахи.
В такой атмосфере поэтический дар Миши Лермонтова развивался все больше и больше. Он пишет стихи, много рисует, участвует в издании рукописных журналов. Учась в университетском пансионе, Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около 300 стихотворений. Этот период жизни Лермонтова отличается большим желанием жить и любить.
Вед 1. - Что же любил поэт?
– Прежде всего – жизнь. Любил жизнь и хотел жить. Как подтверждение этому – его стихотворения “ Желание” и “ Я жить хочу”
Стихотворение “Желанье”
“Я жить хочу”
Вед 1 Постепенно Лермонтов приближается к народному осмыслению любви к Родине. Это любовь и к русской природе, к русской земле, возделанной трудом народа. В стихотворении “ Родина” Лермонтов раскрывает “ странную любовь” поэта к родине, новой для русской литературы.
Слайды 16 – 21
Стихотворение “ Родина”
(Звучит музыка А. Вивальди. “Эльфийская ночь”)
Вед 2. В лирике поэта 1830-х годов важное место занимала любовь. Какое бы стихотворение о любви у М. Ю. Лермонтова мы ни прочли, всюду она явится в трагическом облике. О своей безответной и трагической любви он написал в стихотворении “ Нищий”
Слайд 22,23 Стихотворение “Нищий”(звучит музыка)
Слайд 24
Вед 1. Стихотворение “Она не гордой красотой” было обращено к Варваре Лопухиной – близкому другу и возлюбленной поэта, единственной женщине, к которой Лермонтов испытывал по – настоящему глубокие чувства.
Слайд 25
Стихотворение “Она не гордой красотой”
Слайд 26, 27
Вед 2 .Затем в жизнь, а позже и в творчество будущего поэта величаво входит Кавказ. Лермонтов был довольно болезненным мальчиком и бабушка трижды возила его на Кавказ к Горячим водам, там он наблюдал нравы кавказских жителей, их мужество и ловкость. В окрестностях Горячих вод Лермонтов присутствовал на празднике горцев, где слушал песни народного певца, смотрел на скачки, состязания в стрельбе.
Слайд 28
Вед 1. Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова. Там, под пулями, в дыму сражений создаются его лучшие стихотворения, поэмы, первый в русской литературе реалистический роман в прозе “ Герой нашего времени”. Кавказ стал судьбой Лермонтова.
Слайд29
Стихотворение “Кавказ”
Вед 2. Лермонтов– один из самых музыкально – одарённых русских поэтов. Он прекрасно знал русские народные песни. Музыкальность Лермонтова не могла не отразиться на его поэзии. Вот как о нём писал В. Белинский: “Читая всякую строку, вышедшую из – под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясёнными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою”. Русские композиторы, находя в стихах поэта близкие, волнующие их мотивы, часто обращались к его поэзии.
Предлагаем вашему вниманию романс “Я не люблю вас и люблю”
Слайды 30,31,32,33,34
Слайды 35- 40
Вед 1. Природа щедро наделила Лермонтова не только высоким даром поэта и музыкальностью, но и талантом художника. И если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно, профессионально, то, несомненно, стал бы большим Мастером. Маленький Лермонтов начал рисовать с 3-х лет. Пол в его детской комнате в Тарханах был покрыт сукном, на котором мальчик с удовольствием чертил мелом . Лермонтов рисовал всю свою сознательную жизнь. До нас дошли более 10 его картин, написанных маслом, более 50 акварелей, и свыше 300-х сот рисунков.
Слайд 41
Вед 2. Все, что было создано Лермонтовым за 13 лет творчества – это подвиг во имя свободы и Родины. Он стал часто задумываться о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни. Все это слышится в стихотворениях “ Дума” и “ Выхожу один я на дорогу”.
Стихотворение “Выхожу один я на дорогу”
Слайд 42
Вед 1 8 февраля 1837 года произошла дуэль А. С. Пушкина с Ж. Ш. Дантесом. Александр Сергеевич был смертельно ранен. Весть о смерти великого поэта быстро разнеслась по Петербургу. Это известие буквально потрясло М. Ю. Лермонтова, он немедленно откликнулся стихотворением “Смерть поэта”. Произведение в тысячах списков быстро распространилось по городу, а затем и по всей России.
Слайд 43
Стихотворение “Смерть поэта” (Звучит музыка)
Слайд 44
Вед 2. Эти стихи М. Ю. Лермонтова взволновали читателей, как своим содержанием, так и могучей силой художественного слова. Бенкендорф по городской почте отправил полный текст стихотворения “Смерть поэта” Николаю I с надписью: “Призыв к революции”. Поэта арестовали и направили на Кавказ, где в то время шла война с горцами. Посылая Михаила Лермонтова под пули, император надеялся, что тот не вернется в столицу. По этому поводу Лермонтов пишет стихотворение “ Сон” , в котором он предчувствует свою скорую гибель.
Стихотворение “Сон”
Слайд 45 Звучит музыка В.А. Моцарта “Реквием по мечте” полная версия.
Вед 1. Предчувствие смерти не обмануло М. Ю. Лермонтова. 27 июля 1841 года великий русский поэт был убит. Это произошло у подножия Машука в окрестностях Пятигорска. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Лермонтов взял пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову, что ему и в голову не приходило его обидеть, что все это была одна только шутка, и он готов просить прощение. “Стреляй! Стреляй! Был ответ Мартынова. Секунданты скомандовали сходиться. М. Ю. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Н. С. Мартынов быстро подошел к барьеру и выстрелил. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело М. Ю. Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было 26 лет...
Слайд 46, 47,48,49,51
Вед 2. Помнят благодарные потомки о великом сыне России. В 1889 году в Пензе был сооружен памятник М.Ю. Лермонтову на пожертвования , которые собирали в течении 18 лет. В Тарханах открыт государственный мемориальный музей под небом. 1914г. в Санкт – Петербурге открыт памятник М. Ю. Лермонтову, в Пятигорске сохранен “Домик М.Ю. Лермонтова”, в Москве отреставрирован мемориальный дом – музей М. Ю. Лермонтова.
Слайд 52
Вед 1. Лермонтов – гордость нашей русской литературы. Его стихи стали достоянием мировой поэзии. Много еще произведений создал бы Лермонтов, если бы роковой выстрел не прервал так рано его жизнь. Прожив короткую, но очень яркую жизнь, М.Ю.Лермонтов оставил огромное художественное наследие, знакомство с которым мы с вами и начинаем, находясь пока в самом начале длинного, захватывающего пути.Слайд 53
Вед 2. Поэтесса Л.Ф. Никифорова, посвятила М.Ю. Лермонтову свое стихотворение.
Он был рожден для счастья, для надежд
И вдохновений мирных!
Но, безумный,
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной;
И мир не пощадил – и бог не спас!
Но до конца среди волнений трудных,
В толпе людской и средь пустынь безлюдных
В нем тихий пламень чувства не угас...
Он сохранил и блеск лазурных глаз,
И звонкий детский смех, и речь живую,
И веру гордую в людей и жизнь иную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.
1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами." 2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...
Разработка открытого урока литературы в 9 классе "Загадка Лермонтова"
Данный открытый урок проводился в рамках областного семинара учителей русского языка и литературы и получил высокую оценку организаторов и участников семинара.К разработке прилагаются 2 презентации и ...
Методическая разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"
План-конспект открытого урока литературы в 8 классе по творчеству Л.Н.Толстого...
Методическая разработка открытого урока литературы по теме: «У войны – не женское лицо»
Урок - представление текстов художественной литературы и поэзии о Великой Отечественной войне (Б. Васильев «А зори здесь тихие», К. Симонов «Живые и мертвые», М. Шолохов «Они сражались за ...
Методическая разработка открытого урока литературы в 5 классе по теме: " Народные мотивы в творчестве Н В Гоголя ( в соответствии с требованиями по ФГОС).
данная разработка урока может быть взята учителем в качестве помощи при подготовке к уроку литературы по ФГОС...
Методическая разработка открытого урока литературы.
Методическая разработка открытого урока литературы (2 часа). Урок-путешествие по страницам жизни и творчества М. Горького....
Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя".
quot; Тема памяти в рассказе Е.И.Носова "Живое пламя", 7 класс. Урок по формированию читательской грамотности.https://disk.yandex.ru/d/EOFq1YIemmPJog ссылка на презентац...