Методическая разработка открытого урока литературы.
методическая разработка по литературе по теме
Методическая разработка открытого урока литературы (2 часа). Урок-путешествие по страницам жизни и творчества М. Горького.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка открытого урока литературы. | 37.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Краснокаменский горно-промышленный техникум»
Забайкальский край
Методическая разработка открытого урока - путешествия по страницам жизни и творчества М. Горького
Разработал:
Г.А.Пересыпкина,
преподаватель русского языка
и литературы
г.Краснокаменск
2018г.
Тема занятия (2 урока): Урок - путешествие по страницам жизни и творчества М. Горького.
Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель занятия: дать представление о жизненном и творческом пути
А.М. Горького, научить выделять главное, делать собственные выводы
Задачи:
Образовательные:
- продолжить знакомство с биографией и творчеством М. Горького;
- повторить и обобщить знания о романтизме как направлении литературы;
- выявить особенности романтического произведения М. Горького «Старуха Изергиль».
Воспитательные:
- способствовать воспитанию чувства патриотизма; чувства уважения к окружающим.
Развивающие:
- совершенствовать навыки аналитической работы с текстом, дополнительной литературой; способности обобщать и делать выводы;
- развивать навыки устной монологической речи.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- ноутбуки.
Методическое обеспечение занятия:
- презентации в PowerPoint «Жизнь и творчество А.М.Горького»;
-видеоролик в программе Windows Movie Maker;
-отрывки из художественного фильма «Детство»;
- виртуальная экскурсия в музей М. Горького в Казани;
-раздаточный материал (инструкционная карта, тест.);
- тексты художественной литературы (рассказ А.М. Горького «Старуха Изергиль»);
-газета «Вечная слава героям!»;
- технологическая карта урока.
Индивидуальные опережающие задания студентам (ИОЗ):
подготовка сообщений и презентаций по биографии М. Горького, о романтизме, чтение рассказа «Старуха Изергиль», создание базы видеоролика.
В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам…
М. Горький
Ход урока
- Организационный момент.
- I. Актуализация знаний обучающихся (проводится в форме фронтальной беседы)
1). Просмотр отрывков из художественного фильма «Детство»
2). Фронтальная беседа (вопрос-ответ):
-сюжет какого произведения напомнили вам отрывки художественного текста? (повесть «Детство»);
-назовите героев этого произведения (Алеша, бабушка, дед Каширин и др.).
-кто является автором этого произведения? (М. Горький);
Очень сложной была судьба этого писателя, трудным было детство, он, может быть, и псевдоним выбрал в соответствии с этим.
- какое еще произведение М. Горького вы помните из школьной программы? («Песня о Соколе»).
3). Попробуйте сформулировать тему и задачи сегодняшнего урока
(возможный ответ - изучение жизни и творчества М. Горького)
- к сегодняшнему уроку вам были даны индивидуальные опережающие задания (ИОЗ), чтобы мы смогли совершить путешествие по страницам жизни и творчества М. Горького.
ЗАПИШЕМ ТЕМУ УРОКА В ТЕТРАДЬ
- Изучение нового материала (путешествие)
Представляю вам нашего гида – Стрельникову Ирину.
Гид — проводник, экскурсовод, сопровождающий туристов или экскурсантов и объясняющий осматриваемые ими достопримечательности. Гид — справочник, путеводитель по достопримечательным местам, выставкам, музеям...
! Задание студентам: слушаем, смотрим, записываем, запоминаем
Стрельникова И. (на фоне презентации)
Итак, мы начинаем наше путешествие. Страница первая.
РАННИЕ ГОДЫ
Алексей Максимович Пешков (М. Горький — псевдоним) родился в Нижнем Новгороде 16 марта 1868 г. Отец, Максим Саватеевич Пешков, столяр-краснодеревщик, рано умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина, дочь владельца красильной мастерской, Василия Васильевича Каширина, рано скончалась от чахотки. Мальчик жил в доме деда, где царили ссоры между братьями матери. Находиться среди них ребенку было очень нелегко, его спасала любовь бабушки-Акулины Ивановны. В 6 лет Алеша под руководством деда освоил церковно-славянскую грамоту. Обучался 2 года в слободском училище, за 3-й класс сдал экстерном, получив похвальный лист. Дед к тому времени разорился и отдал внука «в люди». Пешков работал: рассыльным в магазине, прислугой у чертежника, посудником на пароходах. И очень много с жадностью читал, особенно русскую литературную классику.
Летом 1884 г. поехал в Казань, мечтая поступить в университете.
А сейчас совершим виртуальную экскурсию в музей М. Горького в Казани (видеоролик).
Там познакомился со студентами, бывал на их сходках, читал запрещенную литературу. Летом 1888 г. Пешков уехал с народником Михаилом Антоновичем Ромасем в село Красновидово для пропаганды революционных идей. После разгрома книжной лавки Ромася юноша отправился на Каспий, работал там на рыболовных промыслах. Пережитое за все эти годы вошло в автобиографическую трилогию М. Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты». После пребывания на Каспии началось «хождение по Руси». В Нижнем познакомился с Владимиром Галактионовичем Короленко, который поддержал его творческие начинания и назвал «самородком с несомненным литературным талантом».
Мы перелистнули первую страницу нашего путешествия. Страница вторая.
Зайцев Д.
СТАНОВЛЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ
Весной 1891 г. Горький покидает Нижний Новгород и отправляется по стране, в Тифлис, где местная газета в сентябре 1892 г. напечатала дебютный рассказ 24-летнего Максима Горького – «Макар Чудра». В октябре того же года Горький возвращается в Нижний Новгород, и потом там создает свой первый роман – «Фома Гордеев», в 1901году лично знакомится с Антоном Павловичем Чеховым и Львом Николаевичем Толстым, под их влиянием прозаик впервые обратился к жанру драматургии, написав пьесы «Мещане» (1901) и «На дне» (1902). Перенесенные на сцену, они пользовались огромной популярностью. «Мещан» поставили в Берлине и Вене, что принесло Горькому известность европейского масштаба.
В апреле 1901 года Горький арестован в Нижнем Новгороде и заключен под стражу за участие в студенческих волнениях в Петербурге, а затем в мае выслан в Арзамас под надзор полиции, но в августе 1902 г. «дело» Горького было прекращено за недостаточностью оснований для обвинения, и арзамасская ссылка закончилась. Горький не остался в стороне от революции 1905 г., осенью стал членом Российской социал-демократической рабочей партии, в эмиграции он пишет роман «Мать», который положил начало новому направлению в литературе - социалистического реализму. В 1913 г. Горький вернулся в Россию, приступает к написанию художественной автобиографии. Если Февральскую революцию Максим Горький встретил с энтузиазмом, то на события октября 1917 г. его реакция была более противоречивой. Тем не менее уже во 2-ой половине 1918 г. Горький является союзником власти большевиков, хотя демонстрирует несогласие с рядом их принципов и методов, в частности, по отношению к интеллигенции.
Мы перелистнули вторую страницу нашего путешествия . Страница третья
Твердохлебов И.
ПЕРИОД ЭМИГРАЦИИ И ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
В 1921 г. Горький уезжает за границу, в Европу. Согласно широко распространенной версии, он сделал это по настоянию Ленина, который беспокоился за здоровье великого писателя в связи с обострением его болезни (туберкулеза). В честь 60-летия литератора в 1928 г. советское правительство и лично Сталин пригласили Горького приехать в Советский Союз, организовав ему торжественный прием. В 1932 г. Максим Горький возвращается на родину окончательно и становится лидером новой советской литературы. Великий пролетарский писатель, как его стали называть, ведет активную общественно-организаторскую работу, основывает большое количество печатных изданий, не забывая и о литературном творчестве (пьесы «Егор Булычев и другие», роман «Жизнь Клима Самгина»). В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. В 1936 г., 18 июня, страну облетело известие о том, что Максима Горького не стало.
Мы перелистнули третью страницу нашего путешествия. Страница четвертая
Багнюк Н., Баранов А.
РОМАНТИЗМ РАННЕГО ТВОРЧЕСТВА ГОРЬКОГО
Ранний период творчества Максима Горького представлен, в основном, романтическими рассказами. Странствуя по стране, наблюдая жизнь людей, Горький пытался найти необычное, героическое в каждом. Он искал героя - бунтаря, восставшего против несправедливостей жизни. М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом.
Романтизм – направление в литературе, особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.
Черты романтизма:
- провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
- утверждение внутренней бесконечности, человеческой индивидуальности;
- интерес ко всему сильному, яркому, возвышенному;
- тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;
- мучительное переживание героя разлада с действительностью;
- отказ героя от обыденного;
- стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу.
Баранов А.
Именно группа романтических рассказов воспринималась как своего рода визитная карточка молодого писателя, именно они свидетельствовали о приходе в литературу писателя, резко выделявшегося на фоне своих предшественников. В произведениях этого периода творчества Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека с окружающим миром, а также проблема человека как личности вообще. Именно проблема свободы становится центральной проблемой ранних рассказов писателя. Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия. Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры. В ранних рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам. Он одушевляет природу. Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать. Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами. Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме. Два качества особенно заметны у горьковских героев-романтиков: это гордость и сила, заставляющие их перечить судьбе, дерзко стремиться к безграничной свободе, даже если ради свободы приходится жертвовать жизнью. Романтические герои Горького: сильные, гордые, свободолюбивые, одинокие, особенные, яркие, необычные, сильные, загадочные. И основными романтическими произведениями М. Горького стали «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
Пересыпкина Г.А.
«Старуха Изергиль» была написана в начале осени 1894г. в Нижнем Новгороде, опубликована в апреле 1895г. в «Самарской газете». В рассказе отразились впечатления писателя от скитаний по Бессарабии, где он в 1891г. работал в артели молдаван на уборке винограда. Именно здесь, под Аккерманом, в романтически прекрасном и загадочном месте, на морском берегу, начинается действие рассказа.
После написания произведения писатель отметил: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как написал «Старуху Изергиль».
Эвристическая беседа с обучающимися.
- Кто рассказывает «Старуху Изергиль»?
- Как называется этот литературный прием построения произведения?
- Почему именно «рассказ в рассказе» выбрал М. Горький в качестве основного композиционного приема?
- Из каких 3 частей состоит рассказ?
- Что общего и чем различаются первая и последняя части?
- По какому принципу они соотносятся?
-Расскажите о Ларре.
Монологический ответ обучающихся.
-Расскажите, в чем состояло преступление Ларры?
Художественное чтение (текст)
Монологический ответ учащихся.
-Каково отношение М. Горького к своему герою?
-Кто выступает антиподом Ларры?
-Расскажите о Данко.
Монологический ответ обучающихся.
-Расскажите, в чем состоял подвиг Данко?Каков итог его жизни?
Монологический ответ обучающихся.
- Достойны ли люди подвига Данко?
- Был ли смысл в его героическом поступке?
Таким образом, М. Горький убеждает нас, читателей, в том, что как бы плохи не были люди, подвиги нужны, потому что именно на них формируются идеалы, которые дают смысл в жизни следующим поколениям, делают людей лучше. М. Горький писал: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно…»
Ирина: На этом наше путешествие заканчивается. Спасибо за внимание!
IV. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройдённого, связанного с новым (практическая работа в группах)
Преподаватель: Спасибо, ребята, за интересное путешествие. Я предлагаю обучающимся 1 ряда написать отзыв о путешествии (4-5 предложений), 2 ряд – 4-5 вопросов, какие бы вы задали гиду, 3 ряд - что вы узнали интересного о жизни и творчестве М. Горького (4-5 предложений).
- Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.
Слушаем 3 ответа ПР. Смотрим ИОЗ - видеоролик по теме урока.
VI. Подведение итогов и результатов урока.
Отметки: за ИОЗ, ответы на уроке.
VII. Рефлексия.
Я попросила вас принести фотографии людей (Забайкальский край), которых вы считаете героями.
Давайте мы прикрепим их фотографии в газету «Вечная слава героям!»
- Что объединяет всех этих людей?
Горький писал: «Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги… и трудно понять, - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…” Спасителем людей от их слабости и никчемности стал романтический герой. Он - воплощение духовного порыва, справедливости, полнокровной счастливой жизни.
VIII. Домашнее задание
Прочитать пьесу М. Горького «На дне».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."
Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....
7 класс. Методическая разработка Открытого урока чтения «Образ учителя в художественной литературе».
Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
Методическая разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"
План-конспект открытого урока литературы в 8 классе по творчеству Л.Н.Толстого...
Методическая разработка открытого урока литературы по теме: «У войны – не женское лицо»
Урок - представление текстов художественной литературы и поэзии о Великой Отечественной войне (Б. Васильев «А зори здесь тихие», К. Симонов «Живые и мертвые», М. Шолохов «Они сражались за ...
Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни
Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....
Методическая разработка открытого урока литературы в 5 классе по теме: " Народные мотивы в творчестве Н В Гоголя ( в соответствии с требованиями по ФГОС).
данная разработка урока может быть взята учителем в качестве помощи при подготовке к уроку литературы по ФГОС...
Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя".
quot; Тема памяти в рассказе Е.И.Носова "Живое пламя", 7 класс. Урок по формированию читательской грамотности.https://disk.yandex.ru/d/EOFq1YIemmPJog ссылка на презентац...
- Мне нравится (1)