Тексты В.М. Шукшина для развития коммуникативной компетенции обучающихся на уроках литературы
статья по литературе (8 класс)

Рубан Марина Григорьевна

Обществом востребована активная, коммуникативная личность. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагога на необходимость обеспечения развития речемыслительных способностей ребенка, формирования коммуникативной компетенции. Развитие языковой личности ребенка в рамках реализации ФГОС осуществляется через формирование коммуникативных универсальных учебных действий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рубан Марина Григорьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории                                                 МБОУ «Покровская СОШ» г. Славгорода Алтайского края

Работа с текстами В.М. Шукшина для развития коммуникативной компетенции обучающихся на уроках литературы

Речь – удивительно сильное средство,

но нужно много ума, чтобы пользоваться им. 

Георг Гегель 

Обществом востребована активная, коммуникативная личность. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагога на необходимость обеспечения развития речемыслительных способностей ребенка, формирования коммуникативной компетенции. Развитие языковой личности ребенка в рамках реализации ФГОС осуществляется через формирование коммуникативных универсальных учебных действий. 

Коммуникативные УУД предполагают формирование у учащихся навыка взаимодействия в коллективе.

Ученик успешно освоил коммуникативные УУД, если он умеет:

  • высказывать свою точку зрения, не стесняясь;
  • корректно формулировать вопросы;
  • сглаживать конфликтные ситуации и договариваться;
  • учитывать все точки зрения в диалоге, обнаруживать их сходства и различия;
  • представлять публичный отчет о проделанной работе, исследовании, эксперименте, проекте;
  • конструктивно взаимодействовать не только с одноклассниками, но и с педагогами и другими членами школьного коллектива;
  • принимать участие в групповых формах работы;
  • принимать участие в обсуждении процесса и результата совместных проектов;
  • соотносить свои действия с действиями и поступками других членов рабочей команды;
  • использовать компьютерную технику и другие средства в процессе обучения.

Таким образом, коммуникативная компетенция – это способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения; овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи; совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Для развития коммуникативной компетенции огромное значение имеет работа с текстом.

Для учащихся 5-6 классов предлагаю следующие приёмы работы с текстом:

- чтение по ролям;

- составление плана прочитанного текста;

- логическое заполнение пропусков в тексте;

- продолжение текста;

- рассказ от первого лица;

- составление вопросов по тексту;

- подготовка творческих мини-проектов.

 В более старших классах использую приём «Шесть шляп». Это методика Эдварда де Боно по обучению навыкам мышления, вышедшая на русском языке в 1997 году.

В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? В режиме красной шляпы  учащиеся высказывают  свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Желтая шляпа переключает  внимание учащихся  на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она исключает  безрассудные и непродуманные действия, указывает на возможные риски и подводные камни.

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? Находясь под зеленой шляпой, учащиеся  придумывают новые идеи, модифицируют  уже существующие, ищут  альтернативы.

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? Надевая белую шляпу, внимание учащихся ориентировано на получение информации. В этом режиме мышления  учащихся интересуют только факты.

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? Управление процессом.  Эту шляпу примеряет учитель.

Шляпы можно использовать по отдельности на любой стадии мышления. В целом, это их основное использование. Шляпы используются как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Для определенной цели может также использоваться простая последовательность из двух-трех шляп. 

Особенно актуальной становится комплексная работа с текстом в условиях подготовки к Государственной итоговой аттестации.

Сжатое изложение – это такая форма творческой работы, которая побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и в первую очередь умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученную информацию. Успех работы над изложением  определяется в значительной мере тем, какая  проводится подготовительная работа к изложению. Это развитие таких умений как:

  • определять тему текста;
  • определять основную мысль;
  • определять тип и стиль речи;
  • отбирать материал: выделять  главное, находить ключевые слова, опускать детали;
  • избирать наиболее желательную форму языкового выражения;
  • составлять план и рассказывать по плану;
  • отвечать на вопросы выдержками из текста (цитатами);
  • передавать прочитанные предложения другими словами;
  • превращать одни типы предложений в другие: повествовательные в вопросительные и восклицательные.

При работе с текстом для сжатого изложения формируются коммуникативно-речевые умения.

При подходе к тексту как к средству формирования коммуникативной компетенции особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним.

С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове.

Особую роль в воспитании развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре, памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии, красоте и величии природы. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистические мироощущения.

Для формирования коммуникативной компетенции полезны творческие диктанты (ученик записывает диктуемый текст, подвергая его изменениям, проявляя самостоятельность мышления); диктант с продолжением (учащиеся сами придумывают продолжение к тексту, который им продиктовали). Возможно преобразование текста, которое предусматривает: разбитие текста на части; детализацию факта; использование дополнительных сведений о событиях текста; включение в текст диалога персонажей; формулировка выводов из содержания текста; формулировка критической оценки с точки зрения содержания и формы; дополнение текста собственными впечатлениями и жизненными наблюдениями.

Пример задания по рассказу В. М. Шукшина «Критики».

Прочитайте отрывок из рассказа В.М. Шукшина «Критики».

«Деду было семьдесят три, Петьке, внуку, – тринадцать. Дед был сухой и нервный и  страдал  глухотой.  Петька,  не  по  возрасту  самостоятельный  и  длинный, был стыдлив и упрям. Они дружили.

Больше всего на свете они любили кино. Половина дедовой пенсии уходила на билеты. Обычно, подсчитав к концу месяца  деньги,  дед  горько  и  весело объявлял Петьке:

- Ухайдакали мы с тобой пять рубликов!

Петька для приличия делал удивленное лицо.

- Ничего, прокормит, – говорил дед (имелись в виду отец и мать Петьки. Дед Петьке доводился по отцу). – А нам с тобой это для пользы.

Садились всегда в первый ряд: дешевле, и потом там дед лучше слышал. Но все равно половину слов он не разбирал, а догадывался  по  губам  актеров.

Иногда случалось, что дед вдруг ни с того ни с сего начинал хохотать. А в зале никто не смеялся. Петька толкал его в бок и сердито шипел:

- Ты чего? Как дурак...

- А как он тут сказал? – спрашивал дед.

Петька шепотом пересказывал деду в самое ухо:

- Не снижая темпов.

- Хе-хе-хе, – негромко смеялся дед уже над собой. – А  мне  не  так показалось.

Иногда дед плакал, когда кого-нибудь убивали невинного.

-  Эх вы... люди! – горько шептал он и сморкался в платок. Вообще он любил высказаться по поводу того, что видел  на  экране.  Когда  там  горячо целовались, например, он усмехался и шептал:

- От черти!.. Ты гляди, гляди... Хэх!

Если дрались, дед, вцепившись руками в стул, напряженно и внимательно следил за дракой (в молодости, говорят, он охотник был подраться. И умел).

- Нет, вон тот не... это... слабый. А этот ничего, верткий.

Впрочем, фальшь чуял.

- Ну-у, – обиженно говорил он, – это они понарошке.

- Так кровь же идет, – возражал Петька.

- Та-а... кровь. Ну и что? Нос, он же слабый:  дай  потихоньку,  и  то кровь пойдет. Это не в том дело.  

- Ничего себе не в том!

- Конечно, не в том.

На них шикали сзади, и они умолкали» [Шукшин, 1964, с. 59]

Задания к тексту:

1. Почему дед и Петька дружили?

2. Почему дед в кино «смеялся, плакал, напряженно смотрел за исходом действий»?

3. Почему дед считал, что посещать кино полезно?

4. Рассмотрите иллюстрацию художника А. Воробьева к рассказу «Критики».

- Какой фрагмент рассказа изображен на рисунке?

- Как вы думаете, что обсуждают дед и Петька?

Придумайте свое  продолжение рассказа.

5. Прочитайте дома рассказ «Критики» полностью и отметьте, в чем ваш рассказ совпал с рассказом автора, а в чем не совпал.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции – дело интересное, но нелегкое. Умение говорить, творить вырабатывается постепенно: накапливаются знания, повышается общая культура, грамотность, умение излагать свои мысли, воспитывается личность. Мыслить, рассуждать, анализировать, творить дети сами не научатся, их нужно поэтапно, умело этому учить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие коммуникативной компетенции обучающихся 7-9 классов посредством использования виртуальных туров на уроках английского языка."

Данная статья раскрывает понятие виртуальный тур и преимущества его использования на уроках английского языка как эффективного метода развития  монологической речи обучающихся....

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках литературы в современной школе

  Проект  «Формирование коммуникативной компетенции обучащихся на уроках литературы в условиях современной школы» направлен на решение проблемы, связанной с воспитанием и социально-пе...

Формирование коммуникативной компетенции обучащихся на уроках литературы в условиях современной школы

   Данная статья предназначена для учителей литературы. В ней рассказывается о том, каким образом можно формировать универсальные учебные действия на уроках литературы....

Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно – диалоговой деятельности (опыт работы)

Включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативных компетенций обучающихся определяется тем, что в процессе их использования  в образовате...

Методические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности

В методических рекомендациях рассмотрены основные приемы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности, используемые для развития коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии.К техн...

Мастер-класс по теме «Работа с учебным текстом на уроках географии как одна из форм развития коммуникативных компетенций обучающихся»- 2023

Методическая разработка - 30.03.2023Основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыка...