Проект по читательской грамотности
проект по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Одной из приоритетных проблем нашего общества является читательская грамотность и приобщение ребенка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_chitatelskoy_gramotnosti.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Романовская средняя общеобразовательная школа

Проект

Формирование навыков читательской грамотности

у обучающихся

через организацию работы с текстом

Автор проекта:

учитель русского языка и литературы

 Павлюченко Галина Николаевна

Актуальность проекта

Что такое – читательская грамотность? И почему в современном мире всё больше и больше внимания заостряется на этом словосочетании? Термин «читательская грамотность» появился в контексте международного исследования Pisa еще в 1991 году. Означает он следующее: «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [1]. А.М.Новиков считает, что – это «один из базовых показателей культурного развития населения, а применительно к школе – одно из важнейших условий и показателей качества обучения» [2]. Следовательно, одна из актуальных проблем современного образования – формирование читательской грамотности обучающихся. Ведь современный выпускник школы должен осознавать себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Но международные исследования показали, что по сравнению с иностранными! Поэтому одной из приоритетных задач современного образования является развитие функциональной грамотности школьников, одной из составляющих которой является читательская грамотность. Качественное чтение способствует личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационно-культурной среде. Проблему повышения читательской грамотности помогут решить различные приёмы и методы работы с текстами на уроках русского языка, литературы, родной литературы и во внеурочной деятельности. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения читательской грамотности через смысловое чтение. В школе необходимо обучать и чтению, и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, овладении техникой чтения. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Проблема: российские школьники значительно отстают в уровне сформированности читательской компетентности (по показателям 2018 года средний балл 479 из 1000 возможных, 31 место). Что является причиной? Неумение или нежелание читать? Или школьникам не интересно то, что они читают? По данным Всероссийского опроса, современные российские подростки чаще в руках держат телефон, а не книгу. За последние 15 лет ситуация ухудшилась: в начальной школе дети читают и любят этот процесс, а вот каждый пятый подросток читать – ненавидит. 50% учащихся читают только для того, чтобы получить хорошую оценку. Читают, но не понимают, что и зачем. По мнению экспертов, мы уже получили не читающее поколение. Какой бы ни была причина низкого уровня культуры чтения, проблему повышения читательской грамотности должна помочь решить именно школа совместно с родителями.

Цель: повышение уровня читательской грамотности обучающегося 5-11 классов, способного самостоятельно решать образовательные задачи, а также задачи социализации в обществе.

Задачи 

• научить осознанно, правильно, выразительно читать;

 • формировать умение извлекать из текста необходимую, интересную, полезную информацию;

• сформировать систему эффективных приёмов формирования читательской грамотности; • адаптировать данную систему к современным задачам и новым образовательным условиям;

 • внедрить приёмы и методы работы с текстом в педагогическую практику;

• мотивировать обучающихся к овладению смысловым чтением, к потребности в приобретении новых знаний, необходимых в различных сферах человеческой деятельности.

Гипотеза

Если у учащихся сформируем навыки смыслового чтения, то получим личность, способную размышлять, расширять свои знания и возможности, самостоятельно решать образовательные задачи, а также задачи социализации в обществе

Объект исследования

Уровень овладения обучающимися читательской грамотностью.

Предмет исследования

Способы и приёмы смыслового чтения

Читательская грамотность и её составляющие. 

Читательская грамотность как важнейшая составляющая функциональной грамотности – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность состоит из нескольких аспектов:

• беглое чтение,

• толкование текста,

 • оценка языка и формы сообщения,

• поиск информации и её извлечение,

 • преобразование данных от частного к обобщённому,

 • формулирование основных идей и выводов,

 • общее понимание текста,

• размышление о содержании и оценка прочитанного,

• соотнесение с внетекстовой информацией.

 Все эти навыки связаны между собой. Читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция), несплошными текстами (иллюстрации, таблицы, графики, карты) и смешанными. Это позволяет решать задачи по развитию читательской грамотности:

 • понимать коммуникативную цель чтения текста,

• фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного),

• определять основную мысль текста,

 • дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию, • выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис,

 • комментировать и оценивать информацию текста.

К основным способам осмысления текста можно отнести постановку вопросов (о незнакомом) к тексту, построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов), создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия) и конструирование собственных высказываний о прочитанном. Для того чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Предполагаемый результат от реализации проекта

Школьники будут относиться к тексту не только как формальному источнику информации, но и будут любить читать, любить и сам процесс работы с текстом.

План реализации проекта

Этап реализации проекта        

Мероприятие    

Дата  

Ответственные

Аналитический  

Диагностика                                                                                                        уровня                                                                                                                     сформированности                                                  навыков

сентябрь

Учителя

 

                                                     Анкетирование                                                    родителей                                                       «Домашнее чтение»

октябрь

Классные руководители

Родительские собрания «Важность чтения для успешного обучения ребёнка

октябрь

Классные руководители

Изучение педагогами технологии смыслового чтения

Учителя

 

Основной этап

Проведение уроков, внеклассных занятий с применением технологии смыслового чтения

ноябрь

Учителя-предметники

Взаимообмен опытом (мастер-классы, открытые уроки, круглые столы и т.д.)

декабрь

Учителя-предметники

Организация внеурочной деятельности, направленной на поддержание интереса к чтению у детей.

В течение года

Учителя

 

Заключительный (аналитический)

Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения

февраль-март

Учителя

 

Анализ результатов диагностики

апрель

Учителя

 

Описание проекта.

  1. Изучение технологии смыслового чтения.

При обучении различным видам чтения в работе будут использоваться следующие приёмы:

  • вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
  • восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы. Это происходит потому, что мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное – это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста. Поскольку есть прямая зависимость между вероятностным прогнозированием графического шрифтового материала и частотой встречаемости его в текстах, нас в первую очередь интересуют условия, при которых одни и те же обороты речи, фразы, слова повторяются наиболее часто. Эффективное управление процессом антиципации держится на понимании стереотипности текстов.
  • упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста. 
  • исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.
  • сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например, картинок, слов, текстов и т.д.
  • перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например, трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.
  • «мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.
  • называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.). 
  • составление списка – приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).
  • множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
  • конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)
  • деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.
  • составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.
  • предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.
  • викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.
  • логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.
  • заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.
  • верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста. 

.           Иллюстрирования и схематизации

2. Проведение диагностики уровня сформированности навыков смыслового чтения в 5, 7 классах.

Для этого будем использовать диагностические тексты с критериями оценки.  Мониторинг, позволяющий судить о состоянии объекта в разные моменты времени и дающий прогноз его развития. Полученная информация может быть использована для улучшения процесса образования.

Для оценки навыка чтения может проводиться диагностика умений находить информацию, интерпретировать текст, осуществлять рефлексию и оценку текста.

Диагностика читательских умений может осуществляться следующим образом.

Работа с художественным текстом.

1 этап.

Задание:

попытайтесь предугадать, о чём это произведение?

знаете ли вы другие произведения этого автора?

можете ли вы заранее сказать, о каком историческом времени пойдет речь в произведении?

2 этап. Диалог с автором.

Задание:

прочитайте рассказ с карандашом;

по ходу чтения «задайте вопросы автору» и запишите их на полях.

Текст

Вопросы автору

Задание:

1. Ответьте письменно на вопросы:

значение каких слов вы поняли только из контекста?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

какие слова остались непонятны?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В чём идея рассказа? (ответьте письменно)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие художественные приемы и средства (метафора, эпитет, композиция и др.) помогли вам это понять? (ответ запишите, указав эти средства и их функции)

 Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Ребенок медленно разбирает каждое слово и с трудом понимает то, что читает. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз, написанных крупным шрифтом, и небольших по объему. Такой ребенок не читает не только книги, но и тексты в учебниках. Когда его заставляют это делать, то он, видя перед собой большие по объему тексты, и не пытается их медленно разбирать, а пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу и опуская второстепенные части, обычно суффиксы и окончания. Предлоги с их управляющей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все предложение может пониматься неверно. Смысл длинных предложений оказывается недоступен ребенку еще и потому, что, добираясь до их конца, он уже не помнит слов, с которых они начинались. Мелкий шрифт осложняет понимание, так как восприятие слов осуществляется по элементам (по слогам и по буквам), а зрительное их выделение оказывается затруднительным. Если ребенок не ведет пальцем по тексту, то вообще не может воспринимать последовательность букв, так как они зрительно сливаются в неподдающиеся узнаванию комплексы, выпадающие из поля внимания. При слабом уровне сформированности навыка чтения ребенок пишет настолько неграмотно, что обычно получает диагноз «дисграфия». Много ошибок делает при списывании текстов, так как не может пользоваться смысловым контролем, а использует только визуальный, диктанты же, изложения и сочинения не может писать совсем.

Навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывает из двух-трех частей. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» их читать медленно. Длинные, стилистически усложненные предложения ребенок понимает с большим трудом. Для проработки больших объемов использует свой «метод» быстрого чтения, суть которого состоит в том, что ребенок «просматривает» текст и пытается угадать его содержание, «подставляя» стандартные речевые обороты и штампы (несоответствие «подстановки» и реального текста он обычно не замечает). Поскольку ребенок обладает весьма ограниченным набором речевых шаблонов, смысл текста может восприниматься весьма приблизительно или вообще искажаться. При чтении литературных произведений ребенок с удовольствием ограничивается «кусками», где излагаются события или герои ведут диалоги, и опускает распространенные описания природы или философские рассуждения. Большие по объему книги он обычно не читает, так как из-за «фрагментарного» восприятия у него не возникает целостного представления о содержании, и книга становится неинтересной. Толстые книги способны читать только дети, склонные к фантазированию. В этом случае то, что вычитывает ребенок в книге, выступает только как основа для его собственных представлений и фантазий, часто имеющих мало общего с реальным содержанием: не идентифицируется время и место событий, культурная и национальная принадлежность героев, особенности родственных и эмоциональных отношений. В основном воспринимаются только события и разговоры. Общий фон не вполне осознано определяется ребенком как «про нас, здесь и теперь» (возможны варианты: «про заграницу, про Америку») вне зависимости от того, где и когда происходят события, описываемые в книге. Письмо также страдает специфической неграмотностью. Стилистические и пунктуационные ошибки неискоренимы. Может быть много ошибок в окончаниях, если надо согласовывать отдельные части сложно построенного предложения. Такие ошибки ребенок может допускать и при списывании, так как сознательно он может контролировать только словосочетания, отдельные части предложения, но не все предложение целиком. Могут встречаться описки (даже в диктантах), когда ребенок вместо реального текста «подставляет» привычный ему речевой штамп (например, учитель диктует: «большой, красивый воздушный шар», а ребенок пишет: «большой, красивый, красный шар»). Относительно грамотного письма ребенок может добиться только в том случае, если будет пользоваться простыми, короткими фразами.

 Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого ребенок схватывает сразу. Читает ребенок обычно много и с удовольствием, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Но поскольку ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведомленность быстро расширяются и проблемы исчезают. При хорошем развитии навыка чтения возможны стилистические ошибки при письме, в остальном оно может быть вполне грамотным. Если ребенок пишет неграмотно, то надо искать другие причины. Чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты. При чтении ребенок не только легко воспринимает содержание, но и невольно отмечает особенности литературного языка, характерные для того или иного автора. Закладывается база гуманитарных и лингвистических способностей, формируется литературный вкус, развивается эстетическое восприятие. Грамотность может быть абсолютной. Если ребенок все же пишет неграмотно, то тому имеются другие причины.

3. Проанализировать полученные результаты, оформив диаграмму для наглядного представления.

4. Провести анкетирование родителей «Домашнее чтение».

Анкета для родителей «Приобщение детей к чтению»

Уважаемые родители!

Одной из приоритетных проблем нашего общества является читательская грамотность и приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге, открытия в ребенке "таланта читателя". Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения.

Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

Ваши Ф. И. О.  ……………………………..

Ф. И. О. ребёнка .......................................

1. Волнует ли Вас проблема чтения?

а) да (почему) ___

б) нет (почему) ___

2. Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме чтения?

а) да;

б) нет.

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это:

а) литература, интересующая всех членов семьи или её часть;

б) обсуждение прочитанного всей семьей или её частью;

в) чтение вслух для всех членов семьи;

г) когда все члены семьи заняты чтением;

д) другое.

4. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете?

а) да, периодическую литературу (журналы, газеты, познавательную литературу, художественную литературу (нужное под-черкнуть) .

б) нет.

5. Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?

а) да, ежедневно, несколько раз в неделю, когда просит ребёнок, ко-гда есть время (подчеркните нужное, другое (что именно) ___

б) нет, не хватает времени, моему ребёнку это не интересно, не вижу в этом необходимости (подчеркните нужное, другое (что именно) ___

6. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?

а) мать;

б) отец;

в) другие члены семьи (указать кто) ___

г) все вместе.

7. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?

а) да, после каждого чтения;

б) не всегда;

в) нет.

8. Читаете ли Вы с ребёнком произведения для длительного чтения? Если да, то какое последнее произведение Вы прочитали?

а) да;

б) нет.

9. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?

а) сказки;

б) стихи;

в) литературу о природе;

г) энциклопедии, книги познавательного содержания;

д) нет определенных предпочтений.

10. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребёнка:

11. Знает ли Ваш ребёнок имена поэтов и писателей? Если да, то перечислите, каких:

а) да;

б) нет.

12. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи.

а) да;

б) нет.

13. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку? Если да, то указать в какую:

а) да;

б) нет.

14. Рассказывает ли Ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

а) да, очень часто;

б) да, иногда;

в) очень редко;

г) никогда.

15. Вы считаете, что чтение – это:

а) хорошее средство развлечения, время препровождения;

б) полезное занятие;

в) Ваш вариант.

16. Как Вам кажется, правы ли те, кто считает семейной чтение ценностью национальной культуры?

а) да, эта точка зрения совпадает с моим мнением;

б) нет, я считаю это преувеличение;

в) затрудняюсь ответить.

17. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;

б) когда как;

в) нет, книгу ничто не заменит.

18. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?

а) в дошкольном возрасте;

б) в школе;

в) затрудняюсь ответить.

19. Ваши просьбы, пожелания

Спасибо за искренние ответы!

5На родительском собрании «Читательская грамотность и важность чтения для успешного обучения ребёнка» представить результаты диагностики и анкетирования с целью привлечения внимания к проблеме и осуществлению помощи.

Читательская грамотность должна формироваться целенаправленно на всех ступенях образования. Организатором этого процесса должны стать педагоги, преподающие разные учебные дисциплины, посредством включения в образовательный процесс различных приёмов формирования осмысленного чтения. В этот процесс должны активно включаться родители, которые являются главными трансляторами ценностей для своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по осуществлению проекта по читательской грамотности по поэме А. С. Пушкина "Руслан и Людмила"

                                       Вот уже третий год в МБОУ «Разъезженская СОШ&raq...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Образовательный проект «Школа юного журналиста как ресурс повышения читательской грамотности школьников»

Актуальность проблемы и темы проекта состоит в том, что книга перестала играть важную роль в жизни общества, о чем свидетельствует   падение уровня общей культуры, искажение ценностных ориен...

Использование социальных сетей для формирования и развития читательской грамотности. Проект "Читаем в INSTAGRAM"

Вы узнаете, как использовать Instagram на уроках русского языка и литературы для развития читательской грамотности, как создавать интересный контент....

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

Педагогический проект "Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания"

В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизн...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...