Использование социальных сетей для формирования и развития читательской грамотности. Проект "Читаем в INSTAGRAM"
статья по литературе (9 класс)
Вы узнаете, как использовать Instagram на уроках русского языка и литературы для развития читательской грамотности, как создавать интересный контент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
durova_o.v._chitaemvinstagram_2.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Дурова Оксана Владимировна
ГБОУ гимназия № 70
Учитель русского языка и литературы
“Использование социальных сетей для формирования и развития читательской грамотности. Проект “Читаем в Instagram”
Чему можно научиться на площадке: Вы узнаете, как использовать Instagram на уроках русского языка и литературы для развития читательской грамотности, как создавать интересный контент.
Проект “Читаем в Instagram”
Instagram (Инстаграм) — приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Instagram)
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (PISA 2009)
Цель проекта: воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную потребность в книге, как средстве познания мира и самого себя.
Задачи проекта:
1.способствовать повышению интереса к чтению у школьников через создание литературного аккаунта в Instagram;
2. разработать и реализовать программу внеурочной деятельности в параллелях 8-9 классов;
3. разработать и реализовать план школьных (классных) мероприятий по созданию и развитию аккаунта;
4. расширить информационно-образовательное взаимодействие учеников, учителей, родителей, социальных партнеров посредством создания литературно аккаунта;
5. оценить эффективность реализации проекта путем проведения мониторинга.
Актуальность
В настоящее время нет сомнений, что культура чтения, находясь в ситуации жесткой конкуренции с возможностями медиа-культуры, нуждается в целенаправленной системной поддержке.
Период обучения в основной школе (5–9 классы) оказывается тем критическим рубежом, на котором мы «теряем» подростков как активных и увлеченных читателей. Об этом наглядно свидетельствуют высокие результаты десятилетних школьников в международном исследовании PIRLS и более чем скромные достижения пятнадцатилетних учащихся в программе PISA.
В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением, принято считать:
- снижение интереса к чтению;
- ограниченность круга чтения;
- низкий уровень читательской компетентности, неумение находить необходимые источники, отбирать, оценивать, анализировать тексты, обрабатывать информацию.
Проект нацелен на решение вопросов приобщения к чтению и как средству воспитания и развития учащегося, и как способу работы с информацией.
Краткий замысел проекта
В результате реализации проекта "Читаем в Instagram" будет создан публичный аккаунт в популярной социальной сети. Основная тематика аккаунта – краткий обзор на произведения художественной литературы. Каждая публикация будет сопровождаться не только аннотацией, написанной детьми, но и красочной фотографией. Будут использоваться и другие возможности Instagram: истории с выразительным чтением стихотворений, лекции-трансляции и т.д.
Создание контента
КОНТЕ́НТ - информационное содержание сайта (тексты, графическая, звуковая информация и др.), а также книги, газеты, сборника статей, материалов и др.
Контент:
- фотографии
- аннотации
- опросы ( Instagram Stories и Instagram TV)
- цитаты
- видео ( Instagram Stories и Instagram TV)
Аннотация -
- краткая характеристика книги, статьи и т. п.
- Главная задача аннотации не просто дать краткое описание, но и рассказать о достоинствах книги, заинтересовать читателя, чтобы ему захотелось изучить произведение.
Бэт Бэкон (известный автор книг о чтении и писательстве) предлагает такую формулу аннотации художественного произведения:
- Ситуация. Кратко опишите обстоятельства, в которых происходит действие.
- Проблема. Расскажите о ситуации, после которой ничто не будет так, как прежде.
- Надежда. Здесь говорим о том, что не все потеряно, а кризис можно преодолеть. Это может быть упоминание исключительного героя или вероятности какого-то важного события.
- Отсылки и референсы. Чьим поклонникам может понравится книга? На одну полку с какими другими произведениями ее можно поставить? На что она похожа?
- Настроение. Упомяните те эмоции, которые читатель будет испытывать при прочтении. Так вы сразу привлечете тех, кто любит такие книги, как ваша.
- ГОСТ предписывает объем 500 знаков или 9 машинописных строк.
- Не пишите оценочных слов.
- Не пересказывайте в аннотации сюжет книги.
- Избегайте канцеляризмов и банальных оборотов.
- Стиль аннотации должен соответствовать жанру.
Образцы удачных аннотаций (для первичного анализа):
Образцы удачных фотографий (для первичного анализа):
Pinterest — социальный интернет-сервис, фотохостинг, позволяющий пользователям добавлять в режиме онлайн изображения, помещать их в тематические коллекции и делиться ими с другими пользователями.
Результаты реализации проекта (продукты проекта)
- Аккаунт в Instagram
- «Читательский дневник» (можно использовать на уроках литературы)
- Видео (можно использовать на уроках русского языка и литературы)
- Тематические фотографии
Материально-техническое обеспечение: компьютер, Интернет, смартфон с камерой, тексты произведений (книги).
Материалы, представленные в виртуальной комнате: презентация
Автор: Дурова Оксана Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития учащихся по географии в рамках внедрения ФГОС
Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития учащихся в рамках внедрения ФГОС. Все предложенные задания на формирования умений логического ...
Использование социальных сетей в обучении биологии. Страничка в Instagram.
В статье я описываю свой опыт ведения страницы в Instagram для обучения биологии....
Использование социальной сети Instagram
Как использовать Instagram в учебных ситуациях? Ответ можно найти в статье....
серия уроков по химии, направленная на формирование и развитие читательской грамотности
Химия - довольно сложный предмет для освоения учащимися. В своей педагогической практике столкнулась с проблемой: дети заучивают правила, формулы, уравнения и не находят дальнейшего применения з...
Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»
В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...
Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...