Программа «Основы журналистики»
рабочая программа по литературе

Мешкова Светлана Александровна

В основе программы лежит системно-деятельностный подход,  который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Системно-деятельностный подход позволит обеспечить:

 - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

 - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе  образования;

 -  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

 - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Программа «Основы журналистики»

Содержание программы

  1. Пояснительная записка с определением цели и задач                                    2                                                                                                                

  1. Ожидаемые результаты реализации программы                                             6

               

                                 

  1. Учебно-тематический план к программе «Основы журналистики»             9                        

                                                 

  1. Содержание занятий программы                                                                     13                                  

                                                                                               

  1. Перечень оборудования кабинета для реализации  программы                  20                    

                                                       

      6.  Список информационных источников, использованных при подготовке программы                                                                                                                   21

      7.   Приложения                                                                                                     23                                                                                                    

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Актуальность программы внеурочной деятельности «Основы журналистики» определена переходом системы образования к Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

     Программа обеспечивает реализацию задач ФГОС ООО:

  • формирования образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности,
  • создания необходимых условий для её самореализации;

-  выявления и развития способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики;

— организации проектной  деятельности;

— участия обучающихся в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада.

В основе программы лежит системно-деятельностный подход,  который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Системно-деятельностный подход позволит обеспечить:

 - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

 - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе  образования;

 -  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

 - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Программа внеурочной деятельности  «Основы журналистики»  имеет тесную связь с предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования. В частности, в изучении предметных  областей  «Филология» и «Русский язык», лежащих  в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека.

  Программа «Основы журналистики»  будет способствовать:

 - осознанию взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

 - обогащению активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

 - совершенствованию видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное владение разными учебными предметами и взаимодействие с другими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- пониманию определяющей роли языка в развитии интеллектуальных  и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования.

   Данная программа создает условия для успешной социальной адаптации, так как её участники получают социально-значимый опыт, участвуют в практиках, способствующих формированию активной гражданской позиции и профессиональному самоопределению.

      Программа обеспечивает преемственность с основной образовательной программой начального общего образования, частью которой является междисциплинарная программа по формированию информационных компетентностей и навыков работы с текстом. Данное направление является ключевым в условиях  гимназии как гуманитарного,   языкового, образовательного учреждения.

Цели и задачи

Цель – формирование ключевых компетенций, составляющих основу умения учиться (информационная, коммуникативная), активной гражданской позиции.

   

Задачи:

  • создать условия для развития нравственных качеств личности обучающихся;
  • изучать основы журналистского мастерства;
  • повышать речевую грамотность;
  • обучать умениям  работы в команде;
  • развивать организаторские и лидерские способности.

    Таким образом, программу «Основы журналистики» можно отнести к следующим направлениям внеурочной  деятельности:

  • духовно-нравственному и общекультурному;
  • социальному;
  • общеинтеллектуальному.

      Программа  «Основы журналистики» разработана для разновозрастной группы обучающихся     6-9 классов.

      Содержание курса охватывает достаточно широкий круг вопросов и видов деятельности: от изучения основ журналистики, работы с образцами текстов до самостоятельных опросов, интервью, верстки и выпуска номеров школьной печатной газеты.

      Курс рассчитан на 9 часов в неделю, 306 часов в год.

      Два занятия в неделю проходят в кабинете русского языка и литературы, шесть часов отведены на посещение школьных и классных мероприятий, активный сбор информации.

      Содержание программы реализуется циклично. Результатом цикла является выпуск газеты один раз в месяц.

       Рабочий модуль представлен следующим содержанием учебно-тематического плана.

       Отличие по годам состоит в распределении ролей при подготовке номера между обучающимися, входящими в группу:

 - гимназисты 6-7 классов являются в основном исполнителями и помощниками;

 - восьмиклассники организуют работу микрогрупп:

 - обучающиеся 9-ых классов оказывают консультационную  помощь обучающимся первого года обучения, проектируют газету, определяют содержание разделов, организуют обсуждение необходимых материалов с членами всей         группы, распределяют ответственность, осуществляют контроль.

       Инновационность программы  состоит в организационной структуре, которая обеспечивает ежемесячный выпуск печатной газеты гимназии.

Ожидаемые результаты реализации программы «Основы журналистики»

Сформированный, активно действующий детский коллектив, члены которого

Будут иметь:

  • убеждения о значимости нравственной системы ценностей;
  • коммуникативные способности;
  • организаторские и лидерские навыки.

Будут знать:

  • основы журналистики;
  • жанры литературного творчества;
  • способы сбора информации и её обработки;
  • особенности выпуска школьной печатной газеты.

Будут уметь:

  • создавать материалы в различных жанрах;
  • оформлять материалы для печатной газеты;
  • выпускать школьную газету;
  • общаться с людьми разных возрастов;
  • выступать в роли консультантов по вопросам организации и выпуска классной и школьной газеты, быть помощниками организаторов общегимназических программ, проектов, круглых столов, конференций.

Будут понимать:

  • социальную значимость своей деятельности;
  • значение газеты в формировании положительных человеческих качеств.

Механизм формирования результата:

  • коммуникативные и организаторские способности формируются через специально организованную работу групп с последующим анализом личного вклада в решение поставленных задач;
  • на развитие организаторских и лидерских качеств рассчитаны занятия психолого-педагогического тренинга общения;
  • предметные знания на занятиях формируются  через организованные беседы, лекции, презентации, самостоятельную поисково-исследовательскую работу, выполнение индивидуальных творческих заданий, подбор и систематизацию информации из различных источников;
  • совершенствование навыков по созданию и выпуску номеров школьной печатной газеты происходит через тренинги практических умений.

Диагностика направлена на индивидуальное продвижение по уровням достижения результата  каждого участника творческого объединения.

Уровни достижения результатов в настоящий момент определены следующим образом:

I уровень:

  • знания по основам журналистики, видам речевой деятельности, жанровым особенностям журналистики, правилам сбора и обработки информации, работы с текстом, которые формируются на занятиях в творческом объединении;
  • умения через профессионально значимые пробы создавать творческий продукт для газеты.

II уровень:

  • знания, умения, опыт, полученные на первом уровне;
  • опыт переживания позитивного отношения к деятельности журналиста от общения с людьми разных возрастных групп, сфер деятельности;
  • формирование убеждения значимости нравственной системы ценностей в  деятельности человека.

III уровень:

  • знания, умения, опыт, убеждения, полученные и сформированные на первых уровнях;
  • опыт самостоятельных общественно-полезных действий по созданию печатной школьной газеты;
  • принятие ответственности за работу группы;
  • способность грамотно, профессионально слушать сторонников и оппонентов, отстаивать свою позицию, свои убеждения.

    Диагностика достижений первого уровня осуществляется методами наблюдения за  активностью при выполнении заданий, целеполаганием каждого участника творческого объединения. Отслеживается количество творческих работ каждого подростка.

      На втором уровне фиксируется количество проб  каждого члена творческого объединения в создании творческих работ, связанных со специальным общением с разными людьми.

      На третьем уровне  отслеживаются:

  • профессиональные навыки журналиста (написание статей, обзоров, интервью; новостей школьной жизни; способность работать с большим объемом информации; уверенность в пользовании ПК);
  • коммуникативные и организаторские способности (методика КОС (приложение №1);
  • педагогическая диагностика показателей воспитанности (приложение №2)

Учебно-тематический план к программе «Основы журналистики»

Тема. Содержание работы

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

2

3

Наблюдение

2.

Жанры журналистики

1

2

3

Творческие работы

3.

Новость (заметка, сообщение)

0,5

2,5

3

Наблюдение, творческие работы

4.

Моделирование школьной газеты

0,5

2,5

3

Модели газет

5.

Речь и текст

2

1

3

Тестовые задания

6.

Интервью

1

2

3

Практическая работа

7.

О чем пишут в школьной газете?

0,5

2,5

3

План номера газеты

8.

Сбор фактов и материалов

0,5

5,5

6

Материалы для номера

9.

Макетирование выпуска газеты

1

2

3

Макет газеты

10.

Верстка номера газеты

0,5

2,5

3

Печатный номер газеты

11.

Анализ работы над номером

-

3

3

Наблюдение

12.

Правила поведения юного корреспондента

1

2

3

«Кодекс чести»

13.

Посещение мероприятий. Сбор материалов

-

3

3

Материалы для выпуска газеты

14.

Сообщение. Средства передачи информации.

1

2

3

15.

Новости как жанр

1

2

3

Творческие работы

16.

Блок новостей. Структура и содержание. Оперативности. Лаконизм. Степень важности.

1

2

3

Наблюдение, творческие работы

17.

Сбор новостей из жизни гимназии.

0,5

5,5

6

Материалы для номера газеты

18.

Обработка материалов

-

3

3

Редактированный материал

19.

Макетирование выпуска газеты

-

3

3

Макет газеты

20.

Верстка номера газеты

0,5

2,5

3

Печатный номер газеты

21.

Анализ вышедшего номера

1

2

3

22.

Аналитические журналистские жанры (комментарий, обозрение, статья)

1

2

3

Творческие работы

23.

Посещение мероприятий. Сбор информации.

-

3

3

Материалы для выпуска газеты

24.

Обработка материалов, статей

-

3

3

Редактированный материал  

25.

Слово – помощник журналиста.

1

2

3

Творческие работы

26.

Как придумать заголовок к заметке.

1

2

3

Творческие работы

27.

Составление плана перед написанием заметки.

1

2

3

28.

Посещение мероприятий. Сбор информации.

-

3

3

Материалы для выпуска газеты

29.

Обработка материалов. Корректирование статей.

-

3

3

Редактированный материал  

30.

Макетирование выпуска газеты

-

3

3

Макет выпуска газеты

31.

Верстка номера газеты

0,5

2,5

3

Печатный номер газеты

32.

Анализ выпуска. Планирование работы над следующим выпуском

-

3

3

Аналитические материалы. План работы на декабрь.

33.

Художественная заметка

1

2

3

Творческие работы

34.

Газетный жанр – отзыв.

1

2

3

Творческие работы

35.

Письмо другу.

1

2

3

Творческие работы

36.

Подготовка к Новогоднему выпуску

1

2

3

Новогодние заметки, иллюстрации.

37.

Музыка зимы.

1

2

3

Творческие работы

38.

Посещение мероприятий. Сбор информации.

-

9

9

Материалы для выпуска газеты

39.

Обработка материалов

-

6

6

Редактированный материал  

40.

Макетирование выпуска газеты

-

3

3

Макет выпуска газеты

41.

Верстка номера газеты

-

3

3

Печатный номер газеты

42.

Анализ номера

-

3

3

43.

Журналистские жанры. Сатирические (фельетон, юмореска, памфлет)

1

2

3

Творческие работы

44.

«Голос общества» (анализ социальных проблем)

1

2

3

45.

Дискуссия «Может ли сердце слышать?»

1

2

3

Наблюдение

46.

Методы убеждения.

1

2

3

Наблюдение

47.

Приемы аргументации.

1

2

3

Наблюдение. Практическая работа

48.

Посещение мероприятий. Сбор информации.

-

9

9

Материалы для выпуска газеты

49.

Обработка материалов

-

6

6

Редактированный материал  

50.

Макетирование выпуска газеты

-

3

3

Макет выпуска газеты

51.

Верстка номера газеты

-

3

3

Печатный номер газеты

52.

Анализ номера

-

3

3

53.

Культура речи.

2

1

3

54.

Литературный язык. Словесные штампы.

2

1

3

55.

Умение слушать. Техники активного слушания.

1

2

3

Практическая работа

56.

Речевая культура. Публичное выступление.

1

2

3

Наблюдение

57.

Речевой этикет. Правила культуры речи.

2

1

3

58.

Планирование работы в рамках декадника русского языка и литературы

-

3

3

План работы

59.

Организация мероприятий, участие, сбор информации.

-

9

9

Материалы для выпуска

60.

Обработка материалов

-

6

6

Редактированный материал  

61.

Макетирование выпуска газеты

-

3

3

Макет выпуска газеты

62.

Верстка номера газеты

-

3

3

Печатный номер газеты

63.

Анализ номера, особенностей работы в рамках декадника. Планирование работы

-

3

3

64.

Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи

2

1

3

65.

История великого русского языка

2

1

3

66.

Проблемы современного русского языка

1

2

3

Практическая работа «Редактирование текстов»

67.

Стихи как жанр. Ритмика. Размер. Рифма. Стихи в газете. Стихи как эпиграф.

1

2

3

Творческие работы

68.

Стихотворная цитата как подтверждение мысли. Поэтический заголовок. Правила цитирования.

1

2

3

Практическая работа

69.

Посещение мероприятий. Сбор информации.

-

9

9

Материалы для выпуска газеты

70.

Обработка материалов

-

6

6

Редактированный материал  

71.

Макетирование выпуска газеты

-

3

3

Макет выпуска газеты

72.

Верстка номера газеты

-

3

3

Печатный номер газеты

73.

Анализ номера.

-

3

3

74.

Важнейшие даты в жизни страны. Историческая память

1

2

3

Творческие работы

75.

Анкетирование, опросы в школьной прессе. Мониторинг. Предмет мониторинга.

1

2

3

Опросники. Тесты. Анкеты.

75.

Построение текста. Связь предложений в тексте. Анализ публицистических текстов.

1

2

3

75.

Первичная правка текста: орфографическая, стилистическая, пунктуационная

1

2

3

76.

Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная

0,5

2,5

3

Практическая работа

77.

Посещение мероприятий. Сбор информации.

-

6

6

Материалы для выпуска газеты

78.

Обработка материалов

-

3

3

Редактированный материал  

79.

Макетирование выпуска газеты

-

3

3

Макет выпуска газеты

80.

Верстка номера газеты

-

3

3

Печатный номер газеты

81.

Анализ номера. Планирование работы.

-

3

3

82.

Опросы, анкетирование, интервью, беседы. Сбор информации для итогового выпуска и выпуска для одиннадцатиклассников

-

6

6

Материалы для итоговых выпусков

83.

Обработка материалов. Макетирование. Верстка номеров

-

6

6

Итоговые печатные номера газеты

Итого:

47,5 ч.

258,5ч.

306 ч.

        

        Содержание занятий программы

  1. Вводное занятие:
  • беседа:

- история школьной газеты «Универс»;

- основные разделы газетного листа;

  • определение микрогрупп, распределение обязанностей, определение ролей, интересов, ответственности;
  • коммуникативные игры.

  1. Жанры журналистики:
  • беседа:

- умение мыслить фактами;

- информационные жанры: информация, заметка, отчет, репортаж, интервью;

  • творческая работа «Репортаж».

  1. Новость (заметка, сообщение):
  • беседа:

 - сообщение, предмет сообщения;

 - средства передачи информации;

 - цель сообщения, адресат;

 - лаконизм художественных средств;

  • творческая работа «Заметка».

  1. Моделирование школьной газеты:
  • беседа:

- по какому принципу располагаются заметки на полосе;

- рубрики в школьной газете;

- единство оформления;

- постоянство, традиции в содержании и оформлении;

  • тренинг практических умений «Моделирование газетных полос».

  1. Речь и текст:
  • беседа:

 - структура текста;

 - особенности публицистического стиля;

  • анализ текстов;
  • тренинг практических умений.

  1. Интервью:
  • беседа:

 - причины, время и место беседы;

 - запись со слов интервьюированного;

 - особенности диалога;

  • тренинг практических умений:

 - постановка вопросов;

 - запись речи собеседника, её передача.

  1. О чем пишут в школьной газете?
  • практикум:

- определение системы рубрик;

- определение привлекательных тем;

- освещение общегимназических мероприятий, интересных классных дел.

  1. Сбор фактов и материалов:
  • практикум:

- посещение мероприятий;

-  обсуждение, написание статей;

- составление фоторепортажей.

  1. Макетирование выпуска газеты:
  • практическая работа:

- обработка материалов;

- создание макета печатного номера газеты.

  1. Верстка номера газеты:
  • практическая работа «Верстка номера»:

- основы оформления газеты;

- титул, колонтитулы;

- принципы расположения заметки на полосе;

  1. Анализ работы над номером:
  • специально организованная работа, в ходе которой происходит

обсуждение работы команды,  определение личной  ответственности, учет  интересов  и пожеланий.

  1. Правила поведения юного корреспондента:
  • беседа:

- профессиональные качества журналиста – внимание к людям, способность выделять главное, доступно излагать материал, мобильность и т.д.

  • обсуждение:

- имидж журналиста (простота, доверительность в общении, коммуникабельность)

  • практическая работа по созданию «Кодекса чести»  корреспондентов нашей газеты.

  1. Сообщение. Средства передачи информации:
  • лекция, презентации

- как фиксировать информацию;

- точность информации;

- что такое «подача»?

  • ролевые коммуникативные игры.

  1. Новости как жанр:
  • работа со словарями:

- обсуждение определений и словарных статей;

  • анализ публицистических текстов;
  • практическая работа «Новости в публицистическом жанре».

  1. Блок новостей:
  • просмотр и анализ новостей городской газеты «Контакт»:

- структура и содержание;

- оперативность, лаконизм, степень важности;

  • творческая работа «Блок новостей»

  1. Аналитические журналистские жанры:
  • анализ статей газет «Аргументы и факты»;
  • беседа по определению жанров:

- комментарий;

- обозрение;

- статья;

  • создание собственных творческих работ в указанных жанрах.

  1. Слово – помощник журналиста:
  • беседа, презентации, встреча с журналистами, обсуждение тем и понятий:

- точность слова;

- средства художественной выразительности;

- значение СМИ и их влияние на человека;

  1. Как придумать заголовок к заметке?
  • беседа:

- что такое удачный заголовок и как его придумать;

- заголовок-цитата;

- заголовок-обращение;

  • тренинг практических умений.

  1. Художественная заметка:
  • беседа:

 - примеры художественных заметок;

 - отличительные особенности;

  • анализ художественных заметок из сборника творческих работ городского конкурса «Любимый город»;
  • творческая работа «Художественная заметка»

  1. Газетный жанр – отзыв:
  • защита рефератов «Отзыв и рецензия»
  • анализ текстов;
  • творческая работа.

  1. Письмо другу:
  • беседа:

- письма на морально-этические темы;

- письма в редакцию, их роль на газетной полосе;

- правила написания письма;

  • тренинг практических умений.

  1. Подготовка к новогоднему выпуску:
  • практическая работа:

- составление плана написания заметки;

- праздничное оформление, иллюстрирование;

- написание новогодних заметок.

  1. Журналистские жанры:
  • презентация сообщений, выступления по темам:

- сатирические (фельетон, юмореска, памфлет);

- элементы и разновидности фельетона;

- фельетоны М. Зощенко;

- фельетон в современной прессе;

  • тренинг практических умений «Фельетон о школьной жизни»

  1. «Голос общества»:
  • беседа:

- социальные проблемы;

- проблемы подростков;

  • обсуждение актуальных проблем, определение тематики возможных социальных проектов.

  1. Занятие тренинга общения «Дискуссия»:
  • беседа:

- правила ведения дискуссия;

  • обсуждение актуальных вопросов;
  • тренинг практических умений.

  1. Методы убеждения:
  • беседа:

- неопровержимые факты;

- метод противоречия;

- метод сравнения;

- метод «бумеранга»;

  • тренинг практических умений.

  1. Приемы аргументации:
  • беседа:

- использование сильных аргументов (ссылка на авторитет, неопровержимые факты);

- критерии эффективного общения;

- частичное согласие «Да, но…»

  • тренинг практических умений.

  1. Культура речи:
  • беседа:

- культура разговорной, ораторской, дискутивно-полемической речи;

- средства массовой информации и культура речи

29. Литературный язык: 

беседа:

- признаки литературного языка;

- нормы литературного языка;

- словесные штампы;

- засорение русского литературного языка.

  1. Занятие тренинга общения «Умение слушать»:

- техники активного слушания;

  1. Речевая культура:
  • беседа:

- основные признаки культуры речи;

- коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы;

- занятие тренинга общения.

  1. Речевой этикет:
  • беседа:

 - этика речевого общения;

 - структура ораторской речи;

  • практическая работа «Публичное выступление».

  1. История великого русского языка:
  • беседа, сообщения, презентации:

- откуда родом русский язык;

- эпоха письменности;

- южнославянское влияние;

- начало древнерусской книжности.

  1.  Круглый стол «Проблемы современного русского языка»:

- засорение русского языка иностранными словами;

- сквернословие, использование нецензурной лексики;

- язык СМИ как модель национального языка, его воздействие на литературную норму;

- анализ текстов, рецензирование.

  1. Стихи как жанр:
  • лекция, сообщения, презентации:

- ритмика;

- размер;

- рифма;

- стихи в газете;

- стихи как эпиграф;

  • творческая работа «Мое стихотворение»

  1. Стихотворная цитата:
  • беседа:

-  стихотворная цитата как подтверждение мысли;

- поэтический заголовок;

- правила цитирования;

  • практическая работа «Стихотворная цитата».

  1. Историческая память:
  • беседа:

- культурная память;

- коллективная память, историческое сознание;

- «идентификационная» функция исторической памяти;

  • поисковая работа «Знаменательные даты текущего года в истории России»

  1. Мониторинг в СМИ:
  • лекция, презентации, сообщения:

- история мониторинга СМИ;

- инструментарий, предмет мониторинга;

- анкетирование, опросы в школьной газете;

  • практическая работа «Составление анкеты на изучение общественного мнения о школьном обучении, школьной форме, питании и пр.»

  1. Построение текста:
  • тренинг практических умений:

- связь предложений в тексте;

- анализ публицистических текстов.

  1. Первичная правка текста:
  • тренинг практических умений:

- орфографическая, пунктуационная, стилистическая, авторская, редакционная;

- практическая работа.

Перечень оборудования кабинета для реализации  программы

  1. Компьютер;
  2. Цветной принтер с функциями сканера и ксерокса;
  3. Цветной принтер для распечатки листов формата А-3;
  4. Бумага формата А-4, А-3.

Список информационных источников, использованных при подготовке программы

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В.  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор  [Текст]: пособие для учителя / Д.В.  Григорьев, П.В.   Степанов -   М.: Просвещение, 2010. – 223с.
  2. Игры – обучение, тренинг, досуг [Текст]: под редакцией В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.
  3. Культура русской речи [Текст]: учебник / отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. -  М.: Норма, 2008. – 560 с.
  4. Жанры журналистики. Теория и практика [Текст]: специальное приложение к журналу Лицейское и гимназическое образование, брошюры серии Педагогические советы №2, 2003. – 32 с.
  5. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня  2002 г.  № 30-51-433/16
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст]: под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1987. – 797 с.
  7. Океанские программы (выпуск третий) [Тест]: программы педагогов, победителей и призеров Всероссийских конкурсов / под общей ред. Э. В Марзоевой. -  Владивосток: Дальпресс, 2010. – 156 с.
  8. Организация внеурочной и воспитательной деятельности в образовательном учреждении в условиях ФГОС [Тест]: методические рекомендации / под общей ред. Т. П. Симаковой. -  Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2012. – 136 с.
  9. Основы языкознания для школьников. Методические рекомендации. 6-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / О. Е. Дроздова. – М.: Просвещение, 2009. – 207 с.
  10. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под редакцией В.А. Горского. -   М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
  11. Проектная деятельность школьников [Текст]: пособие для учителя / К.Н. Селиванова. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
  12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учебное пособие / Е. И. Рогов. – М.: Владос-пресс, 2001. – 384 с.
  13. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д. Э. Розенталь; под ред. И. Б. Голуб. -  М.: Айрис Пресс, 2008. – 386 с.
  14. Скворцов Л.И. Культура русской речи [Текст]:  словарь-справочник: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.И. Скворцова. -  М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.
  15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

                                                                                                            Приложение №1

МЕТОДИКА КОС

( Цель: изучение коммуникативных и организаторских способностей)

При положительном ответе на вопрос ставьте знак «+», при отрицательном «-».

При  затруднениях представляйте типичную для вас ситуацию и не задумывайтесь над     деталями.

  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли вам удается склонить большинство ваших товарищей к принятию вашего решения?
  3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших друзей?
  4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся трудной ситуации?
  5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
  6. Нравится ли вам заниматься общественной     работой?
  7. Верно ли, что приятнее проводить время с книгами, чем с людьми?
  8. Если возникают некоторые помехи в осуществлении некоторых намерений, то легко ли вы отступаете от них?
  9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
  10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли вам включатся в новую для вас компанию?
  12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно совершить сегодня?
  13. Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
  15. Трудно ли вам освоиться в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний?
  17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и пообщаться с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных  дел вы  принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли в таком случае побыть одному?
  20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
  21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не   удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли чувство затруднения, неудобства, стеснения, если приходиться проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

  1. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей, друзей?
  2. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
  3. Правда ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  4. Полагаете ли вы, что вам не составит особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
  5. Принимаете ли вы участие в общественной работе в своем коллективе?
  6. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  7. Верно ли, что вы стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищем?
  8. Чувствуете ли вы себя непринужденно в незнакомой для вас компании?
  9. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  10. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходиться говорить что-то большой группе?
  11. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  12. Верно ли, что у вас много друзей?
  13. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
  14. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  15. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Подсчитайте совпадения ваших баллов. Нечетные - коммуникативные, четные - организаторские.

Коммуникативные

Организаторские

                      низкий

                       Менее 11

                        2-9

                            12

                  Ниже среднего

                            13    

                        10-11

                            14

                  Средний

                            15

                        12-13

                            16  

                   высокий  

                            17

                        14-15

                            20

                   Очень высокий

                        16-20

     

Дешифратор (коммуникативные способности)

Дешифратор (организаторские способности)

        1

     11

  21

   31

   2

     12

     22

    32

        3

     13

  23

   33

   4

     14

     24

     34

        5

     15

  25

   35

   6

     16

     26

     36

        7

     27

  27

   37

   8

     18

     28

     38

        9

     19

  29

   39

  10

     20

     30

     40

                                                                                                                                             Приложение №2

Педагогическая диагностика

   На основе рекомендаций Н.Е. Щурковой разработаны   показатели воспитанности обучающихся, участников творческого объединения

показатель

уровень

балл

характеристика

1.

Бережное отношение к русскому языку

Очень высокий

3

С удовольствием выполняет самостоятельные творческие работы по русскому языку. Показывает высокий уровень выполнения.

высокий

2

Проявляет интерес к творческим работам по русскому языку. Выполняет их качественно.

средний

1

Всегда выполняет самостоятельные творческие работы по русскому языку по требованию учителя.

низкий

0

Не проявляет интереса к творческим работам по русскому языку. Старается избегать их выполнение.

2.

Культура речи

Очень высокий

3

Говорит грамотно, эмоционально, выразительно. Побуждает других к соблюдению норм культуры речи.

высокий

2

Соблюдает нормы культуры речи. В основном строит предложения правильно.  Способен дать полный развернутый ответ на вопрос.

средний

1

Испытывает сложности при устном  и письменном ответах на вопросы. Требуется помощь в соблюдении норм культуры речи.

низкий

0

Избегает устных выступлений на уроках. Наблюдается частое несоблюдение норм культуры речи (косноязычие, сленг,  ненормативная лексика)

3.

Интерес к занятиям в творческом объединении

Очень высокий

3

Организует работу группы при создании печатных материалов. Берет ответственность за группу, координирует деятельность участников. Инициирует обсуждение вопросов. Руководит работой группы.

 

высокий

2

Всегда активен, проявляет инициативу, берет на себя ответственность за создание материала. Активно сотрудничает в группе. Обсуждает предложенные вопросы.

средний

1

Участвует  в создании творческих работ, печатной продукции  при стимулировании руководителем, старшеклассниками. В основном участвует в обсуждениях.

низкий

0

Редко проявляет интерес к обсуждению материалов, статей, текстов. Не проявляет инициативу, старается избегать выполнения самостоятельных  творческих заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа детского творческого объединения, занимающегося журналистикой...

конспект занятия "Редакция" по программе "Основы журналистики"

Цель занятия "Редакция" - познакомить воспитанников творческого объединения "Основы журналистики" с деятельностью редакции. На занятии так же предусмотренно использование презентации и самостоятельной...

Программа " Основы журналистики"

Программа  обединения "Пресс - центр "Попади в 30-ку!"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Основы журналистики"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА...

Дополнительная общеобразовательная программа "Основы журналистики"

Программа «Основы журналистики» предназначена для обучения учащихся 3-11 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована ...

Мастер-класс "Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы журналистики»"

Материал представляет собой конспект мастер-класса с приложениями. Цель мастер-класса: продемонстрировать приемы и методы, используемые для развития информационной компетенции обучающихся в ходе реали...

Вводное занятие в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Основы журналистики. Практика"

Интерактивное занятие "Все мы журналисты" знакомит с современными профессиями, связанными с журналистикой,  с особенностями интернет-журналистики, содержит творческие задания: индивиуал...