Я иду на урок
методическая разработка
Уроки по технологии развития критического мышления (ТРК МЧП) через чтение и письмо, которая способствует активизации мышления, повышает мотивацию, способствует самовыражению школьников, дает возможность проявить творческие способности, учит формировать свое мнение и сопоставлять его с другими, заставляет учеников критически мыслить.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Иван Сергеевич Тургенев. Сюжет и композиция. Герои рассказа «Муму». 5 класс
Цель: | Продолжить изучение рассказа И. С. Тургенева, рассмотреть сюжет и композицию произведения, продолжить работу по овладению приёмами работы с текстом. |
Задачи:
| Обучающие: рассмотреть формирование познавательных УУД; |
Развивающие: развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого; развивать навыки исследовательской работы, критического мышления, работы с текстом; формирование регулятивных, коммуникативных УУД; | |
Воспитывающие: воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД | |
Тип урока: | Урок открытия новых знаний |
Технология: | ТРКМ Технология развития критического мышления через чтение и письмо |
Методы: | проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация). |
Приемы: | прием «ассоциации», приём «Загадка», приём «Двухчастный дневник», приём «Толстые и тонкие вопросы», приём «Синквейн», анализ текста, прием смыслового чтения, беседа, самостоятельная работа, ключевые слова, творческая работа. |
Межпредметн. связи: | русский язык, изобразительное искусство. |
Формы работы: | Групповая, индивидуальная. |
Планируемые образовательные результаты
| Предметные: понимание ключевых проблем рассказа И.С. Тургенева «Муму», связанных с образами барыни и Герасима; понимание связи произведенийя с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; формирование навыков составления рассказа о герое, лексической работы, работы с иллюстрациями; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; |
Метапредметные: Научить детей мыслить раскованно, творчески путём анализа рассказа. | |
Личностные: развитие познавательной активности учеников; формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, а также живого интереса к изучаемому. | |
Метапредметные критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД
| Познавательные: общеучебные – понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной форме. |
Логические: уметь анализировать, моделировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы. | |
Регулятивные: осознавать учебную задачу, принимать ее, планировать, выполнять необходимые действия для ее решения; оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя. | |
Коммуникативные: Развивать умения слушать и понимать других; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в группе и в паре; | |
Личностные: Формирование устойчивой мотивации к познавательной деятельности; Формирование умения выражать свои мысли в группе и в паре Технология: интерактивные приёмы (двухчастный дневник), приёмы продуктивного чтения |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||
Вызов Цель: Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме; обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Оргмомент | Орг.момент. Приветствие учащихся. Готовность к уроку. Как мы будем работать на уроке?
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Формулирование темы урока. Мотивация Беседа Запись в тетрадь | Учитель создает ситуацию успеха для формирования и повышения учебной мотивации. Отгадайте загадку:
У нее четыре лапы, Ребята! Как вы думаете, почему именно эту загадку я вам загадала? «Белый Бим, черное ухо», «Хатико, самый верный друг» – наверняка вы знаете эти истории с печальным концом. -А известно ли вам, кто автор первого произведения о дружбе собаки и человека? (Великий русский писатель Иван Серг.Тургенев). Только сюжет его рассказа – это больше, чем история про дружбу дворника-крепостного и маленькой собачки… Осмысление темы: - Попробуем сформулировать тему урока и цель. - Правильно. Тема: «И.С.Тургенев «Муму». Сюжет и композиция. Герои рассказа». Цель: продолжить изучение рассказа И. С. Тургенева, рассмотреть сюжет и композицию произведения и жизнь героев. | - Отвечают на вопросы | 1. Осваивает приёмы отбора необходимой для формулирования тезиса информации 2. Осваивает различные способы и формы выражения информации 3. Формулирует цель чтения под руководством учителя 4. Осваивает понятия главная и второстепенная информация 5. Осваивает способы формирования на основе текста аргументов для определённой позиции | ||||||||||||||||||||||||||||||
3.Актуализация знаний Планирование | - Вспомним, что называется рассказом? - О чём же этот рассказ? (Запись) - Что такое сюжет произведения? (Ход событий в худ. тексте) - А что же такое композиция, кто помнит? С чего нужно начать работу по теме - с героев или сюжета – почему? - Попробуем выяснить, что вы знаете о героях произведения?
Демонстрируется слайд: 1. Вдова, окружённая многочисленною дворней, уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. ( злая, ворчливая, больная) Кто является прототипом барыни?
6. Она является дворняжкой, но при этом достаточно сообразительная и умная, что доказывает ее поведение. Она небольшая по своим объемам. Не толстенькая, а даже относительно худенькая. Это была собачка веселая и озорная, ей нравилось играть в разные игрушки, мячик. Осмысление Цель: аналитическая работа с текстом, направленная на самостоятельное и осмысленное получение новой информации; сохранение интереса к изучаемой теме. | Читают вполголоса (все) материал на слайде, называют героя | |||||||||||||||||||||||||||||||
4. Изучение нового материала (Работа в парах) Наблюдение по тексту Беседа 5. Анализ произведения | Продолжим говорить о героях. Разделимся на группы и заполним двухчастный дневник. Внесём в двухчастный дневник события, о которых вы прочитали дома. Приём «Двухчастный дневник» 1 группа
2 группа
Проверим, поставим баллы Обратимся к сюжету. Смотрим в карточку. Приём «Толстые и тонкие вопросы» 1. Экспозиция – начало. Сейчас работаем все. С чего начинается рассказ? Зачитайте. О ком говорится в самом начале? Как жила барыня? Какой она была? Какие планы у неё были на будущее? Кого привезли из деревни? Зачитайте. 2. Завязка. Герасиму нравилось жить в Москве? Где ему отвели место для проживания? Зачитайте Каким он был с дворней? 3. Развитие действия. Кто ему понравился? Зачитайте. Делал ли он ей подарки? Какой была Татьяна и нравился ли ей Герасим? Как она поступила по отношению к Герасиму? Как чувствовал себя после поступка девушки? Герасим? 4. Развитие действия. Что стало для Герасима новой радостью? Как он нашёл собачку? Зачитайте Как он чувствует себя? Какой была Муму и любит ли её герой? Какие чувства она у вас вызывает? .5. Развитие действия. Почему испугала барыню? Что потребовала барыня? Куда исчезла Муму? Почему Г. её прячет? 3. Герасим прощается с Муму
4. Кульминация. На что пришлось решиться Г.? Почему он решил так поступить? Был ли унего выход? Как вы относитесь к животным? 5. Эпилог. Чем заканчивается рассказ? Что сделал Герасим? Зачитайте | Дети отвечают - с героями. Ответ - из событий. Дети называют: Жила барыня Привезли Герасима Хотели женить Читают в тексте или отвечают или читают, заполняют второй столбик: подбирают слова для характеристики события 1-2 слова: плохая жизнь, тяжело жилось, грустное событие | |||||||||||||||||||||||||||||||
5. Самостоятельная работа | Запишите в тетрадь. Сюжет рассказа кратко. Приём «Синквейн» Переверните листок и напишите синквейн ( в группах) Зачитайте | Чтение вслух. Заполнение таблицы Запись в тетради | |||||||||||||||||||||||||||||||
6. Обобщение Включение в систему знаний | Как выдумаете, зачем нам понадобилась такая работа? Где вы сможете использовать такие знания? | Отвечают на вопросы. | |||||||||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия | Рефлексия Цель: обмен мнениями о новой информации; приобретение нового знания; побуждение к дальнейшему расширению информационного поля; соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. Что сегодня было тяжело сделать? Что легко далось? Оценки. Домашнее задание - Написать характеристику Герасима и барыни |
Предварительный просмотр:
Тема урока. М. Ю. Лермонтов «Листок». Художественные средства выразительности. 6 класс
Цель: | Продолжить изучение творчества Лермонтова, формировать умения находить средства выразительности, умения анализировать лирическое произведение, выделить характерные черты стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок», познакомить учащихся с языковыми средствами, используемыми поэтом для создания образа лирического героя. |
Задачи:
| Обучающие: научить анализировать стих-е по плану, находить средства выразит-ти, читать по ролям выразительно |
Развивающие: развивать умение читать выразительно, всматриваться в слово лирического произведения, совершенствовать умение находить средства худ. выразительности; развивать навыки анализа стих-я, критического мышления мышления, работы с текстом | |
Воспитывающие: воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, любовь к чтению формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; | |
Тип урока: | Тип урока: урок –изучение нового материала |
Технология: | ТРКМ Технология развития критического мышления через чтение и письмо |
Методы: | проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод |
Приемы: | Прием «ассоциации», приём «Загадка», приём «Двухчастный дневник».,приём «Толстые и тонкие вопросы», |
Межпредметн. связи: | русский язык, изобразительное искусство. |
Формы работы: | Групповая, индивидуальная. |
Планируемые образовательные результаты
| Предметные: выявить основные принципы построения стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок»; повторить основные термины и понятия, связанные с анализом лирического произведения :тема, проблема, образ лирического героя, рифма, композиция, троп, размер стихотворного произведения; учиться анализировать текстовый материал и работать с раздаточным и иллюстративным материалом; формировать умение формулировать определения; учиться извлекать информацию по заданному вопросу из текста стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок» и раздаточного материала. |
Метапредметные: Научить детей мыслить раскованно, творчески путём анализа рассказа. | |
Личностные: развитие познавательной активности учеников; формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, а также живого интереса к изучаемому. | |
Метапредметные критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД
| Познавательные: уметь определять понятия, создавать обобщения; уметь работать с учебником; уметь строить речевое высказывание в устной и письменной речи, общеучебные – понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной форме. |
Логические: уметь анализировать, моделировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы. | |
Регулятивные: осознавать учебную задачу, принимать ее, планировать, выполнять необходимые действия для ее решения; оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя. | |
Коммуникативные: Развивать умения слушать и понимать других; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в группе и в паре; | |
Личностные: Формирование устойчивой мотивации к познавательной деятельности; Формирование умения выражать свои мысли в группе и в паре |
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||||||
Вызов Цель: Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме; обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс | |||||||||
1.Организационный момент | Учитель настраивает учащихся на урок, Вопросы классу: Как мы будем работать на уроке? Читать-вдумчиво Писать-грамотно Слушать-внимательно Говорить внятно, доступно | Подготовка рабочего места к уроку | организовывать своё рабочее место | ||||||
2. Актуализация знаний | Учитель предлагает решить проблемную задачу Чтение стихов наизусть Определяют логическую связь между заданием и темой урока | -записывают -проверяют определяют | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. | ||||||
3. Определение темы | Приём «Загадка» Загадка про листок. - Какие средства выраз. используеют поэты? Нацеливает учащихся на формулирование темы урока - Как вы думаете, какой будет тема урока? - Какие средства выразительности используют поэты? Художественные средства выразительности М. Ю. Лермонтова «Листок» Вопросы учителя: При помощи слов –подсказок сформулировать тему урока | - Записывают тему урока - Отвечают на вопросы учителя - Обсуждают варианты темы Вспоминают литературоведческие термины: 1.Лирический герой 2.Ямб 3.Хорей 4.Рифма 5Эпитет 6.Ритм 7.Метафора | Принимать учебную задачу урока. Определять тему урока Ориентироваться в учебнике | ||||||
4. Постановка учебной задачи | Направляет учащихся на уточнение целей урока Вопросы классу Какие цели мы будем реализовывать на уроке? Запишите в тетрадь тему. | Анализируют предложенный материал Соотносят с темой урока Делают выбор Объясняют свою точку зрения | Принимать учебную задачу урока. Определять цели урока | ||||||
Осмысление Цель: аналитическая работа с текстом, направленная на самостоятельное и осмы-сленное получение новой информации; сохранение интереса к изучаемой теме. | |||||||||
5. Исследование нового материала в группах Изображение Листка Ассоциации Чтение стих-я 6. Анализ стихотворен ия Ключевые слова 7. Чтение по ролям | Учитель рассказывает историю создания стихотворения «Листок» История создания произведения тесно связана с жизнью автора. Мама М.Ю.Лермонтова Мария Михайловна была заботливой женщиной, она заботилась не только о своем сыне, но и ходила по крестьянским домам и помогала больным людям. Она прожила всего 21 год, умерла от чахотки, а маленькому Мише было всего 2 года и 4 месяца::: «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился в Кавказский край после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений. При жизни поэта не печаталось, впервые опубликовано после смерти в 1843 году. Приём «Ассоциации» 1. А помогать нам сегодня на уроке будет осенний дубовый листочек. нарисуйте его в тетради - Какие у вас возникли ассоциации? Запишите на листке. -Что вы можете о нём сказать? Какой он? -Можно ли посвятить этому листку стихотворение? - О чём бы вы в нём написали? 2. Словарная работа - Вы знаете что такое чинара? Чинара- высокое листопадное дерево 3. Прислушаемся к тому, как звучит стихотворение "Листок" в исполнении мастера художественного слова. Запись Приём «Визуализация» - Каким настроением проникнуто это стихотворение? (чувствуется и грусть, печаль, неприкаянность, неопределённость, и надежда. похоже на грустную песню) 4. Какие ассоциации у вас возникают при слове чинара, листок? Напишите. 5 . Картина Шишкина
Вспомним структуру анализа стих-я: (см слайд) - Какова тема и идея стих-я? 1.История создания стих-я: «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился в Кавказский край после отпуска Приём «Толстые и тонкие вопросы» 2. Тема: Поиски страдающей душой спокойствия. Идея: чувство одиночества, обречённости, герой обречен на смерть. 3. Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. - Каким настроением проникнуто это стихотворение? 4. Настроение. Чувствуется и грусть, печаль, неприкаянность, неопределённость, и надежда. похоже на грустную песню. О чём оно? Об одиночестве листка, его страданиях. Он ищет родственную душу, но так и не находит - Кто же такой листок? См слайд Обратим внимание на рифму. Рифма - это сходное звучание окончаний строк. 5. по созвучию: парные, кольцевые, перекрестные см слайд 6. Художественные средства выразительности: вспомним - слайд Эпитеты Молодая, ветви зеленые, изумрудные листья ,высокая, солнцем любима, морем, ветром , райскими птицами ( в парах) Олицетворения листок оторвался, шепчется ветер итд. ( в парах) -Какой прием использует поэт, сравнивая два образа? Противопоставление (антитезу) дуб - холод, а чинара - тепло; "отчизна суровая" и "Чёрное море"? Он - засох, она- свежа; Он пылен, она чиста; Он странник, она нигде не была, ничего не видела Он одинок, она любима - Проанализируем диалог листка и чинары Метафоры (скрытое сравнение одного предмета с другим на основании их сходства) : сынам свежим, меж листьев своих изумрудных. Приём «Ключевое слово».
Чтение по ролям - Какое место занимает этот диалог? - Как высказывает свою просьбу листок? (С мольбою, у него надежда начать новую жизнь) - Как при этом он себя называет и для чего? 7. Какие чувства вызвало у вас стих-е? Учитель направляет деятельность учащихся, выступает в роли консультанта Напишите синквейн на тему «Листок» и «Чинара» Приём «Чтение в кружок» Чтение выразительно по цепочке Рефлексия Цель: обмен мнениями о новой информации; приобретение нового знания; побуждение к дальнейшему расширению информационного поля; соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. | -Работа с текстом -Чтение и осмысление стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок» -Просмотр видеоролика -Выбор видеоролика, наиболее отражающего образную систему и настроение стихотворения -Выразительное чтение стихотворения. -Умение определять художественные особенности стихотворения Анализируют стих-е Работают по алгоритму | -Уметь работать с текстом -Уметь частично анализировать текст по схеме Закрепить навыки выразительного чтения. Уметь работать с текстом, анализировать его Уметь составлять образный ряд лирического произведения | ||||||
8. Рефлексия | Оцените себя как вы сегодня работали на уроке, для этого у вас на столах лежат карточки с вопросами: Сегодня на уроке я попробовал(а)….. Материал урока был…… Сегодня я узнал(а)….. Теперь я могу……. Мне захотелось…… | Оценивают себя | Оценивать результаты своей работы на уроке. | ||||||
9. Подведение итогов | Выставляем оценки в дневники Оценить себя по заданным критериям Оценочный лист | Работа с критериями для самооценки | Подводить итог и делать выводы | ||||||
10. Домашнее задание | Выучить наизусть стихотворения |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
- Мне нравится (1)