Я иду на урок
методическая разработка

Уроки по технологии  развития критического мышления (ТРК МЧП) через чтение и письмо, которая способствует активизации мышления, повышает мотивацию, способствует самовыражению школьников, дает возможность проявить творческие способности, учит формировать свое мнение и сопоставлять его с другими, заставляет учеников критически мыслить.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Тема урока: Иван Сергеевич Тургенев.  Сюжет и композиция. Герои рассказа «Муму».     5 класс                    

Цель:

Продолжить изучение рассказа И. С. Тургенева, рассмотреть сюжет и композицию произведения, продолжить работу по овладению приёмами работы с текстом.

Задачи:

 

Обучающие:  рассмотреть формирование познавательных УУД;

Развивающие: развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого; развивать навыки исследовательской работы, критического мышления, работы с текстом; формирование регулятивных, коммуникативных УУД;

Воспитывающие: воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД

Тип урока:

Урок открытия новых знаний

Технология:

ТРКМ Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Методы: 

проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы:

прием «ассоциации»,  приём «Загадка»,  приём «Двухчастный дневник», приём «Толстые и тонкие вопросы», приём «Синквейн», анализ текста, прием смыслового чтения, беседа, самостоятельная работа, ключевые слова, творческая работа.

Межпредметн. связи:

русский язык, изобразительное искусство.

Формы работы:

Групповая, индивидуальная.

Планируемые образовательные результаты

 

Предметные: понимание ключевых проблем рассказа И.С. Тургенева «Муму», связанных с образами барыни и Герасима; понимание связи произведенийя с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; формирование навыков составления рассказа о герое, лексической работы, работы с иллюстрациями; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Метапредметные: Научить детей мыслить раскованно, творчески путём анализа рассказа.

Личностные: развитие познавательной активности учеников; формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, а также живого интереса к изучаемому.

Метапредметные критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД

 

Познавательные: общеучебные – понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной форме.

Логические: уметь анализировать, моделировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы.

Регулятивные: осознавать учебную задачу, принимать ее, планировать, выполнять необходимые действия для ее решения; оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя.

Коммуникативные: Развивать умения слушать и понимать других;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в группе и в паре;

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к познавательной деятельности;

Формирование умения выражать свои мысли в группе и в паре

Технология: интерактивные приёмы  (двухчастный дневник), приёмы продуктивного чтения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Вызов

Цель: Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме; обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс

1.Оргмомент

Орг.момент.  Приветствие учащихся. Готовность к уроку.

Как мы будем работать на уроке?

  • Читать вдумчиво
  • Писать грамотно
  • Слушать внимательно
  • Говорить внятно, доступно

2. Формулирование темы урока.

Мотивация

Беседа

Запись в тетрадь

Учитель создает ситуацию успеха для формирования и повышения учебной мотивации. Отгадайте загадку:

  1. Приём «Загадка»

У нее четыре лапы,
Черный нос и хвост лохматый,
Очень часто громко лает,
и плохих людей кусает!
Она бывает забияка!
Это кто у нас? (Собака!)

      Ребята! Как вы думаете, почему именно эту загадку я вам загадала? «Белый Бим, черное ухо», «Хатико, самый верный друг» – наверняка вы знаете эти истории с печальным концом.

      -А известно ли вам, кто автор первого произведения о дружбе собаки и человека? (Великий русский писатель Иван Серг.Тургенев). Только сюжет его рассказа – это больше, чем история про дружбу дворника-крепостного и маленькой собачки…

     Осмысление темы:

- Попробуем сформулировать тему урока и цель.

- Правильно.  Тема: «И.С.Тургенев «Муму». Сюжет и композиция. Герои рассказа». Цель: продолжить изучение рассказа И. С. Тургенева, рассмотреть сюжет и композицию произведения и жизнь героев.

- Отвечают на вопросы

1. Осваивает приёмы отбора необходимой для формулирования тезиса информации

2. Осваивает  различные способы и формы выражения информации

3. Формулирует цель чтения под руководством учителя

4. Осваивает понятия главная и второстепенная информация

5. Осваивает способы формирования на основе текста аргументов для определённой позиции

3.Актуализация знаний

Планирование

- Вспомним, что называется рассказом?                          

- О чём же этот рассказ?  (Запись)

- Что такое сюжет произведения? (Ход событий в худ. тексте)

- А что же такое композиция, кто помнит?

 С чего нужно начать работу по теме  -  с героев или сюжета – почему?

- Попробуем выяснить, что вы знаете о героях произведения?

 

  1. Приём «Ассоциации»

Демонстрируется слайд:

1. Вдова, окружённая многочисленною дворней, уединённо  доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. ( злая, ворчливая, больная)

Кто является прототипом барыни?


2. Мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых. Славный он был мужик.  - Кто был прототипом Герасима?  Андрей


3. Один башмачник, пьяница горький, почитал себя существом обиженным  и не оценённым по достоинству.
Климов

4. Человек, которому, судя по одним его жёлтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом.

5. Женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая с родинкой на щеке. С ранней молодости держали её в чёрном теле, работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала.

6. Она является дворняжкой, но при этом достаточно сообразительная и умная, что доказывает ее поведение. Она небольшая по своим объемам. Не толстенькая, а даже относительно худенькая. Это была собачка веселая и озорная, ей нравилось играть в разные игрушки, мячик. 

Осмысление

Цель: аналитическая работа с текстом, направленная на  самостоятельное и осмысленное получение новой информации; сохранение интереса к изучаемой теме.

Читают  вполголоса (все)  материал на слайде, называют героя

 4. Изучение нового материала

(Работа в парах)

Наблюдение по тексту

Беседа

5. Анализ произведения

Продолжим говорить о героях. Разделимся на группы и заполним двухчастный дневник. Внесём в двухчастный дневник  события, о которых вы прочитали дома.

                              Приём «Двухчастный дневник»

1 группа

Вопросы

Ответы

Где жил Герасим до переезда в Москву? 

Какие обязанности были у Герасима в городе?

Как к нему относилась дворня?

На ком хотел жениться Герасим?

Каким был по характеру?

2 группа

Вопросы

Ответы

+    -  

Кем работала Татьяна у барыни?

Как Татьяна относилась к Герасиму?

Кто был заступником?

За кого выдала барыня Татьяну?

Что подарил Герасим Татьяне на прощание

Проверим, поставим баллы

Обратимся к сюжету. Смотрим в карточку.

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

1. Экспозиция – начало. Сейчас работаем все.

С чего начинается рассказ? Зачитайте. О ком говорится в самом начале?  Как жила барыня? Какой она была? Какие планы у неё были на будущее? Кого привезли из деревни? Зачитайте.

2. Завязка. Герасиму нравилось жить в Москве? Где ему отвели место для проживания? Зачитайте Каким он был с дворней?

3. Развитие действия. Кто ему понравился? Зачитайте. Делал ли он ей подарки? Какой была Татьяна и нравился ли ей Герасим? Как она поступила по отношению к Герасиму? Как чувствовал себя  после поступка девушки? Герасим?

4. Развитие действия. Что стало для Герасима новой радостью? Как он нашёл собачку? Зачитайте Как он чувствует себя? Какой была Муму и любит ли её герой? Какие чувства она у вас вызывает?

.5. Развитие действия. Почему  испугала барыню? Что потребовала барыня?

Куда исчезла Муму? Почему Г. её прячет?

3. Герасим прощается с Муму

        

4. Кульминация. На что пришлось решиться Г.? Почему он решил так поступить? Был ли унего выход? Как вы относитесь к животным?

5. Эпилог. Чем заканчивается рассказ? Что сделал Герасим? Зачитайте

Дети отвечают -  с героями.

Ответ - из событий.

Дети называют:

Жила барыня

Привезли Герасима

Хотели женить

Читают в тексте

или отвечают или читают, заполняют второй столбик:

подбирают слова для характеристики события 1-2 слова:

плохая жизнь, тяжело жилось, грустное

событие

5. Самостоятельная работа

Запишите в тетрадь. Сюжет рассказа кратко.

Приём «Синквейн»

Переверните листок и напишите синквейн ( в группах)

Зачитайте

Чтение вслух.

Заполнение таблицы

Запись в тетради

6. Обобщение

Включение в систему знаний

Как выдумаете, зачем нам понадобилась такая работа?

Где вы сможете использовать такие знания?

Отвечают на вопросы.

7. Рефлексия

Рефлексия

Цель: обмен мнениями о новой информации; приобретение нового знания; побуждение к дальнейшему расширению информационного поля; соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Что сегодня было тяжело сделать?

Что легко далось? Оценки.

Домашнее задание - Написать характеристику Герасима и барыни



Предварительный просмотр:

Тема урока. М. Ю. Лермонтов «Листок». Художественные средства выразительности. 6 класс

Цель:

Продолжить изучение творчества Лермонтова, формировать умения находить средства выразительности, умения анализировать лирическое произведение, выделить характерные черты стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок», познакомить учащихся с языковыми средствами, используемыми поэтом для создания образа лирического героя.  

Задачи:

 

Обучающие:  научить анализировать стих-е по плану, находить средства выразит-ти, читать по ролям выразительно

Развивающие: развивать умение читать выразительно, всматриваться в слово лирического произведения, совершенствовать умение находить средства худ. выразительности; развивать навыки анализа стих-я, критического мышления мышления, работы с текстом

Воспитывающие: воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию,  любовь к чтению формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; 

Тип урока:

Тип урока: урок –изучение нового материала

Технология:

ТРКМ     Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Методы: 

проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод

Приемы:

Прием «ассоциации»,  приём «Загадка»,  приём «Двухчастный дневник».,приём «Толстые и тонкие вопросы»,

Межпредметн. связи:

русский язык, изобразительное искусство.

Формы работы:

Групповая, индивидуальная.

Планируемые образовательные результаты

 

Предметные: выявить  основные принципы  построения стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок»;  повторить основные термины и понятия, связанные с анализом лирического произведения :тема, проблема, образ лирического героя, рифма, композиция, троп, размер стихотворного произведения; учиться анализировать текстовый материал и работать с раздаточным и иллюстративным материалом; формировать умение формулировать определения; учиться извлекать информацию по заданному вопросу из текста стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок» и раздаточного материала.

Метапредметные: Научить детей мыслить раскованно, творчески путём анализа рассказа.

Личностные: развитие познавательной активности учеников; формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, а также живого интереса к изучаемому.

Метапредметные критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД

 

Познавательные: уметь определять понятия, создавать обобщения; уметь работать с учебником; уметь строить речевое высказывание в устной и письменной речи, общеучебные – понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной форме.

Логические: уметь анализировать, моделировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы.

Регулятивные: осознавать учебную задачу, принимать ее, планировать, выполнять необходимые действия для ее решения; оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя.

Коммуникативные: Развивать умения слушать и понимать других;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в группе и в паре;

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к познавательной деятельности;

Формирование умения выражать свои мысли в группе и в паре

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Вызов

Цель: Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме; обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс

1.Организационный момент

Учитель настраивает учащихся на урок,

Вопросы классу:

Как мы будем работать на уроке?

Читать-вдумчиво

Писать-грамотно

Слушать-внимательно

Говорить внятно, доступно

Подготовка рабочего места к уроку

организовывать своё рабочее место

2. Актуализация знаний

Учитель предлагает решить проблемную задачу

Чтение стихов наизусть

Определяют   логическую связь между заданием и темой урока

-записывают

-проверяют

определяют

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

3. Определение темы

Приём «Загадка»

Загадка про листок.

- Какие средства выраз. используеют поэты?

Нацеливает учащихся на формулирование темы урока

- Как вы думаете, какой будет тема урока?

- Какие средства выразительности используют поэты?

Художественные средства выразительности

М. Ю. Лермонтова «Листок»

Вопросы учителя:

При помощи слов –подсказок сформулировать тему урока

- Записывают тему урока

- Отвечают на вопросы учителя

- Обсуждают варианты темы

Вспоминают литературоведческие термины:

1.Лирический герой

2.Ямб     3.Хорей     4.Рифма

5Эпитет    6.Ритм   7.Метафора

Принимать учебную задачу урока.

Определять тему урока

Ориентироваться в учебнике

4. Постановка учебной задачи

Направляет учащихся на уточнение целей урока

Вопросы классу

Какие цели мы будем реализовывать на уроке?

Запишите в тетрадь тему.

Анализируют предложенный материал

Соотносят с темой урока

Делают выбор

Объясняют свою точку зрения

Принимать учебную задачу урока.

Определять цели урока

Осмысление

Цель: аналитическая работа с текстом, направленная на  самостоятельное и осмы-сленное получение новой информации; сохранение интереса к изучаемой теме.

5. Исследование нового материала в группах

Изображение

Листка

Ассоциации

Чтение стих-я

6. Анализ стихотворен

ия

Ключевые слова

7. Чтение по ролям

Учитель рассказывает историю создания стихотворения «Листок»

История создания произведения тесно связана с жизнью автора. Мама М.Ю.Лермонтова Мария Михайловна была заботливой женщиной, она заботилась не только о своем сыне, но и ходила по крестьянским домам и помогала больным людям. Она прожила всего 21 год, умерла от чахотки, а маленькому Мише было всего 2 года и 4 месяца:::

«Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился в Кавказский край после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений. При жизни поэта не печаталось, впервые опубликовано после смерти в 1843 году.

Приём «Ассоциации»

1. А помогать нам сегодня на уроке будет осенний дубовый листочек. нарисуйте его в тетради

- Какие у вас возникли ассоциации? Запишите на листке.

-Что вы можете о нём сказать? Какой он?

-Можно ли посвятить этому листку стихотворение?

- О чём бы вы в нём написали?

2. Словарная работа

- Вы знаете что такое чинара?

Чинара- высокое листопадное дерево

3.  Прислушаемся к тому, как звучит стихотворение "Листок" в исполнении мастера художественного слова.  Запись

Приём «Визуализация»

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

(чувствуется и грусть, печаль, неприкаянность, неопределённость, и надежда. похоже на грустную песню)

4.  Какие ассоциации у вас возникают при слове чинара, листок?    Напишите.

 5 . Картина Шишкина

  • Рассмотрите картину И. Шишкина «На севере диком…».  Какое чувство оно у вас вызывает?
  • Какие краски использовал художник? Почему, для чего?
  • Как вы думаете, почему художник так назвал картину?

Вспомним структуру анализа стих-я: (см слайд)

- Какова тема и идея стих-я?

1.История создания стих-я: «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился в Кавказский край после отпуска

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

2. Тема: Поиски страдающей душой спокойствия.

Идея: чувство одиночества, обречённости, герой обречен на смерть.

3. Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары.

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

4. Настроение. Чувствуется и грусть, печаль, неприкаянность, неопределённость, и надежда. похоже на грустную песню.

О чём оно? Об одиночестве листка, его страданиях. Он ищет родственную душу, но так и не находит

- Кто же такой листок? См слайд

Обратим внимание на рифму.

Рифма - это сходное звучание окончаний строк.

5. по созвучию: парные, кольцевые, перекрестные  см слайд

6. Художественные средства выразительности: вспомним - слайд

Эпитеты

 Молодая, ветви зеленые, изумрудные листья ,высокая, солнцем любима, морем, ветром , райскими птицами   ( в парах)

Олицетворения

листок оторвался, шепчется ветер итд.    ( в парах)

-Какой прием использует поэт, сравнивая два образа?

Противопоставление (антитезу)

дуб - холод, а чинара - тепло; "отчизна суровая" и "Чёрное море"?

Он - засох, она- свежа; Он пылен, она чиста;

Он странник, она нигде не была, ничего не видела

Он одинок, она любима

- Проанализируем диалог листка и чинары

Метафоры (скрытое сравнение одного предмета с другим на основании их сходства) : сынам свежим, меж листьев своих изумрудных.

Приём «Ключевое слово».

Мое восприятие состояния лирического героя

Ключевые слова и словосочетания из стихотворения

листок

Засох, жестокою бурей гонимый, увял, странник

Прижался, молит, без сна и покоя, пылен и желт, пришелец. Отчизна сурова

чинара

Молодая, ветви зеленые, изумрудные листья ,высокая, солнцем любима, морем, ветром , райскими птицами

   Чтение по ролям

- Какое место занимает этот диалог?

- Как высказывает свою просьбу листок?

   (С мольбою, у него надежда начать новую жизнь)

- Как при этом он себя называет и для чего?

  7. Какие чувства вызвало у вас стих-е?

Учитель направляет деятельность учащихся, выступает в роли консультанта

Напишите синквейн на тему «Листок» и «Чинара»

Приём «Чтение в кружок»

Чтение выразительно по цепочке

Рефлексия

Цель: обмен мнениями о новой информации; приобретение нового знания; побуждение к дальнейшему расширению информационного поля; соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

-Работа с текстом

-Чтение и осмысление стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок»

-Просмотр видеоролика

-Выбор видеоролика, наиболее отражающего образную систему и настроение стихотворения

-Выразительное чтение

стихотворения.

-Умение определять художественные особенности стихотворения

Анализируют стих-е

Работают по алгоритму

-Уметь работать с текстом

-Уметь частично анализировать текст по схеме

Закрепить навыки выразительного чтения.

Уметь работать с текстом, анализировать его

Уметь составлять образный ряд лирического произведения

8. Рефлексия

Оцените себя как вы сегодня работали на уроке, для этого у вас на столах лежат карточки с вопросами:

Сегодня на уроке я попробовал(а)…..

Материал урока был……

Сегодня я узнал(а)…..

Теперь я могу…….

Мне захотелось……

Оценивают себя

Оценивать результаты своей работы на уроке.

9. Подведение итогов

Выставляем оценки в дневники

Оценить себя по заданным критериям      

Оценочный лист

Работа с критериями для самооценки

Подводить итог и делать выводы

10. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворения


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...