А.С.Пушкин: жизнь и судьба
занимательные факты по литературе (9 класс)
Приёмы: галерея портретов, таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал», мозговая атака, сочинение – эссе.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, опорные таблицы, первоисточники, доклады обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5._orfogramma._povtorenie.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 5. Орфограмма. Повторение.
Знать: что такое орфограмма.
Формирование умения находить орфограммы в различных морфемах.
I.Запись на доске слов дом — дома́. В корне слова дом буква о стоит под ударением, поэтому в написании гласной в корне этого слова нет выбора букв. В корне же слова дома́есть выбор букв (а или о), потому что гласная корня стоит в безударном положении. То есть в корне данного слова есть буква, написание которой определяется правилом. Такие буквы называются орфограм- мами.
Итак, в слове домв корне нет орфограммы, в слове дома — орфограмма в корне — буква о (проверочное слово — дом).
Запись на доске: орфограмма (греч.), орфос — правильный, грамма — письмо.
II. Чтение материала § 6 на с. 11-13.
— Что такое орфограмма?
— Как вы понимаете выражения «орфограмма в корне», «орфограмма в окончании»?
Учитель дает образец графического обозначения (объяснения) орфограммы: указывается часть речи, затем выделяется часть слова, в которой есть орфограмма. Одной чертой подчеркивается та буква, написание которой следует проверить, двумя — та, которой определяется ее выбор.
Запись образцов обозначения (объяснения) орфограмм в различныхморфемах:
III.Запись слов — по два примера — с орфограммой в корнеи окончании.
IV.На доске записаны слова удивить, скрип, глядеть, загадать, жалеть, загадка, жалко, скрипучий, стрелка, взгляд. Учащиеся должны вначале прочитать только те, в корнях которых нет орфограммы, затем те, в корнях которых она есть. (Упражнение направлено на отработку умения «видеть» орфограмму в слове, то есть «видеть» те места, где можно допустить ошибку в написании слова.)
Затем слова, в которых нет орфограмм в корне, стираются с доски. Оставшиеся слова учащиеся записывают и графически объясняют выбор гласной в корне.
При подборе однокоренных слов желательно использовать два способа:
1) изменение формы слова; 2) подбор однокоренного проверочного слова. Запись лучше делать в два столбика.
Делается вывод о том, что безударная гласная в корне может быть проверена:
1) изменением формы слова; 2) подбором однокоренного проверочного слова.
V. Упр. 25, 26 (частично).
VI. Объяснительный диктант (при записи предложений безударные гласные в корнях выделенных слов объясняются графически).
Я возвращался к себе в деревню. Тропинка проходила по просеке в сосновом лесу. Все вокруг было покрыто пахучими травами. На поляне около опушки я разглядел синие цветы. Полянки с ними были похожи на малюсенькие озера с синей водой. Я сорвал цветок. Когда я встряхнул его, в нем прогромыхали созревшие семена.
(По К. Паустовскому)
Домашнее задание: § 6, упр. 27; повторить слова, записанные в «Словарь трудных слов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова
на протяжении нескольких лет я работаю над проблемой "Использование документальных и художественных фильмов на уроках литературы". Мною был создан видеоряд, который я использую на уроках литературы 18...
Жизнь и судьба М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Нет, я не Байрон», «Молитва» ("Не обвиняй меня, всесильный").
Урок литературы в 9 классе. Цели урока: расширить знания учащихся о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова, понять мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова, почувствовать настроение стихотвор...
«Все в жизни по судьбе» (О творчестве Г.Д.Колесниковой)
На современном этапе общество требует воспитания такого человека, такой личности, которое может осуществить сознательный выбор в жизни, имея активную жизненную позицию. Данное мероприятие очень ...
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе....
Урок на тему "А.С.Пушкин: жизнь и судьба" ( 9 класс)
Тип урока: «открытие» новых знанийПрограмма: Коровина В.Я.Технология построения урока: развития критического мышления через чтение и письмо.Приёмы: галерея портретов, таблица «Знаю – Хочу узнать – Узн...
Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....
М. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: Пушкин и Лермонтов
Конспект урока в 9 классе...