А.С.Пушкин: жизнь и судьба
занимательные факты по литературе (9 класс)

Семёнова Елена Анатольевна

Приёмы: галерея портретов, таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал», мозговая атака, сочинение – эссе.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, опорные таблицы, первоисточники, доклады обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5._orfogramma._povtorenie.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 5. Орфограмма. Повторение.

Знать: что такое орфограмма.

Формирование умения находить орфограммы в различных морфемах.

I.Запись на доске слов дом — дома́. В корне слова дом буква о стоит под ударением, поэтому в написании гласной в корне этого слова нет выбора букв. В корне же слова дома́есть выбор букв (а или о), потому что гласная корня стоит в безударном положении. То есть в корне данного слова есть буква, написание которой определяется правилом. Такие буквы называются орфограм- мами.

Итак, в слове домв корне нет орфограммы, в слове дома — орфограмма в корне — буква о (проверочное слово — дом).

Запись на доске: орфограмма (греч.), орфос — правильный, грамма — письмо.

II. Чтение материала § 6 на с. 11-13.

— Что такое орфограмма?

— Как вы понимаете выражения «орфограмма в корне», «орфограмма в окончании»?

Учитель дает образец графического обозначения (объяснения) орфограммы: указывается часть речи, затем выделяется часть слова, в которой есть орфограмма. Одной чертой подчеркивается та буква, написание которой следует проверить, двумя — та, которой определяется ее выбор.

Запись образцов обозначения (объяснения) орфограмм в различныхморфемах:

III.Запись слов — по два примера — с орфограммой в корнеи окончании.

IV.На доске записаны слова удивить, скрип, глядеть, загадать, жалеть, загадка, жалко, скрипучий, стрелка, взгляд. Учащиеся должны вначале прочитать только те, в корнях которых нет орфограммы, затем те, в корнях которых она есть. (Упражнение направлено на отработку умения «видеть» орфограмму в слове, то есть «видеть» те места, где можно допустить ошибку в написании слова.)

Затем слова, в которых нет орфограмм в корне, стираются с доски. Оставшиеся слова учащиеся записывают и графически объясняют выбор гласной в корне.

При подборе однокоренных слов желательно использовать два способа:

1) изменение формы слова; 2) подбор однокоренного проверочного слова. Запись лучше делать в два столбика.

Делается вывод о том, что безударная гласная в корне может быть проверена:

1) изменением формы слова; 2) подбором однокоренного проверочного слова.

V. Упр. 25, 26 (частично).

VI. Объяснительный диктант (при записи предложений безударные гласные в корнях выделенных слов объясняются графически).

Я возвращался к себе в деревню. Тропинка проходила по просеке в сосновом лесу. Все вокруг было покрыто пахучими травами. На поляне около опушки я разглядел синие цветы. Полянки с ними были похожи на малюсенькие озера с синей водой. Я сорвал цветок. Когда я встряхнул его, в нем прогромыхали созревшие семена.

(По К. Паустовскому)

Домашнее задание: § 6, упр. 27; повторить слова, записанные в «Словарь трудных слов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова

на протяжении нескольких лет я работаю над проблемой "Использование документальных и художественных фильмов на уроках литературы". Мною был создан видеоряд, который я использую на уроках литературы 18...

Жизнь и судьба М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Нет, я не Байрон», «Молитва» ("Не обвиняй меня, всесильный").

Урок литературы в 9 классе. Цели урока: расширить знания учащихся о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова, понять мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова, почувствовать настроение стихотвор...

«Все в жизни по судьбе» (О творчестве Г.Д.Колесниковой)

На современном этапе общество требует воспитания такого человека, такой личности, которое  может осуществить сознательный выбор в жизни, имея активную жизненную позицию. Данное мероприятие очень ...

Урок на тему "А.С.Пушкин: жизнь и судьба" ( 9 класс)

Тип урока: «открытие» новых знанийПрограмма: Коровина В.Я.Технология построения урока: развития критического мышления через чтение и письмо.Приёмы: галерея портретов, таблица «Знаю – Хочу узнать – Узн...

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....