Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
план-конспект урока (9 класс)

Хисамова Фания Фаузятовна

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9_klasse_po_teme_a.s.pushkin.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

9 класс

Тема: «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина».

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.        

Сегодня мы с вами вновь встречаемся с Пушкиным.

??  Мы часто Пушкина называем «солнцем русской поэзии», говорим, что Пушкин – это «наше все!»  Почему?

Каждый человек по-своему воспринимает Пушкина, у каждого своя история воображаемого общения с ним, но все понимают, что роль Пушкина в истории и развитии поэзии огромна, гений его несомненен, а потому он был, есть и остаётся «символом и солнцем русской поэзии» и прозы.

                А.С.Пушкин – центральная фигура русской культуры. Он – создатель энциклопедии русской жизни, основатель современного русского языка.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Поэт, писатель – это прежде всего его творчество. У вас уже богатый читательский опыт, связанный с  прочтением пушкинских произведений.

?? Почему необходимо, изучая творчество писателя, знать его биографию?

Биография помогает нам понять творчество писателя.

Напишите в тетради сегодняшнее число, тему урока «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина».

?? Игра «Верно ли…?»

Напишите в тетради верно или нет.

  1. Верно ли ,что Пушкин родился 6 июля 1799 года?
  2. Верно ли, что А.С.Пушкин родился В Петербурге.
  3. Верно ли, что фамилия  прадеда Пушкина Ганнибал?.
  4. Верно ли, что слугу Пушкина звали Никита? Он сопровождал его всю жизнь: участвовал в детских играх, разделил с поэтом кишиневскую ссылку, жил с ним в Болдино. 27 января 1837 года принял из кареты смертельно раненного Пушкина, хоронил его.
  5. Верно ли, что Няня научила Пушкина читать.
  6. Верно ли, что Лучшим другом и воспитателем Пушкина в детские годы была его няня Арина Родионовна.
  7. Верно ли, что В 15 лет он поступил в Царскосельский лицей.
  8. Верно ли, что 6 лет провел Пушкин в Царскосельском лицее, где распорядок дня был достаточно суровым: ранний подъем, занятия в течение всего дня с небольшими перерывами. Свидания с близкими ограничены.

Изучите биографию А.С.Пушкина.

Краткая биографическая справка

Наиболее разительной чертой пушкинского детства следует признать то, как мало и редко он вспоминал эти годы в дальнейшем. В жизни дворянского ребёнка Дом – это целый мир, полный интимной прелести, преданий, сокровенных воспоминаний, нити от которых тянулись на всю дальнейшую жизнь.

Когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей – детство он вычеркнул из своей жизни.

Заменой мира детства, мира, к которому человек обращается всю жизнь как к источнику дорогих воспоминаний, для Пушкина стал лицей.

   Императорский Царскосельский Лицей – привилегированное учебное заведение – призван был готовить юношество, «особо предназначенное важным частям службы государственной»..

   Император Александр I лично утвердил в 1811 году список первых воспитанников Лицея и лично роздал им через 6 лет награды и дипломы.

      Вышло так, что именно в Царскосельском Лицее, где расцветал гений Пушкина, зрели свободолюбивые настроения.

Из его стен вышли и отправились на каторгу и в крепости за участие в восстании 14 декабря 1825 года самые близкие друзья Пушкина И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер.

Началом признания таланта Пушкина станет лицейский экзамен, который состоялся 8 января 1815 года. Первыми признали талант Пушкина его лицейские товарищи.

Прочитайте биографию А.С. Пушкина по учебнику страницы 167- 172. Законспектировать по годам.

Запись в тетрадях

Тема: "Дружба и друзья в лирике Пушкина".

Эпиграф: Друзья мои, прекрасен наш союз:

"К другу стихотворцу" (1814)

«Пирующие студенты»(1814)

 "К Пущину" (1815)

«Эллегия» (1817)

"Дельвигу" (1817)

"Разлука" (1817)

«Чаадаеву» (1818)

«Чаадаеву» (1821)

   "19 октября" (1825)

" Пущину" (1826)

"19 октября" (1827)

«Во глубине сибирских руд…» (1827)

«Чем чаще празднует лицей…»(1831)

"Была пора" (1836)

Вспоминая,  лицейских друзей он восклицает:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он над сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
(«19 октября 1827»)

Мы знаем, к кому из лицейских друзей обращается поэт.

1. Антон Антонович Дельвиг (15-16)

Выразительное чтение «Пирующие студенты»(1814)

Друзья! досужный час настал;
Всё тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское, в стекле.
Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков!
Без них мы пить умеем.

Ужели трезвого найдем
За скатертью студента?
На всякий случай изберем
Скорее президента.
В награду пьяным — он нальет
И пунш и грог душистый,
А вам, спартанцы, поднесет
Воды в стакане чистой!
Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич, vale!

Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале.
Главу венками убери,
Будь нашим президентом,
И станут самые цари
Завидовать студентам.

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Взгляни: здесь круг твоих друзей;
Бутыль вином налита,
За здравье нашей музы пей,
Парнасский волокита.
Остряк любезный, по рукам!
Полней бокал досуга!
И вылей сотню эпиграмм
На недруга и друга.

А ты, красавец молодой,
Сиятельный повеса!
Ты будешь Вакха жрец лихой,
На прочее — завеса!
Хотя студент, хотя я пьян,
Но скромность почитаю;
Придвинь же пенистый стакан,
На брань благословляю.

Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы вместе пьем,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем —
И тотчас помиримся.

А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь;
С тобой тасуюсь без чинов,
Люблю тебя душою,
Наполни кружку до краев,—
Рассудок! бог с тобою!

А ты, повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез,
Приятель задушевный,
Бутылки, рюмки разобьем
За здравие Платова,
В казачью шапку пунш нальем —
И пить давайте снова!..

Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стесненну грудь
Томленье звуков льется!..
Но мне ли страстью воздохнуть?
Нет! пьяный лишь смеется!

Не лучше ль, Роде записной,
В честь Вакховой станицы
Теперь скрыпеть тебе струной
Расстроенной скрыпицы?
Запойте хором, господа,
Нет нужды, что нескладно;
Охрипли?— это не беда:
Для пьяных всё ведь ладно!

Но что?.. я вижу всё вдвоем;
Двоится штоф с араком;
Вся комната пошла кругом;
Покрылись очи мраком…
Где вы, товарищи? где я?
Скажите, Вакха ради…
Вы дремлете, мои друзья,
Склонившись на тетради…
Писатель за свои грехи!
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.

Записать:  МОТИВ ПИРА И ВЕСЕЛЬЯ

Дружба для Александра Сергеевича Пушкина была одной из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов.

Рефлексия учащихся.

– Что вы узнали на этом уроке?

Что особенно понравилось?

Домашнее задание  

Прочитать стихотворения по теме «Свободолюбивая лирика Пушкина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Он сердцем пел...": жизнь и творчество В.С.Высоцкого"

Урок проведён в 11 классе. На уроке использованы элементы проектной деятельности с применением ИКТ (презентации, посвящённой В.С.Высоцкому, аудио- и видеофайлов), дополнительных печатных материалов. И...

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "А.Н. Островский. Жизнь и творчество"

Эта презентация может быть использована при подготовке к уроку литературы в 10 классе по теме "А. Н. Островский. Жизнь и творчество."...

Урок по теме : А.А. Ахматова .Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики.

Цель урока: продолжить знакомство с лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма»....