Разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Астафьева "Ангел-хранитель"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Мария Вадимовна Фролова

урок по рассказу Астафьева "Ангел-хранитель".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frolova_-razrabotka_uroka_po_astafevu.god_semi.docx523.63 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМАТИКЕ ГОДА СЕМЬИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

Тема урока

Внеклассное чтение по произведениям отечественных прозаиков второй половины XX — начала XXI века. В.П. Астафьев. Повесть в рассказах «Последний поклон». Рассказ «Ангел -хранитель».

Форма урока

Комбинированный

Цели урока

 Цели урока:

 обучающая: произвести идейно-художественный анализ рассказа В. П. Астафьева, формируя навыки работы с автобиографическим текстом, языком писателя;

 развивающая: развивать читательские интересы учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, стимулировать развитие интеллектуальных навыков анализа, синтеза, обобщения, развивать речь;

 воспитательная: способствовать процессу духовного развития, формированию устойчивых семейных ценностей, воспитывать любовь и уважение к родным людям, малой родине, родному языку.

Образовательные  ресурсы

В. П. Астафьев «Последний поклон», рассказ «Ангел-хранитель» (любое издание); стихотворение И.А. Бунина «Матери», «Портрет Виктора Астафьева», Евгений Широков, 1969 год; рисунки учащихся к произведению; карточки с тестом; карточки самоанализа учащихся, ребус

Этапы и задачи урока:

  1. Вспомнить факты из биографии Астафьева, изученные в 5-6 классе. Связать впечатления от портрета писателя с его творчеством;
  2. Проявить семантику образа ангел-хранителя из практического опыта учеников, расширить представление через стихотворения Бунина и рассказ Астафьева;
  3. Прийти к выводу, что через понимание в семье, через совместные усилия возможно преодоление трудностей. Доброта и милосердие- качества, сохраняющее человечность.
  4. Показать, что автобиографичность рассказа позволяет совершить писателю «последний поклон» своей бабушке. Благодаря этому приему читатели осознают значимость семьи в своей жизни.

Формы и приемы работы

Фронтальная беседа, индивидуальная работа, групповая.

Основные понятия

Автобиография

Домашнее задание к уроку

Читать рассказ В.П. Астафьева «Ангел-хранитель», подготовить рисунки на тему «Мой ангел-хранитель».

 

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

совершенствовать навыки работы с прозаическим текстом: выявление особенностей характера главного героя, анализ исторической ситуации голода в СССР в 1932-1933 годы через литературный текст, применять термин «автобиография» при анализе текста.

познавательные УУД – навыки сопоставления, анализа, синтеза при работе над рассказом;

коммуникативные УУД – работа над аргументированным ответом по тексту в процессе беседы; умение оценивать одноклассников по критериям.

регулятивные УУД – выполнять групповую работу соответствии с заданным планом, осуществлять итоговый и пошаговый контроль и самоконтроль по результату.

Развитие эмоциональной сферы через анализ сюжетной ситуации рассказа Астафьева «Ангел-хранитель», привлечение внимания к собственной личности через творческие домашние задания. Формирование навыка самоанализа работы на уроке.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Формы

контроля

I.

Предкоммуникативный этап

(мотивация, актуализация личного опыта, постановка цели урока)

10

  1.  Вступительное слово. Актуализация знаний.

I Ребус: Разгадайте название книги, зашифрованной на картинке? Кто ее автор? Как связаны образы с местом, где проходило детство писателя? О чем повествуют произведения книги? Какой рассказ вы читали дома? О чем сегодня будем говорить на уроке? Тема? Задачи урока?

II. Работа с портретом писателя (Приложение 1):

1. Внешний облик писателя: выражение лица, поза, костюм;

2. Значение фона и отдельных деталей в раскрытии замысла автора портрета;

3. Колорит портрета, значение цветовой гаммы;

4. Замысел художника: какую особенность писателя хотел выразить художник в данном портрете.

Слово учителя: В.П. Астафьев трудился над книгой «Последний поклон» с 1957 года. Он создавал масштабный цикл автобиографических рассказов и повестей о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве. Вышла повесть в 1989 году. Но и на этом работа не закончилась. Два заключительных рассказа из этой повести – «Забубённая головушка» и «Вечерние раздумья» – были напечатаны в начале 1992 года в журнале «Новый мир».

В повестях и рассказах – благодарность судьбе за возможность общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость и умение радоваться малому даже в самые горькие дни своей жизни. Начальные главы «Последнего поклона» лиричны, с мягким юмором и легкой иронией, тогда как последующие, направленные против разрушения национальных основ жизни.

III.Вы уже знакомы с понятием автобиография. Скажите, что оно значит?

Авто (я) + био (жизнь) + графо (пишу).

АВТОБИОГРА́ФИЯ (от греч. autos — сам, bios — жизнь и grapho — пишу) — описание человеком собственной жизни в хронологическом порядке. В художественной литературе автобиографическими называют произведения, в которых писатель рассказывает о своей жизни. В них он описывает своё восприятие происходящего вокруг, часто привнося в это художественный вымысел. 

- Итак, о чьём же детстве повествует рассказ «Ангел-хранитель»? (О детстве самого писателя, В.П. Астафьева).

1. Оформляют классную работу в тетради.

2. Озвучивают свои ответы и слушают других.

3. Предлагают формулировки темы урока (В.П. Астафьев. Повесть в рассказах «Последний поклон». Рассказ «Ангел -хранитель»).

Цель урока: вспомнить факты из биографии Астафьева, проявить идейно-тематические особенности повести «Последний поклон» на анализе рассказа «Ангел-хранитель», осознать значимость семьи в жизни человека.  

Ученики предлагают варианты значения слова «автобиография». Записывают определение в тетрадь.

Фронтальная

работа

Выслушивание и комментирование устных ответов

II.

Коммуникативный этап

25

I.Проверка домашнего задания: галерея рисунков с изображением ангела-хранителя.

Как вы понимаете слова «ангел», «ангел-хранитель»?

II.Давайте прочитаем стихотворение И. Бунина «Матери» и подумаем, кто в этом стихотворении ангел?

Иван Бунин

Матери

Я помню спальню и лампадку.
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

Может ли родной человек быть ангелом-хранителем? Почему?

II. Работа с образом бабушки Катерины по методу ВХОД. Групповая работа.

Класс делится на 4 группы.

 Приводят по 2-3 цитаты по каждой задаче:

1 группа: В- внешность бабушки;

2 группа: Х- характер героини;

3 группа: О- отношение к другим героям;

4 группа: Д-дела, поступки героини.

III Беседа после выступлений группы:

- Как вы оцениваете поступок Екатерины Петровны? Почему, несмотря на голод, она подобрала щенка и даже накормила последним, то у них было? (Высокая нравственность, чувство доброты, милосердия и сопереживания – это главные качества, которые отличали бабушку).

- Как вы прокомментируете слова бабушки: «Добро человеческое, батюшко, никогда не пропадает. И человека, и животину жалеть надо, потому как у животной тоже душа есть. Памятливая душа. Добро животная пуще человека помнит…»? (Всё в жизни взаимосвязано. На добро отплатится добром – это нравственный закон бабушки).

- Как Шарик прижился в семье? Сохранилось ли к нему доброе отношение? Расскажите о его повадках.

-Как вы понимаете финальные строки рассказа?

- Кому отдал «последний поклон» Астафьев? Кто для него ангел-хранитель? Свяжите свой ответ со стихотворением И. Бунина.

Учащиеся размышляют над понятием «ангел-хранитель», высказывают свои варианты. Если ученики затрудняются, один из учеников ищет значение слова в толковом словаре. Остальные записывают первое значение в тетрадь.

Отвечают на поставленный вопрос. Слушают ответы друг друга

Ученики назначают в группе лидера. Лидер распределяет роли:

  1. Спикер-тот, кто представляет ответ классу;
  2. Секретарь-тот, кто представляет полный ответ для спикера;
  3. Оформители- те, кто собирают материал для выступления.
  4. Лидер контролирует время работы, дисциплину.

 Работа ведется на листе формата А3. Спикер будет представлять единый ответ от всей группы с приведением цитат. В группе.

 

Фронтальная работа, индивидуальная, групповая

Учитель подготавливает стенд (доску с рисунками). Организует групповую работу. Контролирует рабочий процесс.

III.

Посткоммуникативный этап (интерпретация)

10

I Обобщающая беседа в виде тестирования (7 минут).  Тест можно распечатать на маленьких карточках и вклеить в тетради. Приложение 2.

II Ученики заполняют «Лист самооценки учащихся» и сдают учителю Приложение 3

Ученики отмечают ответы теста. Проверка в классе. Подсчет правильных ответов. Заполняют лист самооценки.

Фронтальная работа, индивидуальная.

Обеспечение класса материалами.

Домашнее задание

1

Есть ли у вас, друг, близкий человек, который помогает вам проявлять самые лучшие качества заботы, любви, доброты. Напишите о нём сочинение - миниатюру на тему «Мой ангел – хранитель».

Фиксируют домашнее задание.

индивидуальная

Приложение 1. «Портрет Виктора Астафьева», написанный народным художником СССР Евгением Широковым в 1969 году, находится в Государственной Третьяковской галерее Picture background

Приложение 2.

ТЕСТИРОВАНИЕ

1.Какое трудное время переживают герои рассказа В.П.Астафьева "Ангел-хранитель"?

А) болезнь мальчика

Б) Голод

В) Смерть матери мальчика

2. Определите тему рассказа “Ангел-хранитель” В.П.Астафьева?

А) Описание жизни сибирской деревни в трудный голодный год.

Б) рассказывается о собаке Шарике, который стал ангелом-хранителем для семьи

В) рассказ о преодолении голода в семье Катерины Петровны;

3. Определите идею рассказа". Ангел-хранитель" В.П.Астафьева?

А) Рассказ повествует о таких качествах, как щедрость, доброта, сострадание. Этими качествами обладала Катерины Петровны, которая была настоящим ангелом-хранителем для своей семьи.

Б) Собака Шарик стал спасителем семьи.

В) Нужно вовремя запасаться продуктами и деньгами, чтобы в трудное время не испытывать трудностей.

Приложение 3

Критерии оценивания «+»- 1 балл

8 баллов -оценка «5»,7-6 баллов -оценка «4»,5-4 балла- оценка «3», 3 балла и ниже- оценка «2»

Освоил материал урока

+/-

Оценка за урок по пятибалльной шкале

Участвовал в определении темы, цели урока

Знаю термин автобиография и могу дать ему определение

Свободно отвечал на поставленные вопросы полным содержательным ответом

Вспомнил факты из биографии В.П. Астафьева, озвучил их на занятии.

Самостоятельно выполнил творческое домашнее задание

Умею выполнять свои творческие замыслы (рисунок не был срисован, калькирован)

Успешно сотрудничал с одноклассниками в группе

Могу сделать выводы о прочитанном произведении, успешно справился с тестом (нет ни одной ошибки).

Список использованных ресурсов:

  1. Астафьев В. П. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 5. Последний поклон: Повесть в рассказах. Кн. 3. — Красноярск: ПИК «Офсет», 1997 — 384 с.
  2. Генератор ребусов: https://rebuskids.ru/create-rebus
  3. И.А. Бунин стихотворение «Матери» https://www.culture.ru/poems/26937/materi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...