Разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Астафьева "Ангел-хранитель"
методическая разработка по литературе (7 класс)
урок по рассказу Астафьева "Ангел-хранитель".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frolova_-razrabotka_uroka_po_astafevu.god_semi.docx | 523.63 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМАТИКЕ ГОДА СЕМЬИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
Тема урока | Внеклассное чтение по произведениям отечественных прозаиков второй половины XX — начала XXI века. В.П. Астафьев. Повесть в рассказах «Последний поклон». Рассказ «Ангел -хранитель». | ||
Форма урока | Комбинированный | ||
Цели урока | Цели урока: обучающая: произвести идейно-художественный анализ рассказа В. П. Астафьева, формируя навыки работы с автобиографическим текстом, языком писателя; развивающая: развивать читательские интересы учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, стимулировать развитие интеллектуальных навыков анализа, синтеза, обобщения, развивать речь; воспитательная: способствовать процессу духовного развития, формированию устойчивых семейных ценностей, воспитывать любовь и уважение к родным людям, малой родине, родному языку. | ||
Образовательные ресурсы | В. П. Астафьев «Последний поклон», рассказ «Ангел-хранитель» (любое издание); стихотворение И.А. Бунина «Матери», «Портрет Виктора Астафьева», Евгений Широков, 1969 год; рисунки учащихся к произведению; карточки с тестом; карточки самоанализа учащихся, ребус | ||
Этапы и задачи урока: |
| ||
Формы и приемы работы | Фронтальная беседа, индивидуальная работа, групповая. | ||
Основные понятия | Автобиография | ||
Домашнее задание к уроку | Читать рассказ В.П. Астафьева «Ангел-хранитель», подготовить рисунки на тему «Мой ангел-хранитель».
| ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
совершенствовать навыки работы с прозаическим текстом: выявление особенностей характера главного героя, анализ исторической ситуации голода в СССР в 1932-1933 годы через литературный текст, применять термин «автобиография» при анализе текста. | познавательные УУД – навыки сопоставления, анализа, синтеза при работе над рассказом; коммуникативные УУД – работа над аргументированным ответом по тексту в процессе беседы; умение оценивать одноклассников по критериям. регулятивные УУД – выполнять групповую работу соответствии с заданным планом, осуществлять итоговый и пошаговый контроль и самоконтроль по результату. | Развитие эмоциональной сферы через анализ сюжетной ситуации рассказа Астафьева «Ангел-хранитель», привлечение внимания к собственной личности через творческие домашние задания. Формирование навыка самоанализа работы на уроке. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формы контроля |
I. Предкоммуникативный этап (мотивация, актуализация личного опыта, постановка цели урока) | 10 |
I Ребус: Разгадайте название книги, зашифрованной на картинке? Кто ее автор? Как связаны образы с местом, где проходило детство писателя? О чем повествуют произведения книги? Какой рассказ вы читали дома? О чем сегодня будем говорить на уроке? Тема? Задачи урока? II. Работа с портретом писателя (Приложение 1): 1. Внешний облик писателя: выражение лица, поза, костюм; 2. Значение фона и отдельных деталей в раскрытии замысла автора портрета; 3. Колорит портрета, значение цветовой гаммы; 4. Замысел художника: какую особенность писателя хотел выразить художник в данном портрете. Слово учителя: В.П. Астафьев трудился над книгой «Последний поклон» с 1957 года. Он создавал масштабный цикл автобиографических рассказов и повестей о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве. Вышла повесть в 1989 году. Но и на этом работа не закончилась. Два заключительных рассказа из этой повести – «Забубённая головушка» и «Вечерние раздумья» – были напечатаны в начале 1992 года в журнале «Новый мир». В повестях и рассказах – благодарность судьбе за возможность общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость и умение радоваться малому даже в самые горькие дни своей жизни. Начальные главы «Последнего поклона» лиричны, с мягким юмором и легкой иронией, тогда как последующие, направленные против разрушения национальных основ жизни. III.Вы уже знакомы с понятием автобиография. Скажите, что оно значит? Авто (я) + био (жизнь) + графо (пишу). АВТОБИОГРА́ФИЯ (от греч. autos — сам, bios — жизнь и grapho — пишу) — описание человеком собственной жизни в хронологическом порядке. В художественной литературе автобиографическими называют произведения, в которых писатель рассказывает о своей жизни. В них он описывает своё восприятие происходящего вокруг, часто привнося в это художественный вымысел. - Итак, о чьём же детстве повествует рассказ «Ангел-хранитель»? (О детстве самого писателя, В.П. Астафьева). | 1. Оформляют классную работу в тетради. 2. Озвучивают свои ответы и слушают других. 3. Предлагают формулировки темы урока (В.П. Астафьев. Повесть в рассказах «Последний поклон». Рассказ «Ангел -хранитель»). Цель урока: вспомнить факты из биографии Астафьева, проявить идейно-тематические особенности повести «Последний поклон» на анализе рассказа «Ангел-хранитель», осознать значимость семьи в жизни человека. Ученики предлагают варианты значения слова «автобиография». Записывают определение в тетрадь. | Фронтальная работа | Выслушивание и комментирование устных ответов |
II. Коммуникативный этап | 25 | I.Проверка домашнего задания: галерея рисунков с изображением ангела-хранителя. Как вы понимаете слова «ангел», «ангел-хранитель»? II.Давайте прочитаем стихотворение И. Бунина «Матери» и подумаем, кто в этом стихотворении ангел? Матери Я помню спальню и лампадку. Бывало, раздевает няня Ты перекрестишь, поцелуешь, Я помню ночь, тепло кроватки, Может ли родной человек быть ангелом-хранителем? Почему? II. Работа с образом бабушки Катерины по методу ВХОД. Групповая работа. Класс делится на 4 группы. Приводят по 2-3 цитаты по каждой задаче: 1 группа: В- внешность бабушки; 2 группа: Х- характер героини; 3 группа: О- отношение к другим героям; 4 группа: Д-дела, поступки героини. III Беседа после выступлений группы: - Как вы оцениваете поступок Екатерины Петровны? Почему, несмотря на голод, она подобрала щенка и даже накормила последним, то у них было? (Высокая нравственность, чувство доброты, милосердия и сопереживания – это главные качества, которые отличали бабушку). - Как вы прокомментируете слова бабушки: «Добро человеческое, батюшко, никогда не пропадает. И человека, и животину жалеть надо, потому как у животной тоже душа есть. Памятливая душа. Добро животная пуще человека помнит…»? (Всё в жизни взаимосвязано. На добро отплатится добром – это нравственный закон бабушки). - Как Шарик прижился в семье? Сохранилось ли к нему доброе отношение? Расскажите о его повадках. -Как вы понимаете финальные строки рассказа? - Кому отдал «последний поклон» Астафьев? Кто для него ангел-хранитель? Свяжите свой ответ со стихотворением И. Бунина. | Учащиеся размышляют над понятием «ангел-хранитель», высказывают свои варианты. Если ученики затрудняются, один из учеников ищет значение слова в толковом словаре. Остальные записывают первое значение в тетрадь. Отвечают на поставленный вопрос. Слушают ответы друг друга Ученики назначают в группе лидера. Лидер распределяет роли:
Работа ведется на листе формата А3. Спикер будет представлять единый ответ от всей группы с приведением цитат. В группе.
| Фронтальная работа, индивидуальная, групповая | Учитель подготавливает стенд (доску с рисунками). Организует групповую работу. Контролирует рабочий процесс. |
III. Посткоммуникативный этап (интерпретация) | 10 | I Обобщающая беседа в виде тестирования (7 минут). Тест можно распечатать на маленьких карточках и вклеить в тетради. Приложение 2. II Ученики заполняют «Лист самооценки учащихся» и сдают учителю Приложение 3 | Ученики отмечают ответы теста. Проверка в классе. Подсчет правильных ответов. Заполняют лист самооценки. | Фронтальная работа, индивидуальная. | Обеспечение класса материалами. |
Домашнее задание | 1 | Есть ли у вас, друг, близкий человек, который помогает вам проявлять самые лучшие качества заботы, любви, доброты. Напишите о нём сочинение - миниатюру на тему «Мой ангел – хранитель». | Фиксируют домашнее задание. | индивидуальная |
Приложение 1. «Портрет Виктора Астафьева», написанный народным художником СССР Евгением Широковым в 1969 году, находится в Государственной Третьяковской галерее
Приложение 2.
ТЕСТИРОВАНИЕ
1.Какое трудное время переживают герои рассказа В.П.Астафьева "Ангел-хранитель"?
А) болезнь мальчика
Б) Голод
В) Смерть матери мальчика
2. Определите тему рассказа “Ангел-хранитель” В.П.Астафьева?
А) Описание жизни сибирской деревни в трудный голодный год.
Б) рассказывается о собаке Шарике, который стал ангелом-хранителем для семьи
В) рассказ о преодолении голода в семье Катерины Петровны;
3. Определите идею рассказа". Ангел-хранитель" В.П.Астафьева?
А) Рассказ повествует о таких качествах, как щедрость, доброта, сострадание. Этими качествами обладала Катерины Петровны, которая была настоящим ангелом-хранителем для своей семьи.
Б) Собака Шарик стал спасителем семьи.
В) Нужно вовремя запасаться продуктами и деньгами, чтобы в трудное время не испытывать трудностей.
Приложение 3
Критерии оценивания «+»- 1 балл
8 баллов -оценка «5»,7-6 баллов -оценка «4»,5-4 балла- оценка «3», 3 балла и ниже- оценка «2»
Освоил материал урока | +/- | Оценка за урок по пятибалльной шкале |
Участвовал в определении темы, цели урока | ||
Знаю термин автобиография и могу дать ему определение | ||
Свободно отвечал на поставленные вопросы полным содержательным ответом | ||
Вспомнил факты из биографии В.П. Астафьева, озвучил их на занятии. | ||
Самостоятельно выполнил творческое домашнее задание | ||
Умею выполнять свои творческие замыслы (рисунок не был срисован, калькирован) | ||
Успешно сотрудничал с одноклассниками в группе | ||
Могу сделать выводы о прочитанном произведении, успешно справился с тестом (нет ни одной ошибки). |
Список использованных ресурсов:
- Астафьев В. П. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 5. Последний поклон: Повесть в рассказах. Кн. 3. — Красноярск: ПИК «Офсет», 1997 — 384 с.
- Генератор ребусов: https://rebuskids.ru/create-rebus
- И.А. Бунин стихотворение «Матери» https://www.culture.ru/poems/26937/materi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...