РП по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс)

Леонтьева Наталья Павловна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРА»

предметной области «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

для обучающегося VIII класса

(обучение на дому)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_8-24_zpr.docx83.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной  решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования «Литература», Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Учебный  предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и направлен на получение обучающимися с ЗПР знаний о содержании, смыслах, языке произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания литературных произведений, выражения себя в слове. Предмет имеет интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие обучающегося подросткового возраста при особом внимании к его социально-эмоциональному развитию. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся с ЗПР возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. Осмысление и применение полученных на уроках литературы знаний позволит обучающимся с ЗПР продуктивно решать типичные задачи в области социальных отношений, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере, соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и принятыми правилами и нормами.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Литература»

Общие цели изучения учебного предмета «Литература» представлены в Примерной рабочей программе основного общего образования.

Специальной целью преподавания литературы на уровне основного общего образования является формирование у обучающегося с ЗПР потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме.

Изучение литературы на уровне основного общего образования решает следующие задачи:

  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
  • формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
  • формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
  • воспитание у обучающегося с ЗПР культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
  • воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
  • формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
  • обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;
  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
  • формирование у обучающегося стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.

Цель и задачи преподавания литературы обучающимся с ЗПР  максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и  учитывают специфические особенности учеников.

Особенности отбора и адаптации учебного материала по литературе

Рабочая программа для обучающихся с ЗПР отличается от  основной образовательной программы по литературе для 5–9 классов тем, что составлена с учетом особых образовательных потребностей и психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. У обучающихся данной категории на уровне основного общего образования наблюдаются сниженная познавательная активность и работоспособность, что приводит к нежеланию читать и анализировать предложенные произведения; недостаточность произвольного внимания, приводящая к ухудшению понимания прочитанного произведения; у обучающихся плохо развиты навыки самостоятельной работы и самоконтроля, наблюдается инертность психических процессов, слабая память. Все это затрудняет изучение содержания образования по предмету «Литература» и вносит свои особенности в преподавание данного курса. При отборе изучаемых произведений учитывается, что их содержание должно максимально способствовать расширению кругозора обучающихся с ЗПР; обогащению их жизненного опыта; систематизации знаний и представлений; способствовать повышению интеллектуальной активности и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам; уточнению, расширению и активизации лексического запаса, развитию устной монологической речи.

Содержание каждого года обучения включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные  особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Литература»

Для преодоления   трудностей   в   изучении   учебного   предмета «Литература» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. В                                                                                                                                                              процессе занятий педагог на практической основе знакомит обучающихся с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. Подбор заданий должен максимально                            активизировать познавательную деятельность обучающегося с ЗПР. Необходимо неоднократное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий; использование многократных указаний, упражнений; поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; использование заданий с опорой на образцы. Педагог должен всячески  поощрять активность обучающегося с ЗПР, повышать его самооценку, укреплять в нем веры в свои силы. Для чтения и анализа следует подбирать небольшие по объему произведения (сокращенные варианты), обязательно проводить предварительную словарную работу. При работе с текстом в устном плане формировать умение работать по образцу, плану, перечню представленных вопросов, что поможет обучающимся в последующем перенести усвоенный навык на различные виды письменных работ, написание сочинений. Важно сокращать объем теоретических сведений; включать отдельные темы или целые разделы в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения; приспосабливать темп изучения учебного материала, методов обучения, объема домашнего задания, уровня сложности проверочных и контрольных работ к возможностям обучающихся с ЗПР

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Литература»  входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение». Содержание учебного предмета «Литература» соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной                                                 программе основного общего образования, Примерной адаптированной основной          образовательной        программе        основного         общего образования                                                                                                                                                       обучающихся с задержкой психического развития.

Содержание учебного предмета «Литература»

8 КЛАСС

Древнерусская литература

Житийная литература (одно произведение по выбору). Например, «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим    написанное».

Литература XVIII века

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

Литература первой половины XIX века

А. С.   Пушкин.   Стихотворения   (не   менее   двух).   Например, «К Чаадаеву», «Анчар» и др. «Маленькие трагедии» (одна пьеса по выбору). Например, «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Роман «Капитанская дочка»

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий» и др. Поэма «Мцыри».

Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель». Комедия «Ревизор».

Литература второй половины XIX века

И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася», «Первая                                                                                                        любовь».

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди»,        «Белые ночи» (одно  произведение по выбору).

Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Отрочество» (главы).

Литература первой половины XX века

Произведения писателей русского зарубежья (одно по выбору). Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В. Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и др.

Поэзия первой половины ХХ века (не менее двух стихотворений на тему «Человек и эпоха» по выбору). Например, стихотворения В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака и др.

М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье  сердце» и др.

Литература второй половины XX века

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа»,  «Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и др.).

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX– XXI века (одно произведение по выбору). Например, произведения Е. И. Носова, А. Н. и Б. Н. Стругацких, В. Ф. Тендрякова, Б. П. Екимова                                          и др.

Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX–XXI века (одно произведение на тему «Человек в ситуации нравственного   выбора»).   Например,   произведения    В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева,     Н. С. Дашевской,      Дж. Сэлинджера,      К. Патерсон, Б. Кауфман и др.).

Поэзия второй половины XX – начала XXI века (не менее двух стихотворений).  Например, стихотворения Н. А. Заболоцкого, М. А. Светлова, М. В. Исаковского, К.   М. Симонова,   Р. Г. Гамзатова, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, И. А. Бродского, А. С. Кушнера и др.

Зарубежная литература

У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…» и др. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по выбору).

Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (фрагменты по выбору).

Контрольно-измерительные материалы по литературе

Проведение оценки достижений планируемых результатов освоения учебного предмета «Литература» проводится в форме текущего и рубежного контроля в виде итоговых сочинений на заданную тему, сжатого  изложения, уроков-контроля, направленных на оценку умения составлять устное высказывание.

Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на «пошаговую», адаптацию предлагаемого обучающемуся тестового  (контрольно-оценочного) материала, использование справочной информации.

Контрольные работы по темам:                                                            

  1. класс

Контрольная работа. Тема «Литература первой и второй половины XIX века». Сочинение по произведениям изученных писателей.

Контрольная работа Тема «Повторение». Итоговая контрольная  работа.

Планируемые результаты освоения предмета «Литература» в основной школе

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

овладение читательской культурой как средством познания мира; воспитание    гражданской    идентичности    на    основе    изучения

выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа; формирование на основе литературных произведений ценностного отношения к достижениям своей Родины – России, боевым подвигам и трудовым        достижениям        народа; уважения к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; развитие способности к осознанию своей этнической принадлежности на основе основных культурных ценностей народа, представленных в литературных произведениях;

развитие эстетического вкуса через ознакомление с литературным наследием народов России и мира;

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

установка на осмысление чужих и своих поступков;

формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками и взрослыми в ходе образовательной деятельности;

воспитание уважения к труду и результатам трудовой деятельности (на материале соответствующих литературных произведений);

развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения: готовность оценивать поведение и поступки героев литературных произведений с позиции нравственных и правовых норм, соотносить с ними свои действия;

развитие способности уметь находить позитивное в описываемой в произведении неблагоприятной ситуации; воспитание готовности действовать в отсутствие гарантий успеха;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, необходимости уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи (на основе анализа литературных произведений);

способность к саморазвитию и личностному самоопределению, умение ставить достижимые цели и строить реальные жизненные планы путем идентификации с героями литературных произведений;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации на основе знакомства с соответствующими литературными произведениями;

умение осознавать эмоциональное состояние персонажей литературных произведений, способность признавать право человека на ошибку;

умение анализировать свое поведение и поступки, принимать решения в различных жизненных ситуациях, оценивать собственные возможности, склонности и интересы с учетом имеющегося читательского опыта;

умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей (героев литературных произведений);

освоение культурных форм выражения своих чувств, мыслей, умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

умение распознавать и противостоять психологической манипуляции, неблагоприятному воздействию (на основе анализа соответствующих литературных произведений).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

выделять характерные черты, присущие различным образам литературных героев, давать им обобщенную характеристику;

устанавливать причинно-следственные связи при чтении литературных произведений;

находить в тексте информацию и формулировать выводы;

владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для извлечения и обобщения информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

формировать читательскую грамотность; аргументировать свою позицию, мнение;

создавать, использовать, преобразовывать планы (простые и развернутые) для решения учебных задач при написании аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы;

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога или дискуссии;

с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты с использованием литературных произведений для выступления перед аудиторией;

отстаивать свое мнение, точку зрения;

формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в области литературы;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

различать и называть собственные эмоции, возникающие при прочтении литературных произведений или при знакомстве с биографиями писателей;

анализировать причины эмоций литературных персонажей и адекватно называть их;

ставить себя на место литературного персонажа, понимать его мотивы и намерения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения учебного предмета «Литература» обучающиеся с ЗПР включаются в культурно-языковое поле русской и мировой культуры через осознание богатства, национального своеобразия русского языка, воспитание ценностного отношения к русскому языку как части самобытной русской культуры, осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом. Обеспечивается приобщение обучающихся к российскому литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений; обогащение словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Литература» ориентированы на формирование культуры чтения и мышления, применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. Они должны обеспечивать формирование потребности в систематическом чтении как способе познания мира и себя в этом мире, источнике эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средстве гармонизации отношений человека и общества.

Предметные результаты по литературе в основной школе для обучающихся с ЗПР должны обеспечивать:

1)        понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

2)        понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

3)        овладение элементарными умениями смыслового анализа произведений устного народного творчества и художественной литературы, базовыми умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях:

умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять с направляющей помощью педагога тематику и проблематику произведения, родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять по опорным вопросам позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощённые в нём реалии;

иметь представление о теоретико-литературных понятиях1 и уметь использовать их на базовом уровне в процессе анализа, интерпретации произведений и оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; факт, вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, поэма, басня, баллада, песня, ода, элегия, послание, отрывок, сонет, эпиграмма, лиро­эпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика, пафос (героический, трагический, комический); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж, речевая характеристика героя; реплика, диалог, монолог; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, подтекст; сатира, юмор, ирония, сарказм; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; стиль; стих и проза; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль), ритм, рифма, строфа;

базовые умения рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять с направляющей помощью педагога и при помощи «ленты времени» принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);

выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том  числе   А. С. Грибоедова,   А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;

базовое умение сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, эпизоды текста;

умение сопоставлять по опорной схеме или опорным вопросам изученные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);

4)        совершенствование умения выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР) читать наизусть произведения, и / или фрагменты в том числе наизусть, не менее 10 произведений и / или фрагментов;

5)        овладение умением пересказывать прочитанное произведение по опорным схемам и наводящим вопросам, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту;

6)        развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении; давать аргументированную оценку прочитанному;

7)        совершенствование умения создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения (не менее 200 слов), аннотацию, отзыв;

8)        овладение базовыми умениями самостоятельной интерпретации и оценки изученных художественных произведений древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов (в том числе с использованием методов смыслового чтения):

«Слово   о   полку    Игореве»;    стихотворения    М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина;    комедия    Д. И. Фонвизина     «Недоросль»;     повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; басни И. А. Крылова; стихотворения и баллады В. А. Жуковского; комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»; произведения А. С. Пушкина: стихотворения, поэма «Медный всадник», роман в стихах «Евгений Онегин», роман «Капитанская дочка», повесть «Станционный смотритель»; произведения М. Ю. Лермонтова: стихотворения, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени»;   произведения   Н. В. Гоголя:   комедия   «Ревизор»,   повесть «Шинель»,   поэма   «Мёртвые   души»;    стихотворения    Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова; «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина; по одному произведению (по выбору) следующих писателей: Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков; рассказы А. П. Чехова; стихотворения И. А. Бунина, А. А. Блока, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака; рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»; поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» (избранные главы); рассказы В. М. Шукшина: «Чудик», «Стенька Разин»; рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор», рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского»; по одному произведению (по выбору) А. П. Платонова, М. А. Булгакова; произведения литературы второй половины XX—XXI в.: не менее трёх прозаиков по выбору (в том числе    Ф. А. Абрамов,    Ч. Т. Айтматов,    В. П. Астафьев,     В. И. Белов, В. В. Быков, Ф. А. Искандер, Ю. П. Казаков, В. Л. Кондратьев, Е. И. Носов, А. Н. и Б. Н. Стругацкие, В. Ф. Тендряков); не менее трёх поэтов по выбору (в   том   числе    Р.    Г. Гамзатов,    О. Ф. Берггольц,    И.    А.    Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкий, Ю. П. Кузнецов, А. С. Кушнер, Б. Ш. Окуджава,   Р. И. Рождественский, Н. М. Рубцов); Гомера, М. Сервантеса, У. Шекспира;

9)        понимание важности чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы как способа познания мира, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;

10)        развитие умения планировать собственное досуговое чтение, формировать и обогащать свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы;

11)        формирование умения участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с приобретением опыта публичного представления полученных результатов);

12)        овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, сети Интернет для выполнения учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.

Предметные результаты по классам:

8 КЛАСС

1)         понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании патриотизма и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

2)         понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

3)         проводить с опорой на план, образец смысловой анализ произведений художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР):

-        анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отражённые в нём реалии; характеризовать по плану героев- персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; объяснять на базовом уровне своё понимание нравственно-философской, социально- исторической проблематики произведений (с учётом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР); выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры и стиля писателя;

- понимать сущность и смысловые функции теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, повесть, роман, баллада, поэма, песня, сонет, лиро­эпические (поэма, баллада)); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; конфликт; система образов; автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой; портрет, пейзаж, интерьер; юмор, ирония, сатира, сарказм; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль), ритм, рифма, строфа; афоризм;

-        учиться рассматривать отдельные изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);

-        выделять с направляющей помощью педагога в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родо-жанровую специфику изученного художественного произведения;

-        сопоставлять по плану, схеме произведения, их фрагменты, образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, эпизоды текста;

-        сопоставлять по плану, схеме изученные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, кино, фотоискусство);

4)         выразительно читать стихи и прозу,   в   том   числе   наизусть (не менее 8–9 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР);

5)         пересказывать изученное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту;

6)         участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позициями участников диалога, давать аргументированную оценку прочитанному;

7)         создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 150 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; с направляющей помощью педагога исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать с направляющей помощью педагога, материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, эссе, отзыва на самостоятельно выбранную литературную тему, применяя различные виды цитирования;

8)        с направляющей помощью педагога интерпретировать и оценивать текстуально изученные художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения;

9)         осознавать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;

10)        планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям педагога, в том числе за счёт произведений современной литературы;

11)         участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и публично представлять полученные результаты;

12)         самостоятельно использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться электронными библиотеками и подбирать в Интернете проверенные источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.

Поурочное планирование

Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета «Литература» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом Примерной рабочей программы учебного предмета «Литература» образовательной программы основного общего образования. При этом Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным образовательной организацией УМК, индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями по отбору и адаптации учебного материала по литературе, представленными в Пояснительной записке.

В тематическом планировании, представленном по годам обучения, указано количество часов, отводимое на чтение, изучение и обсуждение литературных тем, на развитие речи, на уроки внеклассного чтения и итоговые контрольные работы, предусмотрены резервные часы для реализации принципа вариативности в выборе произведений (до 15 часов в год), в том числе и произведений региональной литературы. Количество резервных часов рассчитывается исходя из общего  количества часов, отведённых на год обучения; зависит от уровня сложности содержания инварианта.

8 КЛАСС (68 ЧАСОВ)

Всего: на чтение, изучение и обсуждение -54 ч.  

на развитие речи - 6 ч

на уроки внеклассного чтения - 5 ч

 итоговые контрольные работы -2 ч

 резервные уроки - 1 ч

урока

Название раздела и темы урока

Кол-во часов

ЭОР, ЦОР

1

Введение. Русская литература и история.

1

Древнерусская литература

2

Житийная литература.  «Житие Сергия                                        Радонежского»

1

interneturok.ru

3

«Житие Сергия   Радонежского»

1

interneturok.ru

Литература XVIII века

4

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» Сатирическая направленность комедии.

1

interneturok.ru

5

Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.

1

6 Р

Комедия «Недоросль». Комментированное чтение комедии: речь и поступки как   средство создания характера в драматическом произведении.

Воспитательный блок. Третье вскр октября День отца

1

Литература первой половины XIX века

7

А. С. Пушкин. Стихотворение «К Чаадаеву» .Тема свободолюбия в дружеском послании

1

interneturok.ru

8

А. С. Пушкин. Стихотворение «Анчар». Тема рабства и угнетения человека человеком.

1

     9

А. С. Пушкин. Пьеса «Моцарт и Сальери». Тема предательства

1

10 в/ч

А. С. Пушкин. Пьеса «Каменный гость»

1

urok.1sept.ru

11

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

1

urok.1sept.ru

12

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. "Капитанская дочка". История создания произведения.

1

https://yandex.ru/video/preview/1189968239518942167

13 Р

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

1

14 в/ч

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

1

urok.1sept.ru

15

Образ Пугачева в романе "Капитанская дочка". Отношение автора и рассказчика к народной войне.

1

16

Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

1

17

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции.

1

urok.1sept.ru

18 Р

Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

urok.1sept.ru

19

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве поэта.

Задача по ЧГ РЭШ (resh.edu.ru)

1

https://yandex.ru/video/preview/1189968239518942167

20

М. Ю. Лермонтов.  «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…»

1

21 в/ч

М. Ю. Лермонтов.   "Мцыри". История создания, тема и идея произведения.

1

urok.1sept.ru

22

М. Ю. Лермонтов. Образ Мцыри в поэме. Роль описаний природы в поэме. Смысл человеческой жизни в поэме.

1

23 Р

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

1

24 Р

Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? (устное сочинение- рассуждение).

1

25

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя.

1

26

Н. В. Гоголь. Идейный замысел и особенности композиции комедии "Ревизор".

1

27

Н. В. Гоголь. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии "Ревизор".

1

28

Хлестаков. Хлестаковщина  как нравственное явление.

1.

29

Чиновники на приеме у "Ревизора". Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

1

30

Особенности и специфика композиционной структуры комедии Н.Гоголя "Ревизор".

1

31

Н. В. Гоголь "Шинель" Образ «маленького человека» в литературе.

1

32

Н. В. Гоголь "Шинель"  Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

1

33

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

1

34 Р

Подготовка к домашнему сочинению  по творчеству Н.В.Гоголя.

1

Литература второй половины XIX века.

35

И. С. Тургенев. Повесть «Ася».   Печальная история одной любви

1

https://www.youtube.com/watch?v=VAArKGeJjMs

36

Ася – «тургеневская девушка», способная подарить счастье.

21 февраля – Международный День родного языка

1

37

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира

1

38

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

1

39

Л. Н. Толстой. Повести и рассказы. «Отрочество» (главы) Анализ души взрослеющего человека.

1

https://www.youtube.com/watch?v=Ia4ZrPsTzZk

40

Л. Н. Толстой. Повести и рассказы. «Отрочество»  Характеристика персонажей.

1

Литература первой половины XX века.

41

Сатира и юмор в рассказах Тэффи "Древняя история", Задача по ЧГ

1

РЭШ (resh.edu.ru)

42

Контрольная работа. Тема «Литература первой и второй половины XIX века».

1

43

Поэзия первой половины ХХ века на тему «Человек и эпоха».  Стихотворения В. В. Маяковского. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?»

1

44

Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта

1

45 в/ч

И. А. Бунин. Слово о писателе. "Кавказ". Проблема счастья и его недолговечности. Любовь и смерть.

1

46

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени".

1

47

А. А. Блок. Слово о поэте. Тема России в его творчестве. Стихотворение «Россия»

1

48

Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов.

1

49

М. А. Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров

Профориентационный блок. Профессия врача

1

50

Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия.

1

51

Литература второй половины XX века. А. Т. Твардовский. Слово о поэте.  История создания поэмы "Василий Теркин".  Картины фронтовой жизни в поэме.

1

52

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Тема честного служения Родине.  Героика и юмор в поэме "Василий Теркин". Характеристика Теркина в главах  «Гармонь», «На привале».

1

53

Главы «Переправа», «Поединок», «Два солдата». Обучение устному рассказу.

Профориентационный блок. Профессия –Защитник Отечества

1

54

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».  Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

1

55

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее

1

56

А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

1

57

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

Задача по ЧГ

1

РЭШ (resh.edu.ru)

58

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX— XXI века. Повесть В. Ф. Тендрякова «Весенние перевертыши»

1

videouroki.net

59

Мои размышления, навеянные прочтением повести В.Ф. Тендрякова

1

60

Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX— XXI века

на тему «Человек в ситуации нравственного выбора». Н. С. Дашевская Рассказ «Дом над морем»

1

(sochisirius.ru)

61

Поэзия второй половины XX — начала XXI века. Б.Ш. Окуджава, А. С.Кушнера, Н. А. Заболоцкого, М.А. Светлова, М.В. Исаковского, К.М. Симонова, Р. Г. Гамзатова, В.С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Р. И. Рождественского.

1

videouroki.net

Зарубежная литература

62

У.Шекспир. Писатель и его время. Сонеты «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...», № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…»

1

63

У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

1

64 в/ч

Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». Признаки классицизма в драме. Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы.

Воспитательный блок.19 мая – День детских общественных организаций.

1

65

Повторение изученного за курс 8 класса. Подготовка к контрольной работе.

1

66

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

1

67

Подведение итогов года. Рекомендации на лето

1

68

Резервный урок

1

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Обязательные учебные материалы для ученика

​‌

  • Литература (в 2-х частях), 8 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Методические материалы для учителя

  • Методическое пособие для учителя к учебнику Коровиной В. Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. «Литература. 8 класс» (Шутан М.И.)

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет

Цифровой образовательный каталог https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/catalog

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/

План-график проведения контрольно-оценочных мероприятий

                                        4 год обучения 8 класс

Литература (68 ч.)

Период обучения

Вид контроля

Время проведение

3 четверть

Тема «Литература первой и второй половины XIX века». Сочинение по произведениям изученных писателей.

2 неделя января

4 четверть

Тема «Повторение». Итоговая контрольная  работа.

2 неделя мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...