Театрализованное представление «Монологи о…»
методическая разработка по литературе (9 класс)
Театрализованное представление «Монологи о…»
по мотивам документальной повести
С.Алексиевич «У войны не женское лицо».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy._monologi_po_aleksievich.docx | 23.08 КБ |
afisha.docx | 1022.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованное представление «Монологи о…»
по мотивам документальной повести
С.Алексиевич «У войны не женское лицо».
N | Мизансцена | Текст монолога | Звук | Сопровождение |
Начало | Героини сидят на сцене, глаза опущены, они будто сломанные куклы, на протяжении всего представления они сидят так, «оживая» лишь на время своего монолога и в некоторых ситуациях сопровождения. Вдали стоит вешалка, на которой висит шинель. Из зала поднимается пионер, в руках у него граммофонная пластинка. Он передает ее в кулису звукарей: Забирает у них большой фонарь. Спускается в зал, включает фонарь и «подсвечивает» ту героиню, которая читает монолог. | - Товарищи, это для вас… | Клавдия Шульженко «Синий платочек» - вальс, написанный Ежи Петерсбурским на слова Станислава Лаудана или Якова Галицкого. | |
Монолог 1 «О вечной любви…» | Муж погиб на фронте, мы уже были в Восточной Пруссии, а я очень хотела похоронить его на Родине...Не разрешали. Я до командующего фронтом дошла, и он не разрешал сначала. Добилась, попала к нему на прием. Он спросил: «Зачем Вам это?» Я ответила, что у меня все погибли, если привезу мужа на родину, то мне будет куда возвращаться. Командующий поцеловал мне руку... Мне дали самолет на одну ночь. Я вошла в этот самолет и потеряла сознание… – Вот, что вчера было, забыла, а войну помню. Как его везла… Как хоронила. Все помню. Как хотела последний раз поцеловать, а гроб цинковый, так я в то место поцеловала, где лицо должно быть... Я поклялась любить его вечно. Может быть, старомодно звучит, так сегодня не говорят. Но, я одна. Больше полюбить не смогла. | Леонид Утесов «Утомленное солнце»— записанная в 1937 году песня со словами Иосифа Альвека на музыку танго Ежи Петерсбурского «Последнее воскресенье». | Героиня танцует танго с пустой шинелью. | |
Монолог 2 «О том, что надо жить…» | Я, находясь в тылу, получила письмо от мужа. Это была такая неожиданная радость, два года я о нем ничего не знала. Я была в резерве, куда захотят, туда и пошлют. Стала просить: пошлите меня туда, где муж…Упросила. Осталась у них санитаркой. Ходила с ними в разведку. Муж был ранен, тяжело, а мы шли из окружения. Когда прорвались, пока я его довезла до госпиталя, было уже общее заражение крови. Это был Новый год. Он умирает… Я ему поменяла постель, ногу перевязала, а на подушку его надо подтянуть, это же мужчина, тяжелый, я его так тяну низко-низко, и вот чувствую, что это уже все, что еще минута-другая и его не будет…И мне захотелось самой умереть… Но я носила под сердцем нашего ребенка, и только это меня удержало… Похоронила я мужа первого января, а через тридцать восемь дней у меня родился сын. | Марк Бернес «Тёмная ночь» — лирическая песня, написанная композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым в 1943 году для фильма «Два бойца». | У каждой героини свои движения: 1. смотрит на фото 2 гладит по плечу и голове третью. 3 закрывает лицо руками. 4 сидит с «каменным лицом», раскачиваясь в такт музыке. | |
Монолог 3 «О материнстве…» | Мы подобрали женщину, она не могла идти, ползла по дороге. И когда мы привели ее немного в чувства, рассказала, как вели на расстрел ее и пятерых ее детей. Пока вели к сараю, детей расстреляли. Детей расстреливали и при этом веселились. Остался последний, грудной мальчик. Фашист показывает: подбрасывай, я буду расстреливать. Она бросила так, чтобы убить самой своего ребенка. Чтобы немец не успел выстрелить… Она говорила, что не хочет жить, что не может после всего жить на этом свете, а только на том... | Александр Вертинский «Ваши пальцы пахнут ладаном». | Героиня раскачивается в такт музыке, словно качает ребенка, впивается скрюченными пальцами в свои плечи, постепенно поднимает голову вверх, устремляя глаза в небо. К ней со спины подходит маленькая девочка, кладет руку на плечо. Героиня «светлеет лицом» прижимает детскую ладошку к своей щеке и закрывает глаза. | |
Монолог 4 «О человеческом долге…» | Слух прошел, что в местечко пригнали наших пленных, кто признает там своего, может забрать. Поднялись, побежали наши бабы! Вечером кто своего, а кто чужого привел. Побежала и я на другой день, своего не нашла, думаю, сына кому-нибудь спасу. Увидела одного чернявого, СашкО звали, годков восемнадцать ему было. Дала немцу сала, божусь: „Брат“. Месяца не побыли эти люди у нас, и нашелся гад, пошел в комендатуру и заявил, что мы чужих взяли. Назавтра немцы приезжают на мотоциклах. Голосим, на колени падаем, а они обманули, что отвезут их ближе к дому. Вывели их за деревню и положили с автоматов всех. Знать, что постреляют, мы б их в лесу затаили, спасали. Они же молодые-молодые! И мы, девять человек, у кого они были, решили их похоронить. Пятеро из ямы вытягивают, а четверо оглядываются, чтоб немцы не налетели. Руками нельзя, самая жара, а они четыре дня полежали… и лопатами посечь боимся… На настольник положишь и тянешь… И воду брали, и носы завязывали… чтоб самим не упасть… Могилку одну в лесу выкопали, положили в рядок, простынями головы понакрывали, ноги. Год мы не утихали, плакали по ним. И каждая думала: а где мой муж, сын или брат? | Ансамбль «Воскресение» (Пермь) «Я любила сокола» - обработка народного напева в стилистике песни-плача исполнительницами Натальей Маркиной и Татьяной Куртуковой. | Танцуют «Хоровод» | |
Монолог 5 «О милосердии…» | На твоих глазах человек умирает… И ты знаешь, видишь, что ничем не можешь ему помочь, у него минуты остались. Целуешь его, гладишь, ласковые слова говоришь. Прощаешься с ним. Ну, ничем ты ему больше не можешь помочь… Эти лица у меня вот и сейчас в памяти. Я вижу их – всех-всех ребят. Когда в Сталинграде кончилось все, нам дали задание вывозить самых тяжелых раненых на пароходах. На пароходе, где я ехала, были люди без рук, без ног, они не только физически себя потеряли, они страдали душевно, переживали. Мы должны были их лечить, уговаривать ласковыми словами, успокаивать улыбкой. Привезли мы их в Усолье, это под Пермью. Там уже стояли новые чистенькие домики, все специально для них. Как пионерский лагерь… Мы их несем, а они землю зубами рвут. Возвращаемся на пароходе назад, пустые, отдохнуть можно, а мы не спим. Девчонки лежат-лежат, а потом как завоют. Мы каждый день писали им письма. Распределили, кто кому пишет. Чтобы им хотя бы немного легче было… | Владимир Высоцкий «Так случилось мужчины ушли…» | Героиня поднимается, проходит на авансцену и неловко оседает на колени перед ступенями, стягивая с головы платок (проводит рукой по волосам, закрывает лицо…)К ней подходит маленькая девочка и передает ей красный платок, с колен поднимается и протягивает в зал руку уже Родина – мать. За ней другие девушки Танцевальный этюд. | |
Однажды, я только пришла прилечь на пару часов, как началась бомбежка. Подумав, что лучше пусть меня убьют, чем испорчу себе такую радость, как двухчасовой сон, я повернулась на другой бок и прикрыла уши. У меня чувства страха не было. Никогда и ни при каких обстоятельствах. Только после самых яростных налетов дергал зуб, в котором была дырочка. Да и то недолго. Я бы до сих пор считала себя страшно храброй, если бы не обратилась к специалистам, из-за постоянных, нестерпимых и совершенно непонятных болей в самых разных точках организма. И опытнейший невропатолог сказал изумленно: – В таком молодом возрасте разрушить всю свою вегетативную нервную систему! Как же вы жить собираетесь? Я ответила, что жить собираюсь ХОРОШО, что ВСЕ ТРУДНОЕ у меня ПОЗАДИ... !! | Людмила Целиковская – «Песня Тони» из к/ф «Беспокойное хозяйство» (1946г.) слова песни написалАнатолий Софронов, музыку -Юрий Милютин. | |||
Монолог 7 «О правде …» | Героиня во время монолога эмоциональна, встает, демонстрирует платье и далее отыгрывает в соответствии с текстом Героиня, после монолога, вскидывает голову и с вызовом танцует, к ней присоединяются другие девушки, они танцуют, в том числе в паре друг с другом. После того, как музыка обрывается, девушки на замирают секунды на 3, потом оживают, начинается общая подготовка к фотографированию в последней сцене. | На фронте мужчины относились к нам изумительно, они оберегали нас, я не встречала в мирной жизни, чтобы они так относились к женщинам. (…) Кроме добра, кроме тепла, мы ничего другого не видели... А после войны, мужчины - победители, герои, женихи, у них была война, а на нас после войны смотрели совсем другими глазами. …В сорок шестом приехала я домой. Надела первый раз платье, слезами обливалась. Сама себя в зеркале не узнала, мы же четыре года – в брюках. Кому я могла сказать, что я раненая, контуженая. Попробуй, скажи, кто тебя потом на работу возьмет? Пошла как-то вечером на танцы. Надела туфли, платье, а шинель и сапоги в гардероб сдала. Весь вечер от меня не отходил один военный. Капитан. Закончились танцы, увидел он меня в шинели и сапогах, растерянный такой стоит, глаз на меня поднять не может, говорит: – Я не мог представить, что Вы были в армии. Понимаете, фронтовая девушка… – Вас удивило, что я одна? Без мужа и не беременная? Я не позволила ему провожать меня. И всегда гордилась, что я была на фронте, Родину защищала… | «Для тебя́, Ри́о-Ри́та», часто название сокращается просто до «Рио-Рита» — пасадобль 1930 годов автор германский композитор испанского происхождения Энрике Сантеухини. | Одиночный и парный танец под Риа-Риту |
Заключение | Героини и прочие участники переставляют стулья, поправляют костюмы, прически, группируются для фотографии. Пионер (уже с фотоаппаратом) руководит процессом. После щелчка затвора фотоаппарата, герои остаются на месте, затем на продолжении фоновой музыки выходят на поклон. | Огонек - советская военная песня. Автор слов — Михаил Исаковский, автор музыки неизвестен. |
Предварительный просмотр:
В ближайшие дни на сцене
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
ВЫПУСКАЕТСЯ НОВАЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ПОСТАНОВКА
«У войны не женское лицо…»
по одноименной документальной повести С.А. Алексиевич
В ролях:
Колоскова Анна
Стратан Валерия
Трофимова Елизавета
Решетникова Вероника
Обжорина Полина
Балтайс Екатерина
Лебединова Вероника
Владимирова Маргарита
Сценарист: Доброжан А.А.
Хореограф: Большакова Н.А.
Звукорежиссёр: Киселева К.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Голоса жизни: познавательно-театрализованное представление
В театрализованной форме происходит знакомство учащихся начальных классов с миром птиц....
Урок-театрализованное представление "В гостях у Сказки"
Урок – театрализованное представлениеФестиваль «В гостях у Сказки»...
Сценарий театрализованного представления ко Дню Учителя.
В данном материале представлен сценарий театрализованного представления ко Дню Учителя по мотивам к/ф «Чародеи». Данная разработка поможет сэкономить время классного руководителя, учащихся или ...
Театрализованное представление "Листая прошлого страницы" (Античность)
Театрализованное представление для учеников разных классов....
Сценарий театрализованного представления "Merry Christmas" – "Рождество" для учащихся 2–5-х классов
Сценарий театрализованного представления "Merry Christmas" – "Рождество" для учащихся 2–5-х классов...
Сценарий театрализованного представления книги В.Вересаева "Спутники Пушкина"
Внеклассное мероприятие по литературе рассчитано на учащихся 8 - 9 классов; расширяет и углубляет представления школьников о жизни и творчестве А.С.Пушкина и его эпохе, служит привлечению подрос...
театрализованное представление "Красочное шоу представление"
сценарий театрализованного представления "Красочное шоу представление"...