Театрализованное представление «Монологи о…»
методическая разработка по литературе (9 класс)

Театрализованное представление «Монологи о…»

по мотивам документальной повести

С.Алексиевич «У войны не женское лицо».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy._monologi_po_aleksievich.docx23.08 КБ
Файл afisha.docx1022.99 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованное представление «Монологи о…»

по мотивам документальной повести

С.Алексиевич «У войны не женское лицо».

N

Мизансцена

Текст монолога

Звук

Сопровождение

Начало

Героини сидят на сцене, глаза опущены, они будто сломанные куклы, на протяжении всего представления они сидят так, «оживая» лишь на время своего монолога и в некоторых ситуациях сопровождения.

Вдали стоит вешалка, на которой висит шинель.

Из зала поднимается пионер, в руках у него граммофонная пластинка. Он передает ее в кулису звукарей:

Забирает у них большой фонарь. Спускается в зал, включает фонарь и «подсвечивает» ту героиню, которая читает монолог.

- Товарищи, это для вас…

Клавдия Шульженко

«Синий платочек» - вальс, написанный Ежи Петерсбурским на слова Станислава Лаудана или Якова Галицкого.

Монолог 1 «О вечной любви…»

Муж погиб на фронте, мы уже были в Восточной Пруссии, а я очень хотела похоронить его на Родине...Не разрешали. Я до командующего фронтом дошла, и он не разрешал сначала. Добилась, попала к нему на прием.

Он спросил: «Зачем Вам это?»

Я ответила, что у меня все погибли, если привезу мужа на родину, то мне будет куда возвращаться. Командующий поцеловал мне руку... Мне дали самолет на одну ночь. Я вошла в этот самолет и потеряла сознание…

– Вот, что вчера было, забыла, а войну помню. Как его везла… Как хоронила. Все помню. Как хотела последний раз поцеловать, а гроб цинковый, так я в то место поцеловала, где лицо должно быть...

Я поклялась любить его вечно. Может быть, старомодно звучит, так сегодня не говорят. Но, я одна. Больше полюбить не смогла.

Леонид Утесов «Утомленное солнце»— записанная в 1937 году песня со словами Иосифа Альвека на музыку танго Ежи Петерсбурского «Последнее воскресенье».

Героиня танцует танго с пустой шинелью.

Монолог 2 «О том, что надо жить…»

Я, находясь в тылу, получила письмо от мужа. Это была такая неожиданная радость, два года я о нем ничего не знала.

Я была в резерве, куда захотят, туда и пошлют. Стала просить: пошлите меня туда, где муж…Упросила.

Осталась  у них санитаркой. Ходила с ними в разведку.  Муж был ранен, тяжело, а мы шли из окружения. Когда прорвались, пока я его довезла до госпиталя, было уже общее заражение крови. Это был Новый год. Он умирает… Я ему поменяла постель, ногу перевязала, а на подушку его надо подтянуть, это же мужчина, тяжелый, я его так тяну низко-низко, и вот чувствую, что это уже все, что еще минута-другая и его не будет…И мне захотелось самой умереть… Но я носила под сердцем нашего ребенка, и только это меня удержало… Похоронила я мужа первого января, а через тридцать восемь дней у меня родился сын.

Марк Бернес «Тёмная ночь» — лирическая песня, написанная композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым в 1943 году для фильма «Два бойца».

У каждой героини свои движения: 1. смотрит на фото

2 гладит по плечу и голове третью.

3 закрывает лицо руками.

4 сидит с «каменным лицом», раскачиваясь в такт музыке.

Монолог 3 «О материнстве…»

Мы подобрали женщину, она не могла идти, ползла по дороге. И когда мы привели ее немного в чувства, рассказала, как вели на расстрел ее и пятерых ее детей. Пока вели к сараю, детей расстреляли. Детей расстреливали и при этом веселились. Остался последний, грудной мальчик. Фашист показывает: подбрасывай, я буду расстреливать. Она бросила так, чтобы убить самой своего ребенка. Чтобы немец не успел выстрелить…

 Она говорила, что не хочет жить, что не может после всего жить на этом свете, а только на том...

Александр Вертинский «Ваши пальцы пахнут ладаном».

Героиня раскачивается в такт музыке, словно качает ребенка, впивается скрюченными пальцами в свои плечи, постепенно поднимает голову вверх, устремляя глаза в небо. К ней со спины подходит маленькая девочка, кладет руку на плечо. Героиня «светлеет лицом» прижимает детскую ладошку к своей щеке и закрывает глаза.

Монолог 4 «О человеческом долге…»

Слух прошел, что в местечко пригнали наших пленных, кто признает там своего, может забрать. Поднялись, побежали наши бабы! Вечером кто своего, а кто чужого привел. Побежала и я на другой день, своего не нашла, думаю, сына кому-нибудь спасу. Увидела одного чернявого, СашкО  звали, годков восемнадцать ему было. Дала немцу сала, божусь: „Брат“.

Месяца не побыли эти люди у нас, и нашелся гад, пошел в комендатуру и заявил, что мы чужих взяли. Назавтра немцы приезжают на мотоциклах. Голосим, на колени падаем, а они обманули, что отвезут их ближе к дому. Вывели их за деревню и положили с автоматов всех. Знать, что постреляют, мы б их в лесу затаили, спасали. Они же молодые-молодые!

И мы, девять человек, у кого они были,  решили их похоронить. Пятеро из ямы вытягивают, а четверо оглядываются, чтоб немцы не налетели. Руками нельзя, самая жара, а они четыре дня полежали… и лопатами посечь боимся… На настольник положишь и тянешь… И воду брали, и носы завязывали… чтоб самим не упасть… Могилку одну в лесу выкопали, положили в рядок, простынями головы понакрывали, ноги.

Год мы не утихали, плакали по ним. И каждая думала: а где мой муж, сын или брат?

Ансамбль «Воскресение» (Пермь) «Я любила сокола» - обработка народного напева в стилистике песни-плача исполнительницами Натальей Маркиной и Татьяной Куртуковой.

Танцуют «Хоровод»

Монолог 5 «О милосердии…»

На твоих глазах человек умирает… И ты знаешь, видишь, что ничем не можешь ему помочь, у него минуты остались. Целуешь его, гладишь, ласковые слова говоришь. Прощаешься с ним. Ну, ничем ты ему больше не можешь помочь… Эти лица у меня вот и сейчас в памяти. Я вижу их – всех-всех ребят.

Когда в Сталинграде кончилось все, нам дали задание вывозить самых тяжелых раненых на пароходах. На пароходе, где я ехала, были люди без рук, без ног, они не только физически себя потеряли, они страдали душевно, переживали. Мы должны были их лечить, уговаривать ласковыми словами, успокаивать улыбкой.

Привезли мы их в Усолье, это под Пермью. Там уже стояли новые чистенькие домики, все специально для них. Как пионерский лагерь… Мы их несем, а они землю зубами рвут.

Возвращаемся на пароходе назад, пустые, отдохнуть можно, а мы не спим. Девчонки лежат-лежат, а потом как завоют. Мы каждый день писали им письма. Распределили, кто кому пишет. Чтобы им хотя бы немного легче было…

Владимир Высоцкий «Так случилось мужчины ушли…»

Героиня поднимается, проходит на авансцену и неловко оседает на колени перед ступенями, стягивая с головы платок (проводит рукой по волосам, закрывает лицо…)К ней подходит маленькая девочка и передает ей красный платок, с колен поднимается  и протягивает в зал руку уже Родина – мать.

За ней другие девушки

Танцевальный этюд.

Однажды, я только пришла прилечь на пару часов, как началась бомбежка. Подумав, что лучше пусть меня убьют, чем испорчу себе такую радость, как двухчасовой сон, я повернулась на другой бок и прикрыла уши.    

У меня чувства страха не было. Никогда и ни при каких обстоятельствах. Только после самых яростных налетов дергал зуб, в котором была дырочка. Да и то недолго. Я бы до сих пор считала себя страшно храброй, если бы не обратилась к специалистам, из-за постоянных, нестерпимых и совершенно непонятных болей в самых разных точках организма. И опытнейший невропатолог сказал изумленно:

– В таком молодом возрасте разрушить всю свою вегетативную нервную систему! Как же вы жить собираетесь?

Я ответила, что жить собираюсь ХОРОШО, что ВСЕ ТРУДНОЕ у меня ПОЗАДИ... !!

Людмила Целиковская – «Песня Тони» из к/ф «Беспокойное хозяйство» (1946г.) слова песни написалАнатолий Софронов, музыку -Юрий Милютин.

Монолог 7 «О правде …»

Героиня во время монолога эмоциональна, встает, демонстрирует платье и далее отыгрывает в соответствии с текстом

Героиня,  после монолога, вскидывает голову и с вызовом танцует,  к ней присоединяются другие девушки, они танцуют, в том числе в паре друг с другом.

После того, как музыка обрывается, девушки на замирают секунды на 3, потом оживают, начинается общая подготовка к фотографированию в последней сцене.

На фронте мужчины относились к нам изумительно, они оберегали нас, я не встречала в мирной жизни, чтобы они так относились к женщинам. (…) Кроме добра, кроме тепла, мы ничего другого не видели...

А после войны, мужчины - победители, герои, женихи, у них была война, а на нас после войны смотрели совсем другими глазами.

…В сорок шестом приехала я домой. Надела первый раз платье, слезами обливалась. Сама себя в зеркале не узнала, мы же четыре года – в брюках. Кому я могла сказать, что я раненая, контуженая. Попробуй, скажи, кто тебя потом на работу возьмет?

Пошла как-то вечером на танцы. Надела туфли, платье, а шинель и сапоги в гардероб сдала. Весь вечер от меня не отходил один военный. Капитан. Закончились танцы, увидел он меня в шинели и сапогах, растерянный такой стоит, глаз на меня поднять не может, говорит:

– Я не мог представить, что Вы были в армии. Понимаете, фронтовая девушка…

– Вас удивило, что я одна? Без мужа и не беременная?

Я не позволила ему провожать меня.

И всегда гордилась, что я была на фронте, Родину защищала…

«Для тебя́, Ри́о-Ри́та», часто название сокращается просто до «Рио-Рита» — пасадобль 1930 годов автор германский композитор испанского происхождения Энрике Сантеухини.

Одиночный и парный танец под Риа-Риту

Заключение

Героини и прочие участники  переставляют стулья,  поправляют костюмы, прически, группируются для фотографии.

Пионер (уже с фотоаппаратом)  руководит процессом.

После щелчка затвора фотоаппарата, герои  остаются на месте, затем на продолжении фоновой музыки выходят на поклон.

Огонек - советская военная песня. Автор слов — Михаил Исаковский, автор музыки неизвестен. 



Предварительный просмотр:

        https://sun9-73.userapi.com/impg/epjaMdgZ6ZhGWckgi2qks_x4uoS53Oig9kDSqA/ret-UUScnug.jpg?size=998x1002&quality=95&sign=8b12e381f0538646f8f6aff1cc8592f3&c_uniq_tag=8q9ZZdpPxEv_MCq5BY1bsUamcmapnoxVP4470GxdOKo&type=albumhttps://sun9-73.userapi.com/impg/epjaMdgZ6ZhGWckgi2qks_x4uoS53Oig9kDSqA/ret-UUScnug.jpg?size=998x1002&quality=95&sign=8b12e381f0538646f8f6aff1cc8592f3&c_uniq_tag=8q9ZZdpPxEv_MCq5BY1bsUamcmapnoxVP4470GxdOKo&type=album

В ближайшие дни на сцене

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

ВЫПУСКАЕТСЯ НОВАЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ПОСТАНОВКА

https://sun9-73.userapi.com/impg/epjaMdgZ6ZhGWckgi2qks_x4uoS53Oig9kDSqA/ret-UUScnug.jpg?size=998x1002&quality=95&sign=8b12e381f0538646f8f6aff1cc8592f3&c_uniq_tag=8q9ZZdpPxEv_MCq5BY1bsUamcmapnoxVP4470GxdOKo&type=albumhttps://sun9-73.userapi.com/impg/epjaMdgZ6ZhGWckgi2qks_x4uoS53Oig9kDSqA/ret-UUScnug.jpg?size=998x1002&quality=95&sign=8b12e381f0538646f8f6aff1cc8592f3&c_uniq_tag=8q9ZZdpPxEv_MCq5BY1bsUamcmapnoxVP4470GxdOKo&type=albumhttps://sun9-73.userapi.com/impg/epjaMdgZ6ZhGWckgi2qks_x4uoS53Oig9kDSqA/ret-UUScnug.jpg?size=998x1002&quality=95&sign=8b12e381f0538646f8f6aff1cc8592f3&c_uniq_tag=8q9ZZdpPxEv_MCq5BY1bsUamcmapnoxVP4470GxdOKo&type=albumhttps://sun9-73.userapi.com/impg/epjaMdgZ6ZhGWckgi2qks_x4uoS53Oig9kDSqA/ret-UUScnug.jpg?size=998x1002&quality=95&sign=8b12e381f0538646f8f6aff1cc8592f3&c_uniq_tag=8q9ZZdpPxEv_MCq5BY1bsUamcmapnoxVP4470GxdOKo&type=album

https://sun9-73.userapi.com/impg/epjaMdgZ6ZhGWckgi2qks_x4uoS53Oig9kDSqA/ret-UUScnug.jpg?size=998x1002&quality=95&sign=8b12e381f0538646f8f6aff1cc8592f3&c_uniq_tag=8q9ZZdpPxEv_MCq5BY1bsUamcmapnoxVP4470GxdOKo&type=albumhttps://sun9-73.userapi.com/impg/epjaMdgZ6ZhGWckgi2qks_x4uoS53Oig9kDSqA/ret-UUScnug.jpg?size=998x1002&quality=95&sign=8b12e381f0538646f8f6aff1cc8592f3&c_uniq_tag=8q9ZZdpPxEv_MCq5BY1bsUamcmapnoxVP4470GxdOKo&type=album

«У войны не женское лицо…»

по одноименной документальной повести С.А. Алексиевич

В ролях:

Колоскова Анна

Стратан Валерия

Трофимова Елизавета

Решетникова Вероника

Обжорина Полина

Балтайс Екатерина

Лебединова Вероника

Владимирова Маргарита

        Сценарист: Доброжан А.А.

Хореограф: Большакова Н.А.

Звукорежиссёр: Киселева К.Ю.https://sun9-73.userapi.com/impg/epjaMdgZ6ZhGWckgi2qks_x4uoS53Oig9kDSqA/ret-UUScnug.jpg?size=998x1002&quality=95&sign=8b12e381f0538646f8f6aff1cc8592f3&c_uniq_tag=8q9ZZdpPxEv_MCq5BY1bsUamcmapnoxVP4470GxdOKo&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голоса жизни: познавательно-театрализованное представление

В театрализованной форме происходит знакомство учащихся начальных классов с миром птиц....

Урок-театрализованное представление "В гостях у Сказки"

Урок – театрализованное представлениеФестиваль  «В гостях у Сказки»...

Сценарий театрализованного представления ко Дню Учителя.

В данном материале представлен сценарий театрализованного представления ко Дню Учителя по мотивам к/ф «Чародеи». Данная разработка поможет сэкономить время  классного руководителя, учащихся или ...

Театрализованное представление "Листая прошлого страницы" (Античность)

Театрализованное представление для учеников разных классов....

Сценарий театрализованного представления "Merry Christmas" – "Рождество" для учащихся 2–5-х классов

Сценарий театрализованного представления "Merry Christmas" – "Рождество" для учащихся 2–5-х классов...

Сценарий театрализованного представления книги В.Вересаева "Спутники Пушкина"

Внеклассное мероприятие по литературе рассчитано на учащихся 8 - 9 классов; расширяет и углубляет представления школьников о жизни и творчестве А.С.Пушкина и его эпохе,  служит привлечению подрос...

театрализованное представление "Красочное шоу представление"

сценарий театрализованного представления "Красочное шоу представление"...