Театрализованное представление "Листая прошлого страницы" (Античность)
методическая разработка по литературе по теме

Гулимова Татьяна Олеговна

Театрализованное представление для учеников разных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Antichnyy_teatr_s_razbivkoy.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   - 1 -

                                       

ПРОЕКТ «ЛИСТАЯ ПРОШЛОГО СТРАНИЦЫ». АНТИЧНЫЙ ТЕАТР.

     Данный проект предполагает проведение театрализованных представлений и уроков по темам, творческие работы учеников. Проект рассчитан на несколько лет. Каждый год посвящается тому или иному периоду истории. Так, например, первый год – год античности (Древняя Греция).

Задачи проекта:

  1. привлечь внимание учеников к изучению истории, литературы;
  2. развитие творческих способностей учеников

                                                 

1.ДЕЙСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ТАНЦА 7 МУЗ   + меняющиеся экранные заставки  (слайды 1-36).                                            

2. ГОВОРЯТ МУЗЫ:

Мельпомена:

- Нас было 9 сестер, и жили мы на горе Олимп вместе с другими богами, но очень любили бывать на горе Парнас в Дельфах и горе Геликон в Беотии.

Талия

- Нашими родителями были Зевс и Мнемосина, богиня воспоминаний.

Терпсихора

- Вообще же, слово «муза» означает «размышляющая», «мыслящая».

Мельпомена

- На горе Парнас нашим любимым местом был Кастальский источник, в котором черпали свое вдохновение поэты.

Терпсихора

- Мы покровительствовали разным видам искусств и знаний:

Слайд 37

- Я, Мельпомена, - театру,

- Я, Талия, - комедии,

- Я, Терпсихора, - танцу,

- Я, Клио, - истории,

- Я, Урания, - астронимии,

- Я, Эрато, - любовной поэзии,

- Я, Эвтерпа, - лирической поэзии.

Слайд 38

Талия:

-  Но главным и самым любимым для нас был прекрасный бог, Аполлон.

Мелпомена

Когда он родился, на этого божественного младенца взглянул светлым оком Гелиос, бог солнца. Поэтому красавца Аполлона стали называть Фебом, то есть «пламенеющим», «ярким».

Слайд 39

Терпсихора

- Однажды, гуляя по скалистому Делосу, Аполлон взглянул на изгиб неба, похожий на лук, и воображение бога превратило этот изгиб неба в кифару, а солнечные лучи – в струны.

                                                             

Слайд 40

Талия

Так появился этот удивительный музыкальный инструмент-кифара ПОКАЗЫВАЕТ

Слайд 41

Терпсихора:

- Своим  взглядом Аполлон мог пронизывать мрак, освещая прошлое и будущее. Он был прорицателем.

3. ТАНЕЦ, остаются  Мельпомена, Талия и Терпсихора.

Слайд 42

Мельпомена:

- Я Мельпомена, и, как вы уже, наверное, догадались, мы будем говорить о театре, который был завещан человечеству античной Грецией.

                                                     

Талия:                                                                                                   Звучит музыка Эллады

- Театральное искусство бессмертно, это - любимое детище античной культуры, а гигантские греческие амфитеатры были не только чудом акустики, но и чудом сопереживания зрителей и актеров.

Терпсихора:

  - Обычно греческая трагедия начиналась с пролога, в котором излагался миф, положенный в основу произведения.   Какой же миф  мог бы стать прологом к спектаклю об истории греческого театра?

Терпсихора

- Конечно, это миф о Дионисе. С него и начнем.

4. МИФ О ДИОНИСЕ – НА ЭКРАНЕ В РИСУНКАХ рассказывают Мельпомена, Талия и Терписохора.

Мельпомена:

- Что такое театр? Это зрелище,  на котором вы будете проливать слезы, негодовать, гордиться героями и богами, смеяться над ничтожными и неумными.

Талия

-Зрелище, очищающее сердце,  подарил нам ликующий бог весны, солнца, плодоносящей земли – красавец, увенчанный гроздьями винограда и листьями мирта, - Дионис.

Слайд 43

Экран - Дионис

Терпсихора:

- Его называли также Вакхом и Бахусом. Все это имена одного божества.

Слайд 44

Мельпомена:

  - Он был сыном Зевса и фиванской царевны Семелы.

Талия:

-Когда Дионис родился, ревнивая жена Зевса, богиня Гера, решила его погубить и посоветовала матери Диониса попросить Зевса прийти посмотреть на сына во всем своем величии.

 Мельпомена:

- Сверкающие молнии были непременным атрибутом Зевса, и они испепелили несчастную царевну и ее дом. Только сына успел выхватить Зевс из пламени.

Слайд 45

Терпсихора:

- Воспитанный нимфами юный бог нашел и подарил людям виноградную лозу, дарующую солнечную радость.

Мельпомена:

-Но ревнивая Гера вселила в Диониса безумие и заставила скитаться по свету.

Талия:

-Только пройдя Египет, Сирию, он оказался во Фригии, где могучая богиня Рея исцелила несчастного страдальца.

Слайд 46, 47

Мельпомена:

- А странствия и приключения продолжались. Морские разбойники захватили Диониса в плен, но были потрясены его умением менять облик: на их глазах он превратился в льва, в медведицу.

Слайд 48

Терпсихора:

-Движения его руки было достаточно, чтобы виноградные лозы и плющ оплели мачту и парус корабля. В страхе мучители бога бросились в море и превратились в дельфинов.

Слайд 49

Талия:  

 - Счастье ожидало Диониса на острове Лемнос, там он нашел Ариадну и вступил с ней в брак.

Мельпомена:

-«Бог веселый винограда» чувствовал себя тем счастливее, чем больше людей было с ним рядом, участвуя в плясках, пении, в вечном и бурном танце жизненных сил.

Слайд 50

ТАНЕЦ под мелодекламацию (А.С.Пушкин  «Торжество Вакха»)    Музыка?????

Белова А. читает «Таржество Вакха» А.С.Пушкина

Талия:

                                             

- Дионис освобождал человека от мирских забот, но иногда насылал и безумие на неугодных., он считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, потом богом поэзии и театра. Дважды в год проходили праздники в честь Диониса.  В это время рушились социальные перегородки: аристократы и ремесленники, крестьяне и полководцы с одинаковым восторгом смотрели представления сатиров, которые пели ТРАГЕДИИ – «песни козлов».

Слайд 51

Талия

Почему «козлов»? Да потому что сатиры надевали на себя козлиные шкуры и исполняли хоровые партии, которые назывались «дифирамбы».

Слайд 52

5. ТЕАТР ДИОНИСА

Мельпомена:          

-  Театр и родился из этих дифирамбов. Как же он был устроен, этот древнегреческий театр?

 (По мере того как она рассказывает, на экране появляется изображение)

Итак, мы в Афинах.  

ЭКРАН

Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест: зрители размещались по склону холма, амфитеатром, а само действие происходило у подножия холма.

Экран:  театр Диониса

Слайд 53

Терпсихора:

- Театральное представление в Афинах давалось только два раза в году – на больших и малых Дионисовых праздниках; только на одном месте – в театре Диониса под открытым небом.

ЗКРАН + ЗВУК ГОЛОСА ТОЛПЫ

Талия:

-  Представление проходили не вечером, а четыре дня напролет,  показывали 15 пьес подряд.

Мельпомена:

-Зрители не знали заранее названий пьес. Пьесы ставились впервые и больше обычно уже не повторялись.

                                                           -

Терписихора:

-Театр Диониса вмещал 15 тысяч человек, и государство выплачивало зрителям (не актерам, а зрителям!) их дневной заработок, чтобы они могли эти 4 дня спокойно сидеть в театре, потому что театр не был развлечением, а священным делом: это был способ чтить бога Диониса.

ЭКРАН

Мельпомена:

-  Сначала театральные представления в Афинах были только хоровые: хор мерно двигался то в одну, то в другую сторону перед алтарем в честь Диониса и пел воззвание к богу, затем какой-нибудь поучительный миф, а затем молитву о милости.

Корифей:

-Хором руководил КОРИФЕЙ.

Слайд 54

Первый актер:

Выходит из зрительного зала

-  Но потом рядом с хором поставили  одного человека, который, надев маску, сам уже говорил от лица одного из участников мифа  (так же  делал архонт-жрец, который на празднике надевал маску и изображал бога Диониса). Я, единственный актер, мог изображать то одно действующее лицо, то другое. В этом мне  помогали маски.

Слайд 55

Корифей:

-Они  были больше  головы.

Первый актер:

- Были маски комические – они смеялись, изображая радость; были маски трагические – они гневались или плакали, словом, изображали страдание, гнев, горе.

На экране – маски

Слайд 56

Корифей:

- При такой постановке актеру нужно было место, где можно сменить одежду и маску. Поэтому рядом с пляшущим хором стали ставить деревянную палатку, которая называлась «скенэ». а заодно – расписывать ее переднюю стену, чтобы зрители понимали, где происходит действие: в лагерном шатре, во дворце, на скалах или в лесу.

Мельпомена:

- Если герой выходил из  передней двери палатки, это значит, что он выходит из шатра, если  - из правой, – то действие происходит в  лагере, если  - из левой, – то герой  идет с поля битвы.

На сцену выносят ширму с росписью с надписью «скенэ»

Слайд 57

Корифей:

- Такая  палатка называлась СКЕНЭ. ( На экране: СКЕНЭ  =  СЦЕНА)

 Так произошло нынешнее слово СЦЕНА, но в Афинах актеры играли не на сцене, а перед сценой. А вот «плясовое место», которое занимал поющий и танцующий хор, называлось ОРХЕСТРА, отсюда наше ОРКЕСТР.

(На экране: ОРХЕСТРА=ОРКЕСТР)

А  перед ширмой выходит и располагается хор=танцующая группа +

ПЕРВЫЙ АКТЕР:

- Так вместо одного участника действа - ХОРА возникло уже два: ХОР И АКТЕР. Оба  участника говорили об одном и там же событии, но у каждого из них была своя роль:

АКТЕР говорил то как СВИДЕТЕЛЬ происходящего, то как УЧАСТНИК действия.

Корифей:

 - ХОР же выступал  как СОЧУВСТВУЮЩИЙ.

Зрителям становилось явно интереснее наблюдать за представлением.

Второй актер: (выходит на сцену из зала)

 - Тогда сделали следующий шаг – ввели второго  актера. На сцене завязывался диалог между героями, то есть на сцене происходил НЕ РАССКАЗ О ДЕЙСТВИИ, а разыгрывалось САМО ДЕЙСТВИЕ.        

Слайд 58

Корифей:

- Роль хора тоже изменилась: он замолкал во время диалога актеров. Такое новшество ввел поэт Эсхил.

Третий актер: (выходит из зала)

-  После второго актера в игру ввели третьего и дальше уже не пошли.

Мельпомена:

-Таким образом, на сцене не могло находиться больше трех действующих лиц сразу.

Корифей:

- Сюжеты трагедий были только мифологические, действие должно было быть простым и ясным.

Слайд 59

Мельпомена:

-Занавеса и антрактов не было, поэтому действие должно было развертываться без перерывов – нельзя было показать, что между одной сценой и другой прошли сутки, и нельзя было перенести место действия их одного места в другое. 

Корифей: + ЭКРАН

Слайд 60

Так сложилась в драме привычка к трем классическим единствам – единству действия, времени и места.

Слайд 61

Первый актер:

- В огромном театре актеров издали было плохо видно, поэтому они ходили в башмаках, высоких, как ходули (так что нужно было опираться на посох),

Второй актер:

-Надевали маски с лицом больше головы и облачались в яркие одежды, по которым можно было сразу отличить одного героя от другого.

Третий актер:

-Женские роли играли, конечно же, мужчины.

Мельпомена:

-Двигаться в таком облачении было неудобно, зато жесты были величественны, голос звучен, «монологи стройны.

ТАНЕЦ в масках и на высоких каблуках, которые не видны.

Корифей:

- Трагедия Эсхила «Прометей прикованный»  была небольшой – часа на два  игры. Потом за ней шла другая трагедия «Прометей освобожденный», потом  третья, «Прометей-

огненосец».

Первый актер:

-А вот четвертая часть отличалась от предыдущих трех: она тоже была на мифологическую тему, но с веселым хором козлоногих сатиров, спутников бога Диониса.

Слайд 62

Второй актер:

-Такой цикл из четырех трагедий назывался «тетралогией», которая заполняла целый день.

Третий актер:

-  «Прометей прикованный» - самая известная трагедия Эсхила, которая рассказывает  о сражении человека против таинственных сил.

 Первый актер:

-Человек ошибается, но он ищет величия: у него есть мужество, ясность духа.

Второй актер:

-Если его осуждают боги, то люди могут оправдать. Им восхищаются, потому что даже гибель героя – залог будущей победы над Роком.

Третий актер:

-Язык трагедии -   мифы. Вспомним миф о Прометее. Внимание на экран.

Финал

Группа танцоров исполняют греческий танец

Педагогическое сопровождение проекта:

  1. Руководитель драм. коллектива
  2. Руководитель хорового коллектива
  3. Руководитель хореографического коллектива
  4. Руководитель ИЗО студии
  5. Учителя истории
  6. Учитель МХК

7.   Учитель литературы

Данный сценарий может быть положен в основу заключительного вечера «Античность». Сократив этот материал, можно выстроить сценарий вечера «Уроки античности», куда можно включить «Урок чтения, письма и счета», «Урок словесности», «Урок математики», «Урок астрономии», «Урок физики», «Урок географии», «Урок медицины».

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".

Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК"  с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....

Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"

Тема  урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...

Холокост.Прошлое или реальность

сравнительная характеристика Осетии 2008и  Холокоста...

Война прошла через сердце мое

Содержание методической разработки 1. Пояснительная записка 2. Технологическая карта 3. Методическое обеспечение 4. Участники мероприятия 5. Ход мероприятия 6. Использованная литература ...

Проект: От прошлого к настоящему. Пушкиниана.

«Пушкин  умер  в  полном  развитии  своих  сил  и  бесспорно  унес  с  собою  в  гроб  некоторую  великую  тайну....

Сценарий театрализованного праздника 8 марта. (подготовительная к школе группа с театрализованным уклоном)."Новые приключения Золушки или Похождения кота Базиля"

Яркий, эмоциональный, в современной обработке, (что не мало важно для наших детей) сценарий праздника к 8 марта. "Новые приключения Золушки или Похождения кота Базиля" Все роли исполняли исключительно...