Статья "Дневник Родиона Раскольникова"
статья по литературе
Известно, что в центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром, поэтому каждый писатель — это психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы его поступков. Выдающимся мастером в изучении человеческой психологии является Ф.М. Достоевский, и венцом его исследования души человека является роман «Преступление и наказание». Данная статья поможет глубже понять психологизм романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", а также проникнуться тонкой диалектикой характера Родиона Раскольникова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dnevnik_raskolnikova.docx | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Москалева Екатерина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
Улан-Баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова,
Улан-Батор, Монголия
Moskaleva Ekaterina Yurievna,
teacher of Russian language and literature
Ulan-Batоr Branch, Plekhanov Russian University of Economics,
Ulan-Batоr, Mongolia
ДНЕВНИК РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ПЕРСОНАЖА
RODION RASKOLNIKOV'S DIARY AS A PSYCHOLOGICAL MEANS OF DEPICTING THE INNER WORLD OF A CHARACTER
Аннотация: данная статья помогает глубже понять психологизм романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», а также проникнуться тонкой диалектикой характера Родиона Раскольникова.
Известно, что в центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром. Поэтому каждый писатель — это психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы его поступков. Выдающимся мастером в изучении человеческой психологии является Ф.М. Достоевский, и венцом его исследования души человека является роман «Преступление и наказание».
Ключевые слова: дневник, психологизм, внутренний мир, литературный герой, характеристика литературного героя, литературный персонаж.
Abstract: this article helps to better understand the psychologism of F.M. Dostoevsky's novel "Crime and Punishment", as well as to get into the subtle dialectic of Rodion Raskolnikov's character.
It is known that at the center of every literary work is a man with his complex inner world. Therefore, every writer is a psychologist whose task is to reveal the soul of a person, to understand the motives of his actions. An outstanding master in the study of human psychology is F.M. Dostoevsky, and the crowning achievement of his study of the human soul is the novel "Crime and Punishment".
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной», - писал Ф.М. Достоевский в письме брату Михаилу в 1839 г.
Рассмотрим тайны диалектики души Родиона Раскольникова через предполагаемый дневник литературного героя. Как бы он выглядел? Как дневниковые записи позволят определить психологические средства изображения внутреннего мира персонажа?
Возьмем за основу оригинал текста романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», исследуем его, соотнесем с экранизацией произведения и представим литературную стилизацию личного дневника Родиона Раскольникова, в котором будут представлены события и связанные с ними переживания героя.
Родион Раскольников был достаточно замкнут в себе, имел единственного друга в лице Разумихина и отвергнутого им, ему не с кем было поделиться чувствами и переживаниями, которые «теснили грудь» и требовали выхода.
Большую роль в раскрытии внутреннего мира героев играют монологи: размышления, думы, персонажа, характеризующиеся прерывистостью, незаконченностью. Раскольников постоянно беседует сам с собой, пытаясь разобраться в своих противоречивых чувствах, пытаясь совладать с мыслями, которые возникают в его воспаленном мозгу. Герой показан наедине с самим собой. Достоевский же часто внутренний монолог сочетает с несобственно-прямой речью, то есть вторгается в потаённые мысли героя, перебивает их, разъясняет, ищет причины тех или иных поступков, от себя передаёт впечатление персонажа [4].
Фёдор Михайлович проникает в самые глубинные пласты человеческой психики, в возбуждённом состоянии у Раскольникова обнажается вся неисчерпаемая сложность натуры, её бесконечная противоречивость. Это происходит как во сне так на яву. Вот, например, внутренние монологи Раскольникова: «А куда же я иду? – подумал он вдруг. – Странно. Ведь я зачем-то пошёл. Как письмо прочёл, так и прошёл… На Васильевский остров к Разумихину я пошёл, вот куда, теперь… помню. Да зачем, однако же? И каким образом мысль идти к Разумихину залетела мне именно теперь в голову? Это замечательно»
Раскольников часто обращается к себе, как ко второму лицу: «Не бывать? А что же ты сделаешь, чтоб этому не бывать? Запретишь? А право какое имеешь? Что ты им можешь обещать в свою очередь, чтобы право такое иметь?»
«Ну зачем теперь я иду? Разве я способен на это?» — рассуждает Раскольников по пути к дому старухи-процентщицы. «О боже, как это всё отвратительно! И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко!» — говорил он, выходя от нее. Находясь в распивочной, сам себе противоречит: «Всё это вздор… и нечем тут было смущаться». Что же толкает Родиона Раскольникова на такие размышления, а затем и на преступление? В три последних дня перед убийством его мысли и душа особенно близко сталкиваются с трагедией жизни в страшном и жестоком мире. Сколько боли и горечи звучит в монологе Родиона после посещения семьи Мармеладовых. По его мнению, подло и мерзко это существование, когда жизнь покупается такой ценой: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец — человек привыкает!» Но герой вдруг задумывается. И ход его мыслей меняется. Он уже сомневается в своих выводах и приходит к противоположному утверждению: «…Коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род, то есть человеческий, то значит, что остальное всё — предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!»
После смерти Мармеладова он убеждает себя: «Довольно! – прочь миражи, прочь привидения! Не умерла ещё моя жизнь вместе со старухой! Царство рассудка и света теперь, и воли, и силы…». Но в последней части он снова спрашивает себя про отношения с близкими: «Зачем же они сами меня так любят, если я не стою того! О, если б я был один, и никто не любил меня, и сам бы я никого никогда не любил! Не было бы всего этого!». И понимает, что его мнение и поступки неразрывно связаны с остальными: «Как же это может так произойти, что он перед ними без рассуждений смирится! Конечно, так и должно быть. И зачем я иду теперь, когда сам знаю, что всё это будет именно так».
Это как бы борьба с самим собой, борьба сознания и подсознания. Раскольников постоянно размышляет, мы видим его терзания перед убийством, а также мучения после его совершения. Своеобразным «соучастником» преступления и переживаний в душе Раскольникова становится следователь Порфирий Петрович, становится «доктором», который даёт Родиону шанс самоизлечиться, осознать весь путь от замысла до преступления.
Внутренние монологи помогают также понять, почему Родион пришел с повинной, хотя был убежден в правоте своей теории. Создавая характер своего героя, Ф. М. Достоевский с помощью внутреннего монолога поразительно чутко передал многомерность и неисчерпаемость человеческой души, ее способность обновления и перерождения.
Напряженность, драматизм переживаний героя при воссоздании дневника Родиона Раскольникова, раскрываются через использование графических особенности дневниковых записей, к которым можно отнести использование особого шрифта (курсив), паузы, умолчания, пропуски, обозначая их в тексте многоточиями.
Например, смело выделяем слова курсивом, имеющих особую смысловую нагрузку: «Всю ночь не спал – мысли разные одолевали…», «Все чаще в голову закрадывается мысль: неужто я рожден был, чтоб по углам трястись и всю жизнь в нищете прозябать?»
Смена шрифта – знаковая авторская пауза, когда слово наделяется новыми смыслами благодаря графическому оформлению, что оправдано психологической установкой Достоевского: «Впрочем... Но, зачем я теперь иду? Разве я способен на это?». Особо обращаем внимание на выделенное курсивом целое предложение, которое усиливает состояние внутренней борьбы и сомнения, зарождающегося в душе Раскольникова.
В дневнике персонажа курсив используем не так много, но каждый выделенный элемент имеет своё объяснение, истолкование и тем или иным образом «намекает» на определённые события и изменения в судьбе героя.
«Почему так легко отыскиваются почти все преступники? Что невозможно скрыть все следы? Нет! Причина в самом преступнике... почти всякий подвергается какому-то упадку воли и затмению рассудка... Это как болезнь! Но вот и все...» Это внутренняя речь Раскольникова, его эмоции. Герой, по сути, впервые словесно оформляет то, что только зарождается в нём. Здесь курсивом выделено целое предложение, но ударение падает главным образом на местоимение.
«Топор? Нож? Конечно, топор... У хозяйки есть... Достать легко... А как по улице нести? В пальто спрятать! И это же рукой придерживать? Нет, приметно! Петля! Влезет?», «Господи! Какая нелепость. А... Чудовищно! Невозможно!». В данном отрывке дневника героя отражается усиление внутреннего противостояния через использование риторических вопросов и восклицаний.
Должного внимания заслуживает и обозначенное курсивом слово «все» в предложении: «Но вот и все... Заклад …приготовил…». Курсив здесь указывает не только на окончательную готовность к действию.
Кроме курсива, в дневнике Раскольникова возникают паузы и умолчания в повествовании, отражённые графически в виде многоточий.
Паузы, выделенные на письме многоточиями, достаточно часто встречаются в дневнике литературного героя, и каждый раз они несут на себе определённую смысловую нагрузку, иногда усиливающуюся повторами: «Как бы не выронить...не выронить...сейчас...сейчас… сейчас...сейчас...».
Можно выделить смысловые паузы, свойственные речи Раскольникова в моменты недоговорённости, умолчания: «Не о чем говорить... ни с кем больше... никогда и ни с кем...», «Чистота какая... не пылинки... Елизаветина работа...».
Разворачивается аналогичная ситуация, когда после интонационной паузы следует провокационное высказывание, мысль развивается таким образом, что «злит» собеседника, в результате в отношениях героев возникает напряжение, намечается скрытое психологическое противостояние. Такие комментарии Раскольникова в разговоре с Порфирием Петровичем, как: «Не в бреду! На яву! На яву! Слышите? Арестуйте меня теперь!» подтверждают все предыдущие догадки и намёки.
Паузы также свойственны монологам литературного героя, когда он рефлектирует, задаётся вопросами, пытаясь понять себя: «Страдания... испытания... зачем все это?».
Таким образом, курсив вводит в текст некоторые нюансы, помогает создать его психологическую глубину, помогает читателю понять, самостоятельно осмыслить и домыслить прочитанное, а многоточия, свидетельствующие о паузах, умолчаниях, недоговорённостях, устанавливают связи между отдельными подневными записями, наиболее чётко и полно отображают психологическое состояние автора дневника. В результате дневниковые записи выглядят реалистичнее, жизнеподобное и естественное выступает на первый план [2].
Воссоздавая дневник Родиона Раскольникова, мы активно используем такие графические особенности, как выделение курсивом, паузы, пропуски, обозначенные в тексте многоточиями, которые во многом зависят от содержания и наполнения дневниковых записей, помогающих правильно объяснять важные стороны текста, которые без такого оформления понять было бы затруднительно.
При оформлении дневниковых записей Раскольникова используем ряд языковых особенностей дневника, позволяющих дать психологическую характеристику героя, а монологическая речь отражает его сложную и противоречивую натуру.
Воссоздав дневник литературного героя, как вполне реального человека, мы подчеркиваем живость, непосредственность Раскольникова в передаче его внутреннего состояния, оно становится естественнее, психологически достовернее, в дневниковые записи вливается свежесть видения жизни.
Дневник литературного героя является психологическим средством изображения внутреннего мира персонажа и способствует его более полной характеристике.
- Библиографический список
- Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.: Художественная литература, 1983.- с.3-272.
- Николаичева С.С. Графические особенности повести «Княжна Мери» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///D:/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BA%D0%B8/graficheskie-osobennosti-povesti-knyazhna-meri-po-romanu-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni.pdf
- Кондратьева Т.Р. Дневник как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа: традиции классической литературы и современность (На примере романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и повести Ю.Вяземского «Шут») https://school-science.ru/16/10/51166
- Внутренний монолог как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа https://studfile.net/preview/9485204/page:2/
- Преступление и наказание Теория Раскольникова: суть, смысл, идея, сущность https://www.literaturus.ru/2020/07/teorija-raskolnikova-sut-smysl-ideja-sushhnost.html?fbclid=IwAR2bVGupAM6CMBgCxpyhovoJHUV70IHYLtdNs4K9AvFDx_JfeZZesXMyXus
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Преступление и наказание Родионе Раскольникова"
Открытый урок в 11а классе«Преступление и наказание Родиона Раскольникова» Цель:проследить, как «...
Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...
"В чем беда и в чем вина Родиона Раскольникова?" урок-дебаты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ в ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» ...
Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
Презентация к уроку "Теория Родиона Раскольникова и её крушение в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
Цель урока: раскрыть суть разработанной Родионом Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, показать какую власть над человеком может иметь «т...
Теория Родиона Раскольникова и ее крушение
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РОМАНУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»...