"В чем беда и в чем вина Родиона Раскольникова?" урок-дебаты
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Филиппова Мария Владимировна

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ в ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ»

                                                                                                                                              «В чем беда и в чем вина Родиона Раскольникова?»

данный конспект урока расчитан на работу учителя с классом небольшой наполняемости (12-13 человек) или группой класса (1-я группа, затем 2-я группа). Увеличение числа членов команд непродуктивно, так как может существенно затянуть дискуссиию и урок выйдет за пределы временных режимных рамок. В то же время зрители могут представлять собой команды поддержки и добавлять от себя реплики в защиту тезисов "своей" команды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f.m.dostoevskiy.urok-debaty.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ в ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ»

«В чем беда и в чем вина Родиона Раскольникова?» 10 класс

2010-2011 учебный год

Филиппова Мария Владимировна, высшая категория

Цель: Подготовиться к написанию домашнего сочинения «В чем беда и в чем вина Родиона Раскольникова?»

Задачи:

- Образовательная: Овладение навыками праволписания  частицы НЕ при написании причастий и причастных оборотов.

- Развивающая: Формировать критическое мышление  (умение аргументировать  и отстаивать свою точку зрения, критически относиться к другому мнению, оценивать) и коммуникативные навыки (умение общаться в группе, отстаивать свою позицию, самостоятельно принимать решение, договариваться). Развивать логическое мышление.

- Воспитательная : Развитие эмоций, творческих способностей. Расширение представлений о нравственно-этических границах деятельности человека.

Инструментарий и оборудование: экран, мультимедийный проектор, индивидуальные или групповые электронные носители информации с готовыми файлами задания (ноутбуки, ридеры)

Применение инновационных технологий:  технология Дебаты

Цель использования технологии Дебаты – отработка компетенций.

  1. Интеллектуальные: учащиеся пытаются самостоятельно извлекать информацию, оценивать ее, отстаивать свое мнение по данному вопросу, теме, проблеме.
  2. Коммуникативные: школьники работают в группах, учатся идти на компромисс, отстаивать свою точку зрения, уважать чужое мнение, принимать решение.
  3. Практические: учащиеся отрабатывают навыки организации своей работы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

Команда (количество участников урока-игры, роли)  учащиеся 10 класса

 команда утверждения (1-ый, 2-ой, 3-ий спикеры, аргументатор: Э. Бикбов, Е. Артемьева, И. Лебедев, Т. Шарашова;

команда отрицания    (1-ый, 2-ой, 3-ий спикеры, аргументатор): В. Иванов, Д. Иванов, К. Лихачева, М. Серноедова;

Судьи:            3 ученика 10-го  класса:  А. Федына, В. Михеев, В. Хозяинов

Зрители:          гости

Вид Дебатов:   стандарт К.Поппера

Источники, используемые учителем и учениками:

текст романа, Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», комментарии к нему, критическая литература

Подготовительная работа:

  1. Обсуждение темы дебатов за 10 дней до урока-игры.
  2. Формирование команд.
  3. Составление кейса утверждения и кейса отрицания.
  4. Формулировка аргументов, подбор примеров из текста романа.
  5. Чтение литературоведческих работ.
  6. Работа в группах с целью обсуждения и обработки  собранного материала.
  7. Консультации каждой из групп с учителем.

РОЛИ СПИКЕРОВ:

Спикер

Команда утверждения

Команда отрицания

1-ый

  1. Представление команды
  2. Формулировка темы, актуальность
  3. Введение определений
  4. Выдвижение критерия
  5. Представление кейса утверждающей стороны
  6. Заключение
  1. Представление команды
  2. Формулировка тезиса отрицания
  3. Принятие определений
  4. Атака или принятие критерия
  5. Опровержение позиции утверждения
  6. Представление кейса отрицающей стороны
  7. Заключение

2-ой

  1. Опровержение аргументов  оппонентов
  2. Развитие собственных аргументов
  3. Приведение новых доказательств и поддержек
  4. Заключение

3-ий

  1. Выделение наиболее важных вопросов,  по которым произошло столкновение мнений
  2. Сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам, объяснение, почему приводимые командой аргументы более убедительны
  3. Эффектное заключение

Регламент урока :

Порядок выступления спикеров

Время

У1

4 мин.

Раунд вопросов О3 к У1

3 мин.

О1

4 мин.

Раунд вопросов У3 к О1

3 мин.

У2

3 мин.

Раунд вопросов  О1 к У2

3 мин.

О2

3 мин.

Раунд вопросов  У1 к О2

3 мин.

У3

4 мин.

О3

4 мин.

Таймаут

6 мин.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Выступление спикеров  (по 3 от каждой команды), которые обосновывают актуальность темы дебатов,  дают определение понятий, формулируют аргументы и доказательства.  
  2. Участники дебатов  фиксируют аргументы противоположной команды, подбирают контраргументы из подготовленных дома, обдумывают вопросы (их активная работа  способствует более успешному выступлению спикеров).
  3. 3 раунда перекрестных вопросов (зрителям разрешено участвовать).
  4. Судьи фиксируют  оценку результатов в бланках протоколов.
  5. Подведение итогов.

ХОД УРОКА:

Кейс утверждения

Кейс отрицания

Определения

       Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и

наказание». Он  вызывает у автора и осуждение,  и сочувствие. Это бедный студент, загнанный в угол нищетой.  Одинокий, но гордый Раскольников доведён до предела: он идёт на умышленное убийство  с целью освободить   мир от нечеловека и воспользоваться  деньгами ростовщицы  для благих целей. Он может быть оправдан, и мы назовём объективные причины, заставившие Раскольникова пойти на преступление.

    Раскольников разрешил себе «кровь по совести», и она полилась потоком. Как жертва он не может быть оправдан.

И мы докажем  преступность замыслов и действий героя романа.

Актуальность:

           Тема дебатов  актуальна,  так как в основе романа лежит уголовно-авантюрная интрига, и она у Достоевского не самоцель, а лишь средство заострить идеологическое содержание произведения, драматизировать идейный диспут, который кипит на его страницах. И связан он  с главным героем Родионом Раскольников.

Критерии – причины, побудившие Раскольникова пойти на преступление.

Команда утверждения (КУ)

Команда отрицания (КО)

Цель Раскольникова – помочь себе и подобным себе, несчастным, обездоленным людям, доведенным  сложившимися обстоятельствами до отчаяния.

Цель Раскольникова – проверить собственную исключительность  и опробовать теорию, оправдывающую преступления.

Аргументация:

КУ

КО

1. Нищета, лишившая гордого Раскольникова чувства собственного достоинства,  заставляет его  пойти на преступление.  

1.Одно преступление, совершённое Раскольниковым, становится  источником новых злодеяний.

2. Герой романа, осознавая себя виноватым перед матерью и сестрой, хочет спасти их. Любовь к близким оправдывает его.

2. Идёт герой романа на убийство с целью опробовать теорию, оправдывающую преступление и созданную теми, кто делает людей несчастными и обездоленными. Он преступник, а не жертва обстоятельств.

3. Желание разбить существующий порядок вещей, чтобы спасти униженных и оскорблённых, выдаёт в Раскольникове спасителя. И как спаситель он может быть оправдан.

3. Убив старуху-процентщицу, Раскольников убивает в себе человека. Он не спаситель себя, а убийца собственной души, преступник по отношению к самому себе, который не может быть оправдан.

Вопросы

КУ

КО

1. Современник Достоевского, большой знаток его творчества В.Розанов заметил, что роман – это муки большой совести главного героя. Раскольников – природодобрый человек. Ещё не убив Алёну Дмитриевну, он начинает мучиться. Разве это не доказывает того, что герой может быть оправдан?

1.Разумихин, присутствуя при разговоре П.П.и Раскольникова о статье последнего, произнёс фразу: «Ведь это разрешение крови по совести, это… это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное». Прокомментируйте эту фразу. Это оправдывает Раскольникова?

2. Убив старуху-процентщицу, Раскольников испытывает отвращение к самому себе и к тому, что он сделал. Разве это не оправдывает героя?

2. Под влиянием чего возникла теория Раскольникова?

3. В чём беда Раскольникова, а в чём его вина?

3.Вы говорите, что  Р. убил ради своих близких. А подумал ли он, каково им будет узнать о том, что он натворил? Простили бы они его?

4. Можно ли считать Раскольникова спасителем, если он не воспользовался награбленным для благих целей?

5. Раскольников стремится к власти, чтобы творить добрые дела. Обязательна ли для этого власть?

6. Разве положение, в котором оказался Раскольников, обязывает идти на преступление? Так же бедствовал Разумихин, товарищ героя романа. Но он зарабатывал на жизнь уроками, переводами, а не преступлениями.

Подведение итогов игры:  пока судьи заполняют протоколы, подсчитывая количество баллов, зрители составляют синквейны  о главном герое и отдают свой голос за одну из команд.

Объявление итогов  игры:  выступление судей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Преступление и наказание Родионе Раскольникова"

Открытый урок в 11а классе«Преступление и наказание Родиона Раскольникова»     Цель:проследить, как «...

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

Интегрированный урок по истории и изобразительному искусству «Их беда - наша вина» 9 класс (может использоваться как внеклассное мероприятие)

Данный урок направлен на достижение основных дидактических целей социализации личности, воспитание толерантности, патриотизма, сопереживания через использование интегративных методов метапредметных и ...

Конспект модельного урока по литературе в 10 классе: "Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных" (дебаты)

Урок литературы  в 10 классе по произведению Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"   по теме: "Родион Раскольниов в мире униженных и оскорблённых".  Форма урока - дебаты по станда...

Курение мужчины – беда, Курение женщины – дважды беда, Ибо угроза от женской сигареты двойная: И для самой матери, и для её ребенка.

ПрезентацияКурение мужчины – беда,    Курение женщины – дважды беда,Ибо угроза от женской сигареты двойная:И для самой матери, и для её ребенка....

Урок-суд «Поведение главного героя – это его вина или беда?" ( По повести А.И. Куприна «Олеся»)

Ролевая игра на уроках литературы используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления ранее изученного материала, развития творческих способностей и воспитания адаптивной личности....