"В чем беда и в чем вина Родиона Раскольникова?" урок-дебаты
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ в ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ»
«В чем беда и в чем вина Родиона Раскольникова?»
данный конспект урока расчитан на работу учителя с классом небольшой наполняемости (12-13 человек) или группой класса (1-я группа, затем 2-я группа). Увеличение числа членов команд непродуктивно, так как может существенно затянуть дискуссиию и урок выйдет за пределы временных режимных рамок. В то же время зрители могут представлять собой команды поддержки и добавлять от себя реплики в защиту тезисов "своей" команды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f.m.dostoevskiy.urok-debaty.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ в ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ»
«В чем беда и в чем вина Родиона Раскольникова?» 10 класс
2010-2011 учебный год
Филиппова Мария Владимировна, высшая категория
Цель: Подготовиться к написанию домашнего сочинения «В чем беда и в чем вина Родиона Раскольникова?»
Задачи:
- Образовательная: Овладение навыками праволписания частицы НЕ при написании причастий и причастных оборотов.
- Развивающая: Формировать критическое мышление (умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения, критически относиться к другому мнению, оценивать) и коммуникативные навыки (умение общаться в группе, отстаивать свою позицию, самостоятельно принимать решение, договариваться). Развивать логическое мышление.
- Воспитательная : Развитие эмоций, творческих способностей. Расширение представлений о нравственно-этических границах деятельности человека.
Инструментарий и оборудование: экран, мультимедийный проектор, индивидуальные или групповые электронные носители информации с готовыми файлами задания (ноутбуки, ридеры)
Применение инновационных технологий: технология Дебаты
Цель использования технологии Дебаты – отработка компетенций.
- Интеллектуальные: учащиеся пытаются самостоятельно извлекать информацию, оценивать ее, отстаивать свое мнение по данному вопросу, теме, проблеме.
- Коммуникативные: школьники работают в группах, учатся идти на компромисс, отстаивать свою точку зрения, уважать чужое мнение, принимать решение.
- Практические: учащиеся отрабатывают навыки организации своей работы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
Команда (количество участников урока-игры, роли) учащиеся 10 класса
команда утверждения (1-ый, 2-ой, 3-ий спикеры, аргументатор: Э. Бикбов, Е. Артемьева, И. Лебедев, Т. Шарашова;
команда отрицания (1-ый, 2-ой, 3-ий спикеры, аргументатор): В. Иванов, Д. Иванов, К. Лихачева, М. Серноедова;
Судьи: 3 ученика 10-го класса: А. Федына, В. Михеев, В. Хозяинов
Зрители: гости
Вид Дебатов: стандарт К.Поппера
Источники, используемые учителем и учениками:
текст романа, Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», комментарии к нему, критическая литература
Подготовительная работа:
- Обсуждение темы дебатов за 10 дней до урока-игры.
- Формирование команд.
- Составление кейса утверждения и кейса отрицания.
- Формулировка аргументов, подбор примеров из текста романа.
- Чтение литературоведческих работ.
- Работа в группах с целью обсуждения и обработки собранного материала.
- Консультации каждой из групп с учителем.
РОЛИ СПИКЕРОВ:
Спикер | Команда утверждения | Команда отрицания |
1-ый |
|
|
2-ой |
| |
3-ий |
|
Регламент урока :
Порядок выступления спикеров | Время |
У1 | 4 мин. |
Раунд вопросов О3 к У1 | 3 мин. |
О1 | 4 мин. |
Раунд вопросов У3 к О1 | 3 мин. |
У2 | 3 мин. |
Раунд вопросов О1 к У2 | 3 мин. |
О2 | 3 мин. |
Раунд вопросов У1 к О2 | 3 мин. |
У3 | 4 мин. |
О3 | 4 мин. |
Таймаут | 6 мин. |
СТРУКТУРА УРОКА:
- Выступление спикеров (по 3 от каждой команды), которые обосновывают актуальность темы дебатов, дают определение понятий, формулируют аргументы и доказательства.
- Участники дебатов фиксируют аргументы противоположной команды, подбирают контраргументы из подготовленных дома, обдумывают вопросы (их активная работа способствует более успешному выступлению спикеров).
- 3 раунда перекрестных вопросов (зрителям разрешено участвовать).
- Судьи фиксируют оценку результатов в бланках протоколов.
- Подведение итогов.
ХОД УРОКА:
Кейс утверждения | Кейс отрицания |
Определения | |
Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Он вызывает у автора и осуждение, и сочувствие. Это бедный студент, загнанный в угол нищетой. Одинокий, но гордый Раскольников доведён до предела: он идёт на умышленное убийство с целью освободить мир от нечеловека и воспользоваться деньгами ростовщицы для благих целей. Он может быть оправдан, и мы назовём объективные причины, заставившие Раскольникова пойти на преступление. | Раскольников разрешил себе «кровь по совести», и она полилась потоком. Как жертва он не может быть оправдан. И мы докажем преступность замыслов и действий героя романа. |
Актуальность:
Тема дебатов актуальна, так как в основе романа лежит уголовно-авантюрная интрига, и она у Достоевского не самоцель, а лишь средство заострить идеологическое содержание произведения, драматизировать идейный диспут, который кипит на его страницах. И связан он с главным героем Родионом Раскольников.
Критерии – причины, побудившие Раскольникова пойти на преступление.
Команда утверждения (КУ) | Команда отрицания (КО) |
Цель Раскольникова – помочь себе и подобным себе, несчастным, обездоленным людям, доведенным сложившимися обстоятельствами до отчаяния. | Цель Раскольникова – проверить собственную исключительность и опробовать теорию, оправдывающую преступления. |
Аргументация:
КУ | КО |
1. Нищета, лишившая гордого Раскольникова чувства собственного достоинства, заставляет его пойти на преступление. | 1.Одно преступление, совершённое Раскольниковым, становится источником новых злодеяний. |
2. Герой романа, осознавая себя виноватым перед матерью и сестрой, хочет спасти их. Любовь к близким оправдывает его. | 2. Идёт герой романа на убийство с целью опробовать теорию, оправдывающую преступление и созданную теми, кто делает людей несчастными и обездоленными. Он преступник, а не жертва обстоятельств. |
3. Желание разбить существующий порядок вещей, чтобы спасти униженных и оскорблённых, выдаёт в Раскольникове спасителя. И как спаситель он может быть оправдан. | 3. Убив старуху-процентщицу, Раскольников убивает в себе человека. Он не спаситель себя, а убийца собственной души, преступник по отношению к самому себе, который не может быть оправдан. |
Вопросы | |
КУ | КО |
1. Современник Достоевского, большой знаток его творчества В.Розанов заметил, что роман – это муки большой совести главного героя. Раскольников – природодобрый человек. Ещё не убив Алёну Дмитриевну, он начинает мучиться. Разве это не доказывает того, что герой может быть оправдан? | 1.Разумихин, присутствуя при разговоре П.П.и Раскольникова о статье последнего, произнёс фразу: «Ведь это разрешение крови по совести, это… это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное». Прокомментируйте эту фразу. Это оправдывает Раскольникова? |
2. Убив старуху-процентщицу, Раскольников испытывает отвращение к самому себе и к тому, что он сделал. Разве это не оправдывает героя? | 2. Под влиянием чего возникла теория Раскольникова? |
3. В чём беда Раскольникова, а в чём его вина? | 3.Вы говорите, что Р. убил ради своих близких. А подумал ли он, каково им будет узнать о том, что он натворил? Простили бы они его? |
4. Можно ли считать Раскольникова спасителем, если он не воспользовался награбленным для благих целей? | |
5. Раскольников стремится к власти, чтобы творить добрые дела. Обязательна ли для этого власть? | |
6. Разве положение, в котором оказался Раскольников, обязывает идти на преступление? Так же бедствовал Разумихин, товарищ героя романа. Но он зарабатывал на жизнь уроками, переводами, а не преступлениями. |
Подведение итогов игры: пока судьи заполняют протоколы, подсчитывая количество баллов, зрители составляют синквейны о главном герое и отдают свой голос за одну из команд.
Объявление итогов игры: выступление судей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Преступление и наказание Родионе Раскольникова"
Открытый урок в 11а классе«Преступление и наказание Родиона Раскольникова» Цель:проследить, как «...
Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...
Интегрированный урок по истории и изобразительному искусству «Их беда - наша вина» 9 класс (может использоваться как внеклассное мероприятие)
Данный урок направлен на достижение основных дидактических целей социализации личности, воспитание толерантности, патриотизма, сопереживания через использование интегративных методов метапредметных и ...
Конспект модельного урока по литературе в 10 классе: "Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных" (дебаты)
Урок литературы в 10 классе по произведению Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" по теме: "Родион Раскольниов в мире униженных и оскорблённых". Форма урока - дебаты по станда...
Курение мужчины – беда, Курение женщины – дважды беда, Ибо угроза от женской сигареты двойная: И для самой матери, и для её ребенка.
ПрезентацияКурение мужчины – беда, Курение женщины – дважды беда,Ибо угроза от женской сигареты двойная:И для самой матери, и для её ребенка....
Урок-суд «Поведение главного героя – это его вина или беда?" ( По повести А.И. Куприна «Олеся»)
Ролевая игра на уроках литературы используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления ранее изученного материала, развития творческих способностей и воспитания адаптивной личности....