Приемы формирования УУД на уроках литературы
методическая разработка по литературе

Афанасьева Татьяна Александровна

Приемы формирования УУД на уроках литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках литературы (на примере повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда»)

 (из опыта работы)

Афанасьева Татьяна Александровна,

 учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лаишевская СОШ № 2

им. Героя Советского Союза

Б.К. Кузнецова»

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан

2024 год

   В современном образовании одной из актуальных проблем является проблема социализация личности и ее активность в процессе обучения. Главной задачей учителя является создание таких условий в обучении, в которых ребенок может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность.  Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии.

Именно на уроках литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная.

Актуальность исследования данного вопроса обусловлена тем, что в данный момент особенно важной становится задача преемственности в период перехода учащихся из начальной школы, в которой уже внедрены Федеральные образовательные стандарты второго поколения, в общеобразовательную. Поэтому определение средств формирования УУД школьников для педагогов, и в частности учителей русского языка и литературы, является бесспорной необходимостью уже сегодня.

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Виды универсальных учебных действий

   Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование;
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Моя цель -  поделиться опытом работы по формированию универсальных учебных действий  на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО на примере работы над повестью А. П. Гайдара «Тимур и его команда».

Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках литературы

Целью урока по повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» является формирование универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся путем определения актуальности проблем, поднятых в произведении.

Задачи урока.

1. Предметные: продолжить работу по формированию умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о нравственности; способствовать обогащению словаря учащихся.

2. Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:

          регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

познавательных – учить добывать информацию из различных источников (в частности, из словаря), текста; самостоятельно определять цели и задачи обучения; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.

      3. Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память,

      мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции

      (умение работать в группе, вести учебный диалог); формировать знания основных моральных норм.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности».

   На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. На этом этапе очень часто на уроках литературы в среднем звене я использую небольшие видеофрагменты. Если сложно найти готовый подходящий видеофрагмент, я создаю его сама, исходя из темы и задач конкретного урока. Например, при изучении повести А. П.Гайдара  «Тимур и его команда» я оттолкнулась от понятия «тимуровская работа», подчеркнув таким образом актуальность произведения.  Ученики знакомы с таким явлением, как тимуровская помощь, но ответа на вопрос «Откуда пошло это название?» не знают.  Таким образом перед ними проблемная ситуация, опираясь на которую учащиеся формулируют тему урока и задачи, при этом происходит формирование регулятивных УУД (целеполагание).

   Посмотрев данный видеоряд, ученики говорят о том, что предметом нашего разговора на уроке будут понятия доброты, милосердия, помощи. На этом этапе я использую прием ассоциаций, что позволяем учителю выяснить, знают ли учащиеся значение этих слов. Я предлагаю ребятам составить ассоциативный ряд к слову милосердие, а затем посмотреть значение этого слова в словаре. Работа со словарем позволяет формировать познавательные УУД.

   Работая над литературными образами, при анализе повести я использую прием «Убери лишнее». Ученикам предлагается лист с портретом героя и рядом характеристик, черт характера. Работая в группе, ученики должны оставить только те черты характера, которые присущи данному герою. Работа в группе формирует коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества,  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации). Последующая проверка и оценка правильности выполнения задания формирует регулятивные УУД (самооценка, саморегуляция). Этот прием позволяет перейти к анализу образов литературных героев, их действий и поступков, так как свой выбор учащиеся должны доказать конкретными примерами из текста. При этом формируются не только предметные, но и познавательные УУД (умение работать с текстом, выделять главное, исходя из поставленной задачи, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий).

   После анализа произведения я предлагаю  учащимся поразмышлять, а могли бы герои произведения жить в наше время, среди нас. После этого я предлагаю учащимся написать смс сообщения героям повести и передать в них свои размышления по поводу прочитанного произведения: поблагодарить, высказать какие-то пожелания, пожурить и так далее. Данная работа тоже проводится в группе. Прием смс сообщений позволяет подвести итоги урока и провести рефлексию. Этот прием формирует как коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка), так и познавательные (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности) УУД.

   Домашнее задание после изучения повести предлагается дифференцированное: написать сочинение-миниатюру о понравившемся герое, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду, составить кроссворд по повести.

   После этого я предлагаю вспомнить те задачи, которые были поставлены в начале урока, и определить, были они решены или нет. В листах рефлексии учащиеся оценивают свою работу и понимание темы. Эта оценка позволяет учителю определить, были ли достигнуты цели урока, и скоординировать свою дальнейшую работу.

   Данные приёмы активизируют умственную деятельность учащихся, что позволяет уроку достичь своей цели.

Использованная литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
  3. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках литературы (на примере повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда») (из опыта работы).

Слайд 2

Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.

Слайд 3

Виды универсальных учебных действий Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные ( целеполагание , планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные ( общеучебные , логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия.

Слайд 4

Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках литературы

Слайд 6

Убери лишнее Из предложенных характеристик оставьте лишь те, которые присущи данному герою.

Слайд 7

Лживый Отважный Жадный Честный Непорядочный Добрый Благородный Трусливый Храбрый

Слайд 8

Напиши СМС сообщение

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования УУД на уроках информатики

Приведены примеры использования приемов педагогической техники для формирования УУД на различных этапах урока Информатика (с примерами)....

сценарий семинара - практикума "Педагогические приемы формирования УУД на уроке

Основная цель семинара практикума - повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.Задачи: осмыслить понятие УУД; рассмотреть виды УУД ( познавательные , коммуникативные), их с...

Приложение к сценарию семинара-практикума "Педагогические приемы формирования УУД на уроке"

Данные материалы  являются приложением к  сценарию семинара - практикума "педагогические приемы формирования УУД на уроке"...

Методический семинар-практикум «Педагогические приемы формирования УУД на уроках»

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос «Сколько?» уходит, и требования предъявляются, каким он стал после т...

Статья "Приемы формирования компетенций на уроках литературы"

Приемы формирования компетенций на уроках литературы...

Методы и приемы формирования УУД на уроках литературы в основной школе

Сегодня важно  вооружить ребёнка такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идет речь в Ст...

Методы и приемы формирования УУД на уроках физики.

В статье раскрываются методы и приёмы, которые можно применить на уроках физики, а также приводятся примеры их практического применения....