Приложение к сценарию семинара-практикума "Педагогические приемы формирования УУД на уроке"
учебно-методический материал на тему
Данные материалы являются приложением к сценарию семинара - практикума "педагогические приемы формирования УУД на уроке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_k_materialu_seminara.docx | 46.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложення
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Распределяем задания в соответствии с УУД
Русский язык:
- В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.
- Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?
- Соотнесите предметы и звуковые модели слов
- Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?
Биология:
- Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.
- Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны
- В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.
- Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему
Литература:
- Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?
- Как нужно было ухаживать за репкой?
- Почему репка выросла большая – пребольшая?
- Сочини продолжение сказки с друзьями.
Английский язык:
- Какие из достопримечательностей Лондона тебе понравились больше? Почему?
- Расскажи о праздниках в Англии. Какие традиции объединяют наши страны?
- Составьте диалог, который поможет вам познакомиться с партнером
- Прочитай текст и найди описание погоды в разные времена года
Изобразительное искусство:
- С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?
- В какой последовательности будет выполнен портрет?
- Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.
- Какой цвет является твоим любимым и почему?
Приложение 1
Приложение 2
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Приложение 3
Педагогические приёмы для формирования УУД
Универсальные учебные действия | Педагогические приёмы | Результаты развития УУД |
Личностные | Задание массивом. Выход за пределы. Отсроченная реакция. Лови ошибку. Театрализация. | Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Самоопределение. |
Регулятивные | "Лист защиты". Обсуждаем домашнее задание. Резюме. Вход в урок. Идеальный опрос. Райтинг. Вопрос к тексту. Отсроченная реакция. Повторяем с контролем. Знакомьте с критериями. Организация работы в группах. Вход в урок. Показательный ответ. Светофор | Саморегуляция как способность к преодолению препятствий. |
Познавательные | Свои примеры. Удивляй. Фантастическая добавка. Пересечение тем. Повторяем с контролем. | Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Коммуникативные | Взаимоопрос. Советуйтесь | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Описание педагогических приёмов
Задание массивом
1. Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом.
Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
Пример.
К каждому уроку ребята выучивали новые слова из русско-немецкого разговорника. Количество не ограничивалось: десять слов — отлично, от пяти до десяти — хорошо. Важная деталь: на уроке нужно говорить не отдельные слова, а готовые разговорные фразы. Сначала по-русски, потом по-немецки. Выходили к столу по желанию.
2. Задается большой массив задач сразу— в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные — по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал — тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.
Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.
Отсроченная реакция
Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.
Лови ошибку!
1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.
2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.
Светофор
Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор»
«Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.
ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Способ применения светофора зависит от типа опроса.
Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал.
Зеленый сигнал — «Знаю!»
Выход за пределы: В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов.
Идеальное задание : Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся
Театрализация. Разыгрывание сценок на учебную тему.
«Лист защиты» Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.
Обсуждаем домашнее задание. Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? При этом, естественно, изученный материал ещё раз просматривается. Приём при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Приём особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно даёт преподаватель, достаточно разнообразны.
Резюме: Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю
Вход в урок учитель начинает урок с "настройки". Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги - решение задач. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (тема повторения). Если есть техническая возможность, урок можно начинать с короткой музыкальной фразы. Она может быть мажорно-возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля. Или минорно-успокаивающей, как романс Свиридова... С традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки - два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса. Простого опроса - ибо основная его цель настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой... Могут быть и другие варианты "входа" в урок.
Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
Вопрос к тексту: при изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы: —вопросы, на которые можно ответить на уроке;
—вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто.
Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).
Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.
«Да» и «Нет». Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":
- связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
- слушать и слышать учеников.
Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет".
Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.
Мордашки: Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.
Блицконтрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.).
Знакомьте с критериями: учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.
Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд
Гариева Надежда Васильевна, заместитель директора по НМР, МАОУ «Гимназия №1» муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы формирования УУД на уроках информатики
Приведены примеры использования приемов педагогической техники для формирования УУД на различных этапах урока Информатика (с примерами)....
сценарий семинара - практикума "Педагогические приемы формирования УУД на уроке
Основная цель семинара практикума - повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.Задачи: осмыслить понятие УУД; рассмотреть виды УУД ( познавательные , коммуникативные), их с...
Методический семинар-практикум «Педагогические приемы формирования УУД на уроках»
Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос «Сколько?» уходит, и требования предъявляются, каким он стал после т...
Статья "Приемы формирования компетенций на уроках литературы"
Приемы формирования компетенций на уроках литературы...
Методы и приемы формирования УУД на уроках литературы в основной школе
Сегодня важно вооружить ребёнка такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идет речь в Ст...
Методы и приемы формирования УУД на уроках физики.
В статье раскрываются методы и приёмы, которые можно применить на уроках физики, а также приводятся примеры их практического применения....
выступление на РМО учителей биологии " Методы и приемы формирования УУД на уроках биологии"
Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования второго поколения являются реализация развивающего потенциала и системно - деятельнос...