В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Трудности послевоенного времени
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Мария Дмитриевна Налбатова

 В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Трудности послевоенного времени 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_voennogo_vremeni_uroki_frants.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литература

Класс: 6

Учитель: Налбатова М.Д.

Тема: В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Трудности послевоенного времени 

Цель: раскрыть особенности послевоенного времени в рассказе

Задачи: узнать, с какими трудностями столкнулся главный герой произведения в послевоенное время.

Этап урока

Деятельность учителя

1.Мотивация на учебную деятельность

Орг. момент

2.Актуализация знаний

1.С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

2.Как звали главного героя?

3.Какая основная мысль?

3.Целеполагание

Тест по содержанию:

1.Сколько лет главному герою?

2.В какой класс он пошел?

3. Почему мальчик уехал из дома?

4.Как называлась игра, в которую играли мальчишки?

5.Как звали учительницу французского?

_____________________________________________

В каком году происходит действие рассказа?

Какое историческое событие произошло?

Легко ли было людям оправиться от войны?

После окончания войны все встало на свои места?

Какая тема нашего урока?

Запишем в тетрадь.

4. «Открытие» нового знания

Прочитайте статью о Распутине на стр. 86-87 и ответьте на вопрос: почему этот рассказ автобиографичен?

(Своя биография. Он писал о себе, о своем детстве, о своей учительнице.)

Запишем Автобиография - описание человеком собственной жизни в хронологическом порядке.

Посмотрите ролик и выпишите в тетрадь факты из биографии Распутина.

ИТОГ: рассказ автобиографичен

5.Применение знаний на практике

Начинаем работу с текстом. Вам нужно выписать в тетрадь, с какими трудностями столкнулся мальчик. Стр. 87-91. Первое положение записываем вместе, затем работаем самостоятельно. Обращаем внимание, что действие происходит в 1948 году, через три года после войны.

  1. Средняя школа была только в райцентре (не было учителей).
  2. Единственная в колхозе полуторка (не было техники).
  3. Жили без отца (возможно, погиб).
  4. Голод в тот год еще не отпустил (ели глазки картошки).
  5. Ребенку пришлось в 11 лет стать взрослым.

ИТОГ: война нанесла значительный урон нашей стране, людям было непросто приспособиться к такой жизни

Воспитание: детям войны очень рано пришлось повзрослеть. Цените жизнь. У вас есть крыша над головой, вкусный обед, мама, папа.

Вернемся к фактам, которые вы выписали из биографии Валентина Распутина. Сопоставьте его с образом Володи. Что общего?

Делаем вывод, что рассказ автобиографичен. Он даже рассказ посвящает своей учительнице.

Вывод. Отвечаем на поставленный вопрос: какие трудности послевоенного времени изобразил В. Г. Распутин в своем рассказе и как это повлияло на характер главного героя. Что уже знаем? Что должны добавить самостоятельно?

Главный герой – одиннадцатилетний деревенский мальчишка, который приезжает учиться в райцентр, так как в деревне его считают самым грамотным, «башковитым», и он не может не оправдать доверие людей, но в послевоенные годы голод преследует людей, а ему, мальчишке, живущему на квартире, где продукты, переданные матерью из деревни, пропадают, живется в разы хуже. Во-первых, он скучает по дому, во-вторых, постоянно голодает, но домой не возвращается, так как не может относиться спустя рукава к тому, что на него возлагается, не может. Как это влияет на его характер? Он рано повзрослел, он ответственный и целеустремленный.

6. Итог урока

1.Какая тема урока?

2.Какая задача?

3.Что такое автобиография?

4.С какими трудностями столкнулся Володя?

Рефлексия

На уроке я узнал…

На уроке я научился…

На уроке было трудно…

На уроке было легко…


ПРИЛОЖЕНИЕ

Трудности послевоенного времени

С чем столкнулся мальчик?

Почему?

1.

2.

3.

4.

5.

Трудности послевоенного времени

С чем столкнулся мальчик?

Почему?

1.

2.

3.

4.

5.

Трудности послевоенного времени

С чем столкнулся мальчик?

Почему?

1.

2.

3.

4.

5.

Трудности послевоенного времени

С чем столкнулся мальчик?

Почему?

1.

2.

3.

4.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского».

Отражение в повести трудностей военного времени ».Цели:  раскрыть  духовные  ценности,  нравственные  законы,  по  которым  живут  герои В.Распу...

Конспект урока в 6 классе «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени».

Тема: «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени». Класс: 6....

Конспект Урока по литературе "Свет из детства" (сравнительный анализ рассказов "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)

Сравнительный анализ  рассказов «Конь с розовой гривой»  В.П.Астафьева и «Уроки французского»  В.Г. Распутина способствует более полному погружению в сюжет произ...

Презентация к уроку "Свет из детства" (по рассказам "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)

Презентация к уроку "Свет из детства" содержит наглядный материал к этапам урока и дает зрительные образы по содержанию занятия. Она может быть использована и при начальном знакомстве с расс...

В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Трудности послевоенного времени

В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Трудности послевоенного времени...