Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_dobroty_po_rasskazu_v.rasputina_uroki_francuzskogo.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Уроки доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».
Цели:
- раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина;
- формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, продолжить работу по развитию культуры речи учащихся;
- воспитывать у учащихся умение распределять роли, представить свою точку зрения писателя и собственные суждения, любовь к искусству, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.
Тип урока: обобщающий.
I. Организация класса.( дети входят в класс под слова песни о добре и говорят пословицы о добре, подготовленные заранее. Учащиеся занимают места по группам : «Театралы», «Художники», «Писатели»( деление происходит в результате жеребьевки)
II. Вступительное слово учителя.
Вы распределились по творческим секциям. Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько гостей присутствует здесь, подарите свои улыбки им и друг другу. Если вы будете радоваться красоте, добру, то ваша улыбка обязательно вернется к вам радостью и добром. Попуском на наш урок были пословицы о добре. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на занятии? (открыть тему урока, записанную на доске). Тема нашего урока « Уроки Доброты по рассказу В.Распутина «Уроки французского». Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои произведения. Посмотрите на доску и озвучьте эпиграф к уроку: «Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях». .Л.Н.Толстой
- Как понимаете смысл?( за ответы раздаю жетоны)
- А что такое добро? Доброта? ( работа с толковым словарем).
Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения.
III.Викторина.( вопросы выводятся на экран через компьютер)
1.Как называется произведение, в котором автор пишет о себе?(автобиографическое).
2. Назовите реку, на которой жил герой произведения? (Ангара).
3. Что прислала учительница в первой посылке? (макароны, гематоген).
4. Из чего были перешиты штаны героя? (из галифе).
5. Назовите главного игрока в деньги? (Вадик).
6. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни? (яблоки).
7. Что не давалось мальчику в изучении французского языка? (произношение).
8. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь мальчика? (в 11)
9.Сколько денег нужно было герою, чтобы купить молоко? (рубль)
- Сможете ли вы по описанию героев узнать, кто они?
10. Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками? (тетя Надя)
11. Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано…. (Вадик)
12. Однажды (…), в общем – то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки – под весну это было немалое богатство. (дядя Илья)
(За правильные ответы – жетоны)
I V. Портретные характеристики героев. Работа с текстом.
- Молодцы! По словесному описанию вы узнали героев. Посмотрим, как справитесь с портретными характеристиками. Посмотрите на монитор. Перед вами изображение героев рассказа. Назовите их. ( директор, Лидия Михайловна, герой)
Ваша задача найти в тексте портретные характеристики героев. Зачитать, сказать, можно ли по портрету определить характер человека.
1группа – портрет героя;
2группа – портрет Л.М.;
3группа – портрет директора.
(группы готовятся)
Когда учащийся группы прочитает , вопросы задаются к учащимся всего класса.
- Назовите основные черты характера героев.
Герой: -честность;
-упорство;
-смелость;
-стойкость;
-воля;
-самостоятельность.
Л.М. : -смелость;
-чувство собственного достоинства;
-честность;
-доброта;
-милосердие;
-чуткость;
-щедрость;
-отзывчивость;
-ум.
Директор:-черствость;
-строгость;
-карает;
-вмешивается;
-считает поведение учителя преступлением;
-сухарь.
(За правильные ответы – жетоны).
V. Работа в творческих секциях.
- Молодцы! А теперь у вас будет творческое задание.
Секция «Театралы». Вам задание – чтение по ролям предложенного учителем эпизода. Вы сами будете в роли режиссера и актеров.
Секция «Художники». Вы рисуете иллюстрацию к понравившемуся эпизоду произведения и озвучиваете ее.
Секция «Писатели». Вы пишете письмо директору школы Василию Андреевичу, как вы считаете, преступление ли совершила Лидия Михайловна.
VI.Проверка творческих работ секций.
VII.Итог урока.
- У вас у каждого карточки со словами.(Прикрепляются к доске).
На доске изображен земной шар, на одном полюсе добро, на другом – зло, сверху- внешний мир героев, снизу – внутренний мир. Распределите карточки, куда вы считаете нужным. Сначала выйдите те, у кого карточки с именами героев, потом карточки с чертами характера.( карточек ровно по количеству учеников).
Внешний мир | ||
д | ||
о | з | |
б | л | |
р | о | |
о | ||
Внутренний мир |
Карточки: тяга к знаниям, нравственность, милосердие, зависть, голод, одиночество, корысть, гордость, нужда, сострадание, самопожертвование, гуманность, доброта, учительница, герой, автор, дядя Ваня, жители деревни, Птаха, Вадик, тетя Надя и ее дети, директор, жители райцентра, мать.
- Садитесь на места. У вас на столах по 3 карточки с названием изобразительно – выразительных средств, на которых может быть построено данное произведение:
Антитеза
Гипербола
Сравнение
- Поднимите ту, которая соответствует заданию.
Награждение грамотами творческих секций.
Награждение символическими подарками тех, кто набрал более всего жетонов и выставление оценок.
- Вы сегодня потрудились на славу, проявили друг к другу уважение, чуткость, взаимовыручку – одним словом, доброту. И я рада, что вы теперь понимаете, что обозначает это слово.
VIII. Домашнее задание.
Написать черновик с сочинением на тему «Уроки французского» - уроки доброты.
IX. Релаксация.
При выходе из класса ученики к доске прикрепляют смайлики (понравился урок, равнодушен к уроку, не понравился урок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспект урока по французской литературе с использованием мультимедийной презентации «Французская литература эпохи классицизма»
В данном уроке представлены сведения об основных представителях класицизма во Франции....
Конспект урока к учебнику французского языка ADOMANIA A1
Уважаемые коллеги, учителя французского языка! Возможно вам пригодится разработка урока к учебнику французского языка ADOMANIA A1! Издательство HACHETTE....
Конспект урока к учебнику французского языка ADOMANIA A1
Уважаемы коллеги! Предлагаю конспект урока к учебнику французского языка ADOMANIA A1 издательства HACHETTE...
Конспект урока-проекта по французскому языку на тему "Je fais connaissance avec les curiosités de Moscou et de Paris"
Конспект урока-проекта по французскому языку по теме "Достопримечательности Москвы и Парижа ", 6 класс . Учащиеся изучают французский как второй иностранный язык....
План-конспект урока-экскурсии для французских студентов, прибывших по обмену (английский язык)
Данный урок-экскурсия проводился для французских студентов, прибывших в город по программе обмена. Проводился совместно с обучающимися 9 класса....