Открытый урок по повести "В дурном обществе" В.Г. Короленко
методическая разработка по литературе (5 класс)

Гелеранская Инесса Александровна

Тема урока "Нравственные уроки в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе". 5 класс. Урок-обобщение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговый урок по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»


Тема: Нравственные уроки в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Учитель: Гелеранская Инесса Александровна.
Класс: 5 «А» класс

Цели: Ι. Образовательные: Осмыслить нравственные уроки, полученные главным героем повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»; проанализировать главы повести; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся, эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову, такие качества, как милосердие, сострадание, самопожертвование; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Задачи: обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

обеспечить условия для формирования личностных УУД: умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом.

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос.

Оборудование урока: учебники, рабочие тетради, презентация, рабочие карточки.


Ход урока

1. Слайд №1. Портрет В.Г. Короленко.
Слово учителя.

Урок наш будет не просто уроком обобщения и заключения, а уроком милосердия, добра и сострадания.

Нас окружает множество людей, поступающие «как все», «как принято». Есть другие, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, «нравственным гением русской литературы», был В. Г. Короленко. Он до конца жизни остался защитником справедливости, в своих произведениях всегда выступая на стороне обездоленных. Самый великий дар человека - чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. Таким даром, чутким сердцем, обладал и сам писатель.  

2. Слайд №2.
Ребята, давайте посмотрим, как современники называли В.Г. Короленко.
(«нравственный гений», «тихий праведник», «совесть эпохи»)

3. Слайд №3. Высказывание: «Почувствовать боль другого человека – вот суть …»
Как вы думаете, каким словом завершается высказывание?
Подумайте над этим, пока звучит песня, а на экране вы увидите галерею картин известных художников.
(Звучит песня «Я начал жизнь в трущобах городских…» из кинофильма «Генералы песчаных карьеров», на экране демонстрируются картины, на которых изображены обездоленные люди – слайды №4-14).

Почему я начала урок именно с этой песни? О чём она? О чём рассказали картины? Так какое слово мы вставим?

Слайд №15 – в высказывание нужно вставить слово «сострадание»: «Почувствовать боль другого человека – вот суть сострадания».

4. Придумайте слова-ассоциации к слову «сострадание».
Слайды №16-18 – словарная работа: сострадание, любовь, милосердие, великодушие, доброта, совесть, самопожертвование.

5. Какое слово объединяет в себе все эти понятия?
Нравственность (подсказка для детей: слайд №2 – вспомнить, как называли современники Короленко).
Что такое нравственность? Дети пробуют формулировать самостоятельно. (слайд №19)

6. Вы уже, наверное, поняли, какая тема сегодняшнего урока (выслушать ответы ребят). Слайд №20.
А какие цели мы поставим сегодня? (осмыслить нравственные уроки; извлечь эти уроки для себя и понять, какие изменения происходят в сердце главного героя под влиянием общения с новыми друзьями)

7. Слайд №21. Прочитаем эпиграфы, взятые к уроку, и объясним, почему именно эти высказывания помогут нам сегодня: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня», «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу».
Кому принадлежат эти слова?

8. Какие два противоположных понятия мы видим в первой цитате?
Холодный камень (в повести «серый камень») и человеческое сердце.

Работа с таблицей (заполнить таблицу существительными-ассоциациями)

 «Серый камень»

Человеческое сердце

Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость.

Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность.

Символ жестоких, несправедливых законов общества

Закон совести


8. Беседа.
Проблемный вопрос (слайд №22): Всегда ли дурное общество может отрицательно влиять на человека?

У этого произведения два названия («В дурном обществе» и «Дети подземелья»)
Какое название удачнее, глубже? (вывод: «В дурном обществе», т.к. главный герой – Вася, от его имени ведётся повествование. Мы видим всё его глазами, он меняется под влиянием «дурного общества». Взросление и становление ребёнка случается в тот момент, когда он испытывает сострадание к другим людям).

Что такое «дурное общество»? Какое общество считали «дурным»? (с. 108 -109)

Как автор относится к дурному обществу и его влиянию на Васю? (не осуждает; с жалостью; эти люди знают, что такое добро, справедливость, дружба и т.д.)

9. Как меняется главный герой?

Проверка домашнего задания (выписать цитаты из текста, иллюстрирующие жизнь и чувства Васи до и после знакомства с Тыбурцием и его детьми).
Выводы: Вася изменился. Он обрёл тепло, участие, внимание, которого ему не хватало дома. Он по-новому взглянул на своего отца после слов Валека. Горе может стать уделом любого человека: и бедного, и богатого. Главное, чтобы человек не утратил человеческое отношение, не разучился быть добрым и сострадательным.

10. Чему учит повесть? Какие уроки извлекает главный герой?
- Валек учит Васю не судить об отце поверхностно, попытаться понять его и взглянуть на него по-другому.
- Тыбурций говорит о том, что «иметь кусочек человеческого сердца» лучше, чем «холодный камень».
- Нужно быть добрым и сострадательным
Кроме того, уроки нравственности получают и другие герои:
- с помощью сына судья понимает, что дети тоже ранимы и нуждаются во внимании и любви
- Тыбурций говорит отцу Васи: «Вы ничего не добьётесь от него угрозами». Он возвращает их друг другу, защитив Васю от гнева и рассказав о том, что побудило мальчика обмануть отца.

Общий вывод: любовь рождает любовь, а ненависть рождает ненависть; милосердие, сострадание и совестливые поступки – основа нравственности человека.

11. Как вы думаете, какие торжественные клятвы дали Вася и Соня на могиле Маруси?

12. Домашнее задание. Написать синквейн по повести «В дурном обществе» (слайд 23).

13. Рефлексия («Светофор») – слайд №24.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Кайту" повестеның тәэсир көче

Бу дәреснең максаты укучыларда милли үзаң тәрбияләү, аларны яшәү кадерен белергә өйрәтү, гореф- гадәт,  йолаларыбызны саклау. Укучыларның әдәби әсәрне мөстәкыйльукый һәм анализлый белү күнекмәләр...

Открытый урок по повести К. Паустовского "Мещерская сторона"

Анализ стихотворений и прозы  Паустовского.Знакомство с Паустовским — художественные слова.Анализируя, познать гармонию человека и природы; возбудить чувство прекрасного, наблюдательность, ...

Открытый урок по повести В.Железникова "Чучело". ( 7 класс)

Это методический материал, как провести урок по внеклассному чтению.  Повесть Железникова "Чучело" была прочит...

Открытый урок по повести Короленко "В дурном обществе"

Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей...

Презентация к открытому уроку по повести Короленко "В дурном обществе"

13 слайдов к конспекту урока по повести Короленко...

Открытый урок по повести Куприна "Гранатовый браслет"

Урок для учащихся 11 класса -комбинированный (русский язык и литература)...

Презентация к уроку литературы "В дурном обществе"

Презентация предназначена для урока литературы по повести Владимира Галактионовича Короленко "В дурном обществе"...