Открытый урок по повести К. Паустовского "Мещерская сторона"
план-конспект урока литературы (7 класс) по теме
Анализ стихотворений и прозы Паустовского.
Знакомство с Паустовским — художественные слова.
Анализируя, познать гармонию человека и природы; возбудить чувство прекрасного, наблюдательность, любви к родной природе и родной земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_paustovskiy_meshcherskaya.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУО «Яндыковская СОШ»
Урок литературы в 7 классе
Гармония человека и природы.
(по рассказам К. Паустовского и
повести «Мещерская сторона»)
Учитель литературы
Минав Нина Федоровна
с. Яндыки 2012г.
Тема урока: | Человек и природа в поэзии и прозе. Прекрасное в поэзии и прозе. Произведения Паустовского «Мещерская сторона», «Бакенщик», «Колотый сахар», «Ленька с Малого озера» и др. |
Цель: | Анализ стихотворений и прозы Паустовского. Знакомство с Паустовским — художественные слова. Анализируя, познать гармонию человека и природы; возбудить чувство прекрасного, наблюдательность, любви к родной природе и родной земле. |
I Прекрасное в поэзии. | |
I Вступительное слово. | |
Эпиграф. | Жизнь природы достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано благожелательно, правдиво и вдумчиво, благородно и обстоятельно. Н. Сладков |
II Любимые поэты в чтениях и высказываниях учеников. | Турнир чтецов. - Какие стихотворения русских поэтов ХХ века о природе вам больше всего понравились, затронули вашу душу, взволновали, возбудили какие-то чувства? - Обоснуйте свой выбор. Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении; хочет вызвать у вас? |
III Обобщение учителя. | Сейчас вы прочитали замечательные стихи русских поэтов о прекрасном. Самое высокое, яркое слово: прекрасное. Как много оно значит и как хорошо, что оно есть. И как прекрасно, что есть люди, которые могут увидеть это прекрасное, и не просто увидеть, а запечатлеть и подарить нам, чтобы мы, читая их стихи, слушая их музыку, любуясь их картинами, тоже прикоснулись к этому прекрасному, учились его видеть, замечать, любить. |
IV Теория литературы. Эпитеты метафоры сравнения олицетворения | Художественно-изобразительные средства. - А как случается, что самые обыкновенные картины, скромные, порой даже неброские, под пером художника слова оживают, преображаются, становятся прекрасными? - Что использует автор для этого? Какие средства? - Найдите примеры из стихотворений. |
Прекрасное в прозе. | |
- Только ли в поэзии можно увидеть такие прекрасные картины? -может ли проза соперничать с поэзией в красоте описаний? - Давайте докажем, что повести и рассказы Паустовского являются достойными соперниками поэзии. | |
Художник слова. Задача? (ответ получить в конце урока) | - Нередко писателя называют художником слова, даже поэтом, хотя он пишет прозу. Немногие авторы удостаиваются этих определений. Достоин ли их Паустовский? Сегодня нам предстоит ответить на эти вопросы. |
Биографическая справка. Чтение отрывка из рассказа «Коротко о себе» Паустовский о своей повести | Рассказ о жизни и творчестве писателя. (рассказывают подготовленные учащиеся) Обобщающее слово учителя. - Когда называешь имя Паустовского, то в памяти оживает Мещерский край, средняя полоса России с ее неброской красотой. Но Паустовкий — это и юг, с которым связаны «Кара-Бугаз» и «Черное море», и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озерный фронт», «Северная повесть». Однако самым счастливым для него оказалось знакомство именно со средней полосой России. Она завладела мной сразу и навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. Именно средняя полоса — Мещёрская сторона стала последней земной привязанностью писателя. Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей, у него много интересных очерков и рассказов о Чехове, Блоке, Лермонтове, Гоголе и других великих людях. Но все-таки чаще всего Паустовский писал о людях простых и безвестных, и мы с волнением читаем о них, хотя в этих произведениях ент ни острого сюжета, ни каких-то захватывающих происшествий. В чем же дело? Может в великой любви к людям. А может быть, в умении остановиться, внимательно посмотреть на то, что тебя окружает, и в самом простом увидеть прекрасное. - А как и при каких обстоятельствах Паустовский открыл для себя эту землю? Сам Паустовский о своей повести говорил: Это — записи размышлений, простой разговор с друзьями. Это - признание в любви к нашей природе и всей России. |
Географическое расположение Мещоры. Физическая карта (межпредметные связи) | - А где же находится Мещера? Географическое расположение Мещерской низины. (подготовлены сообщения) - А что Паустовский рассказал в своей повести о карте? «Географическая карта», «Первое знакомство» |
Теория литературы. | Анализ повести - А теперь давайте обратимся к самой повести. Какова композиция повести. В чем ее особенности? Повесть состоит из 15 глав, очерков, каждый из которых представляет самостоятельное произведение, они не соединены общим сюжетом. Вообще в повестях нет захватывающего сюжета, хитро завязанной фабулы, но все-таки эти отдельные очерки представляют собой единое целое, они объединены общим героем. Герой этот — автор-рассказчик. В повести можно выделить два плана: описательный и повествовательный (событийный), но есть еще и познавательный, то есть точное знание. |
Анализ очерка «Обыкновенная земля». Идея очерка (последний абзац) Внутрипредметные связи. Стихотворение Рыленкова «Все в тающей дымке» | -Как вы объясните название очерка? - Не кажется ли оно вам полемичным, обманчивым? Обыкновенной она кажется только тому, кто пробыл здесь всего несколько дней, а если вглядеться, всмотреться, вслушаться, если сжиться с этой землей? - Что можно увидеть в Мещерском крае? - Что можно услышать? - Много это или мало? - Какова идея этого очерка? Как необыкновенна кажущаяся на первый взгляд самая обыкновенная земля. - Как переплетаются между собой эти два произведения? |
Картины Левитана (сравнение) | - Перед нами картины замечательного русского художника Левитана. Внимательно посмотрите на них и скажите, что общего между картинами природы Мещёрской стороны и картинами природы у Левитана? - Что общего между художником слова Паустовским и художником Левитаном? - Поэтическое изображение неяркой русской природы? - Что побудило обоих художников к созданию своих произведений? Любовь к Родине, родной природе. |
Анализ очерка «Мшары» Пересказ очерка. | - Когда при чтении повести вам было, может быть, страшно? ( Мшары. Поганое озеро) - Случайно ли в повести появляется А. Гайдар? Гайдар — друг писателя. |
«Леса» | - Этот очерк условно можно разделить на две части. I часть — описательная. II часть — повествовательная. - Что описывает в этом очерке писатель? (дорога в лесу, ночь, рассвет). |
Художественный пересказ. Когда и почему «Страшно» | Постарайтесь близко к тексту пересказать описание дороги, закаты, ночи, рассвета, не забывайте рассказать о том, что видит и слышит писатель. - Можно ли сказать, что писатель всматривается и вслушивается? - как называет писатель леса? (разбойничьи, глухие). - Почему ему так нравится бывать в них, что его привлекает? (они глухие, непроходимые, в них темно, немного жутковато, но автор с наслаждением идет по незнакомым дорогам). - А о чем мы узнаем из повествовательной части? (сюжетный элемент) (Рассказ о случае, который произошел на рыбной ловле) - Почему рыбаки так испугались щуки? |
«Луга» (межпредметные связи) Биология. | По своей структуре он похож на очерк «Леса». Автор дает художественное описание заливных лугов. - С чем сравнивает писатель луга? Чем они похожи на море? - Прочитайте или передайте своими словами описание реки Прорвы. - Что видит писатель, наблюдая за Прорвой в течение дня? Рассказ об Окском заповеднике. |
Юмор в повести. Смешное. | - А когда при чтении «Мещерской стороны» вам было смешно, может быть, вы даже хохотали? - Как написана глава «Небольшое отступление от темы»? - Почему так не везло старику? - Какие детали говорят о его полной неприспособленности к жизни среди природы? |
Иллюстрации учащихся. | |
«Старики» | Природа и человек у Паустовского неразделимы, не могут существовать друг без друга. И рисуя эти прекрасные картины, автор не обходится без людей, которые живут на этой земле. - Кто они, эти люди? Доброжелательные пастухи, паромщики, сторожа, лесники — самые обыкновенные, простые, но замечательные: добрые, портреты их написаны зоркой кистью, в каждом из них автор находит какую-то замечательную черту. |
«Родина Талантов» | - О каких талантах рассказал Паустовский? (Солотча — родина замечательного гравера Пожалостина,живописцев Архипова и Малявина, скульптора Голубкиной, здесь родился поэт С. Есенин. |
Чтение в лицах. Точные знания. | Разговор Паустовского с теткой поэта. - А как ко всему этому относятся люди? (берегут в памяти) - А почему в этой же главе автор рассказал нам историю жизни Кузьмы Зотова? - Какие точные знания дает нам Паустовский в своей повести? (приметы, знаменитые люди, торф, палатка и др.) |
Образ автора. | Итак, повесть Паустовского подарила нам много и радостных, и страшных, и таинственных открытий. А какими же мы увидели самого автора? - Что узнали о его доме? - Где и как он живет? |
Олицетворение. | Автор хорошо знает и понимает поведение животных, птиц, умеет интересно об этом рассказать. Он опытный охотник, рыболов, романтик. Он настоящий художник слова. |
Бескорыстие. Словарная работа. | Бескорыстие — чудо корысти. Корысть — выгода, материальная польза. Чтение главы. - Что нового узнали из этой главы об авторе? (он патриот своей Родины) |
Решение задачи, поставленной в начале урока. | - Можно ли назвать Паустовского художником слова? Проза Паустовского похожа на стихи. В ней светится Левитанская пейзажная лирика, русские мелодии Чайковского. - какие чувства пробудила у вас поэзия Паустовского? - О чем заставила задуматься? - Чему научила? |
Обощение. | Мы заканчиваем встречу с этим замечательным человеком и художником, но расстаемся не навсегда и даже не надолго. Читая его произведения, мы вновь и вновь будем открывать для себя новое. Пропущенные оттенки, а иногда вас поразят даже целые страницы. Предположим, вы читали «Мещёрскую сторону» и совершенно не обратили внимания на то, какие там идут дожди (что-то другое задержало ваше внимание), но взяв книжку снова,вы вдруг с удовольствием обнаружите, что мелодии небесной влаги звучащей, щемящей, ворчащей, поющей, вкрадчивой, сосредоточенной не менее важны, чем пение птиц или шум деревьев. Так бывает и в самой жизни. Вдруг совершенно неожиданно, даже для себя, вы находите в ней то, что, конечно же, всегда было, на что вы смотрели сотни раз, но не видели, не замечали. Но это что-то в какой-то день вдруг четко и выпукло проявилось, как будто только что родилось на ваших глазах. И вы удивились, изумились! Может, здесь и заключена одна из причин особой прочности такой на вид хрупкой, лирически нежной, похожей на на прекрасные стихи прозы Паустовского. |
О взаимности, о взаимоотношениях человека и природы. Внутрипредметные связи. | Толкование слов: гармония, взаимность. Чтение стихотворений «Взаимность», «Берегите землю». |
Беседа по другим рассказам Паустовского. | |
- Какие еще рассказы прочитали? - О ком из них узнали? (о бакенщике семене, о Леньке, о дедушке Александре Федосьеве, сеятеле и собирателе. Раньше он хлеб сеял и хлеб собирал, а сейчас доброе сеет и чудесные слова собирает) - Как появляется Пушкин? | |
Домашнее задание. | Творческая работа. 1. Каким я увидел К. Паустовского. 2. Что больше всего понравилось мне в очерках Паустовского. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Кайту" повестеның тәэсир көче
Бу дәреснең максаты укучыларда милли үзаң тәрбияләү, аларны яшәү кадерен белергә өйрәтү, гореф- гадәт, йолаларыбызны саклау. Укучыларның әдәби әсәрне мөстәкыйльукый һәм анализлый белү күнекмәләр...
Открытый урок по повести В.Железникова "Чучело". ( 7 класс)
Это методический материал, как провести урок по внеклассному чтению. Повесть Железникова "Чучело" была прочит...
Открытый урок по повести Короленко "В дурном обществе"
Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей...
Презентация к открытому уроку по повести Короленко "В дурном обществе"
13 слайдов к конспекту урока по повести Короленко...
Открытый урок по повести Куприна "Гранатовый браслет"
Урок для учащихся 11 класса -комбинированный (русский язык и литература)...
Открытый урок по повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего"
Открытый урок по повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего" , проведённый в 10 классе. Мастерство писателя в создании многолюдного Петербурга, страшного, бессердечного, в котором "маленьк...
Открытый урок по географии на тему : "Стороны горизонта.Ориентирование"
Конспект урока и презентация по географии на тему : "Стороны горизонта.Ориентирование"...