Открытый урок по повести Куприна "Гранатовый браслет"
план-конспект урока (11 класс) на тему
Урок для учащихся 11 класса -комбинированный (русский язык и литература)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
granatovyi_braslet.odt | 66.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок на тему
«Да святится имя Твое»
(лингвистический анализ отрывка из повести А. И. Куприна
«Гранатовый браслет»)
Цель: углубить навыки лингвистического анализа художественного текста;
работать над культурой речи; попытаться пробудить в душах юношей и девушек «чувства нежные», преклонение перед возвышенной, всепоглощающей любовью, протест против пошлости и цинизма во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.
Слово музыкой звучало...
Б. Пастернак
Мир можно завоевать не ракетами, не
войнами, а высокой литературой,
художеством и мыслью.
Л. Леонов
Оформление:
- Портрет А. И. Куприна.
- Выставка его произведений.
- Примерный план лингвистического анализа текста.
- Лучшие сочинения по творчеству А. И. Куприна.
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
«Любовь всесильна: нет на земле ни горя — выше кары ее, ни счастья — выше наслажденья служить ей»,- сказал Шекспир.
А.А. Блок утверждал, что «только влюбленный имеет право на звание человека».
А. З. Считала, что «любовь делает человека таким, каким задумал его Бог».
Любовь бывает бесконечно многообразна: разделенная и безнадежная, глубокая и мимолетная, восторженная и мучительная, счастливая и несчастная, но всегда — прекрасная.
Не случайно во все времена для художников слова тема любви была самой актуальной.
Вспомним имя В. Шекспира, чье творчество - высочайшая вершина английского Возрождения и мировой драматургии.
Вот один из сонетов о любви:
Глаза любимой — вовсе не светила,
Кораллом губ ее не назовешь.
Грудь белизною снега не затмила,
А волос с черной проволокой схож.
Видал я розы всякие когда-то,
Но роз в ее щеках не нахожу.
И есть куда приятней ароматы,
Чем тот, что отличает госпожу.
Мне голосу ее внимать по нраву,
Но музыкальней звуки слышал я.
Как ходят боги, я не знаю, право, —
Всегда у милой под ногой земля.
И все ж, клянусь, моя любовь прекрасна,
Хоть пышной лжи не слышит ежечасно.
.
Сонет 130 ЧИТАЕТ УЧЕНИК
Это стихотворение было написано в 16 веке, а спустя три с лишним столетия, во второй половине 20 столетия русский поэт Николай Асеев создал свои удивительные «Простые строки»:
Простые строки
Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя - сушь,
Мне и в жару без тебя - стыть.
Мне без тебя и Москва - глушь.
Мне без тебя каждый час - с год,
Если бы время мельчить, дробя;
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.
Я ничего не хочу знать -
Слабость друзей, силу врагов;
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.
1960
И сегодня мы с вами обращаемся к замечательному рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет», основная тема которого — любовь. Любовь бескорыстная, любовь самоотверженная, любовь, не жаждущая, не требующая награды.
Учащиеся читают наизусть свои любимые стихотворения о любви.
2. Лингвистический анализ текста
Слово учителя.
Лингвистический анализ — это работа творческая и даже исследовательская. Он требует глубокого знания и правильного понимания произведения, умения мысленно представить, увидеть, услышать то, что рисует, изображает автор. Любой анализ начинается с того, чтобы вспомнить основные вехи жизни автора и истории написания его произведения.
( Сообщение об этом делает один из учеников).
3. Чтение текста (отрывок из рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет»)
4. Работа над текстом.
1). Докажите, что прочитанный отрывок — это текст. Напомните основные признаки его и укажите их в анализируемом.
2). Озаглавьте текст («Подарок», «Необыкновенный подарок», «И точно кровь — гранатовый браслет»)
3. Сформулируйте основную мысль (идею): автор хотел показать глубину чувств героев. Все, что есть у Желтковасамое ценное, принадлежащее не только ему, но и всему его роду, он дарит любимой женщине, не надеясьна взаимность и не требуя награды.
4. Определите стиль текста. Назовите основные признаки художественного стиля. Сравните два понятия: художественный стиль и стиль художественной литературы. Чем они отличаются друг от друга, какое из них шире, по-вашему?
5. Разбейте текст на микротексты. Какая лексика преобладает в каждом из них?
(в первом — лексика стилистически нейтральная: много причастий, оценочных прилагательных).
6. Каково значение слов «гранат», «кабюшон»? Слово «красный». Что оно обозначает? Только ли цвет? Сколько раз оно встречается в тексте? (Во все времена красный — значит красивый). У Ситковского есть стихотворение «Все лучшее, что есть на свете». Он понимает, что «все лучшее, что есть в природе, мы красным искони зовем».
В каждом доме есть лучший уголок, который называют красным и лучшую девушку называли красной девицей.
И площадь красная издревле
Прославлена, воспета!
Есть даже красные деревья,
А на миру и смерть красна.
Красный — это не только цвет. Если вспомнить, что в русской иконописи красный цвет означал ад и мучения, становится понятным его символичность.
7. Вспомните символику камней. Что, согласно ей, означает красный гранит? (Символ пламенной страсти). А зеленый? (Редкий камень, который приносит счастье и защищает от врагов).
8. Что пишет сам Куприн о его таинственной силе? (Этот браслет — талисман- предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу).
9. Переходим к лексике второго микротекста. Какова она? (Поэтическая, возвышенная, экспрессивная). А речь литературного героя? (Это его визитная карточка, одно из ярких средств создания его образа).
10. Назовите изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы. Какие из них использует А.И.Куприн? (Учащиеся указывают следующие: инверсия, восходящая градация, метафорические эпитеты, антитеза, аллитерация и др.)
Заключительный аккорд.
Метод стилистического эксперимента. (Ученица читает свое стихотворение, написанное по сюжету этого текста).
Слова «Да святится имя твое» - это цитата из библии, но Желтков обращает эти слова обычной, земной женщине. Как вы считаете, не кощунство ли это?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Кайту" повестеның тәэсир көче
Бу дәреснең максаты укучыларда милли үзаң тәрбияләү, аларны яшәү кадерен белергә өйрәтү, гореф- гадәт, йолаларыбызны саклау. Укучыларның әдәби әсәрне мөстәкыйльукый һәм анализлый белү күнекмәләр...
Открытый урок по повести К. Паустовского "Мещерская сторона"
Анализ стихотворений и прозы Паустовского.Знакомство с Паустовским — художественные слова.Анализируя, познать гармонию человека и природы; возбудить чувство прекрасного, наблюдательность, ...
Открытый урок по повести В.Железникова "Чучело". ( 7 класс)
Это методический материал, как провести урок по внеклассному чтению. Повесть Железникова "Чучело" была прочит...
Открытый урок по повести Короленко "В дурном обществе"
Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей...
Презентация к открытому уроку по повести Короленко "В дурном обществе"
13 слайдов к конспекту урока по повести Короленко...
Открытый урок по повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего"
Открытый урок по повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего" , проведённый в 10 классе. Мастерство писателя в создании многолюдного Петербурга, страшного, бессердечного, в котором "маленьк...
Открытый урок по повести Х.Давлетшиной "Айбика"
Цели открытого урока:- научить полно отвечать на поставленные проблемные вопросы;- объяснить происхождение историзмов;- укрепить дружбу и взаимопомощь обучающихся....