Открытый урок по повести Куприна "Гранатовый браслет"
план-конспект урока (11 класс) на тему

Урок для учащихся 11 класса -комбинированный (русский язык и литература)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл granatovyi_braslet.odt66.36 КБ

Предварительный просмотр:

      Интегрированный урок  на тему

   «Да святится имя Твое»

  (лингвистический анализ отрывка из повести  А. И. Куприна

    «Гранатовый браслет»)

  Цель: углубить  навыки  лингвистического анализа художественного текста;

 работать над культурой речи; попытаться пробудить в душах юношей и девушек «чувства нежные», преклонение перед возвышенной, всепоглощающей любовью, протест против пошлости и цинизма во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.

                                                                                       Слово музыкой звучало...

                                                                                            Б. Пастернак

                                                                                       Мир можно завоевать не ракетами, не                                      

                                                                                        войнами, а высокой литературой,          

                                                                                        художеством и мыслью.

                                                                                                   Л. Леонов

                               Оформление:

  1. Портрет А. И. Куприна.
  2. Выставка его произведений.
  3. Примерный план лингвистического анализа текста.
  4. Лучшие сочинения по творчеству А. И. Куприна.

 

        Ход урока.

Вступительное слово учителя:

    «Любовь всесильна: нет на земле ни горя — выше кары ее, ни счастья — выше наслажденья служить ей»,- сказал Шекспир.

  А.А. Блок утверждал, что «только влюбленный имеет право на звание человека».

 А. З. Считала, что «любовь делает человека таким, каким задумал его Бог».

       Любовь бывает бесконечно многообразна: разделенная и безнадежная, глубокая и мимолетная, восторженная и мучительная, счастливая и несчастная, но всегда — прекрасная.

    Не случайно во все времена для художников слова тема любви была самой актуальной.

Вспомним имя В. Шекспира, чье творчество  - высочайшая вершина английского Возрождения и мировой драматургии.

 Вот один из сонетов о любви:

Глаза любимой — вовсе не светила,

Кораллом губ ее не назовешь.

Грудь белизною снега не затмила,

А волос с черной проволокой схож.

 

Видал я розы всякие когда-то,

Но роз в ее щеках не нахожу.

И есть куда приятней ароматы,

Чем тот, что отличает госпожу.

 

Мне голосу ее внимать по нраву,

Но музыкальней звуки слышал я.

Как ходят боги, я не знаю, право, —

Всегда у милой под ногой земля.

 

И все ж, клянусь, моя любовь прекрасна,

Хоть пышной лжи не слышит ежечасно.

.

  Сонет 130 ЧИТАЕТ УЧЕНИК

 Это стихотворение  было написано в 16 веке, а спустя три с лишним столетия, во второй половине 20 столетия русский поэт Николай Асеев создал свои удивительные «Простые строки»:

Простые строки

Я не могу без тебя жить!

Мне и в дожди без тебя - сушь,

Мне и в жару без тебя - стыть.

Мне без тебя и Москва - глушь.

Мне без тебя каждый час - с год,

Если бы время мельчить, дробя;

Мне даже синий небесный свод

Кажется каменным без тебя.

Я ничего не хочу знать -

Слабость друзей, силу врагов;

Я ничего не хочу ждать,

Кроме твоих драгоценных шагов.

1960

 И сегодня мы с вами обращаемся к замечательному рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет», основная тема которого — любовь. Любовь бескорыстная, любовь самоотверженная, любовь, не жаждущая, не требующая награды.

Учащиеся читают наизусть свои любимые стихотворения о любви.

2. Лингвистический анализ текста

Слово учителя.

  Лингвистический анализ — это работа творческая и даже исследовательская. Он требует глубокого знания и правильного понимания произведения, умения мысленно представить, увидеть, услышать то, что рисует, изображает автор. Любой анализ начинается с того, чтобы вспомнить основные вехи жизни автора и истории написания его произведения.

( Сообщение об этом делает один из учеников).

3. Чтение текста (отрывок из рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет»)

4. Работа над текстом.

1). Докажите, что прочитанный отрывок — это текст. Напомните основные признаки его  и укажите их в анализируемом.

2). Озаглавьте текст («Подарок», «Необыкновенный подарок», «И точно кровь — гранатовый браслет»)

3. Сформулируйте основную мысль (идею): автор хотел показать глубину чувств героев. Все, что есть у Желтковасамое ценное, принадлежащее не только ему, но и всему его роду, он дарит любимой женщине, не надеясьна взаимность и не требуя награды.

4. Определите стиль текста. Назовите основные признаки художественного стиля. Сравните два понятия: художественный стиль и стиль художественной литературы. Чем они отличаются друг от друга, какое из них шире, по-вашему?

5. Разбейте текст на микротексты. Какая лексика преобладает в каждом из них?

(в первом — лексика стилистически нейтральная: много причастий, оценочных прилагательных).

6. Каково значение слов «гранат», «кабюшон»? Слово «красный». Что оно обозначает? Только ли цвет? Сколько раз оно встречается в тексте? (Во все времена красный — значит красивый). У Ситковского есть стихотворение «Все лучшее, что есть на свете». Он понимает, что «все лучшее, что есть в природе, мы красным искони зовем».

В каждом доме есть лучший уголок, который называют красным и лучшую девушку называли красной девицей.

      И площадь красная издревле

      Прославлена, воспета!

      Есть даже красные деревья,

      А на миру и смерть красна.

    Красный — это не только цвет. Если вспомнить, что в русской иконописи красный цвет означал ад и мучения, становится понятным его символичность.

7. Вспомните символику камней. Что, согласно ей, означает красный гранит? (Символ пламенной страсти). А зеленый? (Редкий камень, который приносит счастье и защищает от врагов).

8. Что пишет сам Куприн о его таинственной силе? (Этот браслет — талисман- предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу).

9. Переходим к лексике второго микротекста. Какова она? (Поэтическая, возвышенная, экспрессивная). А речь литературного героя? (Это его визитная карточка, одно из ярких средств создания его образа).

10. Назовите изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы. Какие из них использует А.И.Куприн? (Учащиеся указывают следующие: инверсия, восходящая градация, метафорические эпитеты, антитеза, аллитерация и др.)

Заключительный аккорд.

Метод стилистического эксперимента. (Ученица читает свое стихотворение, написанное по сюжету этого текста).

 Слова «Да святится имя твое» - это цитата из библии, но Желтков обращает эти слова обычной, земной женщине. Как вы считаете, не кощунство ли это?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Кайту" повестеның тәэсир көче

Бу дәреснең максаты укучыларда милли үзаң тәрбияләү, аларны яшәү кадерен белергә өйрәтү, гореф- гадәт,  йолаларыбызны саклау. Укучыларның әдәби әсәрне мөстәкыйльукый һәм анализлый белү күнекмәләр...

Открытый урок по повести К. Паустовского "Мещерская сторона"

Анализ стихотворений и прозы  Паустовского.Знакомство с Паустовским — художественные слова.Анализируя, познать гармонию человека и природы; возбудить чувство прекрасного, наблюдательность, ...

Открытый урок по повести В.Железникова "Чучело". ( 7 класс)

Это методический материал, как провести урок по внеклассному чтению.  Повесть Железникова "Чучело" была прочит...

Открытый урок по повести Короленко "В дурном обществе"

Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей...

Презентация к открытому уроку по повести Короленко "В дурном обществе"

13 слайдов к конспекту урока по повести Короленко...

Открытый урок по повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего"

Открытый урок по повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего" , проведённый в 10 классе. Мастерство писателя в создании  многолюдного Петербурга, страшного, бессердечного, в котором  "маленьк...

Открытый урок по повести Х.Давлетшиной "Айбика"

Цели открытого урока:- научить полно отвечать на поставленные проблемные вопросы;- объяснить происхождение историзмов;- укрепить дружбу и взаимопомощь обучающихся....