Открытый урок по повести Короленко "В дурном обществе"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_povesti_korolenko_.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.
Цели урока: раскрыть для учащихся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей; закрепление художественно-изобразительных средств: эпитет, сравнение, антитеза;
развитие творческих способностей, речи, критического мышления, памяти;
воспитание милосердия, сострадания, взаимовыручки, гуманного отношения к людям.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник под ред. В.Я.Коровина; презентация к уроку, иллюстрации, толковый словарь, вырезанные сердечки и серые камни.
ЭПИГРАФ:
Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце
Антуан де-Сент Экзюпери
ХОД УРОКА
I.Организационный момент. Приветствие. Настрой на работу:
Я сижу на уроке литературы.
Я люблю читать.
Я хочу получить хорошую отметку.
Я узнаю что-то новое.
II. Сообщение темы.
- Сегодня мы продолжим изучение повести Владимира Галактионовича Короленко «Дети подземелья». Тема урока - «Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей».
Запишите тему в тетрадях
-Мы знаем, что писатели и поэты пытаются своим творчеством пробудить в нас добрые чувства. В.Г.Короленко в своих произведениях сумел показать, что самый великий дар человека – чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. И таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей. Современники называли его «нравственным гением».
- Словарная работа
-А что такое нравственность? Познакомимся с новыми словами (нравственность, милосердие– ( толковый словарь) - СЛАЙД
Наша задача – понять, какие изменения происходят в сердце Васи под влиянием общения с новыми друзьями, выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь из произведения.
Урок наш будет не просто занятием, а уроком милосердия и добра.
3. Звучит песня «Генералы песчаных карьеров».
- Какое настроение навевает песня? Что такое трущобы?
- Как вы думаете, кто из героев произведения мог бы петь эту песню?(Валек, Маруся)
4. Проверка д/з: 1)Роль пейзажной зарисовки. СЛАЙД
-Обратимся к тексту. Почему, прежде чем познакомить нас с героями, автор рисует в первой главе город? (Настраивает, готовит к восприятию, усиливает гнетущее чувство:)
-Давайте увидим Княж - городок. Возьмите карандаши и во время чтения выделите ключевые слова, рисующие город.
-Вы хотели бы жить в таком городе? Почему?
-Как автор сумел подчеркнуть мрачность и трагичность повести? (Через пейзажную зарисовку.)
-Подведем итог. Когда бывает пейзаж печален? (Когда печален человек.)
-А человек печален, когда судьба его драматична.
2) Драма Тыбурция и его детей.
Что означала в этом городе фраза "живет в замке"? Кто сделал жизнь этих людей еще невыносимее? (Старый Януш, он сортировал население развалин.)
-Какова была участь неугодных? Зачитайте.
Люди отвергнуты себе подобными: Город их не принял: А вот что автор думает об этих людях? Попробуем понять. (Несчастливцы - люди без счастья. Они вызывают авторское сочувствие.)
-Кого из проблематических натур автор считает замечательной личностью? (Тыбурция.)
-Найдите описание его внешности, зачитайте.
-Драматична ли судьба Тыбурция? СЛАЙД
О пане Тыбурции Короленко рассказывает много и подробно. Постараемся понять, в чем его драма. (Звучит рассказ о Тыбурции- подготовленный ученик.)
Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришёл в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает “наружность пана Тыбурция”: “Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум”. Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.
Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом “некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!” Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя “старым беззубым зверем в его последней берлоге”, не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.
Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего “родового гнезда”. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.
Несмотря на то что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.
Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнаёт о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.
-Кто является смыслом жизни Тыбурция Драба? (Дети.)
Чем они в основном занимались? (Валек - ворует, а Маруся чахнет в подземелье.)
Так в чем состоит драма Тыбурция и его детей? (Жизнь заставила Тыбурция воровать, и сын вынужден воровать; а дочь чахнет в сыром подземелье.)
3) Драма Васи и его отца.
Выборочное чтение – портрет судьи
-Откуда у человека, занимающего солидное положение в обществе, человека состоятельного, в глазах "глубокая неустанная печаль"?
-Васин отец - судья. Какова роль судьи в обществе? (Он судит людей, переступивших грань дозволенного, т.е. преступников.)
-Каково мнение о нем в городе? (Честный, даже графа засудил, а старухе Иванихе велел стул принести)
-А что с этим судьей происходит дома? (Он отталкивает своего сына, безразличен к его одиночеству и сам нарушает законы, значит, становится преступником.)
Какие законы он нарушает? (Нравственные.)
-Обратимся к тексту. Прочитайте, как судья становится преступником.
-На что обрек отец своего сына? (На одиночество и отчаяние.)
-Что мешало Васе и отцу обрести друг друга и сломать стену, выросшую между ними. (Отсутствие тепла, любви и отцовской мудрости.Сначала отец не замечал сына из-за большой любви к жене, а когда она умерла, - из-за большого горя)
-В чем заключается драма Васи и его отца? (В ощущении абсолютного одиночества, вызванного смертью матери. Вася хочет обрести отца, но отец постоянно отталкивает своего сына.)
4. Защита рисунка – инд. Задание
-Какой эпизод изобразил на рисунке? Почему выбрал такую цветовую гамму?
III. Изучение нового материала. Эвристическая беседа
1.- Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю?
(После знакомства с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком, заботиться о Марусе.)
- Какой увидел Вася Марусю? – Выборочное чтение (стр.26 3-й абзац). СЛАЙД
(Маленькая девочка, лет 4-х, глаза грустные, волосы белокурые, лицо бледное.)
- Какие средства худ. выразительности использует автор?
(Эпитеты- крошечное создание, белокурые волосы;
Сравнение - …как былинка, … как головка полевого колокольчика)
- О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Показывают любовь, сострадание, жалость) Слайд
- Чем Валёк и Маруся не похожи на обычных детей, которых знал Вася до знакомства с ними?
(Валек внушал Васе доверие и уважение «своими манерами взрослого человека», Маруся не любила играть в веселые игры, смеялась очень редко.
Ребята, с которыми Вася дружил до знакомства, бросили его в трудную минуту предали.)
- Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из нее жизнь»?
(Вася жил в достатке. Он не представлял в каких ужасных условиях могут жить дети)
- Когда раскрылась мальчику эта загадка? (Когда Вася впервые увидел подземелье)
2. Работа с текстом.
- Обратим внимание на описание подземелья. Стр. 30
- Выделите в тексте повести слова , характеризующие подземелье.
Очутились в темноте, под землей…,повел меня по узкому сырому коридору…,две струи света резко лились сверху, выделяясь на темном фоне подземелья…, стены сложены из камня…,на фоне серого камня…, стены подземелья тонули совсем в темноте…
- Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси?
Ответить на этот вопрос вы сможете, назвав слова, которые у вас ассоциируются с холодным серым камнем. Посмотрите, потрогайте, какой камень (серый, жесткий, холодный…)
- Что «неумолимое, твердое и жестокое, как камень», «высасывало» румянец, блеск глаз и живость движений девочки?
(Называют «голод», «холод», «боль», «страх», «ужас», «безжалостность», «черствость», «равнодушие», «жестокость», «бесчувствие», «несправедливость».) - записать на синем листе
- Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.
3. Работа с текстом.
- Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и с тем, как они добывают средства к существованию.
4. Чтение по ролям Послушайте диалог Васи и Валека из V главы. Стр.32-33
- Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие и воры?
(Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли»)
- Что понял Вася? (Он понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что этого хотят. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви)
-Что такое милосердие? (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.)
- Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце.
- Какие ассоциации у вас вызывает слово сердце?
(Ученики называют слова «доброта», «чуткость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «терпимость», «понимание», «душевное тепло», «справедливость», «великодушие», «искренность».) - Работа на красных листочках
В результате работы учащихся
«Серый камень» | Человеческое сердце |
Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость. | Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность. |
Символ жестоких, несправедливых законов общества | Закон совести |
ВЫВОД
Если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.
-Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы «серых камней», «высасывающих жизнь» из людей, обитающих в трущобах. Все люди жили бы дружно, без войны. Это очень актуально в связи с последними событиями в Украине.
6.Пересказ эпизодов «Осень», «Кукла»
7.Творческая работа- составление синквейнов.
- -Давайте повторим, что такое синквейн. (1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Синквейн 1 в. –Вася Маруся – 2 в.
Одинокий, добрый Грустная, маленькая
Помогает, поддерживает, страдает Голодает, болеет, угасает
Приносит куклу для Маруси Серый камень высасывает жизнь
Милосердие Бедность
8.-Как общение с Тыбурцием и друзьями помогло наладить отношения с отцом? СЛАЙД
(Тыбурций рассказал судье о Васином участии в жизни Маруси и Валека, а также - с какой целью Вася взял куклу. Отец по-другому взглянул на сына и понял свою ошибку)
— Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси? --- СЛАЙД
(Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого сострадания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.)
9. -Ребята, а приходилось ли вам проявлять участие в жизни других? Расскажите об этом.
1)Акция «Я помогу»…. проходила в лицее – собирали вещи и продукты для детей-сирот
2)Благотворительность - отправить СМС на № 5541 (75 руб.) – для нуждающихся в лечении СЛАЙД
Перед нами всегда есть нравственный выбор, «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».
-Ребята, кто поступил бы так, как Вася, невзирая на гнев отца? (Прикрепите сердце)
-Кто не определился в собственном выборе, кто сомневается? (Прикрепите серый камень) Я горжусь вами, вы все добрые, отзывчивые и милосердные, т.к. прикрепили сердечко…
10. Итог урока
А теперь ещё раз обратимся к эпиграфу урока. В заключение прозвучат слова Экзюпери: « Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Как вы понимаете это?
-Давайте разорвём синие листочки с символами зла и негатива и выбросим их, чтобы у вас в сердце и в жизни не было ничего, связанного с этими словами…
-А теперь закончите предложение: «Самое главное, что я поняла сегодня на уроке - это…»
11. Домашнее задание (дифференцированно - по выбору) - СЛАЙД
1. Переписать финал повести («Я хочу, чтобы Маруся была жива…»)
2. Написать продолжение повести («Прошло несколько лет…»)
3. Мини–сочинение «Васина дорога к добру»
4. Ответы на вопросы (стр.47)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к открытому уроку по повести Короленко "В дурном обществе"
13 слайдов к конспекту урока по повести Короленко...
Нравственные уроки повести "В дурном обществе" В. Г. Короленко
Презентация предназначена для проведения заключительного урока по повести Короленко "В дурном обществе"...
анализ повести :"В дурном обществе"
Короленко:В дурном обществе...
Конспект урока по литературе "В дурном обществе" В.Г. Короленко
Конспект урока разработан для обучающихся с нарушениями слуха для 7 класса....
Разработка урока по литературе в 5 классе по теме "В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»
Разработка урока по литературе в 5 классе по теме "В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»...
Разработка урока по литературе в 5 классе по теме "В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»
Разработка урока по литературе в 5 классе по теме "В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»...
Виды творческой работы и анализа по повести " В дурном обществе" В. Г. Короленко)
Данная работа позволяет систематизировать и закрепить полученные теоретические и практические знания по литературе, формировать самостоятельность мышления, развивать осознанное творческое чтение....