Образ крестьянских детей в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
Образ крестьянских детей в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_krestyanskih_detey_v_stihotvoreniyah_n._a._nekrasova_krestyanskie_deti.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литература
Класс: 5
Тема урока: Образ крестьянских детей в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»
Цель: формирование представления об образе жизни крестьянских детей
Задачи: познакомиться с образом крестьянских детей
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||||||
Мотивация на учебную деятельность | Приветствие. Орг. момент | Настраиваются на урок | ||||||||||
Актуализация знаний | С каким автором мы с вами начали знакомиться? - Что запомнилось вам из его биографии? - С какими произведениями этого писателя мы уже познакомились? Какой он – образ русской женщины? | Н.А. Некрасов «Мороз, Красный Нос» Образ русской женщины Хорошая хозяйка, жена, мать, трудолюбива и бесстрашна | ||||||||||
Целеполагание | Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним произведением Некрасова. Что вы читали дома? Итак, тема нашего урока: Образ крестьянских детей в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» Исходя из темы, какие задачи поставим на сегодняшний урок? | «Крестьянские дети» познакомиться с образом крестьянских детей | ||||||||||
Открытие нового знания | Итак, дома вы познакомились со стихотворением «Крестьянские дети». Понравилось ли вам стихотворение? Обратимся к началу стихотворения и вместе с автором «войдем» в солнечный летний день. Найдите в начале стихотворения описание природы? Какое настроение передано в нем?
В стихах Некрасова природа изображена в тесном единении с человеком, и прежде всего с жизнью крестьянина, с его трудом и повседневными заботами. Какие слова использует автор, выражая свое отношение к детям? С кем происходит встреча? Случайная встреча с деревенскими ребятами вызывает воспоминания о собственном детстве автора, проведенном среди крестьянской детворы. Рассказчик сопоставляет себя с крестьянскими детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян: они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик – нет. О чем рассказывает автор? Как называет автор крестьянских детей? В чем же они счастливы? Почему автор завидует им? (счастливое время в жизни самого автора, не отягощенное проблемами, заботами). Каково отношение к крестьянским детям? Далее автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы. Чем закончился поход за грибами? (купанием в реке) После грибной поры пришла пора сбора ягод (прочитать отрывок от слов «Грибная пора отойти не успела… до «…живого в деревню тащат с торжеством»). Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка? (радостное, веселое, задорное). - Но вот радостное повествование о безмятежном детстве крестьянских детей обрывается, меняется интонация повествования. Автор рассказывает о том, как постепенно крестьянские дети приобщаются к тяжелому крестьянскому труду, который сначала оборачивается для них «нарядной своей стороной», а затем становится непосильным бременем. Крестьянские дети рано начинали трудиться Какие чувства испытывает ребенок, участвующий в общем труде? Как прививали любовь к труду? Дети смотрели, как работают взрослые, и тоже участвовали в общем труде. Подводим итог: Да, «крестьянский ребенок свободно растет», «он знает лесные дорожки, гарцует верхом, не боится воды…», но Некрасов показывает и другую сторону жизни детей – трудовую. И вот из жаркого доброго лета мы переносимся в «студеную зимнюю пору» и «сильный мороз». Автор выходит из леса и видит что? (мальчика, который на лошади отвозит дрова) Как автор рисует поведение мальчика? Почему автор употребил слово «шествует»? Внешне несуразная картина: лошадь, большой воз хворосту и рядом маленький мальчуган в огромных сапогах, больших рукавицах – все это невольно вызывает в первый момент улыбку, которая чувствуется в обращении автора. Обратите внимание на иллюстрацию на стр. 184. -Как речь мальчика характеризует его? В репликах мальчика звучит чувство собственного достоинства. Он не страдает от этой работы и не считает себя несчастным, он горд и потому вызывает особое восхищение. Маленький мужичок испытывает гордость и ответственность за доверенное дело. Он вправе причислить себя, шестилетнего, к мужикам – кормильцам большой семьи. Уверенность, важность и независимость звучат в последних словах «малюточки», крикнувшего басом. - Какие чувства испытывает автор? Вывод. Некрасов и уважает шестилетнего труженика, и сочувствует столь раннему знакомству с тяжелым трудом (оборотная сторона привольного деревенского детства). Ведь это ребенок, который «уморительно мал». Итак, какую «картину» нарисовал нам автор. У крестьянских детей есть две стороны жизни: слайд одна беззаботная и веселая, а с другой стороны раннее приобщение к тяжелому труду. | Автор радуется веселым лучам солнца, воркующей голубке, крику молодых грачей; бодрый, жизнерадостный тон передает приподнятое настроение поэта). «в них столько покоя, свободы и ласки», «в них столько святой доброты», «я детского глаза люблю выраженье»). С деревенскими ребятами (показывает картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, лесные походы, радость участия в общем труде). («милые плуты», «счастливый народ»). («в их жизни так много поэзии слито», поэт завидует им). (любовь, понимание). (Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд – не тягость, не наказание, а радость.) собственным примером взрослые. Есть другая сторона жизни крестьянских детей, и о ней знает автор - это раннее приобщение к тяжелому, непосильному крестьянскому труду). мальчика, который на лошади отвозит дрова) (он не идет, а «шествует важно, чинно, спокойно; как взрослый). (шествовать – идти, двигаться торжественно, важно; он понимает свою значимость) он отвечает нарочито грубо, чтобы подчеркнуть свою значимость; возможно, подражает отцу) (Не жалость, а уважение к этому чувству мужской ответственности, трудолюбию и бесстрашию малыша) | ||||||||||
Применение знаний на практике | Итак, мы с вами разобрали, что у крестьянских детей есть две стороны жизни: одна беззаботная и веселая, а вторая трудовая и тяжелая. Сейчас вам нужно заполнить таблицу и указать, чем занимаются дети в своей беззаботной стороне жизни, а что они делают, когда трудятся. Работаем в паре с соседом.
Взаимопроверка. Сдайте мне листочки, я проверю, честно ли вы поставили оценку. Потом отдам листок, а вы вклеите в тетрадь. | Заполняют таблицу | ||||||||||
Итог урока | Подводим итог урока. Какая была задача урока? Каким предстает перед нами мир крестьянских детей? Как изобразил Н. Некрасов жизнь крестьянских детей? Ребята, а скажите, как вы уже сейчас можете трудиться? То есть вы уже сейчас приобщаетесь к труду и помощи. Всегда нужно помогать своим родным. Рефлексия. Закончи фразу… Своей работой на уроке я доволен/недоволен Урок для меня показался коротким/длинным За урок я устал/не устал Моё настроение стало хуже/стало лучше Материал урока мне был понятен/не понятен, полезен/не полезен, интересен/не интересен. Домашнее задание: ответить на вопрос 1 на стр. 186. | Помогать родителям по дому, присматривать за братьями с сестрами, ходить в магазин и тд) |
ПРИЛОЖЕНИЕ
|
| ||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...
Конспект урока литературы"Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"
Цели:· проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;·...
Тема: Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Тип урока: Обобщающий урок по тем....
Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п
Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...
Викторина по стихотворению Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" (5 класс)
На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Некрасова и начали анализировать стихотворение “Крестьянские дети”. А сейчас проверим, кто внимательно читал это стихотворение....
Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова "Крестьянские дети"
конспект урока...
Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (урок литературы в 5 классе)
Цель урока: показать, каким предстает мир крестьянских детей в изображении Н.А.Некрасова...