Образ крестьянских детей в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Мария Дмитриевна Налбатова

Образ крестьянских детей в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литература

Класс: 5

Тема урока: Образ крестьянских детей в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»

Цель: формирование представления об образе жизни крестьянских детей

Задачи: познакомиться с образом крестьянских детей

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивация на учебную деятельность

Приветствие. Орг. момент

Настраиваются на урок

Актуализация знаний

С каким автором мы с вами начали знакомиться?

- Что запомнилось вам из его биографии?

- С какими произведениями этого писателя мы уже познакомились? 
- Какой образ самый главный в стихотворении «Мороз, Красный Нос?

Какой он – образ русской женщины?

Н.А. Некрасов

«Мороз, Красный Нос»

Образ русской женщины

Хорошая хозяйка, жена, мать, трудолюбива и бесстрашна

Целеполагание

Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним произведением Некрасова. Что вы читали дома?

Итак, тема нашего урока: Образ крестьянских детей в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»

Исходя из темы, какие задачи поставим на сегодняшний урок?

«Крестьянские дети»

познакомиться с образом крестьянских детей

Открытие нового знания

Итак, дома вы познакомились со стихотворением «Крестьянские дети». Понравилось ли вам стихотворение?

Обратимся к началу стихотворения и вместе с автором «войдем» в солнечный летний день.

Найдите в начале стихотворения описание природы? Какое настроение передано в нем?

 

В стихах Некрасова природа изображена в тесном единении с человеком, и прежде всего с жизнью крестьянина, с его трудом и повседневными заботами.

Какие слова использует автор, выражая свое отношение к детям?

С кем происходит встреча?

Случайная встреча с деревенскими ребятами вызывает воспоминания о собственном детстве автора, проведенном среди крестьянской детворы. Рассказчик сопоставляет себя с крестьянскими детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян: они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик – нет.

О чем рассказывает автор?

Как называет автор крестьянских детей? 

В чем же они счастливы? 

Почему автор завидует им? (счастливое время в жизни самого автора, не отягощенное проблемами, заботами).

Каково отношение к крестьянским детям?

Далее автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы.

Чем закончился поход за грибами? (купанием в реке)

После грибной поры пришла пора сбора ягод (прочитать отрывок от слов «Грибная пора отойти не успела… до «…живого в деревню тащат с торжеством»).

Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?

(радостное, веселое, задорное).

- Но вот радостное повествование о безмятежном детстве крестьянских детей обрывается, меняется интонация повествования. Автор рассказывает о том, как постепенно крестьянские дети приобщаются к тяжелому крестьянскому труду, который сначала оборачивается для них «нарядной своей стороной», а затем становится непосильным бременем.

Крестьянские дети рано начинали трудиться

Какие чувства испытывает ребенок, участвующий в общем труде?

Как прививали любовь к труду?

Дети смотрели, как работают взрослые, и тоже участвовали в общем труде.

Подводим итог:  Да, «крестьянский ребенок свободно растет», «он знает лесные дорожки, гарцует верхом, не боится воды…»,  но Некрасов показывает и другую сторону жизни детей – трудовую.

И вот из жаркого доброго лета мы переносимся в «студеную зимнюю пору» и «сильный мороз». Автор выходит из леса и видит что? (мальчика, который на лошади отвозит дрова)

Как автор рисует поведение мальчика?

Почему автор употребил слово «шествует»?

 Внешне несуразная картина: лошадь, большой воз хворосту и рядом маленький мальчуган в огромных сапогах, больших рукавицах – все это невольно вызывает в первый момент улыбку, которая чувствуется в обращении автора.

Обратите внимание на иллюстрацию на стр. 184.

-Как речь мальчика характеризует его?

В репликах мальчика звучит чувство собственного достоинства. Он не страдает от этой работы и не считает себя несчастным, он горд и потому вызывает особое восхищение.

Маленький мужичок испытывает гордость и ответственность за доверенное дело. Он вправе причислить себя, шестилетнего, к мужикам – кормильцам большой семьи. Уверенность, важность и независимость звучат в последних словах «малюточки», крикнувшего басом.

- Какие чувства испытывает автор?

Вывод. Некрасов и уважает шестилетнего труженика, и сочувствует столь раннему знакомству с тяжелым трудом (оборотная сторона привольного деревенского детства). Ведь это ребенок, который «уморительно мал». Итак, какую «картину» нарисовал нам автор. У крестьянских детей есть две стороны жизни: слайд

одна беззаботная и веселая, а с другой стороны раннее приобщение к тяжелому труду.

Автор радуется веселым лучам солнца, воркующей голубке, крику молодых грачей; бодрый, жизнерадостный тон передает приподнятое настроение поэта).

«в них столько покоя, свободы и ласки», «в них столько святой доброты», «я детского глаза люблю выраженье»).

С деревенскими ребятами

 (показывает картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, лесные походы, радость участия в общем труде).

(«милые плуты», «счастливый народ»).

(«в их жизни так много поэзии слито», поэт завидует им).

(любовь, понимание).

(Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд – не тягость, не наказание, а радость.)

собственным примером взрослые.

Есть другая сторона жизни крестьянских детей, и о ней знает автор - это раннее приобщение к тяжелому, непосильному крестьянскому труду).

мальчика, который на лошади отвозит дрова)

(он не идет, а «шествует важно, чинно, спокойно; как взрослый).

(шествовать – идти, двигаться торжественно, важно; он понимает свою значимость)

он отвечает нарочито грубо, чтобы подчеркнуть свою значимость; возможно, подражает отцу)

(Не жалость, а уважение к этому чувству мужской ответственности, трудолюбию и бесстрашию малыша)

Применение знаний на практике

Итак, мы с вами разобрали, что у крестьянских детей есть две стороны жизни: одна беззаботная и веселая, а вторая трудовая и тяжелая. Сейчас вам нужно заполнить таблицу и указать, чем занимаются дети в своей беззаботной стороне жизни, а что они делают, когда трудятся. Работаем в паре с соседом.

Мир крестьянских детей

Беззаботная и веселая жизнь

Трудовая и тяжелая жизнь

Свободное и веселое время

Раннее приобщение к тяжелому крестьянскому труду

Собирание грибов и ягод, орехов

Помощь родителям по дому, заготовке дров

Купание в реке , рыбалка

Работа в поле

 Взаимопроверка. Сдайте мне листочки, я проверю, честно ли вы поставили оценку. Потом отдам листок, а вы вклеите в тетрадь.

Заполняют таблицу

Итог урока

Подводим итог урока.

Какая была задача урока?

Каким предстает перед нами мир крестьянских детей?

Как изобразил Н. Некрасов жизнь крестьянских детей?

Ребята, а скажите, как вы уже сейчас можете трудиться?

То есть вы уже сейчас приобщаетесь к труду и помощи. Всегда нужно помогать своим родным.

Рефлексия.

Закончи фразу…

Своей работой на уроке я доволен/недоволен

Урок для меня показался коротким/длинным

За урок я устал/не устал

Моё настроение стало хуже/стало лучше

Материал урока мне был понятен/не понятен, полезен/не полезен, интересен/не интересен.

Домашнее задание: ответить на вопрос 1 на стр. 186.

Помогать родителям по дому, присматривать за братьями с сестрами, ходить в магазин и тд)


ПРИЛОЖЕНИЕ

Мир крестьянских детей

Беззаботная и веселая жизнь

Трудовая и тяжелая жизнь

Мир крестьянских детей

Беззаботная и веселая жизнь

Трудовая и тяжелая жизнь

Мир крестьянских детей

Беззаботная и веселая жизнь

Трудовая и тяжелая жизнь

Мир крестьянских детей

Беззаботная и веселая жизнь

Трудовая и тяжелая жизнь

Мир крестьянских детей

Беззаботная и веселая жизнь

Трудовая и тяжелая жизнь

Мир крестьянских детей

Беззаботная и веселая жизнь

Трудовая и тяжелая жизнь

Мир крестьянских детей

Беззаботная и веселая жизнь

Трудовая и тяжелая жизнь

Мир крестьянских детей

Беззаботная и веселая жизнь

Трудовая и тяжелая жизнь

Мир крестьянских детей

Беззаботная и веселая жизнь

Трудовая и тяжелая жизнь

Мир крестьянских детей

Беззаботная и веселая жизнь

Трудовая и тяжелая жизнь

Мир крестьянских детей

Беззаботная и веселая жизнь

Трудовая и тяжелая жизнь

Мир крестьянских детей

Беззаботная и веселая жизнь

Трудовая и тяжелая жизнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

       Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...

Конспект урока литературы"Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"

Цели:·       проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;·...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Викторина по стихотворению Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" (5 класс)

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Некрасова и начали анализировать стихотворение “Крестьянские дети”. А сейчас проверим, кто внимательно читал это стихотворение....

Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (урок литературы в 5 классе)

Цель урока:  показать, каким предстает мир крестьянских детей в изображении Н.А.Некрасова...