Урок А.Платонов "Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Костылева Надежда Николаевна

Урок по произведению А.Платонова "Юшка". Любовь, уважение и сострадание   к человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.platonov_yushka.doc636.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа  №  31им. А.П. Жданова»

Урок   по  литературе  в  7  классе

Тема:              А.  Платонов «Юшка».

Любовь, уважение и сострадание к человеку.

                                                       ф.и.о. учителя    Костылева

                                                                                Надежда

                                                                                      Николаевна

А.  Платонов «Юшка».

Любовь, уважение и сострадание к человеку.

  1. Совершенствовать умения анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;
  2. Развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
  3. Воспитывать любовь и уважение к человеку, способствовать формированию положительных нравственных качеств личности: ответственности за поступки, уважения к чужому мнению, образу жизни, любовь к ближнему.

                                                                    Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

                                                                                                          Р. Роллан

Ход  урока.

  • Постановка  целей  и  задач  урока.
  • Вступительное слово учителя.

Добро и зло… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.

Что такое добро? Это всё хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.

А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца? Говорят, человек появляется на свет из чрева матери чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие?

И я приглашаю вас к серьезному разговору о добре и зле, о нравственности и безнравственности, о плохом и хорошем в людях. И поможет нам раскрыть истинный смысл этих понятий небольшой рассказ Андрея Платонова с таким негромким и коротким названием «Юшка» .

  • Рассказ о писателе.

- Для чего же рождается человек на земле? Над этим вопросом стоит поразмышлять. Вы как считаете?

Да, сколько людей – столько и мнений. А теперь послушайте мнение известного современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле:

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной, тревожной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается

Век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала вселенная.

        - Вот так много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда… родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов. Имя его нам знакомо, знакомы и некоторые из его произведений: рассказы «Никита», «Еще мама», «Корова», сказка-быль «Неизвестный цветок».

  • Сообщение учащегося

Жизнь Андрея Платонова (Климентова Андрея Платоновича) была недолгой и нелегкой. Он родился в 1899 году в семье слесаря железнодорожных мастерских в слободе ямской города Воронежа. Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Потом началась работа с 13 лет Платонов в годы революции работал на воронежском паровозоремонтном заводе.

Его учеба в железнодорожном политехникуме прервалась уходом в Красную Армию, но по возвращении продолжалась. Уже  тогда  стали  появляться  его  литературные

произведения.

        Но затем на писателя обрушилась резкая несправедливая критика. На имя Платонова ложится печать запрета, отчуждения. Был арестован и осужден сын, недолго проживший после возвращения из лагеря. Были обыски; добавилась еще и болезнь. Платонов умер в безвестности и одиночестве 5 января 1951 года. И только после смерти пришло признание. Люди по-иному взглянули на книги Платонова. И перед читателем раскрылся неповторимый художественный мир, где действует очень своеобразный герой.        Книги Платонова несут свет жизни, а умное сердце писателя отзывается в душе каждого из нас добром и любовью к людям.

  • Работа в группах

Перед вами ребус: (милосердие).  Синоним -  человечность  

     1.  карточки с нравственными критериями. Вы должны распределить, какие из них включают в себя понятие «милосердие», а какие – нет. Но прежде, милосердие – что же это такое?

Милосердие                                         нравственные понятия, не относящиеся к милосердию

Доброта         равнодушие

Жалость        эгоизм

Искренность        зависть

Сопереживание        злоба

Терпеливость         жестокость

Сочувствие         унижение

Человечность

Чуткость

Уважение

  1. Словарная работа

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сочувствие – 1) отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; 2) одобрительное, благожелательное отношение.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Милосердие –  готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Кроткий –  незлобивый, покорный, смирный.

Терзать – 1) разрывать, раздирать на части; 2) мучить нравственно.

Юродивый – 1) чудаковатый, помешанный; 2) в представлении суеверных, религиозных людей: безумец, обладающий даром прорицания.

«Кроткий – смирный, покорный, незлобивый»,

3.гр.

Задания для работы в группах.

1  группа.

1) Вы должны распределить, какие из слов  включают в себя понятие «милосердие», а какие – нет.

Милосердие                                         нравственные понятия, не относящиеся к милосердию

Доброта, жалость, равнодушие, искренность, эгоизм, сопереживание, зависть, терпеливость, злоба,  жестокость, сочувствие, унижение, чуткость, уважение, человечность

2) Внимательно прочитай строки «Истязания  Юшки детьми» и подумайте над вопросами:

  Согласны ли вы с Юшкой?

  Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?

2 группа.

1)Толковый  словарь

Подберите  слово, которое  подходит  к  толкованию.

………………………-жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

………………………-1) отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; 2) одобрительное, благожелательное отношение.

………………………– отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

…………………………–  готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

…………………………….–  незлобивый, покорный, смирный.

……………………………..-1) разрывать, раздирать на части; 2) мучить нравственно.

………………………………– 1) чудаковатый, помешанный; 2) в представлении суеверных, религиозных людей: безумец, обладающий даром прорицания.

Слова  для  справок:  доброта, сочувствие, милосердие, сострадание, кроткий,

                                       юродивый,  терзать

2) Приготовьте выразительное чтение описания природы, подумайте над вопросами:

Как этот отрывок помогает нам понять образ Юшки?

Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое?

3 группа

1) Что значит быть  человечным?  

  1. Рассмотрите внимательно иллюстрацию художника к рассказу «Юшка» на странице

учебника.

Какой эпизод изображён на ней?

 Прочитать по ролям эпизод встречи Юшки с прохожим.

  • Краткий пересказ.

-Теперь, ребята, давайте вспомним сюжет рассказа «Юшка».

         

Юшка – это кровь, животворящая жидкость. Значительная потеря которой грозит  организму смертью.

-Как звучит полное имя Юшки?  Обратимся к словарю имен. Читаем.

Ефим – благочестивый, благожеланный, священный.

-Случайно ли это имя взял А. Платонов?

 Нет.

Итак, главным героем рассказа  является Ефим Дмитриевич или Юшка.

Давайте подробнее узнаем, что это за человек.

Портрет Юшки.

 -Каким видят Юшку люди? Что знают о нем? Что думают?

 Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Автор подчеркивает внешнюю  неприметность.

  • Выборочное чтение

  «Он был мал ростом и худ;  на   сморщенном  лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как  не остывающие  слезы».

-  Почему автор особо  выделяет его глаза?

 Глаза – зеркало души. Плачет душа. Душой мы сострадаем, любим, ненавидим,  разумом мыслим.

Он долгие годы носит без смены одну и ту же  одежду, напоминающую  рубище. И стол его более,  чем скромен:  чаю  не пил, сахару не получал.  Юшка  чаю с сахаром не пил, а пил простую воду.  Эта подмеченная автором деталь еще несколько раз встречается в рассказе.

Кто может вспомнить, когда и по какому поводу всплывает эта деталь с чаем и сахаром?

(Родители стращали детей за непослушание, говоря : «Вот ты будешь такой же, как и Юшка!... Тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»)

-А еще где?

«Замахнувшись, прохожий с силой  злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.

- Отдохни, - сказал прохожий и ушел домой пить чай.

Что он значит для жителей села? как вы об этом думаете?

Чай с сахаром – это «сытая», «нормальная», «добропорядочная жизнь», жизнь как вершина всех мечтаний и устремлений людских.

Подручный помощник у главного кузнеца, и работу он выполняет незаметную для  посторонних глаз, хотя необходимую.

                                                                                                                                                                                                                                                         

- Почему  «в руках у него мало было силы»?

Он был тяжело болен туберкулезом.

Он  первым поутру идет в кузницу и последним уходит на ночлег,   так что старики и старухи по нему сверяют  начало и конец дня.

-Но  в глазах взрослых, отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не умеющий  жить, ненормальный, поэтому-то именно его вспоминают они, браня детей; вероятность  стать таким как Юшка, звучит в их словах как упрек, возмездие  за шалости и прегрешение.

-Наконец, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и всё, что сказали бы о  нем жители города.

-Чего не знает о нем  никто?

-Каким никогда не видят Юшку?

Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут  миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром.

  • Выборочное чтение

-Были ли счастливые минуты в жизни Юшки?  Юшке лучше на лугу, в лесу, чем среди людей. У него нет необходимости тогда скрывать свою любовь к живым существам

«В пути он дышал… в грудь его входил сладкий воздух  цветов, пахнущий влагой и солнечным светом».

-Каким вам видится Юшка  в этом эпизоде? Юшка сливается с природой, чувствует себя счастливым.

 - Сокровенное для Юшки неведомо жителям, как неведомо его подлинное имя.  Для них он всего  лишь Юшка.

-Поэтому мы с горечью читаем, что всякий может  упрекнуть  его за  «безответность»,  кинуть в него камень, жестоко ранить словом.

Проблемный вопрос.

«Какое слово подобрал писатель для того, чтобы подчеркнуть весь ужас происходящего с Юшкой?»

Каково лексическое значение данного слова? Подберите синонимы.

Терзать – мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.

«Юшка претерпевал нравственные мучения».

«Юшка понимал, что для окружающих жить – это злиться, а для него жить – это любить», «он прощал всех».

Встреча Юшки с детьми

- Что влечет детей к Юшке?

-Почему Юшка не  обижается на них? Он верит, что дети его любят

-Хотели бы вы родиться Юшкой?

-Почему? Ведь он добрый, любит все живое?  Что же не нравится вам? Не нравится не сам Юшка, а отношение людей к нему. Мы ведь такие же  люди.

Обращается внимание на строки «Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них… Дети не знали другого такого человека, и они думали – вправду ли Юшка живой?... И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался злом  и развеселил их… Но Юшка не трогал их и не отвечал им».

 

        Ребята, а как объяснить эти строки: «Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».

        Подвести к ответу, что в семьях не говорили никогда  о духовных ценностях.

        Чай с сахаром – предел желаний в таких семьях.

Встреча Юшки со взрослыми.

-Почему и взрослые иногда обижают Юшку? Потому что он не такой, как все.

-Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? Они не умеют любить. Не могут простить ему  того, что он не  такой как они.

-Какие чувства у вас вызывают взрослые в рассказе? Они омерзительные, очень жестокие люди.

«Взрослых Юшка тоже раздражает своей непохожестью», «злость, горе или обиду с лютой яростью

- Юшка в разговоре с Дашей утверждает обратное: «Меня, Даша, народ любит!»

-Так ли это? Любит ли народ Юшку?

  • Выслушиваем мнение детей.

  • Найдите, что Юшка говорит о людских сердцах?

 Он где-нибудь называет сердце жестоким?

        «Народ меня без понятия  любит, сердце в людях бывает слепое.

Что значит слепое?

Иногда  человек не задумывается о том, что он  творит зло.        

 

     Вывод: Нельзя одному человеку ставить  себя выше других, никто не вправе судить других людей за непохожесть, тем более издеваться и убивать.

  • Чтение диалога веселого прохожего и Юшки по ролям.

Как называет Платонов человека, ударившего Юшку, и того, кто поднял умершего главного героя? есть ли особая смысловая нагрузка в этих словах?

«Веселый прохожий ударил Юшку», а «один человек обнаружил умершего героя», «в мире есть все-таки добрые люди».

-Как назвал прохожий Юшку? «Юродивых считали божьими людьми, но в то же время дразнили и унижали». «Юшку при жизни били, он умер от побоев, но к телу умершего пришли проститься все, кто знал его».

ЮРО'ДИВЫЙ и (обл.) ЮРОДИ'ВЫЙ, ая, ое.

1. Глуповатый, чудаковатый, безумный.. 2. в знач. сущ. юро́дивый, ого, м. Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания

-Чем помешал Юшка веселому прохожему?

- Почему Юшка осерчал, а не разгневался?  Может, не надо было серчать?  Юшка не может гневаться,   по характеру он очень добрый. Он осерчал-то впервые. Обязательно надо было осерчать, нельзя всё время молчать!

 

«А чего я тебе, чем я вам мешаю!…Без меня тоже, значит, нельзя! Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…»

-Можно ли было избежать этого конфликта?

Нет. Презрение – это то, чем переполнено сердце людей. «Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный». Заповедь Божия гласит: «не суди и не судим будешь», но люди слишком поздно вспоминают это. («Прощай, Юшка, и нас прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья?»)

В итоге к Юшке пришли проститься все, кто потешался над ним и мучил его при жизни. Запоздалое чувство вины двигало ими.

-Как вы думаете, была ли жизнь Юшки бесполезной, бессмысленной?

Смысл его жизни был в любви, которая по словам апостола Павла «долготерпит, не завидует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине», которая «никогда не перестает». Любовь Юшки стала причиной любви к людям для его воспитанницы.

Любовь – это самопожертвование.

-Прощаться  с Юшкой пришли все люди.

-Можем ли мы, сказать: «Прости нас, Юшка!?»  Обязательно должны. Эти слова нужно сказать не только Юшке, но и ближнему,  да и  любому человеку, которому мы сделали  зло.

-Почему без Юшки стало хуже?

Вывод. В жизни так часто бывает. Когда теряем человека, только тогда осознаем, как велика и тяжела утрата. И людям, которые жили рядом  с Юшкой,  было стыдно за себя и за свое отношение  к  Ефиму Дмитриевичу.

  • Работа с высказываниями известных людей.

- Посмотрите на предложенные высказывания известных людей и попробуйте выбрать в то, которое больше всего подходит к нашей  теме.                         

        Уважай в себе и других человеческую личность.

Д.И. Писарев

        Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Б. Паскаль

        Великие души переносят страдания молча.                                  Ф.Шиллер

        Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. М Горький

         

«Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть».

                                                                                            В. Распутин

«Возлюби ближнего своего, как самого себя».

                                                                                      Библия

- Юшка умер. Это будет с каждым. Важно то, что он оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том, чтобы увеличивать добро на земле.

Можно ли сказать, что то добро, которое исходило от Юшки, с его смертью исчезло бесследно?

  • Найдите  описание  девушки  (глаза и  слезы, кроткое  лицо)

«Там девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его… кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца.

Приемная его дочь «…по-прежнему весь день лечит и утешает больных  людей,  не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

        

  • Итог урока.

  -Какие чувства вызывает у вас рассказ?

 Не только  чувство жалости, но и возмущения той жестокой действительностью, людьми, которым недоступны чувства  сострадания  и доброты.

-Чему учит нас А. Платонов?

А. Платонов учит нас жалости и состраданию,  учит любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему, видеть в каждом равного себе, понимать его.

          -Актуален ли рассказ Юшка  сейчас?

          -Всегда ли мы внимательны к окружающим нас людям?

«Добро, человечность нельзя стереть с лица земли ни злом, ни насилием, ни глупостью. Они неподвластны времени, они подчинены наивысшему судье бессмертия – совести. «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, но худо не быть при этом человеком», - сказал В.Г. Белинский. И мне хочется, чтоб каждый из вас нес ту частицу света, доброты, любви, которая согревала бы окружающих вас людей. «Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе», - писал Р. Роллан. Светите, любите,   уважайте в человеке человека».

Жил в старой деревне отшельник-горбун

Его опасались, его не любили,

Шли слухи о нем, будто он – злой колдун,

И люди его стороной обходили.

Бродил он с картофельным ветхим мешком,

В пальто многолетнем, изъеденном молью.

И если его провожали смешком,

Он тихо вздыхал, без обиды, но с болью.

А люди глумились о нем, шепчась за спиной:

Рога у него, мол, под шапкою скрыты,

И оттого этот малый хромой,

Что у него вместо пальцев копыта.

Однажды в деревню вселилась беда,

То всходы пшеницы погибнут под градом,

То летом в июле придут холода,

То волки порежут на пастбище стадо.

Настали тревожные, тяжкие дни –

Придется им туго зимой без зерна.

Не зная что делать, решили они:

«Горбун виноват! Смерть тебе, сатана!

Пойдемте, пойдемте скорее к реке!

Он там, он в землянке живет как изгнанник!»

И двинулись скопом. И в каждой руке

Зажат был в дороге подобранный камень.

Он шел им навстречу, печален и тих,

Он все уже знал, он не глупый, он понял.

И он не свернул, он не скрылся от них,

И только лицо свое прятал в ладонях.

Ни разу не вскрикнув под градом камней,

Он только шептал: «Пусть простит вас Всевышний!"

Камнями по телу, но сердцу больней.

На нас не похож, значит, - злой, значит, лишний…

Закончилась казнь. Кто-то грубо сказал:

«Давайте посмотрим уродскую спину!

Ни разу не видел такого горба!»

Пальто все в крови он с убитого скинул.

В больном любопытстве томилась гурьба.

Вдруг молча, как статуи, люди застыли,

«Злой черт», «Сатана» прятал вместо горба

  Под старым пальто белоснежные крылья…

  • Рефлексия

Закончи фразу:

я понял, что…

я почувствовал, что…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…..

 

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Открытый урок по литературе «А.П.ПлатоновЮшка»

План-конспект открытого урока по литературе «Юшка» с использованием технологической карты урока. Базовый учебник Коровина В.Я. «Литература. 7класс». М.: Просвещение, 2010...