Урок А.Платонов "Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок по произведению А.Платонова "Юшка". Любовь, уважение и сострадание к человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.platonov_yushka.doc | 636.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31им. А.П. Жданова»
Урок по литературе в 7 классе
Тема: А. Платонов «Юшка».
Любовь, уважение и сострадание к человеку.
ф.и.о. учителя Костылева
Надежда
Николаевна
А. Платонов «Юшка».
Любовь, уважение и сострадание к человеку.
- Совершенствовать умения анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;
- Развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
- Воспитывать любовь и уважение к человеку, способствовать формированию положительных нравственных качеств личности: ответственности за поступки, уважения к чужому мнению, образу жизни, любовь к ближнему.
Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Р. Роллан
Ход урока.
- Постановка целей и задач урока.
- Вступительное слово учителя.
Добро и зло… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.
Что такое добро? Это всё хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.
А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца? Говорят, человек появляется на свет из чрева матери чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие?
И я приглашаю вас к серьезному разговору о добре и зле, о нравственности и безнравственности, о плохом и хорошем в людях. И поможет нам раскрыть истинный смысл этих понятий небольшой рассказ Андрея Платонова с таким негромким и коротким названием «Юшка» .
- Рассказ о писателе.
- Для чего же рождается человек на земле? Над этим вопросом стоит поразмышлять. Вы как считаете?
Да, сколько людей – столько и мнений. А теперь послушайте мнение известного современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле:
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
- Вот так много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда… родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов. Имя его нам знакомо, знакомы и некоторые из его произведений: рассказы «Никита», «Еще мама», «Корова», сказка-быль «Неизвестный цветок».
- Сообщение учащегося
Жизнь Андрея Платонова (Климентова Андрея Платоновича) была недолгой и нелегкой. Он родился в 1899 году в семье слесаря железнодорожных мастерских в слободе ямской города Воронежа. Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Потом началась работа с 13 лет Платонов в годы революции работал на воронежском паровозоремонтном заводе.
Его учеба в железнодорожном политехникуме прервалась уходом в Красную Армию, но по возвращении продолжалась. Уже тогда стали появляться его литературные
произведения.
Но затем на писателя обрушилась резкая несправедливая критика. На имя Платонова ложится печать запрета, отчуждения. Был арестован и осужден сын, недолго проживший после возвращения из лагеря. Были обыски; добавилась еще и болезнь. Платонов умер в безвестности и одиночестве 5 января 1951 года. И только после смерти пришло признание. Люди по-иному взглянули на книги Платонова. И перед читателем раскрылся неповторимый художественный мир, где действует очень своеобразный герой. Книги Платонова несут свет жизни, а умное сердце писателя отзывается в душе каждого из нас добром и любовью к людям.
- Работа в группах
Перед вами ребус: (милосердие). Синоним - человечность
1. карточки с нравственными критериями. Вы должны распределить, какие из них включают в себя понятие «милосердие», а какие – нет. Но прежде, милосердие – что же это такое?
Милосердие нравственные понятия, не относящиеся к милосердию
Доброта равнодушие
Жалость эгоизм
Искренность зависть
Сопереживание злоба
Терпеливость жестокость
Сочувствие унижение
Человечность
Чуткость
Уважение
- Словарная работа
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Сочувствие – 1) отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; 2) одобрительное, благожелательное отношение.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.
Терзать – 1) разрывать, раздирать на части; 2) мучить нравственно.
Юродивый – 1) чудаковатый, помешанный; 2) в представлении суеверных, религиозных людей: безумец, обладающий даром прорицания.
«Кроткий – смирный, покорный, незлобивый»,
3.гр.
Задания для работы в группах.
1 группа.
1) Вы должны распределить, какие из слов включают в себя понятие «милосердие», а какие – нет.
Милосердие нравственные понятия, не относящиеся к милосердию
Доброта, жалость, равнодушие, искренность, эгоизм, сопереживание, зависть, терпеливость, злоба, жестокость, сочувствие, унижение, чуткость, уважение, человечность
2) Внимательно прочитай строки «Истязания Юшки детьми» и подумайте над вопросами:
Согласны ли вы с Юшкой?
Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?
2 группа.
1)Толковый словарь
Подберите слово, которое подходит к толкованию.
………………………-жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
………………………-1) отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; 2) одобрительное, благожелательное отношение.
………………………– отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
…………………………– готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
…………………………….– незлобивый, покорный, смирный.
……………………………..-1) разрывать, раздирать на части; 2) мучить нравственно.
………………………………– 1) чудаковатый, помешанный; 2) в представлении суеверных, религиозных людей: безумец, обладающий даром прорицания.
Слова для справок: доброта, сочувствие, милосердие, сострадание, кроткий,
юродивый, терзать
2) Приготовьте выразительное чтение описания природы, подумайте над вопросами:
Как этот отрывок помогает нам понять образ Юшки?
Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое?
3 группа
1) Что значит быть человечным?
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию художника к рассказу «Юшка» на странице
учебника.
Какой эпизод изображён на ней?
Прочитать по ролям эпизод встречи Юшки с прохожим.
- Краткий пересказ.
-Теперь, ребята, давайте вспомним сюжет рассказа «Юшка».
Юшка – это кровь, животворящая жидкость. Значительная потеря которой грозит организму смертью.
-Как звучит полное имя Юшки? Обратимся к словарю имен. Читаем.
Ефим – благочестивый, благожеланный, священный.
-Случайно ли это имя взял А. Платонов?
Нет.
Итак, главным героем рассказа является Ефим Дмитриевич или Юшка.
Давайте подробнее узнаем, что это за человек.
Портрет Юшки.
-Каким видят Юшку люди? Что знают о нем? Что думают?
Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Автор подчеркивает внешнюю неприметность.
- Выборочное чтение
«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».
- Почему автор особо выделяет его глаза?
Глаза – зеркало души. Плачет душа. Душой мы сострадаем, любим, ненавидим, разумом мыслим.
Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его более, чем скромен: чаю не пил, сахару не получал. Юшка чаю с сахаром не пил, а пил простую воду. Эта подмеченная автором деталь еще несколько раз встречается в рассказе.
Кто может вспомнить, когда и по какому поводу всплывает эта деталь с чаем и сахаром?
(Родители стращали детей за непослушание, говоря : «Вот ты будешь такой же, как и Юшка!... Тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»)
-А еще где?
«Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.
- Отдохни, - сказал прохожий и ушел домой пить чай.
Что он значит для жителей села? как вы об этом думаете?
Чай с сахаром – это «сытая», «нормальная», «добропорядочная жизнь», жизнь как вершина всех мечтаний и устремлений людских.
Подручный помощник у главного кузнеца, и работу он выполняет незаметную для посторонних глаз, хотя необходимую.
- Почему «в руках у него мало было силы»?
Он был тяжело болен туберкулезом.
Он первым поутру идет в кузницу и последним уходит на ночлег, так что старики и старухи по нему сверяют начало и конец дня.
-Но в глазах взрослых, отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, поэтому-то именно его вспоминают они, браня детей; вероятность стать таким как Юшка, звучит в их словах как упрек, возмездие за шалости и прегрешение.
-Наконец, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и всё, что сказали бы о нем жители города.
-Чего не знает о нем никто?
-Каким никогда не видят Юшку?
Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром.
- Выборочное чтение
-Были ли счастливые минуты в жизни Юшки? Юшке лучше на лугу, в лесу, чем среди людей. У него нет необходимости тогда скрывать свою любовь к живым существам
«В пути он дышал… в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом».
-Каким вам видится Юшка в этом эпизоде? Юшка сливается с природой, чувствует себя счастливым.
- Сокровенное для Юшки неведомо жителям, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего лишь Юшка.
-Поэтому мы с горечью читаем, что всякий может упрекнуть его за «безответность», кинуть в него камень, жестоко ранить словом.
Проблемный вопрос.
«Какое слово подобрал писатель для того, чтобы подчеркнуть весь ужас происходящего с Юшкой?»
Каково лексическое значение данного слова? Подберите синонимы.
Терзать – мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.
«Юшка претерпевал нравственные мучения».
«Юшка понимал, что для окружающих жить – это злиться, а для него жить – это любить», «он прощал всех».
Встреча Юшки с детьми
- Что влечет детей к Юшке?
-Почему Юшка не обижается на них? Он верит, что дети его любят
-Хотели бы вы родиться Юшкой?
-Почему? Ведь он добрый, любит все живое? Что же не нравится вам? Не нравится не сам Юшка, а отношение людей к нему. Мы ведь такие же люди.
Обращается внимание на строки «Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них… Дети не знали другого такого человека, и они думали – вправду ли Юшка живой?... И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался злом и развеселил их… Но Юшка не трогал их и не отвечал им».
Ребята, а как объяснить эти строки: «Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».
Подвести к ответу, что в семьях не говорили никогда о духовных ценностях.
Чай с сахаром – предел желаний в таких семьях.
Встреча Юшки со взрослыми.
-Почему и взрослые иногда обижают Юшку? Потому что он не такой, как все.
-Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? Они не умеют любить. Не могут простить ему того, что он не такой как они.
-Какие чувства у вас вызывают взрослые в рассказе? Они омерзительные, очень жестокие люди.
«Взрослых Юшка тоже раздражает своей непохожестью», «злость, горе или обиду с лютой яростью
- Юшка в разговоре с Дашей утверждает обратное: «Меня, Даша, народ любит!»
-Так ли это? Любит ли народ Юшку?
- Выслушиваем мнение детей.
- Найдите, что Юшка говорит о людских сердцах?
Он где-нибудь называет сердце жестоким?
«Народ меня без понятия любит, сердце в людях бывает слепое.
Что значит слепое?
Иногда человек не задумывается о том, что он творит зло.
Вывод: Нельзя одному человеку ставить себя выше других, никто не вправе судить других людей за непохожесть, тем более издеваться и убивать.
- Чтение диалога веселого прохожего и Юшки по ролям.
Как называет Платонов человека, ударившего Юшку, и того, кто поднял умершего главного героя? есть ли особая смысловая нагрузка в этих словах?
«Веселый прохожий ударил Юшку», а «один человек обнаружил умершего героя», «в мире есть все-таки добрые люди».
-Как назвал прохожий Юшку? «Юродивых считали божьими людьми, но в то же время дразнили и унижали». «Юшку при жизни били, он умер от побоев, но к телу умершего пришли проститься все, кто знал его».
ЮРО'ДИВЫЙ и (обл.) ЮРОДИ'ВЫЙ, ая, ое.
1. Глуповатый, чудаковатый, безумный.. 2. в знач. сущ. юро́дивый, ого, м. Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания
-Чем помешал Юшка веселому прохожему?
- Почему Юшка осерчал, а не разгневался? Может, не надо было серчать? Юшка не может гневаться, по характеру он очень добрый. Он осерчал-то впервые. Обязательно надо было осерчать, нельзя всё время молчать!
«А чего я тебе, чем я вам мешаю!…Без меня тоже, значит, нельзя! Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…»
-Можно ли было избежать этого конфликта?
Нет. Презрение – это то, чем переполнено сердце людей. «Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный». Заповедь Божия гласит: «не суди и не судим будешь», но люди слишком поздно вспоминают это. («Прощай, Юшка, и нас прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья?»)
В итоге к Юшке пришли проститься все, кто потешался над ним и мучил его при жизни. Запоздалое чувство вины двигало ими.
-Как вы думаете, была ли жизнь Юшки бесполезной, бессмысленной?
Смысл его жизни был в любви, которая по словам апостола Павла «долготерпит, не завидует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине», которая «никогда не перестает». Любовь Юшки стала причиной любви к людям для его воспитанницы.
Любовь – это самопожертвование.
-Прощаться с Юшкой пришли все люди.
-Можем ли мы, сказать: «Прости нас, Юшка!?» Обязательно должны. Эти слова нужно сказать не только Юшке, но и ближнему, да и любому человеку, которому мы сделали зло.
-Почему без Юшки стало хуже?
Вывод. В жизни так часто бывает. Когда теряем человека, только тогда осознаем, как велика и тяжела утрата. И людям, которые жили рядом с Юшкой, было стыдно за себя и за свое отношение к Ефиму Дмитриевичу.
- Работа с высказываниями известных людей.
- Посмотрите на предложенные высказывания известных людей и попробуйте выбрать в то, которое больше всего подходит к нашей теме.
Уважай в себе и других человеческую личность.
Д.И. Писарев
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль
Великие души переносят страдания молча. Ф.Шиллер
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. М Горький
«Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть».
В. Распутин
«Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Библия
- Юшка умер. Это будет с каждым. Важно то, что он оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том, чтобы увеличивать добро на земле.
Можно ли сказать, что то добро, которое исходило от Юшки, с его смертью исчезло бесследно?
- Найдите описание девушки (глаза и слезы, кроткое лицо)
«Там девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его… кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца.
Приемная его дочь «…по-прежнему весь день лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».
- Итог урока.
-Какие чувства вызывает у вас рассказ?
Не только чувство жалости, но и возмущения той жестокой действительностью, людьми, которым недоступны чувства сострадания и доброты.
-Чему учит нас А. Платонов?
А. Платонов учит нас жалости и состраданию, учит любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему, видеть в каждом равного себе, понимать его.
-Актуален ли рассказ Юшка сейчас?
-Всегда ли мы внимательны к окружающим нас людям?
«Добро, человечность нельзя стереть с лица земли ни злом, ни насилием, ни глупостью. Они неподвластны времени, они подчинены наивысшему судье бессмертия – совести. «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, но худо не быть при этом человеком», - сказал В.Г. Белинский. И мне хочется, чтоб каждый из вас нес ту частицу света, доброты, любви, которая согревала бы окружающих вас людей. «Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе», - писал Р. Роллан. Светите, любите, уважайте в человеке человека».
Жил в старой деревне отшельник-горбун
Его опасались, его не любили,
Шли слухи о нем, будто он – злой колдун,
И люди его стороной обходили.
Бродил он с картофельным ветхим мешком,
В пальто многолетнем, изъеденном молью.
И если его провожали смешком,
Он тихо вздыхал, без обиды, но с болью.
А люди глумились о нем, шепчась за спиной:
Рога у него, мол, под шапкою скрыты,
И оттого этот малый хромой,
Что у него вместо пальцев копыта.
Однажды в деревню вселилась беда,
То всходы пшеницы погибнут под градом,
То летом в июле придут холода,
То волки порежут на пастбище стадо.
Настали тревожные, тяжкие дни –
Придется им туго зимой без зерна.
Не зная что делать, решили они:
«Горбун виноват! Смерть тебе, сатана!
Пойдемте, пойдемте скорее к реке!
Он там, он в землянке живет как изгнанник!»
И двинулись скопом. И в каждой руке
Зажат был в дороге подобранный камень.
Он шел им навстречу, печален и тих,
Он все уже знал, он не глупый, он понял.
И он не свернул, он не скрылся от них,
И только лицо свое прятал в ладонях.
Ни разу не вскрикнув под градом камней,
Он только шептал: «Пусть простит вас Всевышний!"
Камнями по телу, но сердцу больней.
На нас не похож, значит, - злой, значит, лишний…
Закончилась казнь. Кто-то грубо сказал:
«Давайте посмотрим уродскую спину!
Ни разу не видел такого горба!»
Пальто все в крови он с убитого скинул.
В больном любопытстве томилась гурьба.
Вдруг молча, как статуи, люди застыли,
«Злой черт», «Сатана» прятал вместо горба
Под старым пальто белоснежные крылья…
- Рефлексия
Закончи фразу:
я понял, что…
я почувствовал, что…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Открытый урок по литературе «А.П.ПлатоновЮшка»
План-конспект открытого урока по литературе «Юшка» с использованием технологической карты урока. Базовый учебник Коровина В.Я. «Литература. 7класс». М.: Просвещение, 2010...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...