Этап урока | Ход урока |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика |
1.Организационный момент. | Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами на уроке будем говорить об актуальных для нашего времени вечных проблемах. А о каких именно, предстоит догадаться вам самим. Желаю удачи. Итак, начинаем. | Записывают в тетрадях число, вид работы. |
2. Мотивационный блок.
Ассоциативный ряд. Работа с лексическим значением слова.
Формулирование темы урока
Постановка целей урока
Познавательно – образовательная
Познавательно – регулятивная
Коммуникативная, регулятивная | Показ видеоряда. Портреты: - блаженный - Ксения Петербуржская - Иисус Христос - Иван – цыганок - Юшка.
- Ребята, скажите, пожалуйста, кто изображён, кто изображён на этих портретах?
- Какого человека называют «блаженным»? От какого слова образовано данное? -Что значит «благо»? - Верно. Значит, «блаженный» - это человек, несущий добро. Есть и другое толкование этого слова: счастливый, потому что не делает зла, не знает его, живёт в душе с Богом. Значит, он счастлив.
Отказалась от всех мирских благ, предупреждала людей о катастрофах. Причислена к лику святых ещё при жизни.
Что вы знаете об Иисусе Христе?
Что значит имя Иван? Что с ним происходит в семье Кашириных?
Как вы думаете, что связывает всех перечисленных нами лиц?
Как звали Юшку? Какое значение имеют его имя и отчество?
Имя и отчество Юшки символизируют соединение земного и небесного. А о чём говорит его прозвище? «Юшка» - кровь. О том, что он пострадает от людской злобы. В тексте мы неоднократно видим издевательства людей над героем. Ребята, как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?
А как ещё можно обозначить тему нашего урока?
Какие цели мы с вами поставим перед собой?
|
1 – блаженный.
От слова «благо». Добро.
2 – Ксения Петербуржская.
3 – Иисус Христос. Пострадал за людей, чтобы спасти их души.
4 – цыганок Иван. Дарованный Богом. Страдал от деспотизма деда Каширина, помогал перенести мучения всем, кто мучился от тирании главы семьи.
5 – Юшка. Все изображённые люди страдали. Переносили мучения безропотно. Помогали другим. Приносили себя в жертву ради блага людей. Они отказывались от мирских благ, от удовольствий ради спасения окружающих.
Ефим Дмитриевич. Ефим – «благочестивый» «священный» «благословенный» Дмитриевич – с греч. Дмитрий – «земледелец».
Дети формулируют тему урока: «Всё начинается с любви», « Ни одно село не стоит без праведника». «Возлюби ближнего своего».
Дети ставят перед собой цели, исходя из предложенных тем: - сформировать понимание значения заповеди «Возлюби ближнего своего» и значения слова «любовь»;
- соотнести образ Юшки с примером жертвенной христианской любви;
3) научиться работать в парах, взаимодействовать друг с другом, рефлексировать, т.е. давать оценку высказываниям одноклассников и своим. |
3. Актуализация знаний. Заполнение кластера
Составление синквейна.
Первичная рефлексия. | Мы говорим о любви. А какая она бывает? Давайте заполним кластер.
Верно. Но самая высокая – это жертвенная христианская любовь, когда ты готов пожертвовать собой ради людей. В «Библии» есть строки: «Нет ничего более святого и высокого, чем пострадать за друзи своя». Что же такое христианская любовь? Мы сегодня будем анализировать рассказ А.П.Платонова «Юшка», который является иллюстрацией к значению слова любовь в христианском понимании. А эпиграфом к нашему уроку будет «Послание святого апостола Павла к коринфянам»: «Любовь долго терпит, милосердствует. Любовь не завидует. Любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…»
Составьте синквейн про Юшку.
Кто такой праведник?
Мы охарактеризовали главного героя. А теперь давайте прочитаем свои синквейны и оценим их.
| - мужчины к женщине - детей к родителям - родителей к детям - любовь к Родине
Составляют синквейн (Примерный синквейн: 1 Юшка 2 добрый, смиренный 3 помогает, не обижает, не делает зла 4 Он верил, что люди любят его. 5 Праведник.) Праведник тот, кто живёт, прежде всего, по Законам Божьим, терпит людей потому, что любит их. Читают синквейны, оценивают друг друга.
|
4.Физминутка. | Ребята, наши глаза устали от работы. Давайте поможем им отдохнуть, выполним зарядку. | Дети выполняют упражнения. |
5. Актуализация знаний (продолжение). Работа с таблицей
Поисковая работа с текстом.
| Учитель: Продолжаем урок. А сейчас заполним таблицу
Как жили сельчане при жизни Юшки | Что изменилось после смерти Юшки | Народ не понимал и не принимал Юшку, этот человек для него был слишком странен, непонятен, необычен, а потому вызывал глухое раздражение. | Без Юшки людям стало жить только хуже. Вся злоба, недовольство жизнью, которое вымещалось на Юшке, теперь расходовалось друг на друга. | Дети бросали свои игры с одной-единственной целью — поизмываться над незлобивым стариком. Дети удивлялись и злились, что Юшка не отвечает на их неблаговидные поступки. Они кидали ему в лицо сухие ветки, камешки и комья земли, пытаясь разозлить его. Подбегали к нему, чтобы потрогать руками и убедиться, что он действительно живой. А Юшка искренне верил, что дети любят его, только они не умеют выразить свою любовь иным путем. Юшка был убежден, что он необходим детям именно для того, чтобы научить их любить. |
| Взрослые ничем не отличались от детей. Они также не умели любить своих ближних. Кротость Юшки вызывала только ожесточение — и взрослый человек «бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе». Непонятное всегда вызывает у людей раздражение. Их бесила его безответность, молчаливость, его непохожесть на них: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться!» |
| «Веселый прохожий» мимоходом убивает Юшку и со спокойной совестью идет домой пить чай. Он (Юшка) всегда и всем мешал. | На похороны странного человека собрался весь городок: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни». |
Найдите все наименования главного героя в тексте.
Все его наименования говорят о том, что он был настоящий христианин и жил по Божьим Законам. | Дети заполняют таблицу.
«Юшка», «блажной», «непохожий», «животное такое», «божье чучело», «юрод негодный», «добрый Юшка». |
6. Коррекция знаний. | Учитель консультирует, помогает при этом. | Учащиеся формулируют затруднения, возникшие во время работы. |
7. Домашнее задание | Найти примеры христианской жертвенной любви; подготовить доклад, опираясь на собранный материал | Учащиеся записывают домашнее задание. |
8. Рефлексия. | - Почему одной из возможных тем является фраза «Ни одно село не стоит без праведника»? - Почему Юшку называют праведником? - Так что же такое любовь? - Почему Юшка является примером такой христианской любви?
Нашим выводам созвучно стихотворение «Любовь», которое прочитает Юля. Любовь живет не для себя, И оттого она прекрасна. С ней человек готов, любя, Собою жертвовать всечасно.
Любовь не ищет своего И в доброте неутомима; Всегда желает одного – Быть вечной радостью любимым.
А если вдруг придет беда – Любовь отчаянья не знает, - Плечо с готовностью всегда Под бремя друга подставляет.
Без сожаленья, не ропща, Не возводя себя в герои, Прощая всех и всех любя, Свое большое счастье строит.
Нам это счастье дал Творец: Дарить друзьям любовь такую – Неся тепло своих сердец, Добром украсить жизнь земную.
Учитесь, люди, так любить, Чтобы, решая все задачи, Не для себя на свете жить, - Любовь не может жить иначе. | Ребята оценивают свою работу на уроке, подводят итоги и делают выводы по содержательной части урока.
|