Мастер -класс ТЕМА: «ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»
план-конспект по литературе
Ожидаемые результаты:
по окончании занятия участники должны
- усвоить принцип приема «присвоения текста» и применить его при выразительном чтении
- высказать суждение о возможности использования элементов театральной педагогики на уроках и классных часах
Для занятия нужно
- текст стихотворения О. Берггольц «Ленинградская поэма» с разбивкой на части по системе актерской школы
- анкета для обратной связи с участниками
- «художественные детали» и «манки»: видеохроника блокадного Ленинграда, мелодии различного характера, плакаты периода блокады
Занятие сопровождается компьютерной презентацией
ВВЕДЕНИЕ В ЗАНЯТИЕ (примерно 3 минуты)
Мастер. Уважаемые коллеги, поднимите правую руку, пожмите плечами, выпрямите спину. Скажите, вы без труда это сделали?(Участники выполняют просьбы и отвечают на вопрос)
А теперь выполните следующую мою просьбу: «Сожмите кровеносные сосуды, замедлите сердцебиение, выделите в кровь адреналин». Вы смогли это сделать? (Ответы участников)
Есть средство, которое помогает выполнить не только эти команды, но и испытать катарсис, т.е.эмоциональное потрясение и внутреннее очищение, позволяющее личности подняться на более высокую ступень развития. Как вы думаете, какие средства педагогики могут вызвать сильные чувства у наших учеников. (Участники высказывают свои мысли, это записывается на доске и обсуждается, выявляется общее – эмоции)
Мастер.Для меня таким средством является технология «театральная педагогика», элементы которой я применяю на уроках литературы. Эмоция – вот то, что способно породить переживание, в результате чего появляется позиция. Именно эмоция рождает на свет человека самодостаточного. Сегодня я хочу продемонстрировать несколько упражнений, которые действенно влияют на эмоциональную сферу человека, помогают прочувствованно воспринимать и «подстраивать» художественные произведения. Приглашаю вас быть моими помощниками.
Подготовительный этап
Мастер. Начнем с чувственного восприятия. Упражнение «Отдай».(Приглашаются 3 желающих, которые произносят слово «отдай» со следующими подтекстами: 1. «безапелляционное требование»,2. «просьба с подвохом», 3. «безнадежная мольба»). Произнесение фразы, слова с разными задачами, подтекстами помогает не только пользоваться словом, но и интонировать, эмоционально окрашивать его.
Прием «Шарики Станиславского». Помимо эмоционального восприятия, чувства пространства, требуется ещё логическое осмысление информации. Анализ текста по Станиславскому – это деление на куски, наименование их, определение смысла для последующего исполнения.
Анализ стихотворения.
Мастер. Для прочтения предлагаю отрывок из стихотворения «Ленинградская поэма» О. Берггольц.
Анализировать мы будем по схеме, взятой из уроков актерского мастерства. Каждый бу
дет отвечать за задание , написанное на шарике.
Подбор художественных деталей. Группа, которой досталось задание подобрать художественные детали для чтения «Ленинградской блокады», предлагает свои варианты (это чаще всего видеохроника, музыка )
Мизансценирование. Мастер обсуждает с участниками мизансцены для основного чтеца: как он выходит, где он стоит, жесты и др., а также последовательность действия: чаще всего это видеохроника блокадного Ленинграда - выход чтеца - чтение под музыку - видеохроника Победы)
Исполнение.
Рефлексия.
Мастер. В подобные моменты человек испытывает катарсис, он взаимодействует с автором, героями, историей. Происходит переоценка многого, и сейчас лучше помолчать и подумать. Личностный рост проявится не сразу, через время. Главное, что сейчас ребенок все понял, а понять – значит, почувствовать.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Мастер.Уважаемые коллеги. У вас в руках анкета из 4 вопросов. (Заполнение анкеты). Если у вас 2 и более плюса, цель мастер-класса достигнута. (Подробнее обсуждается вопрос о применении театральной педагогики в разных областях).
И последнее. Если я скажу: «Поднимите правую руку, пожмите плечами, выпрямите спину», - вы без труда это сделаете? ( Ответы участников)
А если попрошу: «Сожмите кровеносные сосуды, замедлите сердцебиение, выделите в кровь адреналин». Вы сможете это сделать? (Ответы участников)
И еще вы знаете средство, которое может помочь испытать сильные чувства и стать лучше и выше.
Анкета для преподавателей
| Да | Нет | |
Считаете ли вы возможным применение в вашей работе элементов театральной педагогики? |
|
| |
Эффективно ли использование данной технологии в воспитательной работе? |
|
| |
Поможет ли данная технология для развития ценностной ориентации ребенка? |
|
| |
Решает ли урок театральной педагогики образовательные задачи? |
|
| |
|
|
|
|
Текст (с указанием пауз и логического ударения)
| Разделён на части | Исполнительские задачи | ||
Предлагаемые обстоятельств, видения | Чувства | Темпо-ритм, голосоведение | ||
Я как рубеж запомню вечер:/ декабрь,/ безогненнаямгла, / я хлеб в руке домой несла,/ и вдруг соседка мне навстречу. / |
|
| ||
«Сменяй на платье,— говорит, /— менять не хочешь/ — дай по дружбе. / Десятый день, как дочь лежит. / Не хороню./ Ей гробик нужен. / Его за хлеб сколотят нам. / Отдай./ Ведь ты сама рожала...»/ И я сказала:// «Не отдам». / И бедный ломоть крепче сжала. / «Отдай, — она просила, /— ты сама ребёнка хоронила. / Я принесла тогда цветы, чтоб ты украсила могилу». // |
|
|
| |
...Как будто на краю земли, / одни, /во мгле, /в жестокой схватке, / две женщины, мы рядом шли, / две матери, /двеленинградки. / |
|
|
| |
И, одержимая, она молила долго, горько, робко. / И сил хватило у меня не уступить мой хлеб на гробик./ И сил хватило — привести её к себе, шепнув угрюмо: / «На, /съешь кусочек, /съешь.../ прости! / Мне для живых не жаль /— не думай». // |
|
|
| |
...Прожив декабрь,/ январь, /февраль,/ я повторяю с дрожью счастья: / мне ничего /живымне жаль/ — ни слёз, /ни радости,/ ни страсти.// |
|
| ||
Сверхзадача |
|
Исполнительский анализ отрывка из стихотворения О. Берггольц «Ленинградская поэма»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элементы "театральной педагогики на уроках литературы и во внеурочной деятельности" | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понять – значит почувствовать К. С. Станиславский
Эмоциональное потрясение и внутреннее очищение, позволяющее личности подняться на более высокую ступень развития КАТАРСИС
Освоение учебного материала через проживание делает знания убеждениями. Сопереживание – важнейший элемент воспитания. А.В. Гребёнкин ЭМОЦИИ – СОПЕРЕЖИВАНИЕ - ПОЗИЦИЯ
1 подтекст: « БЕЗАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ТРЕБОВАНИЕ» 2 подтекст: « ПРОСЬБА С ПОДВОХОМ» 3 подтекст: «БЕЗНАДЕЖНАЯ МОЛЬБА » Чувственное восприятие «Отдай»
У пражнение « П рисвоение текста»
Эмоции «Здесь, сегодня, сейчас» Социальный опыт Ситуации успеха Право на ошибку Равноправные участники Сверхзадача – личностный рост
Упражнения по технике речи Исполнительская деятельность Выполнение этюдов Режиссирование Социальный опыт Элементы театральной педагогики
Театральная библиотека спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Применение иллюстраций и ассоциаций на уроке литературы"
мастер- класс "Иллюстрации на уроке литературы"...
ФГОС. Элементы театральной педагогики на уроке музыки в 5-ом классе. "Кинолента видения".
Прослушайте музыкальный фрагмент с закрытыми глазами и ваше воображение, под влиянием музыки, создаст своего рода "киноленту видения". Это очень интересные моменты театральной педагогики. Считаю , что...
Роль элементов театрального представления на уроках литературы
Статья, раскрывающая роль элементов театрального представления на уроках литературы на примере инсценировки по роману И.А. Гончарова "Обломов"...
Мастер-класс "Использование элементов музейной педагогики на уроках географии"
для учителей географии...
Мастер- класс по применению интерактивных технологий на уроке литературы (5 класс)
Цель урока Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с текстом.Основное содержание темы, термины, п...
КОНСПЕКТ МАСТЕР- КЛАССА Тема: Элементы хореографии, как средство для формирования правильной осанки
Тема: Элементы хореографии, как средство для формирования правильной осанкиЦель: Демонстрация опыта использования элементов хореографии в занятиях по коррекции двигательных навыков Задачи:1....
Мастер класс «Использование элементов сингапурской технологии на уроках русского языка»
Одной из перспективных технологий в формировании коммуникативных УУД и выступает обучение в сотрудничестве. На технологии сотрудничества основана и сингапурская технология обучения.Данную технологию с...