Встреча в Литературной гостиной. «Когда говорят о России, Я вижу свой синий Урал» (Л.К. Татьяничева о Родине и родной природе).
методическая разработка по литературе (6, 7, 8 класс)

Дмитренко Ольга Александровна

Внеурочное мероприятие для 6-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Встреча в Литературной гостиной

(Внеурочное мероприятие для 6-8 классов) 

«Когда говорят о России, Я вижу свой синий Урал»

(Л.К. Татьяничева[1] о Родине и родной природе)

Цель: познакомить учащихся с жизнью творчеством Л.К. Татьяничевой (обзорно), со стихотворениями, посвящёнными Родине.

Основное содержание. Образы Родины и родной природы в стихах Л.К. Татьяничевой. Стихотворения в исполнении учащихся. Богатство и разнообразие чувств и настроений.

Основные виды деятельности. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве Л.К. Татьяничевой. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, и др.) и определение их художественной функции.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения и любви к Родине; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.

Метапредметные: развитие умений организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные: осознание значимости чтения для познания мира и себя в этом мире; развитие умений участвовать в обсуждении прочитанного, создавать письменные высказывания, сознательно планировать своё досуговое чтение; совершенствование навыков смыслового и эстетического анализа текста.

Технологии: проблемно-диалоговая, ИКТ.

Оборудование: портрет Л.К. Татьяничевой, книжная выставка, презентация.

Образы Родины и родной природы,  богатство и разнообразие чувств и настроений в стихах Л.К. Татьяничевой

1. Актуализация имеющихся знаний о поэзии XX века о родной природе:

— Вспомните, какие стихи о Родине и родной природе вы уже знаете.

— Какие мысли и настроения стихов о Родине и родной природе актуальны и сегодня?

2. Слово учителя.

Редко кто умел сказать так звонко о России, как Людмила Константиновна Татьяничева. Какие бы слова Татьяничева не подобрала о Родине, они звучат проникновенно и глубоко, пронзительно и трогательно. Так писать – это надо иметь великий талант, огромную, безграничную душу.

 Имя Татьяничевой – в одном ряду с именами лучших наших поэтов. Про неё писали: «Татьяничева – всесоюзная, многозначная, настоящая, широкая в слове, в даре».

Дочерью Урала не без основания называла Людмилу Константиновну литературовед  Л.П. Гальцева. А поэт В. Федоров отмечал: «Как поэт Людмила Татьяничева родилась на Урале. Кто бы ни подвигал ее на поэтическую стезю, смею утверждать, что ее крёстным отцом в поэзии стал Урал». Мне хотелось бы, чтобы уральцы больше узнали о творческом пути нашей славной землячки, прочли знакомые стихи, вышедшие из-под её пера, и может быть, захотели обратиться и к другим произведениям, чтобы перечитать их снова и снова.

3. Просмотр презентации, ответы на вопросы по её содержанию.

  1. Предварительное задание сформулировать вопрос по темам презентации.
  2. Работа по цепочке (ребята отвечают на заданный им вопрос и задают свой).
  3. Вывод.

4. Групповая работа: выразительное чтение стихотворений учащимися  и ответы на вопросы.

Группа 1: «Не гасло солнце над Россией».

Не гасло солнце над Россией

Нет, даже и в промозглой мгле
Не гасло солнце над Россией!
Вздымались нивы на земле,
А взоры были –
Ярко-сини.
Любви верней и горячей
И нынче сыщешь ты едва ли.
Каких сынов и дочерей
Любимым женщины рожали!
Война пожарами нас жгла,
И ненависть к врагам
Кипела…
Лавиной Русь на битву шла,
Как Волга, —
Широко и смело!
Отстаивая честь свою,
Поведал миру русский воин,
Что победителем в бою
Он был Отчизной удостоен.
Бесправье и неволи стыд
Большой души
Не заглушили.
Россия песнями звенит,
Что и до нас ещё
Сложили.
В них бьётся радость и печаль –
Они, как круговые чаши,
Что, уходя в иную даль,
Передают нам век вчерашний.

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение?
  2. Какие исторические события упоминаются в стихотворении?
  3. Как история и современность связаны между собой? В чём проявляется эта связь?
  4. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?

Группа 2: «Как ты скромна в своём величье…».

Как ты скромна в своём величье,
В своей возвышенной судьбе!
В любом наряде и обличье
Нет равных, Родина, тебе!
Нет равных в доброте и силе.
Какой певец, какой пророк
Раздольным именем Россия
Тебя удачливо нарёк?
Иль это русые смуглянки
На тихой зорьке, у реки,
Слагая в честь твою веснянки,
Тебя Россией нарекли?
Иду сквозь дождички босые
Иль по хрустальной белизне,
Слова:
Отчизна, Русь, Россия —
Ликуют музыкой во мне.
В каком ни явишься обличье –
Тебе нет равной в красоте.
Скромна,
Проста в своём величье.
И величава в простоте.

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение?
  2. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт, описывая величие России?
  3. Какую звукопись, поэтическую лексику и синтаксис использует для этого поэт?
  4. Как вы понимаете выражение «Проста в своём величье. И величава в простоте.»?

Группа 3: «Когда говорят о России…».

Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.

В лугах,
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей,
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.

Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала –
В чудесном искусстве труда.

Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.
… Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.

  1. Какую иллюстрацию можно нарисовать к этому произведению?
  2. Какова роль сравнений в стихотворении?
  3. Как вы понимаете выражение «главная сила Урала – В чудесном искусстве труда»?
  4. Каким предложением начинается стихотворение и каким заканчивается? Как вы понимаете эти строки?

5. Итог встречи. Что общее, а что индивидуальное, неповторимое в литературном образе Родины в творчестве Л.К. Татьяничевой?

6. Рефлексия. Какое стихотворение вам больше всего понравилось и почему?

7. Слово учителя.

Многие ученики нашей школы пишут стихи. И некоторые строки, пусть немного несовершенные, созвучны стихам Л.К. Татьяничевой. Так, в  2014 году Шишкина Елизавета (сейчас ученица 10 класса), будучи ученицей 4 класса,  сочинила два проникновенных стихотворения о Родине, о родном крае. В них – и неброская красота русской природы, и уважение к людям, живущим и работающим здесь, и гордость за родной край.

Родина

Я ищу ответ на вопрос волнующий:

Что такое Родина

И где её достоинства?

А ответ приходит сам:

Родина – это в поле колосок,

Родина – это берёзовый лесок,

Солнечный луч на стене,

Прыгающий ко мне.

И ясно всё понимаю:

Родина моя большая!

Родина моя родная!

И сердцу дорогая!

Уголок России

Есть на Урале уголок –

Родной и близкий  сердцу.

Река Тура у нас течёт –

Спокойно, величаво.

Кругом леса, поля у нас

Раскинулись без края.

Здесь люди славные живут,

У них в почёте честь и труд.

И я горжусь, что родилась

В таком прекрасном крае!

8. Проба пера. Надеюсь, что после сегодняшней нашей встречи и у вас возникнет желание написать стихи о родном крае.


[1] 19.12.2020 - 105 лет со дня рождения, 08.04.2020 - 40 лет со дня смерти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс

Цель урока: Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».Задачи:- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряно...

Тема урока: «С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы» 5 класс

Презентация к уроку литературы по творчеству С.А.Есенина в 5 классе "Поэтическое изображение Родины и родной природы", биография поэта, анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями", "Я покину...

урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».

Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....

Урок литературы в 8 классе по теме: "Встреча в литературной гостиной «От сказки к реальности»".

Знакомство учащихся с творчеством романтиков 20 века. Воспитание интереса к предмету, к слову посредством работы с текстом на нравственные темы....

Литературно-музыкальная композиция «Россия! Сердцу милый край!» (тема Родины и родной природы в творчестве С.Есенина)

Две основные темы — Родина и природа — переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой.    Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасны...

Методическая разработка: "Встреча в литературной гостиной"Поэт страны детства"

Методическая разработка:«Встреча в литературной гостиной "Поэт страны детства»".Устный журнал к 110-летию со дня рождения С.В.Михалкова,в центре дополнительного образования Аннин...

Встречи в литературной гостиной "Братский корпус": "Павловская лира".

Встречи в литературной гостиной "Братский корпус"; "Павловская лира"....