Урок литературы в 8 классе по теме: "Встреча в литературной гостиной «От сказки к реальности»".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Знакомство учащихся с творчеством романтиков 20 века. Воспитание интереса к предмету, к слову посредством работы с текстом на нравственные темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_8_klass.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы 8 класс.
Тема: Встреча в литературной гостиной «От сказки к реальности».
Цели урока: обучающая: познакомить учащихся с творчеством романтиков 20 века.
Дать понятие о феерии
Развивающая: Развивать умение строить монологические высказывания, анализировать литературно-художественные произведения. Содействовать развитию мышления, речи.
Воспитательная: воспитание интереса к предмету, к слову посредством работы с текстом на нравственные темы.
Главного глазами не увидишь.
Зорко только сердце!
Учитель: Сегодня мы поговорим о романтиках 20 века. А кто такие романтики? (романтик – человек, проникнутый романтикой, высокими эмоциями).
- А что же такое романтика? ( Романтика – это то, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека)
- сегодня мы поговорим о писателе – романтике Александре Грине. (портрет)
- Высказывания о Грине известных писателей.
1 Грин – замечательный писатель, это известно всем вам. Для меня лично – один из любимейших мастеров, мастер удивительный, в своём роде единственный в русской литературе. (Юрий Олеша)
2 Таких писателей, как Александр Грин, во всём мире не больше десятка. (Лидия Сейфуллина)
3 писатель замечательный, молодеющий с годами. Его будут читать многие поколения после нас, и всегда его страницы будут дышать на читателя свежестью такой же, как дышат сказки. (Мариэтта Шагинян).
4 Книги Грина не только не забыты – они не могут подвергнуться забвению, ибо в них нечто вечно сияющее, нечто живое, необходимое читателю прежнему и новому, старому и молодому. (Вера Панова)
1 Саша Гриневский (это его подлинная фамилия) родился в маленьком сухопутном городке Вятке. Он был застенчивым и мечтательным, рассеянным и нетерпеливым; учился плохо, но много читал. Как выдумаете, какие книги ему нравились больше всего в то время? (о приключениях и подвигах)
2 Одноклассники, бывало, смеялись над Сашей, дразнили его, потому что дети часто насмехаются над тем, чего не в состоянии понять. Впрочем, и взрослые часто ведут себя точно так же. Жизнь Грина была трудна. «Всё в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из него преступника или злодея» - заметил писатель К. Г. Паустовский. Единственным спасением от мрачной, нищей жизни было воображение.
3 Грин мечтал изменить свою жизнь в скучном, угрюмом, провинциальном городе. Он совершил поступок… Какой? Те, кто читал книгу «Алые паруса», помнят, что по воле автора, так же поступает главный герой, Артур Грэй. (Грин убежал из дома и добрался до приморского города, мечтая устроиться матросом на корабль). Грин оказался в Одессе и стал искать работу моряка.
4 Дважды ему повезло. Его взяли в рейс Одесса – Батуми, а потом он ходил матросом в Египет. Но карьера моряка Грину не удалась. Он перепробовал различные профессии: был писцом, грузчиком, рыбаком, пекарем, золотоискателем, лесорубом, плотогоном, солдатом…
5 Есть сходство между жизнью молодого Грина и биографией других писателей, которым тоже доводилось уходить из дома, бродяжничать, работать, где придётся… а потом рассказывать об этом в книгах. Какие писатели прошли такой жизненный путь? (Горький, Куприн)
6 Один из этих писателей стал спасителем Грина в 1920 году. Голодный, полубольной Грин оказался в Петрограде без тепла и крова. Максим Горький узнал о тяжёлом положении Грина и сумел добиться для него академического писательского пайка; с помощью Горького Грин получил комнату, тёплую и светлую, а главное – возможность работать!
7 Было время разрухи: страна голодала, болела, воевала… Именно в это время Грин писал книгу – не о тех бедах, которые окружали его, а о том, как человек может своими руками создать чудо и подарить его другому человеку. Что это за книга? «Алы паруса».
Рисунки ребят.
- Сам автор обозначил жанр этой книги – феерия. Что означает феерия?
(волшебное, сказочное зрелище)
- Назовите героев этого произведения.
- Чем занимался Лангрен?
- Мэри. Её судьба.
- Поведение Лангрена после возвращения.
- Виноват ли Лангрен в гибели Менерса?
- Можно ли его оправдать? (человек должен уметь прощать)
- Кто страдает от непонимания Лангрена и рыбаков?
- Рассказ об Ассоль.
- Что такое любовь?
На доске Он пришёл на время, ненадолго
Он пришёл, чтоб нас предупредить –
Разобьётся сердце на осколки,
Если мы разучимся любить.
Огонькова.
- Эти слова Огоньковой о Грине. Лангрен умел любить и научил этому Ассоль.
- В жизни Ассоль появилась лодочка с алыми парусами. Почему паруса алые?
Разговор Ассоль и Эгля.
А: Теперь отдай мне.(несмело) Ты уже поиграл. Ты как поймал её?
Э: (заметив девочку, изумлённо) Клянусь Гримами, Эзопом и Андерсеном! Это что-то особенное. Слушай-ка, ты, растение! Это твоя штука?
А: Да, я за ней бежала по всему ручью; я думала, что умру. Она была тут?
Э: У самых моих ног. Яхта, покинутая экипажем, была выброшена на песок трёхвершковым валом – между моей левой пяткой и оконечностью палки. (стукнув палкой о землю). Как зовут тебя, крошка? (отдаёт игрушку)
А: Ассоль. (прячет игрушку в корзину)
Э: Хорошо. Я занимался, сидя на камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов… как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты… Я, милая, в душе поэт, хоть никогда не сочинял сам. Что у тебя в корзинке?
А: Лодочки, потом пароход, да ещё три таких домика с флагами. Там солдаты живут.
Э: Отлично. Тебя послали продать их. По дороге ты занялась игрой. Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала от тебя. Ведь так?
А: Ты разве видел? Кто-то тебе сказал? Или ты угадал?
Э: Я это знал.
А: А как же?
Э: Потому что я самый главный волшебник. (Успокаивает смутившуюся Ассоль.) Тебе нечего бояться меня. Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душам. (в сторону) Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы…Какой славный сюжет! (обратившись к девочке) Ну-ка, Ассоль, слушай меня внимательно. Я был в той деревне, откудаты, должно быть, идёшь. Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказки. У вас не поют песен… (пауза) Не знаю, сколько пройдёт лет, только у вас расцветёт одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус…
- Какое прозвище появилось у Ассоль, почему?
- Эгль пообещал, и писатель Грин исполнил это обещание, заставив своего героя, капитана Грэя, совершить чудо преображения мечты в действительность.
- Почему капитан Грэй решил исполнить заветное желание Ассоль? Что говорит сам Грэй? ( Может быть, именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.)
- Но ведь не каждый способен оснастить корабль алыми парусами…
- Есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и … вовремя сказанное, нужное слово.
- Что же обозначают алые паруса? (вера в мечту)
На доске: Порой нам снится то,
Что в жизни быть невозможно.
А жизнь преподносит то,
Что не снилось.
- Этими словами мне хочется закончить на сегодняшний разговор, но тема ещё не закрыта. Следующий наш урок мы посвятим ещё одному писателю – романтику А. де Сент-Экзюпери. Дома вы должны будете перечитать его произведение «Маленький принц» и подумать над вопросами:
1 В чём вы видите развитие романтических традиций в произведениях А. Грина и А. де Сент-Экзюпери?
2 Каково соотношение идеала и реальности в «Маленьком принце» и «Алых парусах»?
3 Какие образы произведений являются символическими?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В гостях у сказки" Литературная гостиная по сказкам А.С.Пушкина.
Эту гостиную ребята- старшеклассники проводили для учащихся начальной школы в рамках "Коммунарского сбора"...
Литературная гостиная "Зимняя сказка"
Поэтический вечер для учащихся 6-7 классов...
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс
Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока: знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...
Литературная гостиная " Чудесная сказка зимы"
Литературная гостиная " Чудесная сказка зимы"...
Внеклассная работа: литературная гостиная "Чудесная сказка зимы"
В данной работе рассмотрены стихотворения о русской зиме, сценки об особенностях зимней поры, колядки....
Дистанционный урок литературы. 5 класс. Х. К. Андерсен. "Снежная королева". Реальность и фантастика
Предложен материал для самоподготовки учащихся в условиях дистанционного обучения....
Урок литературы 6 класс Алые паруса как символ воплощения мечты. Победа романтической мечты над реальностью жизни.
В ходе урока учащиеся познакомятся с жизнью А.Грина, его произведением "Алые паруса". Работа с текстом помогает учащимся представить разных героев произведения, увидеть их отношение к жизни....