Литературная гостиная «Я буду видеть сердцем» (по творчеству Э. Асадова)
методическая разработка по литературе
Цель: Воспитание чувства патриотизма и нравственности на примере героической биографии поэта Э.Асадова.
Задачи:
1.Познакомить обучающихся с героической биографией поэта Э.Асадова.
2. Создать условия для приобщения обучающихся к поэзии.
3. Показать на примере жизни и творчества поэта любовь к Родине, жизни.
4. Воспитывать у студентов нравственные ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya_e.asadova.pptx | 2.98 МБ |
literaturnaya_gostinaya_e.asadova.docx | 46.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родился Эдуард Асадов в 1923 году в туркменском городе Мерв , в семье учителей. Его отец Арташес Асадьянц , армянин по происхождению, ещё до революции поменял имя и стал Аркадием Асадовым. Отец Асадова умер, когда ему было чуть за тридцать. После этого мать не смогла оставаться на прежнем месте, забрав 6-летнего сына, Лидия Ивановна переехала в Свердловск, к родственникам, а через несколько лет перебралась в Москву – она была по-настоящему хорошей учительницей, поэтому ей предложили работу в столице. Э. Асадов с родителями
И вот наступил 1941 год. Окрыленный планами и надеждами юноша планирует после школы поступать в ВУЗ, но никак не может решить, что предпочесть: литературный или театральный? Жизнь избавила Асадова от этого выбора, внеся свои коррективы – через неделю после школьного выпускного началась Великая Отечественная война.
1 мая 1948 года в награду за первое место в конкурсе стихов состоялась первая публикация стихов Эдуарда Аркадьевича в журнале «Огонек»
В 1951 году вышла в свет первая его книга стихов «Светлые дороги». С начала 60-х годов поэзия Эдуарда Асадова приобрела широчайшее звучание . Его книги выходили 100тысячными тиражами.
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»
Литературная гостиная
«Я буду видеть сердцем»
(по творчеству Э. Асадова)
Выполнила: Доржиева С.Д.
преподаватель русского языка и литературы
с. Иволгинск
2023 г.
Литературная гостиная
«Я буду видеть сердцем»
(по творчеству Э. Асадова)
Цель: Воспитание чувства патриотизма и нравственности на примере героической биографии поэта Э.Асадова.
Задачи:
1.Познакомить обучающихся с героической биографией поэта Э.Асадова.
2. Создать условия для приобщения обучающихся к поэзии.
3. Показать на примере жизни и творчества поэта любовь к Родине, жизни.
4. Воспитывать у студентов нравственные ценности.
Фоном начинает звучать стих в исполнении чтеца
«Я могу тебя очень ждать»
Ведущий 1:Поэзия – великая тайна! Человек не может постичь ее разумом, она входит в наши души и остается там неведомым странным путем. Есть поэты, чьи имена вроде бы на слуху у всех, но читатели не могут процитировать ни строчки. Есть поэтические строчки, имя авторов которых давно забыты. Но есть в русской поэзии живые, вечно звучащие, которые помнят, любят, носят в своих сердцах на протяжении всей своей жизни целые поколения. Эдуард Асадов относится к таким поэтам.
Ведущий 2: 7 сентября 2023 года исполнилось 100 лет со дня рождения Эдуарду Аркадьевичу Асадову, и наша встреча посвящена его творчеству, сегодня прозвучат его стихи в исполнении студентов.
Есть поэты, чьи строки стихов вечно звучат, зовут, которые помнят и любят, носят в сердцах на протяжении всей жизни целые поколения. Эдуард Асадов относится к таким поэтам. Он известен, любим, почитаем миллионами людей. Надеюсь, что они станут и вашими любимыми стихами.
Родился Эдуард Аркадьевич 7 сентября 1923 года в туркменском городе Мерв.
- видеоролик «Сражаюсь. Верую. Люблю»
Написал заявление с просьбой отправить на фронт добровольцем. Просьба эта была удовлетворена. За годы войны прошел путь от наводчика орудия до офицера, командира батареи прославленных гвардейских минометов-«катюши». В битве за Севастополь в 1944 году был тяжело ранен в голову.
Слайд
Ведущий 1:В ночь с 3 на 4 мая в боях за Севастополь получил тяжелейшее ранение осколком снаряда в лицо. Теряя сознание, он довел грузовой автомобиль с боеприпасами до артиллерийской батареи. За этот подвиг гвардии лейтенант был награжден орденом Красной звезды. В госпитале после множества операций был вынесен суровый приговор – зрения не вернуть. Предстояло вновь поверить в себя, вновь полюбит жизнь во всем многообразии красок. Благодаря огромной силе воли, крепкому организму помогли этому 20-тилетнему лейтенанту снова встать в строй и не сдаваться. «Я буду видеть сердцем»- так написал он в одной из поэм. Россия начиналась не с меча! Читает _______________
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась..
И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой - города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
Слайд
Ведущий 2: После войны учился в литературном институте вместе с Гасулом Гамзатовым, Юлией Друниной, Юрием Бондаревым, Владимиром Тендряковым. За 5 лет учебы в институте Асадов не получил ни одной тройки и окончил институт с красным дипломом. 1 мая 1948 года в награду за первое место в конкурсе стихов состоялась первая публикация стихов Эдуарда Аркадьевича в журнале «Огонек».
Слайд
Ведущий 1: В 1951 году вышла в свет первая его книга стихов «Светлые дороги». С начала 60-х годов поэзия Эдуарда Асадова приобрела широчайшее звучание. Его книги выходили 100 тысячными тиражами. Начались многочисленные поездки по стране с выступлениями перед своими читателями, творческие встречи, беседы с людьми. Это были поистине праздники поэзии, воспитывающие самые светлые чувства. Впечатление от таких встреч ложились в основу его новых стихов.
Ведущий 1: Мать, мама, мамочка- это самый главный человек в жизни любого из нас. Читает _______________________
Моей маме
Пускай ты не сражалась на войне,
Но я могу сказать без колебанья:
Что кровь детей, пролитая в огне,
Родителям с сынами наравне
Дает навеки воинское званье!
Ведь нам, в ту пору молодым бойцам,
Быть может, даже до конца не снилось,
Как трудно было из-за нас отцам
И что в сердцах у матерей творилось.
И лишь теперь, мне кажется, родная,
Когда мой сын по возрасту - солдат,
Я, как и ты десятки лет назад,
Все обостренным сердцем принимаю.
И хоть сегодня ни одно окно
От дьявольских разрывов не трясется,
Но за детей тревога все равно
Во все века, наверно, остается.
И скажем прямо (для чего лукавить?!),
Что в бедах и лишеньях грозовых,
Стократ нам легче было бы за них
Под все невзгоды головы подставить!
Да только ни в труде, ни на войне
Сыны в перестраховке не нуждались.
Когда б орлят носили на спине,
Они бы в кур, наверно, превращались!
И я за то тебя благодарю,
Что ты меня сгибаться не учила,
Что с детских лет не тлею, а горю,
И что тогда, в нелегкую зарю,
Сама в поход меня благословила.
И долго-долго средь сплошного грома
Все виделось мне в дальнем далеке,
Как ты платком мне машешь у райкома,
До боли вдруг ссутулившись знакомо
С забытыми гвоздиками в руке.
Да, лишь когда я сам уже отец,
Я до конца, наверно, понимаю
Тот героизм родительских сердец,
Когда они под бури и свинец
Своих детей в дорогу провожают.
Но ты поверь, что в час беды и грома
Я сына у дверей не удержу,
Я сам его с рассветом до райкома,
Как ты меня когда-то, провожу.
И знаю я: ни тяготы, ни войны
Не запугают парня моего.
Ему ты верь и будь всегда спокойна:
Все, что светло горело в нас - достойно
Когда-то вспыхнет в сердце у него!
И пусть судьба, как лист календаря,
У каждого когда-то обрывается.
Дожди бывают на земле не зря:
Пылает зелень, буйствуют моря,
И жизнь, как песня, вечно продолжается!
Ведущий 2:Кто в нашей жизни занимает ни меньшее место- конечно, наши друзья. Истинных друзей бывает ни так уж и много в нашей жизни и об этом в стихотворении «Три друга». Читает ___________________
Слайд
Три друга
От трех десяток много ли сиянья?
Для ректора, возможно, ничего,
Но для студента это состоянье,
Тут вся почти стипендия его!
Вот почему он пасмурный сидит.
Как потерял? И сам не понимает,
Теперь в карманах сквозняки гуляют,
И целый длинный месяц впереди...
Вдоль стен кровати строго друг за другом,
А в центре стол. Конспекты. Блока том.
И три дружка печальным полукругом
Сидят и курят молча за столом...
Один промолвил: - Надо, без сомненья,
Тебе сейчас не горе горевать,
А написать толково заявленье.
Снести его в милицию и сдать.
А там, кто надо, тотчас разберется,
Необходимый розыск учинят.
Глядишь, твоя пропажа и найдется,
На свете все возможно, говорят!
Второй вздохнул: - Бумаги, протоколы...
Волынистое дело это, брат!
Уж лучше обратиться в деканат.
Пойти туда и жечь сердца глаголом!
Ступай сейчас к начальству в кабинет.
И не волнуйся, отказать не могут.
Все будет точно: сделают, помогут,
Еще спасибо скажешь за совет!
А третий друг ни слова не сказал,
Он снял с руки часы, пошел и продал,
Он никаких советов не давал,
А молча другу деньги отдал...
Ведущий 1:Многими качествами обладает человек, но основополагающей является доброта по мнению Э. Асадова. Читает _____________________
Слайд
Доброта
Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.
В жизни всякое может случиться,
И коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.
Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби с плеча.
Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной!
Это все же твоя любовь!
В жизни всякое может случиться,
И коль ваша любовь крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.
И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Но в одном лишь не отступай,
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!
Ведущий 2:В жизни каждого человека есть замечательное чувство- любовь. Любовь к родителям, любовь к младшим братишкам и сестрам, любовь к природе, животным. Мы любим свой дом, двор, родину. По большой любви люди женятся, создают семьи. Так любовь движет жизнь вперед, благодаря ей, мир не исчезает. А без нее давно бы рухнул.
Красивой большой любви посвятил Эдуард Асадов стихотворение «Чудачка», читает ____________________
Слайд
Чудачка
Одни называют ее "чудачкой"
И пальцем на лоб - за спиной, тайком.
Другие - "принцессою" и "гордячкой".
А третьи просто - "синим чулком".
Птицы и те попарно летают,
Душа стремится к душе живой.
Ребята подруг из кино провожают,
А эта одна убегает домой.
Зимы и вёсны цепочкой пёстрой
Мчатся, бегут за звеном звено...
Подруги, порой невзрачные просто,
Смотришь, замуж вышли давно.
Вокруг твердят ей: - Пора решаться,
Мужчины не будут ведь ждать, учти!
Недолго и в девах вот так остаться!
Дело-то катится к тридцати...
Неужто не нравился даже никто? -
Посмотрит мечтательными глазами:
- Нравиться - нравились. Ну и что? -
И удивленно пожмет плечами.
Какой же любви она ждёт, какой?
Ей хочется крикнуть: "Любви-звездопада!
Красивой-красивой! Большой-большой!
А если я в жизни не встречу такой,
Тогда мне совсем никакой не надо!"
Ведущий 1:У Эдуарда Асадова есть много стихов шуток, одно из них вам прочитает __________________
Слайд
Пусть меня волшебником научат.
(Шутка)
Эх, девчата! Чтоб во всем удача,
Чтоб была нетленною краса,
Пусть меня волшебником назначат,
И тогда наступят чудеса.
Я начну с того, что на планете -
Сразу ни обманов, ни тревог.
Все цветы, какие есть на свете,
Я, как бог, сложу у ваших ног!
Я вам всем, брюнетки и блондинки,
Раскрою на кофточки зарю,
Радугу разрежу на косынки,
Небо на отрезы раздарю.
С красотою будет все в порядке:
Каждый профиль хоть в музей неси!
Ну, а чтоб какие недостатки
Я оставил! Боже упаси!
А для танцев и нарядов бальных
В виде дополненья к красоте
Я вручил бы каждой персонально
По живой мерцающей звезде.
Ну, а чтобы не было примеров
Ни тоски, ни одиноких слез,
Я по сотне лучших кавалеров
Каждой бы на выбор преподнес!
Я волшебной утвердил бы властью
Царство весен, света и стихов,
Чтоб смеялась каждая от счастья
В день от трех и до восьми часов!
Эх, девчата! Чтоб во всем удача,
Чтоб всегда звенели соловьи,
Хлопочите, милые мои,
Пусть меня волшебником назначат!
Ведущий 2: «Мы в ответе за тех, кого приручили»- сказал Сент-Экзюпери. Но люди по-разному понимают свою ответственность не только перед людьми, но и перед братьями нашими меньшими. Понравился щенок или котенок, берем его в дом. Не выдерживаем испытания в заботах о них, выбрасываем на улицу. А животные самые преданные друзья, особенно собаки. Стихи о рыжей собаке, читает ___________________.
Слайд
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину. –
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!
Ведущий 1:Первая любовь самое прекрасное чувство в юности. Она бывает счастливой, безответной, быстро проходящей, несчастной, но всегда волнующая, чистая, искренняя. Стихотворение «Трусиха» читает _____________________________
Слайд
Трусиха
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - хрупкий стебелек.
Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,
Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза...
А потом, вздохнув, сказала тихо:
- Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!
Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал:- Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!
Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел... И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звезд!
Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - хрупкий стебелек.
А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.
Первый хрипло буркнул:- Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки -
Все, что есть,- на бочку, и живей!
А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.
И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул:- Эй, коза!
Что надулась?! - И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.
Дальше было все как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами:- Мразь! Фашист проклятый!-
Как огнем детину обожгла.
- Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь!-
Голос рвется, яростен и звонок:
- Нож в кармане? Мне плевать на нож!
За убийство - стенка ожидает.
Ну, а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был, все равно найду!
И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался:- Ладно... тише, гром...-
А второй промямлил:- Ну их к черту! -
И фигуры скрылись за углом.
Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,
Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - слабая натура,
"Трус" и "воробьиная душа".
Ведущий 2:Много ответов на вопросы «Как жить?», «Что делать?», «Что такое счастье?» можно найти в стихах замечательного поэта. Он многому вас научит, читает ________________________
Что такое счастье?
Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья -
Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье -
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье -
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,
Что счастье - это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!
Слайд
Ведущий 1:Умер Эдуард Асадов в 2004 году. Он был самобытным, требовательным художником и удивительно жизнерадостным человеком. «Сражаюсь, верую, люблю»- эти слова были девизом поэта, его жизненным кредо.
Слайд
Музыка. Вальс…. На ее фоне звучат заключительные слова ведущих.
Ведущий 2: Девизом жизни поэта стали слова: “Сражаюсь, Верую, Люблю”… Они полностью соответствовали жизни Эдуарда Аркадьевича Асадова. Он почти всю свою жизнь сражался со своей слепотой. Было трудно, но он никогда не сдавался и шел вперед. Всегда верил в свой успех. Что касается любви, то самая сокровенная любовь у него была к Родине и к своему народу. Он творил для людей, для того, чтобы они могли найти ответы на свои вопросы.
Ведущий1: Эдуард Асадов был принципиально – страстный, самобытный, требовательный художник и удивительно цельный и жизнерадостный человек.
При жизни он успел выпустить 47 книг. Минувший век пробовал на излом характер Эдуарда Асадова, но поэт не отступил, не сдался. Он прошёл проверку временем, так и его стихи, которые выстояли, остались жить. Алмаз асадовской поэзии продолжает сиять новому поколению российских читателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная в 11 классе. Жизнь и творчество Н. М. Рубцова. Презентация.
В материале литературной гостиной раскрывается личность поэта Н.М. Рубцова, анализируется его лирика, звучат стихи и песни. ...
Литературная гостиная «Он поэт родной земли» (по творчеству С. Есенина)
Работа «Литературной гостиной» – это способ реализации творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, стимул для более глубок...
"Я буду видеть сердцем". Литературная гостиная по творчеству Э. Асадова.
В литературной композиции рассказывается о жизни Э. Асадаова, звучат его стихи....
Литературная гостиная «Нам не дано предугадать…» (по творчеству Ф.И. Тютчева)
РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕТема: Литературная гостиная «Нам не дано предугадать…»(по творчеству Ф.И. Тютчева).Цели: · рас...
Литературная гостиная "Всё начинается с любви" (по творчеству Роберта Рождественского)
Воспитание нравственных ценностей на примере поэзии Роберта Рождественского....
Поэтический час по литературе «Я буду видеть сердцем»
Поэтический час по литературе в 8 – 9 классах.Тема: «Я буду видеть сердцем»Цель: воспитание чувства патриотизма на примере героической биографии поэта Э. Ас...
Сценарий литературной гостиной «Рожденный в благословенном Хорасане» (о творчестве Омара Хайяма)
Урок литературы в 11 классе.Нет бога кроме красоты и поэт её пророк....