Поэтический час по литературе «Я буду видеть сердцем»
учебно-методический материал по литературе (8, 9 класс) на тему

Немальцева Анна Николаевна

Поэтический час по литературе в 8 – 9 классах.

Тема:  «Я буду видеть сердцем»

Цель: воспитание чувства патриотизма на примере героической биографии

         поэта Э. Асадова.

Задачи:  1. познакомить детей с героической биографией поэта Э. Асадова.

                2. создать условия для приобщения детей к поэзии Эдуарда Асадова, языку, культуре речи. 

                3. показать на примере  жизни и творчества поэта любовь к Родине, к жизни.

 9 Мая наш народ отмечает самый светлый праздник - День Победы над фашистской Германией. Эта Победа была завоевана огромной ценой Советских людей. Война забрала миллионы людских жизней, сломала людские судьбы. В наше время осталось в живых очень мало тех, кто сражался в Великой Отечественной войне. Нашим долгом является сохранить и пронести память и уважение к событиям тех лет. В преддверии этого праздника мы проводим

поэтический час, посвящённый творчеству советского поэта, участника Великой Отечественной войны   Эдуарда Асадова.

Сегодня без всяких преувеличений можно сказать, что стихи Эдуарда Асадова читают миллионы любителей поэзии в любых, даже самых отдаленных уголках нашей страны.

Однако признание никогда не приходит само по себе. За ним стоят и горячий, не знающий устали труд, и упорство, и мечты, и надежды, и просто судьба. И надо сказать, что Эдуарду Асадову судьба подарила все: звонкий самобытный талант, ясность цели, великолепное мужество человека и бойца. 

Говорят, что жизнь поэта в той или иной степени отражена в его произведениях. И это, конечно, так. Однако бывает порой, что судьба  уже сама по себе является легендой. И жизнь Эдуарда Асадова – пример такой славной судьбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeticheskiy_chas_po_literature_ya_budu_videt_serdtsem.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Поэтический час по литературе в 8 – 9 классах.

Тема:  «Я буду видеть сердцем»

Цель: воспитание чувства патриотизма на примере героической биографии

         поэта Э. Асадова.

Задачи:  1. познакомить детей с героической биографией поэта Э. Асадова.

                2. создать условия для приобщения детей к поэзии Эдуарда Асадова, языку, культуре речи.  

                3. показать на примере  жизни и творчества поэта любовь к Родине, к жизни.

Оформление: портреты поэта, его жены, матери; эпиграф, лирическая музыка: Бетховен «Лунная  соната», презентация.                                                       (1 слайд)

Вступление: 9 Мая наш народ отмечает самый светлый праздник - День Победы над фашистской Германией. Эта Победа была завоевана огромной ценой Советских людей. Война забрала миллионы людских жизней, сломала людские судьбы. В наше время осталось в живых очень мало тех, кто сражался в Великой Отечественной войне. Нашим долгом является сохранить и пронести память и уважение к событиям тех лет. В преддверии этого праздника мы проводим
поэтический час, посвящённый творчеству советского поэта, участника Великой Отечественной войны   Эдуарда Асадова.

Сегодня без всяких преувеличений можно сказать, что стихи Эдуарда Асадова читают миллионы любителей поэзии в любых, даже самых отдаленных уголках нашей страны.

Однако признание никогда не приходит само по себе. За ним стоят и горячий, не знающий устали труд, и упорство, и мечты, и надежды, и просто судьба. И надо сказать, что Эдуарду Асадову судьба подарила все: звонкий самобытный талант, ясность цели, великолепное мужество человека и бойца. 

Говорят, что жизнь поэта в той или иной степени отражена в его произведениях. И это, конечно, так. Однако бывает порой, что судьба  уже сама по себе является легендой. И жизнь Эдуарда Асадова – пример такой славной судьбы.

 Звучит «Лунная соната» Бетховена. На фоне музыки ведущие читают слова.

                                                  Зажигается свеча. Агапова Дарья

Я так хочу стихи свои писать,

Чтоб каждой строчкой двигать жизнь вперед.

Такая песня будет побеждать,

Такую песню примет мой народ!

Я так хочу стихи свои писать,                         Колесник Александр.

Чтоб этот миг приблизить хоть на час.

Они прекрасны, замыслы у нас!

         И наши песни будут побеждать!
1 ведущий Агапова Дарья

Мы назвали поэтический час, посвящённый творчеству поэта Эдуарда Аркадьевича Асадова, строчкой из его поэмы « Я буду видеть сердцем». Не правда ли очень странная фраза? Как это возможно - видеть сердцем? Ведь видит человек глазами.
                             
(2 слайд-фото Э. Асадова)
2 ведущий Колесник Александр.
Необычный смысл этой строки вы поймёте позднее.
Эдуард Асадов … Современной молодёжи мало, о чём говорит это имя. А жаль! Человек этот достоин того, чтобы о нём знали, читали его стихи, восхищались его мужеством.

                               (3 слайд – семья)
1 ведущий
7 сентября в городе Мары в Туркменистане в семье учителей родился сын, которого назвали Эдуардом. Ему исполнилось 5 лет, когда умер отец. Мать с мальчиком переехала в Свердловск. Здесь, на Урале, прошли детство и юность будущего поэта.

                               (4 слайд – мама поэта)
2 ведущий
Свои первые стихи он написал в 8 лет. В семье Асадовых высоко ценились неравнодушие к чужой беде, стремление прийти на помощь, отзывчивость. Эти качества пронёс поэт через всю жизнь. Об этом его стихи. Быть нужным людям,  отдавать им всего себя без остатка, бороться за то, чтобы жизнь стала еще справедливей, радостей и прекрасней,- в этом писатель видит свое назначение, свое счастье.

Говорят, что жизнь поэта отражена в его произведениях.
1 ведущий
Не оставить в беде, не предать, протянуть руку в трудный час - этому учила Эдуарда мама. Истоки его сердечности, доброты, конечно же, берут начало прямо из детства.                     

Десятый класс Эдуард заканчивал уже в Москве, куда перевели на работу его маму. Эдуард становится московским школьником. Учась в школе, он продолжает писать стихи, выступает на школьных вечерах. Эдуард читает и перечитывает любимых поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А Блока, С. А. Есенина. Именно их он всю жизнь считал своими учителями.

                                            (5 слайд  - московский школьник)   

2 ведущий
На весну 1941 года пришлись выпускные экзамены. А потом – выпускной бал. Кружились в вальсе весёлые одноклассники, и никто, конечно же, не знал, что ровно через неделю начнется война. Уже было написано заявление в институт. Но было не до учёбы. Какой сейчас институт! Надо защищать родину. И он порвал то заявление и написал другое, с просьбой отправить его добровольцем на фронт. В военкомате ему сказали, что призывают с 18 лет, а Асадову было лишь 17. Но уже на следующий день он в воинском эшелоне ехал на фронт.
                                           (6-7 слайд  – война)

                   Леухина Виктория. Перрон, пути, потом Москва-Вторая

Перрон, пути, потом Москва-Вторая

Мытищи, Клязьма, дымный небосклон…

Летит стрелою, скорость набирая,

В свой дальний путь военный эшелон.

Бегут поля, деревни, мимо, мимо…

Шлагбаум, будка, ленточка берез…

И песня, перемешиваясь с дымом,

Несется, кувыркаясь, под откос.

Темнело небо, стлался дым косматый

На ежиком остриженных полях,

Гонимый ветром, застревал в кустах

И повисал на соснах серой ватой.

Еще ребятам далеко до фронта,

Еще не раз их побомбят сперва.

Давно ушла за кромку горизонта

Знакомая, любимая Москва.

1 ведущий
С первых дней войны будущий поэт служил в подразделении легендарных гвардейских минометов «катюш». И на войне он продолжает писать стихи, вспоминая дом, маму, любимую девушку.

                         (8слайд – «катюши»)

                         (9 слайд – командир)

                         (10слайд  – письмо маме)
                   Чорба Григорий.  ПИСЬМО С ФРОНТА
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет.
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник украшал,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребячьим читал.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы всё, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры-
Всё сказка, всё в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки.

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я на встречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поёшь
И вместе со мною к далёким победам
Солдатской дорогой незримо идёшь.

И чем бы в пути мне война не грозила,
Ты знай: я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила.
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

2 ведущий 
Асадов прошёл всю войну. Участвовал в освобождении Крыма. Когда готовился решительный штурм Севастополя, была необходима артподготовка перед наступлением наших войск. В соседней батарее не хватало снарядов, надо было помочь. Каждый снаряд весом по 100 килограммов. Пока погрузили, уже рассвело. Днём ехать опасно из-за обстрела. И ждать нельзя. В пути машина попала под вражеский огонь. Асадов был тяжело ранен в голову.
Взрывом мины Э. Асадову вырвало глаза. Вот как написал он позднее об этом в стихотворении

                                                      (11 слайд – огонь и сталь)

                                                      (12 слайд – в повязке)

                       Хашимов Дмитрий МОЕМУ СЫНУ

В гуле боев,  десять вёсен назад,

Шёл я и видел деревни и реки,

Видел друзей. Но ударил снаряд –

И темнота обступила навеки…

- Доктор, да сделайте ж вы

                                         что – нибудь!

Слышите, доктор! Я крепок,

                                          Я молод! –

Доктор бессилен. Слова его –

                                           холод:

- Рад бы, товарищ, да глаз
                                           не вернуть…

1 ведущий

Ничего не видя, он продолжал отдавать команды уже в той, соседней, батарее «катюш», куда они всё-таки доехали.
Потом был госпиталь. Множество операций. Суровый приговор врачей: зрения не вернуть. В первый момент пришла растерянность. Не хотелось верить, что он больше никогда не увидит зелень деревьев летом, золотой листопад в роще, не сможет рассмотреть птицу, голос которой слышит, не увидит лица

родных, друзей. Вся жизнь разделилась на две половины: яркую, радостную, многоцветную, ликующую – и тёмную, пугающую чернотой и безысходностью.
2 ведущий
Только огромная сила воли, крепкий организм и неистребимое желание жить и быть полезным помогли двадцатилетнему лейтенанту снова встать в строй, не сдаться. « Я буду видеть сердцем», - написал в одной из своих поэм Асадов. Поэт писал стихи между операциями и перевязками, утром, ночью, днём. Всегда. Он много размышлял в те дни о судьбе России, об истоках мужества русских солдат. И даже много лет спустя военные воспоминания и раздумья того времени находят отзвук в его стихах.

                 Лотарингская Ирина.  РОССИЯ НАЧИНАЛАСЬ НЕ С МЯЧА

                               
Россия начиналась не с мяча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…

И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.

Встаёт заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима! 



                                    (13 слайд – награды)

1 ведущий За годы войны Эдуард Асадов прошёл путь от наводчика орудия до офицера. Правительство высоко оценило заслуги Эдуарда Асадова перед Отечеством в военное и мирное время.

2 ведущий  Эдуард Асадов награждён Орденом Ленина, Орденом Отечественной войны I степени, Орденом Красной Звезды, Орденом Дружбы народов, Медалью «За оборону Ленинграда», Медалью

«За оборону Севастополя» и другими. В 1994 году ему, Эдуарду Аркадьевичу Асадову, присвоено звание Героя Советского Союза.   

1 ведущий

Двадцатилетним Э. Асадов вступил в мирную жизнь с черной повязкой на лице. Поэзия вернула его в строй, дала ему силы. Он поступил и успешно закончил Литературный институт имени М. Горького и никогда не жаловался, что ему трудно учиться, писать и жить в темноте.

Одна из основных тем в творчестве Э. Асадова – это тема Родины, верности, мужества и патриотизма.                            

                           Климчук Владислав и  Ганиев Рустам.

То ли с укором, то ли с сожаленьем

Звучит твоя задумчивая речь,

Неужто впрямь не смог я уберечь

Себя когда-то в боевых сраженьях?

Мог или нет – да разве в этом дело?!

Ведь в час, когда я подымался в бой,

Я чувствовал все время за спиной

Мою страну, что на меня глядела.

И где бы мне беда ни угрожала –

Не уступал ни смерти, ни огню.

Ведь Родина мне верила и знала,

Что я ее собою заслоню.

Как жаль мне, что гордые наши слова
“Держава”, “Родина” и “Отчизна”
Порою затерты, звенят едва

В простом словаре повседневной жизни.

Я этой болтливостью не грешил.
Шагая по жизни путем солдата,
Я просто с рожденья тебя любил
Застенчиво, тихо и очень свято.
 

Какой ты была для меня всегда?
Наверное, в разное время разной.
Да, именно, разною, как когда,
Но вечно моей навсегда прекрасной!

И если б тогда у меня примерно
Спросили: какой представляю я
Родину? Я бы сказал, наверно:
– Она такая, как мама моя!

                           

Эргашова Гавхар. ПОМНИТЕ!

Киреева Алия. ЛЕНИНГРАДУ  (14 – 16 слайд – Ленинград)

Борисова Елена. МОГИЛА НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА

        Лавриненко Никита. ОБЕЛИСКИ

2 ведущий 

Когда он ушел на фронт, у него не было любимой девушки. Не успел еще влюбиться – ведь ему было всего семнадцать лет.                                          

В 1948 году Асадов женился на артистке Центрального детского театра Ирине Викторовой. Родился сын, но семейная жизнь как-то не сложилась, и они расстались.

                                               (17 слайд – Ирина Викторова)

 1 ведущий 

Через некоторое время совершенно случайно Эдуард познакомился со своей будущей второй женой – артисткой Москонцерта Галиной Валентиновной Разумовской (фото), с которой они прожили 36 лет. Пришла настоящая, большая любовь. Целый цикл стихов о любви посвящен Галине Разумовской.                                          

                                                (18 слайд – Галина Разумовская)

                                                (19 слайд – с внучкой)

2 ведущий

Со стихами о Родине теснейшим образом связаны и как бы являются их частью стихи о природе. Асадов любит не только людей и родную землю. Невозможно любя природу, не любить все живое на земле. Есть в творчестве Асадова один совершенно уникальный и до трепета взволнованный цикл о наших четвероногих и крылатых друзьях. После Сергея Есенина ни один поэт в нашей литературе не мог бы похвастать таким удивительным циклом.

                               

                                         Олюнина Полина.  МЕДВЕЖОНОК            

1 ведущий

Многие из стихов о животных – своеобразный гимн преданности, верности, благородству и красоте. И все они вместе, и каждое в отдельности – это любовь, восхищение, гнев и страстный призыв беречь все живущее на земле.

                                       (20 слайд – собака Барон)      

                             Лень Екатерина.     СТИХИ О РЫЖЕЙ ДВОРНЯГЕ

                                                   (21 – 22 слайд – книги, Асадов)

                                                   (23 слайд – могила Асадова) 

2 ведущий

24 апреля 2004 года Эдуарда Аркадьевича Асадова не стало. Многие называют его своим любимым поэтом. Они верят ему, потому что он нужен нам. Нужен своей острой ненавистью ко всяческому на свете злу, своей устремлённостью в будущее, добротой, глубоким и нежным лиризмом многих своих поэм и стихов. Он похоронен в Москве на Кунцевском кладбище рядом со своей мамой Лидией Ивановной Асадовой.

                                                       (24 слайд – могила Асадова) 
1 ведущий

 Когда Эдуарда Асадова спрашивали, какие темы волнуют его больше всего - военные, гражданские, лирические или, быть может стихи о природе? Он отвечал так: « Для меня нет любимых или нелюбимых тем. Ибо пишу не холодным рассудком, а сердцем. И только о том, что меня глубоко волнует. Все, что выходит из-под моего пера, всё, что прошло через сердце- это и есть лирика».

Эдуард Асадов как был, так и остается любимым поэтом миллионов читателей в нашей стране.

                                         Презентация книг со стихами Эдуарда Асадова

2 ведущий  

Заканчивая наш разговор о лирике Эдуарда Асадова, отметим,

что, к сожалению, за рамками остались тема природы,  тема истории и исторической памяти, тема любви и верности. Стихи Эдуарда Асадова близки к народным,  и очень легко ложится  музыка. Мы предлагаем послушать романс в исполнении учащихся 9к класса. (Звучит романс)

1 ведущий  

Наш поэтический час подошёл к концу. Сегодняшние

участники внеклассного мероприятия могут считать свою задачу выполненной,

если кому-то захочется взять в руки сборник стихов Эдуарда Асадова. Пусть

знакомство с его поэзией продолжается.

                                              Литература

1. Асадов Э. А. Сборник стихов. /У любви не бывает разлук / Москва. Издательство. Эксмо. 2013 г.

2. Асадов Э.А. Дорога в крылатое завтра: Поэзия. Проза. – М.: Изд-во Эксмо, 2010. – 544 с.

3. Гуманитарный образовательный журнал для подростков /Школьная роман-газета / Москва. Армянский пер., 11/2а, 2012 г.

4. Горлова Н. /Любовь и война/ Эдуард Асадов. Литературная газета № 37, 2011 г.

5. Здорик Е.В. /Я буду видеть сердцем/ Литература в школе, № 3, 2013 г., стр.

6. Зосимова А. /Романтика мужества и любви/ Э. Асадов /Дорожите счастьем, дорожите!/Москва, ЭКСМО, 2013 г.

7. http://eduard-asadov.narod.ru/Эдуард Асадов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог с поэтическим текстом (урок литературы в 5 классе)

Урок-впечатление о стихотворении Бунина "Густой зеленый ельник у дороги". Проводится в рамках планирования с целью обучения школьников работе с теоретико-литературными понятиями....

Учебный проект "Поэтический образ в литературе"

Проект дает возможность увидеть, как можно выйти за рамки учебника и через практико-ориентированные задания лучше усвоить учебный материал, как совместить работу учителя с дополнительным образов...

"Я буду видеть сердцем". Литературная гостиная по творчеству Э. Асадова.

В литературной композиции рассказывается о жизни Э. Асадаова, звучат его стихи....

Sehen mit dem Herzen(Видеть сердцем)

Сборник сочинений  на немецком языке учащихся Араданской школы по теме, объявленной журналом "Витамин де"....

Поэтический вечер по творчеству Э.Асадова «Видеть сердцем»

Поэтический вечер по творчеству поэта Эдуарда АсадоваВ ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством автора, а также читают его стихи....

Литературная гостиная «Я буду видеть сердцем» (по творчеству Э. Асадова)

Цель: Воспитание чувства патриотизма и нравственности на примере героической биографии поэта Э.Асадова.Задачи:1.Познакомить обучающихся с героической биографией поэта Э.Асадова.2. Создать условия для ...