Разработки практических заданий по роману Ф. Достоевского "Преступление и наказание": задания и ответы
методическая разработка по литературе (10 класс)

Карасева  Ирина Александровна

Разработки практических заданий к изучению романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание" по темам: Образ Сонечки, Обобщение и выводы по роману. Разработки представляют из себя индивидуальные листы для учеников с вопросами по отдельным главам романа для работы в классе (по группам или парами) и дома. Ко всем заданиям даются ответы (для учителя). В разработках даны ссылки на учебные фильмы по роману, которые можно просмотреть в классе или дома; к ним даны задания с ответами (для учителя). Есть дополнительный материал - для углублённой работы с мотивированными учениками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение образа Сони Мармеладовой.

Классная работа

Цель – найти  ответ на вопросы:

Какое место Достоевский определяет Соне Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»? Каковы её отношения с Родионом Раскольниковым? Как автор рисует нравственный идеал в своём романе?

Ответьте на вопросы после домашнего прочтения глав романа. Вопросы со звёздочкой – повышенной сложности.

Ч.4, гл.4 (Соня читает Раскольникову Евангелие)

Какие два символических образа открывают эту главу?*

Выпишите из описания  комнаты Сони оценочные прилагательные:

Что внезапно сделал Раскольников и как объяснил свой поступок?

Какое состояние души Сони поражает Раскольникова?

«Так ты очень молишься богу-то, Соня?» – спрашивает Раскольников. Что отвечает Соня?

Как преображается Соня, когда читает Евангелие?

Каким представляет себе Раскольников будущее Сони?

Какую причину своего визита называет Раскольников?

Как Раскольников называет всё человечество?

Ч.5 гл.4 ( Признание Раскольникова Соне в убийстве)

Вспомнить материал урока «Преступление Раскольникова», таблицу по этой главе: реплики Раскольникова о причине убийства, ремарки Достоевского, сопровождающие слова Раскольникова.

На кого Соня кажется похожей Раскольникову? Чем?

Что Соня хочет подарить Раскольникову?

Как он относится к её подарку?

Почему?*

Эпилог

Какие добрые дела совершил Раскольников, по рассказу Разумихина на суде?

Он предоставил суду сведения, которые облегчили участь Раскольникова, а именно:

1

 2

 3

Почему Соня  оказалась в Сибири? Чем она там занимается?

Каково её участие в жизни Раскольникова?

Как относятся к Раскольникову другие каторжники? Как они его называют?

Как каторжники относятся к Соне? Как они её называют?

Вопросы по учебному фильму.

Просмотрите учебный фильм «Их воскресила любовь» (6мин.) на канале YouTube по ссылке  и выполните задания

https://www.youtube.com/watch?v=Mbdwb3sR8zc

Почему Раскольников просит Соню прочитать ему притчу О Лазаре из Библии?

Каким законам подчинена жизнь Раскольникова? Сони?

Почему Раскольников признаётся именно Соне?

Домашнее задание

А. Сделать вывод по итогам урока, письменно ответив на вопросы.

  1. Какова композиционная роль образа Сони по отношению к образу Раскольникова?

  1. Почему Соня является идеологическим оппонентом Раскольникова?

  1. Почему Соня не пошла ни по одной гибельной дороге, представленной для неё Раскольниковым?

  1. Какие нравственные качества подчёркивает Достоевский в Соне?

Б. Перечитать в Эпилоге сон Раскольникова.

В. Дополнительно (отдельная оценка):

Что означают имена героев: Соня, Родион Раскольников, Порфирий Петрович, Пульхерия, Авдотья, Разумихин?

Г. Посмотрите видеоролики о рок-опере А. Кончаловского по роману «Преступление и наказание».

В чём, по-вашему, Кончаловский увидел созвучие романа Достоевского нашему времени?

Рекламный ролик о рок-опере

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16278988572262236477&path=wizard&text=%D1%80%D0%BE%D0%BA+%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0+%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B8+%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Репортаж канала «Культура»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3944902988872661364&path=wizard&text=%D1%80%D0%BE%D0%BA+%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0+%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B8+%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Репортаж канала «Рен-тв»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16798225377394239803&path=wizard&text=%D1%80%D0%BE%D0%BA+%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0+%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B8+%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5



Предварительный просмотр:

Значение образа Сони Мармеладовой. ОТВЕТЫ

Классная работа

Цель – найти  ответ на вопросы:

Какое место Достоевский определяет Соне Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»? Каковы её отношения с Родионом Раскольниковым? Как автор рисует нравственный идеал в своём романе?

Ответьте на вопросы после домашнего прочтения глав романа. Вопросы со звёздочкой – повышенной сложности.

Ч.4, гл.4 (Соня читает Раскольникову Евангелие)

Какие два символических образа открывают эту главу?*

Раскольников входит в дом на «узкую и тёмную лестницу» и бродит в темноте в недоумении, где вход. Вдруг рядом открывается дверь. Это Соня. В её комнате горит свеча. Символы: темнота, в которой блуждает Раскольников, и свеча, зажжённая Соней.

Выпишите из описания  комнаты Сони оценочные прилагательные:

Низкая, большая, единственная, запертая, (придавало что-то) уродливое, острый и тупой углы,  желтоватые, обшмыганные, истасканные (обои).

Что внезапно сделал Раскольников и как объяснил свой поступок?

«Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал её ногу».

«Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

Какое состояние души Сони поражает Раскольникова?

Вариант: «Ненасытимое страдание»

«Так ты очень молишься богу-то, Соня?» – спрашивает Раскольников. Что отвечает Соня?

«Что ж бы я без бога-то была?».

Как преображается Соня, когда читает Евангелие?

«Голос зазвенел и порвался, как слишком натянутая струна», а потом «голос её стал звонок, как металл; торжество и радость крепили его».

Каким представляет себе Раскольников будущее Сони?

«Ей три дороги – броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или… или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце»

Какую причину своего визита называет Раскольников?

«Мы вместе прокляты, вместе и пойдём». Считает, что он и она поступили одинаково: он убил старуху, Соня – себя принесла в жертву.

Как Раскольников называет всё человечество?

«Муравейником»

Ч.5 гл.4 ( Признание Раскольникова Соне в убийстве)

Вспомнить материал урока «Преступление Раскольникова», таблицу по этой главе: реплики Раскольникова о причине убийства, ремарки Достоевского, сопровождающие слова Раскольникова.

На кого Соня кажется похожей Раскольникову? Чем?

«Улыбаясь, как ребёнок» - о Соне. Лизавета: «с совершенно детским испугом в лице»

Что Соня хочет подарить Раскольникову?

Свой крестик

Как он относится к её подарку?

«Отдёрнул руку» - категорически отказался. Чтобы успокоить Соню, сказал: потом.

Почему?*

Потому что не верит в бога. Потому что его деяние безбожно.

Эпилог

Какие добрые дела совершил Раскольников, по рассказу Разумихина на суде?

Он предоставил суду сведения, которые облегчили участь Раскольникова, а именно:

1 Раскольников помогал в бытность свою одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в течение полугода;

 2 Раскольников ухаживал за отцом этого товарища, а когда отец умер, Раскольников похоронил его.

 3 По словам многих (эти слова были подтверждены свидетелями) Раскольников спас из горящего дома двух маленьких детей, получив ожоги.

Почему Соня  оказалась в Сибири? Чем она там занимается?

Соня отправилась вместе с Раскольниковым и остальной группой арестантов в Сибирь. Там она жила в небольшом городке и вела переписку с Разумихиным и Дуней, занималась шитьем, что было одобрено населением городка, а также давало некоторые привилегии. Помогала и другим каторжникам, отправляя их письма к родным.

Каково её участие в жизни Раскольникова?

Благодаря ее знакомым, начальство стало лучше относится к Раскольникову, в частности облегчило его работы

Как относятся к Раскольникову другие каторжники? Как они его называют?

Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее; называли барином, безбожником

Как каторжники относятся к Соне? Как они её называют?

Как каторжники относятся к Соне? Как они её называют?
Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идет, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить. К ней даже ходили лечиться;
«Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!»

Вопросы по учебному фильму.

Просмотрите учебный фильм «Их воскресила любовь» (6мин.) на канале YouTube по ссылке  и выполните задания

https://www.youtube.com/watch?v=Mbdwb3sR8zc

Почему Раскольников просит Соню прочитать ему притчу О Лазаре из Библии?

Потому что в притче рассказывается о воскрешении Лазаря, такое же воскрешение он ждет и от нее

Каким законам подчинена жизнь Раскольникова? Сони?

Жизнь Сони строится по законам самопожертвования.  Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть. Его теория толкает его на путь насилия. Соня готова перетерпеть любые страдания ради близких людей. Даже испытывая позор и унижения, она не возмущается, а смиряется. Правда Сони истинная. Необразованная, она духовно гораздо выше образованного Раскольникова. Она живет не разумом, а душой, в качестве опоры у нее вера в Бога

Почему Раскольников признаётся именно Соне?

Он чувствует ее нравственную силу, поэтому считает, что она выдержит его признание

Домашнее задание

А. Сделать вывод по итогам урока, письменно ответив на вопросы.

  1. Какова композиционная роль образа Сони по отношению к образу Раскольникова?

Идеал добра и сострадания; доказательство несправедливости устройства всего общества и теории Раскольникова.

  1. Почему Соня является идеологическим оппонентом Раскольникова?

Взгляды на жизнь Сони полностью противоположны взглядам Раскольникова: она – кроткая, смирная, набожная, а Раскольников – революционно настроенный атеист (до некоторого времени), который под влиянием Сони изменился.

  1. Почему Соня не пошла ни по одной гибельной дороге, представленной для неё Раскольниковым?

Она переборола себя, что показывается при чтении притчи о воскресении Лазаря, то есть Соня нашла силы, чтобы не броситься головой в воду

  1. Какие нравственные качества подчёркивает Достоевский в Соне?

Готова перенести любые страдания во имя любви к близким людям; жизнь строится по законам самопожертвования; смирение и страдание



Предварительный просмотр:

История о «постепенном обновлении и перерождении человека» (И.Сухих, 2007г.)

Выводы по роману «Преступление и наказание» (заключит.урок).

Классная работа

Фамилия, имя обуч-ся

Цель – найти  ответ на вопросы:

Какую основную мысль Достоевский вложил в роман? Каковы жанровые особенности романа? Каков смысл снов Раскольникова? Каково место романа  в русской и мировой литературе?

Все, что ищет русский народ, заключается для него в Православии - в одном Православии и правда и спасение народа русского.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать. Я занимаюсь этим, ибо хочу быть человеком.

Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя.

Ф.М.Достоевский

1.  Взгляды Достоевского.

1845-1849гг.

Чем занимался кружок Петрашевского, куда входил Достоевский?

Какие взгляды Петрашевского разделял Достоевский?

В чём Достоевский являлся противником Петрашевскому?

1849-1854-1859гг.

Как изменились взгляды Достоевского на каторге?

«Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь мою, судил себя один неумолимо и даже благословлял судьбу за то, что послала мне это уединение, без которого не состоялся бы пересмотр прежней жизни»

Почему Достоевского называют русским Данте?

2. Основная мысль романа.

1865-1866гг.

Как изменившиеся взгляды отразились в романе Преступление и наказание»?

Как понимать слова Раскольникова: «Я не старушку убил... я себя убил»?

Что означал двойной обмен крестиками: Лизавета, Соня, Раскольников?

Почему Раскольников сначала не берёт крестик Сони?

В чём разница понятия преступления с юридической и религиозно-христианской позиций? *

3.  Жанровые особенности романа.

Докажите (очень кратко), что в «Преступлении и наказании» есть черты всех этих романных разновидностей.

Социально-бытовой

Детективный

Любовный

Психологический

Философский

Приёмы психологизма

Приведите хотя бы по одному примеру (кратко) тех приёмов, которые встречаются в романе.

Прямые (явные)

Косвенные (скрытые)

Прямая речь героя (монологи)

Описание поведения героя

Внутренние монологи героя

Мимика, жесты героя

Поток сознания героя

Портрет, говорящий о состоянии героя, хар-ре

Сны

Пейзаж, раскрывающий состояние героя

Исповедь

Интерьер, помогающий понять героя

Дневник

Имя персонажа

Авторские ремарки

Двойники героя (по сходству и по контрасту)

Домашняя работа

Вопросы по учебному фильму.

Просмотрите учебный фильм «Роль снов Раскольникова в романе» (4мин.) на канале YouTube по ссылке  и выполните задания

https://www.youtube.com/watch?v=7ZRROYbFc4Q

Каково значение сна в произведении как психологического приёма?

Дайте названия четырём снам Раскольникова.

Какова композиционная роль двух последних снов (состояние героя, раскрывающееся через сон – как это помогает автору показать развитие главной темы романа)?*

О каких двойниках внутри самого произведения вы узнали из фильма?

Задание по тексту произведения.

Отрывок из эпилога «Сон Раскольникова на каторге»

Прочитайте отрывок из Евангелия от Матфея (24 глава).

Иисус говорит ученикам: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец; ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это — начало болезней… И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни»

Какое созвучие евангельскому сюжету мы находим в содержании сна Раскольникова?

В чем символический смысл сна?

4. Место романа  в русской и мировой литературе

Ознакомьтесь с информацией и ответьте на вопросы.

Ф.М. Достоевский – самый знаменитый, самый издаваемый и читаемый в мире русский писатель.

Новаторство Достоевского в русской и мировой литературе.

Достоевский – мыслитель. Идеи играют решающую роль в творчестве Достоевского. Роман Достоевского - это роман об идеях. Писатель показал власть идеи над человеком. Идея, которая может взорвать мир. Идея может быть и разрушительна, и спасительна.

Интерес на западе к Достоевскому. Запад нашел у Достоевского созвучные своим проблемы. Выразил сущность русской души, ее основу: противоречие русского духа с его устремленностью и к богу, и к дьяволу. Две бездны в романах Достоевского. Русский человек боится золотой середины, он всегда впадает в крайности. Все это бывает, но вместе с тем это миф о русской душе и миф о России.

Какая жанровая разновидность преобладает в жанре романа?

Чем вызван особый интерес к этому роману Достоевского в мире?



Предварительный просмотр:

История о «постепенном обновлении и перерождении человека» (И.Сухих, 2007г.)

Выводы по роману «Преступление и наказание» (заключит.урок).

Классная работа

Фамилия, имя обуч-ся

Цель – найти  ответ на вопросы:

Какую основную мысль Достоевский вложил в роман? Каковы жанровые особенности романа? Каков смысл снов Раскольникова? Каково место романа  в русской и мировой литературе?

Все, что ищет русский народ, заключается для него в Православии - в одном Православии и правда и спасение народа русского.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать. Я занимаюсь этим, ибо хочу быть человеком.

Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя.

Ф.М.Достоевский

1.  Взгляды Достоевского.

1845-1849гг.

Чем занимался кружок Петрашевского, куда входил Достоевский?

читали на своих собраниях труды социалистов-утопистов (особенно Ш. Фурье), статьи А. И. Герцена, обсуждали идеи социализма и критиковали существующий в российском государстве строй. Главными темами обсуждений были в то время крепостное право, реформы суда и печати

Какие взгляды Петрашевского разделял Достоевский?

Он был сторонником отмены крепостного права и отмены цензуры над литературой

В чём Достоевский являлся противником Петрашевскому?

являлся ярым противником насильственного свержения существующей власти

1849-1854-1859гг.

Как изменились взгляды Достоевского на каторге?

«Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь мою, судил себя один неумолимо и даже благословлял судьбу за то, что послала мне это уединение, без которого не состоялся бы пересмотр прежней жизни»

Разрушаются социалистические иллюзии юности, формируется критическое восприятие писателем буржуазно-либеральных ценностей.

Создаёт образ утратившего связь с народом «лишнего человека», «отрешившегося от почвы и народных начал», который доводит свою программу крайнего индивидуализма и скептицизма до логического предела. Как решение выдвигает тезис о «потребности веры и Христа».

Почему Достоевского называют русским Данте?

На каторге соприкасается с нижним слоем народной жизни и открывает бездны в человеке, зло в человеке. Это вводит впоследствии в его творчество тему преступления. Она становится сквозной в его творчестве.

До Достоевского никто не касался темы изображения жизни каторжных. Одного этого произведения было достаточно для того, чтобы писатель занял достойное место как в русской, так и в мировой литературе. Согласно  Герцену, в «Записках из Мёртвого дома» Достоевский предстал русским Данте, который спускался в ад. Герцен сравнивал «Записки» с фреской Микеланджело Страшный суд.

2. Основная мысль романа.

1865-1866гг.

Как изменившиеся взгляды отразились в романе Преступление и наказание»?

Развитие капиталистических отношений, где утверждается право собственности, ведет к разделению людей, одиночеству человека в мире. Криминальная история - повод для размышлений о социальных обстоятельствах, толкающих человека на преступления. Автору важнее показать происходящее в душах людей.

Как понимать слова Раскольникова: «Я не старушку убил... я себя убил»?

Родион убивает все человеческое, что связывало его с человеческим миром, с людьми

Что означал двойной обмен крестиками: Лизавета, Соня, Раскольников?

Все люди незаметно связаны, жизнь каждого человека - безусловная ценность, и никто не имеет права распоряжаться чужой жизнью

Почему Раскольников сначала не берёт крестик Сони?

Не раскаялся, не принял мысль о единстве всех людей.

В чём разница понятия преступления с юридической и религиозно-христианской позиций? *

1.Убийство другого человека – преступление.

2.Мысль об убийстве, равно как и о другом грехе – преступление, грех. А сам осуществлённый грех – наказание человеку.

3.  Жанровые особенности романа.

Докажите (очень кратко), что в «Преступлении и наказании» есть черты всех этих романных разновидностей.

Социально-бытовой

Жизнь социальных низов С-П, жизнь бедного человека, городские зарисовки и т.п.

Детективный

История убийства и работа следствия

Любовный

Разумихин-Дуня, Лужин-Дуня, Раскольников-Соня, Свидригайлов-Дуня…

Психологический

Изображение внутреннего мира, размышлений, внутренней борьбы героя

Философский

Идея движет действиями человека. Спор об идее.

Приёмы психологизма

Приведите хотя бы по одному примеру (кратко) тех приёмов, которые встречаются в романе.

Прямые (явные)

Косвенные (скрытые)

Прямая речь героя (монологи)

Описание поведения героя

Внутренние монологи героя

Мимика, жесты героя

Поток сознания героя

Портрет, говорящий о состоянии героя, хар-ре

Сны

Пейзаж, раскрывающий состояние героя

Исповедь

Интерьер, помогающий понять героя

Дневник

Имя персонажа

Авторские ремарки

Двойники героя (по сходству и по контрасту)

Домашняя работа

Вопросы по учебному фильму.

Просмотрите учебный фильм «Роль снов Раскольникова в романе» (4мин.) на канале YouTube по ссылке  и выполните задания

https://www.youtube.com/watch?v=7ZRROYbFc4Q

Каково значение сна в произведении как психологического приёма?

Дайте названия четырём снам Раскольникова.

Какова композиционная роль двух последних снов (состояние героя, раскрывающееся через сон – как это помогает автору показать развитие главной темы романа)?*

О каких двойниках внутри самого произведения вы узнали из фильма?

Задание по тексту произведения.

Отрывок из эпилога «Сон Раскольникова на каторге»

Прочитайте отрывок из Евангелия от Матфея (24 глава).

Иисус говорит ученикам: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец; ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это — начало болезней… И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни»

Какое созвучие евангельскому сюжету мы находим в содержании сна Раскольникова?

В чем символический смысл сна?

4. Место романа  в русской и мировой литературе

Ознакомьтесь с информацией и ответьте на вопросы.

Ф.М. Достоевский – самый знаменитый, самый издаваемый и читаемый в мире русский писатель.

Новаторство Достоевского в русской и мировой литературе.

Достоевский – мыслитель. Идеи играют решающую роль в творчестве Достоевского. Роман Достоевского - это роман об идеях. Писатель показал власть идеи над человеком. Идея, которая может взорвать мир. Идея может быть и разрушительна, и спасительна.

Интерес на западе к Достоевскому. Запад нашел у Достоевского созвучные своим проблемы. Выразил сущность русской души, ее основу: противоречие русского духа с его устремленностью и к богу, и к дьяволу. Две бездны в романах Достоевского. Русский человек боится золотой середины, он всегда впадает в крайности. Все это бывает, но вместе с тем это миф о русской душе и миф о России.

Какая жанровая разновидность преобладает в жанре романа?

Чем вызван особый интерес к этому роману Достоевского в мире?

История о «постепенном обновлении и перерождении человека» (И.Сухих, 2007г.)

Выводы по роману «Преступление и наказание».

Домашняя работа

Фамилия, имя обуч-ся

Цель – найти  ответ на вопросы:

Какую основную мысль Достоевский вложил в роман? Каковы жанровые особенности романа? Каков смысл снов Раскольникова? Каково место романа  в русской и мировой литературе?

Какова композиционная и смысловая роль упоминаний о библейском персонаже Лазаре?

Кто из персонажей романа и почему играет наиболее важную роль в опровержении идеи Раскольникова?

Кто из героев романа не заслуживает, на ваш взгляд, авторского снисхождения?

Ф. Достоевский вложил в уста своих героев немало афористичных высказываний. Восполните пропуски в суждениях персонажей романа «Преступление и наказание».

1. Продолжите фразу Разумихина: «Враньё всегда простить можно; враньё дело милое, потому что…»

2. Продолжите фразу Мармеладова: «Ведь надобно, чтоб у каждого человека было хоть одно такое место, где бы…»

3. Продолжите фразу Свидригайлова: «Величайшее и незыблемое средство к покорению женского сердца, средство, которое никогда и никого не обманет и которое действует решительно на всех до единой, без всякого исключения. Это средство известное - …»

4. Вставьте ключевые слова в высказывание Свидригайлова: «Нет ничего в мире труднее [чего?], и нет ничего легче [чего?]».

5. Вставьте ключевые слова в высказывание Раскольникова: «Любопытно, чего люди больше всего боятся? [Какого?] шага, [какого?] собственного слова они больше всего боятся».

6. Вставьте ключевое слово в высказывание Порфирия Петровича: «Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя [кем?] не считает?»

Ответы:

  «… к правде ведёт»

  «…его пожалели»

  «…лесть»

  «…прямодушия…», «…лести…»

  «нового…», «…нового…»

  «…Наполеоном…»

Дополнительно

Сонечка, носительница христианских ценностей, способна спасти «заблудившегося» Раскольникова.

Цель урока: обобщение концепции романа и обозначение основных идей, заложенных в нем писателем.

Разрешение конфликта и завязка новой проблемной ситуации: «Возродится ли Раскольников?»

 - Почему Раскольников не признается на суде в истинных целях убийства, хотя и не ищет помилования?

- Почему Раскольников «углублен в самого себя, и от всех как бы заперся»?

- В чем Раскольников на каторге остается прежним? - Почему он не раскаялся в своем преступлении?

- Искренне ли покаяние Раскольникова и смирился ли он?

- Почему каторжане полюбили Соню и ненавидят Раскольникова?

- Почему в Раскольникове проснулась любовь к Соне?

- Как вы понимаете фразу в конце романа: «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое»?

- Какую роль отводит автор «Эпилогу» в понимании смысла всего романа?

Учитель рассказывает учащимся о трех вариантах финала в черновых набросках Достоевского:

1)«Раскольников застрелиться идет»;

2) Раскольников спасает на пожаре детей, сам сильно пострадав, затем кается перед родными и всенародно;

3)»Видение Христа», вмешательство «Божьей правды», как преображение души героя.

Все три варианта отвергаются писателем, как несостоятельные по отношению к противоречивой натуре Раскольникова.

- Что помогает возродиться Раскольникову? (только любовь к ближнему, а на идея всеобщего блага оказалась способной к возрождению героя). Отсюда вытекает ОБЩИЙ ПРОБЛЕМНЫЦЙ ВОПРОС КО ВСЕМУ РОМАНУ, вокруг которого должна возникнуть дискуссия: Какими путями проникают Истина, Добро и Красота в человеческую душу, согласно Достоевскому?

I.Задания на выявление интертекстуальных связей художественного концепта:

1. Почему Достоевский так и не написал «новый рассказ» о будущем Раскольникова и Сони? Каким вы себе его представляете?

2. «Легенда о Великом инквизиторе» из романа «Братья Карамазовы» как итог философских исканий истины писателем.

3. Воплощение концептов «Добро» и «Зло» в романе «Преступление и наказание».

4. «Вечная Сонечка». Художественное воплощение и роль концепта «Любовь» в романе Достоевского.

II. Задания на выявление общекультурных связей художественного концепта:

1. Воплощение истины в русской живописи и русской литературе (анализ картины Н.Ге «Что есть истина?» и искатели истины в романах Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, пьесе Грибоедова «Горе от ума» и др.)

2. Рассмотреть мотивы «владыки» и «твари дрожащей» в современной литературе, сравнив их с философской концепцией Ф.М. Достоевского (произведения предлагаются учителем для самостоятельного анализа).

3. Проблема добра и зла в повести В.Ф. Тендрякова «Расплата» (краткий сопоставительный анализ с романом «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского).

4. Киноверсия «Преступления и наказания» Л.Кулиджанова и читательское восприятие учащихся (написание критического эссе). Воплощение главных идей романа на экране и в книге.

5. Воплощение концепта «Красота» в образе Петербурга в произведениях русской литературы.

6. Анализ эпизода «Воскрешение Лазаря» в романе Достоевского «Преступление и наказание»: сравнение Лазаря с булгаковским мастером и Раскольниковым Достоевского (Что есть Истина?)

7. Проблема поиска истины в русской литературе.



Предварительный просмотр:

Приёмы психологизма

Приведите хотя бы по одному примеру (кратко) тех приёмов, которые встречаются в романе.

Прямые (явные)

Косвенные (скрытые)

Прямая речь героя (монологи)

Описание поведения героя

Внутренние монологи героя

Мимика, жесты героя

Поток сознания героя

Портрет, говорящий о состоянии героя, хар-ре

Сны

Пейзаж, раскрывающий состояние героя

Исповедь

Интерьер, помогающий понять героя

Дневник

Имя персонажа

Авторские ремарки

Двойники героя (по сходству и по контрасту)

Ф. Достоевский вложил в уста своих героев немало афористичных высказываний. Восполните пропуски в суждениях персонажей романа «Преступление и наказание».

1. Продолжите фразу Разумихина: «Враньё всегда простить можно; враньё дело милое, потому что…»

2. Продолжите фразу Мармеладова: «Ведь надобно, чтоб у каждого человека было хоть одно такое место, где бы…»

3. Продолжите фразу Свидригайлова: «Величайшее и незыблемое средство к покорению женского сердца, средство, которое никогда и никого не обманет и которое действует решительно на всех до единой, без всякого исключения. Это средство известное - …»

4. Вставьте ключевые слова в высказывание Свидригайлова: «Нет ничего в мире труднее [чего?], и нет ничего легче [чего?]».

5. Вставьте ключевые слова в высказывание Раскольникова: «Любопытно, чего люди больше всего боятся? [Какого?] шага, [какого?] собственного слова они больше всего боятся».

6. Вставьте ключевое слово в высказывание Порфирия Петровича: «Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя [кем?] не считает?»



Предварительный просмотр:

История о «постепенном обновлении и перерождении человека» (И.Сухих, 2007г.)

Выводы по роману «Преступление и наказание».

Домашняя работа

Фамилия, имя обуч-ся

Цель – найти  ответ на вопросы:

Какую основную мысль Достоевский вложил в роман? Каковы жанровые особенности романа? Каков смысл снов Раскольникова? Каково место романа  в русской и мировой литературе?

Какова композиционная и смысловая роль упоминаний о библейском персонаже Лазаре?

Кто из персонажей романа и почему играет наиболее важную роль в опровержении идеи Раскольникова?

Кто из героев романа и почему не заслуживает, на ваш взгляд, авторского снисхождения?

Ф. Достоевский вложил в уста своих героев немало афористичных высказываний. Восполните пропуски в суждениях персонажей романа «Преступление и наказание».

1. Продолжите фразу Разумихина: «Враньё всегда простить можно; враньё дело милое, потому что…»

2. Продолжите фразу Мармеладова: «Ведь надобно, чтоб у каждого человека было хоть одно такое место, где бы…»

3. Продолжите фразу Свидригайлова: «Величайшее и незыблемое средство к покорению женского сердца, средство, которое никогда и никого не обманет и которое действует решительно на всех до единой, без всякого исключения. Это средство известное - …»

4. Вставьте ключевые слова в высказывание Свидригайлова: «Нет ничего в мире труднее [чего?], и нет ничего легче [чего?]».

5. Вставьте ключевые слова в высказывание Раскольникова: «Любопытно, чего люди больше всего боятся? [Какого?] шага, [какого?] собственного слова они больше всего боятся».

6. Вставьте ключевое слово в высказывание Порфирия Петровича: «Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя [кем?] не считает?»

Самостоятельно прочитайте/перечитайте следующие произведения:

Н. Лесков «Левша», «Тупейный художник»

М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», глава «Органчик» из «Истории одного города».

ЧИТАЕМ «ВОЙНУ И МИР» Л. ТОЛСТОГО!

А. П. ЧЕХОВ «ИОНЫЧ», «ВИШНЁВЫЙ САД», «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практический заданий по дисциплине «Аудит»

Методическая разработкапрактический заданий по дисциплине «Аудит»...

ОГЭ задание 30 Определить страну по краткому описанию задания и ответы 7 класс

ОГЭ задание 30 Определить страну по краткому описанию   задания и ответы 7 класс...

Методическая разработка. Урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" по ФГОС

Тема урока "Петербург - фон или герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"? Приёмы создания образа города."Урок систематизации и обобщения знаний и умений.Призван сф...

Методическая разработка практического занятия "Использование систем управления базами данных для выполнения учебных заданий"

Данная методическая разработка «Использование систем управления базами данных для выполнения учебных заданий» предназначена для решения задач при профессиональной подготовки студентов. Эта...

Методическая разработка практических заданий по теме "Градусная сеть. Географические координаты".

Задания данной методической разработки мгут быть использованы для закрепления темы "Градусная сеть. Географические координаты"....

Методическая разработка практического задания по модулю «Обработка числовой информации в электронных таблицах» с учетом регионального компонента по ФГОС

Возрастает интерес ко всему, что связано с прошлым и настоящим Южного Урала. Задачи краеведческого материала реализуются на межпредметном уровне.  Происходит непрерывное воспитание у учащихся отв...

7 класс 2 четверть. Разработка практических заданий после изучения тем "Камерная музыка" и "Вокальные циклы Ф. Шуберта"

После тем "Камерная музыка" и "Вокальные циклы Ф.Шуберта" разработала практические задания для выявления знаний учащихся....