ДОП "Интеллектуальные настольные игры «Шашки. Шахматы»"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Посельская средняя общеобразовательная школа»
Дополнительная общеразвивающая программа
Интеллектуальные настольные игры «Шашки. Шахматы»
Возраст детей 7-11 лет
Срок реализации 1 год
Составил: Новокрещенных Руслан Иннокетьевич
учитель физкультуры
с. Поселье 2020г.
Актуальность программы.
Потребность в соревновании, вероятно, заложена в человеке с рождения. В детском и юношеском возрасте это, пожалуй, самая яркая форма самоутверждения. Достаточно в любое дело ввести элемент соревнования, чтобы оно стало интересным и увлекательным. Шашки, благодаря спортивному элементу, вызывают интерес и увлеченность умственно волевой деятельностью. Преодолевая трудности, играющий утверждает себя, испытывая при этом удовольствие и удовлетворение. Игра возбуждает волевое желание побеждать, а это в свою очередь вызывает необходимость совершенствоваться. Победы, конечно, приносят радость, но полезны и поражения. Часто с них начинается ценнейшее качество – самовоспитание. Признание своих ошибок, а без этого невозможно совершенствоваться – это уже начало борьбы с ними. Теперь уже учащийся сам предъявляет себе такие требования, какие к нему предъявлял преподаватель. Велика роль шашек и в эстетическом воспитании. Красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют любителям истинное наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, мало причастных к ним. Не следует, однако, наивно полагать, что достаточно научить ребенка правильно играть и все остальное образуется. Шашки принесут желаемые результаты не стихийно, а только тогда, когда будут педагогически организованы и управляемы. Среди взрослых эти игры распространены, как вид спорта и досуга. В отличие от бесполезных игр, «убивающих» время, эти воспитывающие игры развивают личностные качества, создают духовные ценности, имеющие общественное значение. Приобретенные в игре творческие способности человек немедленно применяет в сфере производства. Игра требует ясности ума и мобилизации духовных сил. Систематическая игра, ставшая с детства потребностью, вырабатывает привычку к умственной деятельности и культурному использованию свободного времени. Отдыхая, познавай и совершенствуйся! Вот решение одного из аспектов рационального использования свободного времени.
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов (в возрасте 7-11 лет).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Количество часов в неделю – 1 ч.
Продолжительность занятия 45 минут с обязательным применением физминутки.
Основная цель работы кружка: популяризация шашек среди учащихся школы, совершенствование теоретических знаний, овладение принципами построения дебютного репертуара, создание системы психологической и физической подготовки, углубленное изучение ходов шашечной игры, развитие умственных способностей занимающихся, развитие памяти и возможности проявить свои индивидуальные способности как в стандартных, так и в непредвиденных комбинациях.
Задачи:
1. Формирование коммуникативной компетентности:
• координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности;
• формирование социально адекватных способов поведения.
2. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
• воспитание целеустремлённости и настойчивости;
• формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
• формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения.
3. Формирование умения решать творческие задачи.
4. Дать учащимся знание основных приемов тактики и стратегии шашечной игры;
5. Познакомить учащихся с примерами применения приемов тактики и стратегии в дебюте, в миттельшпиле и в эндшпиле шашечной партии;
6. Прививать учащимся навыки применения изученных приемов в практической игре;
7. Познакомить учащихся с историей зарождения и развития шашечной игры в Мире;
8. Прививать учащимся чувство эстетичности через эстетику шашечной культуры;
9. Познакомить учащихся с шашечными играми стран и народностей Мира;
10. Прививать учащимся основные навыки шашечного мышления: оценка, выбор продолжения, анализ исполнения.
Планируемые результаты реализации программы
Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Шашки».
Личностные результаты:
• Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
• Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
• Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
• Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
• Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
• Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
• Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
• Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Познавательные УУД:
• ориентирование в своей системе знаний: понимание, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
• умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
• умение добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенной учителем литературы.
• умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
• перерабатывание полученной информации: наблюдение и умение делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
• Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
• Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
• Знать термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
• Правильно расставлять фигуры перед игрой;
• Сравнивать, находить общее и различие.
• Уметь ориентироваться на шахматной доске.
• Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
• Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.
К концу изучения курса дети должны знать:
• шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;
• названия шашечных фигур: шашка, дамка.
К концу изучения курса дети должны уметь:
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса;
• правильно помещать шахматную доску между партнерами;
• правильно расставлять фигуры перед игрой;
• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
Содержание курса
1. Шахматная доска и фигуры (2 ч)
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
2. Ходы и взятие фигур (4 ч)
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
3. Цель и результат шашечной партии (4 ч)
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
4. Общие принципы разыгрывание партии (6 ч)
Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
5. Особенности хода «дамки» (2 ч)
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
6. Тактические приемы и особенности их применения (8 ч)
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
7. Шашечный турнир (2 ч). Игры в парах. Игры в командах.
8. Игра «уголки» (2 ч). Правила игры «Уголки». Игровая практика «Уголки».
9. Игра «поддавки» (2 ч). Правила игры «Поддавки». Игровая практика «Поддавки».
10. Подведение итогов года (2ч).
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся.
Тематическое планирование
Раздел учебного курса | Кол-во часов |
Раздел 1. Шахматная доска и фигуры | 2 |
Раздел 2. Ходы и взятие фигур | 4 |
Раздел 3. Цель и результат шашечной партии | 4 |
Раздел 4. Общие принципы разыгрывание партии | 6 |
Раздел 5. Особенности хода «дамки» | 2 |
Раздел 6. Тактические приемы и особенности их применения | 8 |
Раздел 7. Шашечный турнир | 2 |
Раздел 8. Игра «уголки» | 2 |
Раздел 9. Игра «поддавки» | 2 |
Раздел 10. Подведение итогов года | 2 |
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование
по внеурочной деятельности
кружка «Шашки»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
Шахматная доска и фигуры (2 часа) | ||||
1 | Место шашек в мировой культуре. | 1 | ||
2 | Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. | 1 | ||
Ходы и взятие фигур(4 часа) | ||||
1 | Ходы пешкой. | 1 | ||
2 | Упражнения на выполнение ходов пешками. | 1 | ||
3 | Маршруты движения фигур. | 1 | ||
4 | Маршруты движения фигур. | 1 | ||
Цель и результат шашечной партии (4 часа) | ||||
1 | Обучение алгоритму хода. | 1 | ||
2 | Видеолекторий, настольные игры. | 1 | ||
3 | Открытые и двойные ходы. | 1 | ||
4 | Выигрыш, ничья, виды ничьей. | 1 | ||
Общие принципы разыгрывание партии( 6 часов) | ||||
1 | Понятие о шашечном турнире. | 1 | ||
2 | Правила поведения при игре в шашечных турнирах. | 1 | ||
3 | Анализ учебных партий | 1 | ||
4 | Правила поведения в соревнованиях. | 1 | ||
5 | Анализ учебных партий, игровая практика. | 1 | ||
6 | Анализ учебных партий, игровая практика. | 1 | ||
Особенности хода «дамки»( 2 часа) | ||||
1 | Понятие «Дамка» | 1 | ||
2 | Упражнения на выполнение ходов дамкой. | 1 | ||
Тактические приемы и особенности их применения(8 часов) | ||||
1 | Слабость крайней горизонтали. | 1 | ||
2 | Слабость крайней горизонтали. Игровая практика. | 1 | ||
3 | Двойной удар | 1 | ||
4 | Открытое нападение | 1 | ||
5 | Понятие о комбинации. | 1 | ||
6 | Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия. | 1 | ||
7 | Освобождение пространства, уничтожение защиты. | 1 | ||
8 | Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы. | 1 | ||
Шашечный турнир(2 часа) | ||||
1 | Шашечный турнир (игра в парах) | 1 | ||
2 | Шашечный турнир (командная игра) | 1 | ||
Игра «уголки»(2 часа) | ||||
1 | Правила игры «Уголки» | 1 | ||
2 | Игровая практика. «Уголки» | 1 | ||
Игра «поддавки»(2 часа) | ||||
1 | Правила игры «Поддавки» | 1 | ||
2 | Игровая практика. «Поддавки» | 1 | ||
Подведение итогов года(2 часа) | ||||
1 | Подведение итогов года | 2 |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
№ | Структура | |
1. | Титульный лист: | |
1.1. | Образовательная организация | МБОУ «Посельская СОШ» |
1.2. | Название программы | Интелектуальные настольные игры « Шашки, шахматы» |
1.3. | Срок реализации | 1 год |
1.4. | ФИО автора, должность | Новокрещенных Руслан Иннокентьевич, учитель физкультуры |
1.5. | Территория, год | Школа, 2020год |
2. | Пояснительная записка: | |
2.1. | Тип программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
2.2. | Направленность | Интелектуальная |
2.3. | Актуальность | Направлена на воспитание и развитие детей |
2.4. | Цель | Обучение настольным играм. Развитие интеллектуальных способностей. |
2.5. | Задачи | Воспитывать усидчивость Развивать настойчивость целеустремлённость |
2.6. | Отличительные особенности программы | Дополнительное образование детей |
2.7. | Возраст детей | 7-14 лет |
2.8. | Продолжительность занятий | 1 час |
2.9. | Формы занятий | Беседа, практическая работа, игры |
2.10. | Режим занятий | После уроков 2 раза в неделю |
2.11. | Ожидаемые результаты | Обучение настольным играм |
2.12. | Способы определения результативности | Соревнования школьные, районные |
2.13. | Формы контроля | Открытые мероприятия |
3. | Учебно-тематический план: | |
3.1. | Перечень разделов тем | 1.Настольные игры. 2.Шашки 3.Шахматы |
3.2. | Кол-во часов по темам (теория, практика, всего) | Теория: 8 часов Практика: 60 часа Всего: 68 часа |
Средства обучения и воспитания (инфраструктурный лист) для реализации общеразвивающих программ
Оборудование | |||||
№ | Наименование | Технические характеристики, примерная модель | Краткое описание применение | Количество |
|
1 | Шашки | 20 | 500р | ||
2 | Шахматы | 20 | 500р | ||
3 | доски | 20 | 500р | ||
4 | Часы шахматные | 20 | 1000р | ||
5 | Столы | 20 | 2000р | ||
6 | Интерактивная доска | 1 | 5000р | ||
7 | ГСМ | Подвоз детей | 330л | 15000р | |
Глава муниципального образования «_______________________»
_______________________________
Подпись ФИО
МП «__» __________2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Запомни: основную роль играет в шахматах Король!»
Конспект интегрированного занятия по шахматам и ИЗО с использованием компьютерных технологий. Для детей 5 лет Знакомство с шахматной фигурой «король», c...
Открытое занятие кружка «Шашки/шахматы»
Тип занятия:Совершенствование и закрепление пройденных материалов Метод проведения:Групповой,игровой.Место проведения:Школа,кабинет.Инвентарь,наглядность:Шахматы,шахматные часы,карточки,фишки,доска,л...
Программа кружка настольных игр «Шашки – шахматы»
Настольные игры, одной из которых являются шахматы, развивают мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения подро...
"Современные подходы к преподованию курса "Шашки-шахматы""
Педагогическая целесообразность изучения курса в том, что обучение игре в шашки-шахматы с ранненго возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников, особенно тем их них, кто...
Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы
В статье рассматривается польза занятия шахматами....
Мастер - класс Настольная игра шашки "Счастье"
Дать понятие о узле "ДОШКА", научить завязывать узел, воспитывать трудолюбие уважение к традициям тувинского народа....
Презентация к уроку "Токарный станок. Устройство и назначение". " Творческийй проект Настольная игра Шашки" Презентация к открытому уроку "Строгание древесины"
Презентация к открытому уроку на региональном семинаре "Токарный станок. Устройство и назначение."Творческий прект Настольная игра "Шашки" выполен учениками 6-го класса...