Приемы работы с текстом на уроке литературы
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Куролан Евгения Александровна

Краткое описание приемов работы с литературным текстом + презентация с примерами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_s_tekstom.docx17.03 КБ
Файл priemy_raboty_s_tekstom.pptx2 МБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы с текстом

Главное на уроках литературы – это работа с текстом, развитие читательской грамотности

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, которые я использую наиболее часто и результативно:

1. Концептуальная таблица как прием развития читательской грамотности

Концептуальная таблица используется тогда, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по определенным основаниям.

Таблица учит учащихся рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщать информацию. Данный метод - один из способов обучения учеников критическому осознанному мышлению, который формирует сравнительную систему суждений, способствует умению находить и анализировать отличительные признаки объектов.

Примеры работы с концептуальной таблицей:

В учебнике 5 класса нет четко сформулированной информации относительно различий устного народного творчества и литературы. Для обобщения и структуризации разрозненных данных о жанровых особенностях этих видов искусства мы составляем концептуальную таблицу. Я даю ребятам критерии, а они с легкостью заполняют пустые ячейки.

Фольклор и Литература (5класс)

Опираясь на эту концептуальную таблицу, ребята могут сделать краткий, содержательный вывод о различии литературы и устного народного творчества.

 Очень удобно и наглядно работает это прием развития читательской грамотности в сравнительном анализе геров-антагонистов, при этом ярко иллюстрируется, основной художественный прием подобных текстов - антитеза:

Сравнение образов Петра I и Карла XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава» (7 класс)

Сравнение двух героинь «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Я предлагаю ребятам выписать описание внешности и внутреннего содержания в виде концептуальной таблицы:

 На основании этой таблицы ребята делают вывод о том, что обе героини внешне красивы: белы, стройны, обе они – царского рода, но очень различаются характером.

Ученики выделяют качества, которые можно считать внутренней красотой: скромность, верность, доброта, нежность, кроткость, тактичность Царевны и описание внутренней уродливости, нечистоты Царицы: ее завистливость, злоба, гнев, тоска.

С помощью этого наглядного приема формирования читательской грамотности мы выходим на глобальный вопрос о том, что такое красота, и что для нас на самом деле важно в людях. Мы развиваем таким образом умение опираться уже на внетекстовое знание. Возможно здесь так же проведение параллелей с другими литературными произведениями на эту тему, например, сказка «Снежная королева», стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», итд

2. Еще один прием развития читательской грамотности – это анализ произведения через его композиционное устройство. Нахождение экспозиции, завязки сюжета, кульминации, развязки, эпилога. Работа с текстом через композицию, помогает увидеть структуру текста изнутри, научится чувствовать нарастание напряжения и наивысшую точку развития сюжета, видеть причинно-следственные связи внутри развития действия.

3. Использование элементов театрального искусства. «покажи, как это»

«Там царь Кащей над златом чахнет» (поэма «Рулан и Людмила»)

«Пошел журавль к цапле. 7 верст болото месил.» (сказка «Журавль и цапля»)

Все эти приемы способствует развитию читательской грамотности как части функциональной грамотности учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Примеры работы с концептуальной таблицей: Сравнение Фольклора и литературы Критерий сравнения Фольклор Литература автор Народ Писатель форма существования Устная Письменная вариативность Много вариантов (различаются в зависимости от сказителя) 1 вариант

Слайд 2

Сравнение образов Петра I и Карла XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава» через тропы Тропы Петр I Карл XII эпитеты Самодержавный; вдохновенный, звучный (глас); (лик) ужасен; (движенья) быстры; (он) прекрасен; могущий (седок); (он) могуч и радостен; и горд, и ясен, и славы полон (взор его); царский (пир его) прекрасен; огромный (памятник) Бледен, недвижим (Карл); несомый (верными слугами); тихо (в думу погрузился); смущенный (взор), необычайное (волненье); слабым (манием руки); слеп, упрям, нетерпелив, легкомыслен и кичлив, беглое (счастие побед); тяжкая (рана); беглый (король) сравнения Он весь, как божия гроза; он промчался, как бой Как полк, вертеться он судьбу принудить хочет метафоры Он поле пожирал глазами, самодержавный великан Мальчик бойкой два-три сраженья разыграть, воинственный бродяга, кровавый след (усилий, бедствии и побед) звукопись Аллитерация [р],[т],[п] передает стремительность движений, бодрость, топот копыт, приветственный крик войск Аллитерация сонорных [л], [м], [н], ассонанс [е] предают медлительность, слабость, тягучесть движений

Слайд 3

С равнение двух героинь «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина Критерии Царица Царевна Внешность Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла. Поднялась — и расцвела. Белолица, черноброва, Внутреннее содержание/ характер Но зато горда, ломлива , Своенравна и ревнива. Она, черной зависти полна.. Черт ли сладит с бабой гневной?. Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить. Нраву кроткого такого Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась…

Слайд 4

Примеры работ (5 класс)

Слайд 5

Схема композиция рассказа Кто? С кем? Где? Когда? Что делал? Экспозиция Развитие действия Послесловие (эпилог) Продолжение действия Кульминация Завязка действия Развязка действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Новые ФГОС декларируют  как основной приоритет образования формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...

«Приемы работы с текстом на уроках литературы»

Многие коллеги согласятся со мной в том, как трудно в мире компьютерных технологий привлечь внимание школьников к чтению художественной литературы. Поэтому учитель часто задумывается над тем, как сдел...

Статья "Приемы работы с текстом на уроках литературы

Данный материал полезен каждому учителю русского языка и литературы,который нацелен на результат...

Приемы работы с текстом на уроках литературы

Чтение с остановками как эффективный прием обучения учащихся восприятию и пониманию текста...

Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...