Приемы работы с текстом на уроках литературы
методическая разработка

Цыренова Бальжит Баторовна

Чтение с остановками как эффективный прием обучения учащихся восприятию и пониманию текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_s_ostanovkami.docx14.86 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы с текстом на уроках литературы

Чтение с остановками как эффективный прием обучения учащихся восприятию и пониманию текста

Одной из важнейших учебных целей курса литературы является формирование личностного отношения к прочитанному. Задача учителя -показать возможные различные интерпретации художественного произведения, обязательно не расходящиеся с авторским смыслом. Решать эту задачу максимально эффективно помогают такие приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение. Эти приемы лежат в основе технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Заинтересованность обучающихся процессом чтения, развитие навыков осмысленного чтения обеспечивается также приемом технологии развития критического мышления через чтение и письмо – чтение с остановками. Этот прием охватывает три стадии урока: вызов, осмысление и рефлексию.

Прием чтение с остановками направлен целесообразен и эффективен при соблюдении следующих условий:

  • при чтении сюжетного текста,
  • при знакомстве с текстом проблемного содержания,
  • при знакомстве с текстом небольшого объема, изучаемым в течение одного-двух уроков,
  • при чтении текста преимущественно в 5-8 классах.

Очень важно, чтобы учитель грамотно выбрал текст литературного произведения. Непременное условие для использования данного приема – найти оптимальный момент в тексте для остановки. Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что будет дальше?" Как правило, таких остановок может быть от 3 до 5, поэтому текст для анализа не должен быть объемным.

При изучении произведений большего объема (романов, повестей) прием чтение с остановками может быть использован при анализе ключевых эпизодов, отдельных глав, кульминационных сцен художественного произведения.

На уроках литературы произведения художественной литературы рассматриваются в контексте биографии автора, его творческого пути, общественно-политической обстановки времени создания произведения. В связи с этим учитель может рассказать об авторе не только на стадии вызова, но и предложить учащимся «открыть» для себя автора, «включиться» в эпоху, определить движущие мотивы творчества автора после прочтения текста.

Представим структуру урока литературы, построенного с использованием приема чтение с остановками.

Подготовка учащихся к восприятию текста

Обсуждение заглавия текста, эпиграфа к уроку, работа с ключевыми словами темы урока, текста и др.

Чтение текста с остановками

Чтение фрагментов текста, осмысление содержания отрывка посредством «толстых» и «тонких» вопросов и др. приемов, предположения учащихся о дальнейшем развитии сюжета.

Анализ текста после чтения

Анализ предположений учеников, рефлексия.

Итоговая рефлексия

Творческая работа по прочитанному (индивидуальная или групповая)


        Таким образом, используемый прием «Чтение с остановками» направлен на обучение вдумчивой читательской деятельности, в результате которой происходит осмысление информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Новые ФГОС декларируют  как основной приоритет образования формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...

«Приемы работы с текстом на уроках литературы»

Многие коллеги согласятся со мной в том, как трудно в мире компьютерных технологий привлечь внимание школьников к чтению художественной литературы. Поэтому учитель часто задумывается над тем, как сдел...

Статья "Приемы работы с текстом на уроках литературы

Данный материал полезен каждому учителю русского языка и литературы,который нацелен на результат...

Приемы работы с текстом на уроке литературы

Краткое описание приемов работы с литературным текстом + презентация с примерами...

Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...