Приемы работы с текстом на уроках литературы
методическая разработка
Чтение с остановками как эффективный прием обучения учащихся восприятию и пониманию текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_s_ostanovkami.docx | 14.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы работы с текстом на уроках литературы
Чтение с остановками как эффективный прием обучения учащихся восприятию и пониманию текста
Одной из важнейших учебных целей курса литературы является формирование личностного отношения к прочитанному. Задача учителя -показать возможные различные интерпретации художественного произведения, обязательно не расходящиеся с авторским смыслом. Решать эту задачу максимально эффективно помогают такие приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение. Эти приемы лежат в основе технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Заинтересованность обучающихся процессом чтения, развитие навыков осмысленного чтения обеспечивается также приемом технологии развития критического мышления через чтение и письмо – чтение с остановками. Этот прием охватывает три стадии урока: вызов, осмысление и рефлексию.
Прием чтение с остановками направлен целесообразен и эффективен при соблюдении следующих условий:
- при чтении сюжетного текста,
- при знакомстве с текстом проблемного содержания,
- при знакомстве с текстом небольшого объема, изучаемым в течение одного-двух уроков,
- при чтении текста преимущественно в 5-8 классах.
Очень важно, чтобы учитель грамотно выбрал текст литературного произведения. Непременное условие для использования данного приема – найти оптимальный момент в тексте для остановки. Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что будет дальше?" Как правило, таких остановок может быть от 3 до 5, поэтому текст для анализа не должен быть объемным.
При изучении произведений большего объема (романов, повестей) прием чтение с остановками может быть использован при анализе ключевых эпизодов, отдельных глав, кульминационных сцен художественного произведения.
На уроках литературы произведения художественной литературы рассматриваются в контексте биографии автора, его творческого пути, общественно-политической обстановки времени создания произведения. В связи с этим учитель может рассказать об авторе не только на стадии вызова, но и предложить учащимся «открыть» для себя автора, «включиться» в эпоху, определить движущие мотивы творчества автора после прочтения текста.
Представим структуру урока литературы, построенного с использованием приема чтение с остановками.
Подготовка учащихся к восприятию текста | Обсуждение заглавия текста, эпиграфа к уроку, работа с ключевыми словами темы урока, текста и др. |
Чтение текста с остановками | Чтение фрагментов текста, осмысление содержания отрывка посредством «толстых» и «тонких» вопросов и др. приемов, предположения учащихся о дальнейшем развитии сюжета. |
Анализ текста после чтения | Анализ предположений учеников, рефлексия. |
Итоговая рефлексия | Творческая работа по прочитанному (индивидуальная или групповая) |
Таким образом, используемый прием «Чтение с остановками» направлен на обучение вдумчивой читательской деятельности, в результате которой происходит осмысление информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы
Новые ФГОС декларируют как основной приоритет образования формирования у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения
Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме. Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения
Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме. Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...
«Приемы работы с текстом на уроках литературы»
Многие коллеги согласятся со мной в том, как трудно в мире компьютерных технологий привлечь внимание школьников к чтению художественной литературы. Поэтому учитель часто задумывается над тем, как сдел...
Статья "Приемы работы с текстом на уроках литературы
Данный материал полезен каждому учителю русского языка и литературы,который нацелен на результат...
Приемы работы с текстом на уроке литературы
Краткое описание приемов работы с литературным текстом + презентация с примерами...
Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)
Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...