Конспект урока по литературе для 7 классов " Былины".
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Дуганец Алина Сенгиевна

В данном вордовском документе материал на тему" Былины" для обучающихся 7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byliny.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

в 7 классе по теме «Былина «Святогор и Микула Селянинович»

Образовательное учреждение: МАОУ СОШ № 20 г. Южно-Сахалинск

Учитель: Дуганец Алина Сенгиевна

Тема урока: «Былина «Святогор и Микула Селянинович»

Цели урока: выявить иносказательный смысл былины «Святогор и Микула Селянинович»;

развивать навыки составления тезисного плана статьи учебника, выразительного чтения, коммуникативных умений;

воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Результаты деятельности учащихся

Предметные результаты: обучающиеся должны уметь опознавать определения в тексте, классифицировать их, группировать по видам.

Метапредметные результаты.

Познавательные: анализировать текст,   самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; строить логические цепочки рассуждений;  синтезировать материал при составлении  таблицы  с восполнением недостающих компонентов.

Регулятивные: вносить  необходимые   коррективы в  способ действия, соотносить свои действия с планируемым результатом, оценивать результаты работы.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, работать в группе, согласовывать свою деятельность с деятельностью других.

Личностные: определять цели своего обучения.

Инструментальный блок.

Задачи урока: 

 Образовательные: 

1.Развить умение формулировать определение понятий.

3.Обогащать словарный запас учащихся.

4.Совершенствовать орфографические навыки  и умения.

 Развивающие: 

1.Осуществление системно - деятельностного подхода.

2. Развитие внимания.

3.Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;развитие творческих, речевых способностей учащихся;формирование логических умений;развитие умения опираться на уже известное, на свой опыт.

Воспитательные: 

1.Воспитание интереса и уважения к литературе;

2.Воспитание ценностного отношения к слову;

3.Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Тип урока: Изучение нового материала.

1.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: 

Литература. 7 класс. Книга 1 - Меркин Г.С.

   - компьютер,

   - проектор,

   - интерактивная доска,

   - учебник,  

   -рабочие тетради

Используемая литература:

Литература. 7 класс. Книга 1 - Меркин Г.С.

Ход урока.

1. Организационный момент. Здравствуйте, садитесь. Откройте тетрадочки, запишите число. Тема сегодняшнего нашего урока : Былина «Святогор и Микула Селянинович»

2.Мотивация к уроку.            Мы сюда пришли учиться,

                                                    Не лениться, а трудиться.
                                                   Работаем старательно,
                                                   Слушаем внимательно!»

3. Актуализация прежних знаний.

1.Беседа.

- Давайте подумаем, если тема нашего урока : Былина «Святогор и Микула Селянинович», то какова цель?( вспомнить, что обозначает понятие былина, познакомиться с данной былиной)

Откройте страницу 6, и найдите определение понятия былина? Былина — это фольклорная эпическая песня, где основой сюжета является какое-либо героическое событие или примечательный эпизод русской истории (старины, были). 

-А как выдумаете, какова взаимосвязь былины с фольклором и эпосом? (фольклор-это народная мудрость, а эпос-это совокупность народных исторических сказаний, Былина относится к эпическим фольклорным жанрам.В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки.

- Назовите известные вам были?(Илья Муромец и Соловей Разбойник». «Добрыня Никитич и Змей».«Садко».)

-Какова основная мысль былин( информация на стр. 7- высокая ценность крестьянского труда)? Что из себя представляют герои былин?(главные герои былин- это сильные, могучие богатыри)

4. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

1. Слово учителя. Беседа.

В рукописной литературной традиции XVII — начала XIX в. произведения типа былин именовались «гисториями» или «повестями» о богатырях, «древними российскими стихотворениями». Критики называли их также «сказками в стихах», «поэмами в сказочном роде». Настоящее знакомство с былинами началось в середине XIX в., когда выяснилось, что эти «гистории» и «древние стихотворения» в народном бытовании называются «старИнами» или «старинками», поются в своеобразной манере и составляют органическую часть фольклорного эпоса.

Сам термин «былина» был внедрен в литературный обиход только в 40-е гг. XIX в. Одним их характерных для былин художественных приёмов является гипербола, на стр. 15 есть определение понятия «Гипербола», прочитаем и запишем его. Примеры гиперболы(«хоть залейся»

«дом за тысячу километров»

«извечно опаздывает»). Так же в каждой былине присутствуют богатыри.

2.Прочитаем стр. 6-7.  Первичное усвоение новых знаний.

Ответьте на вопросы:

- Какое отличие было между богатырями, и в чём сходство?(Отличие: богатыри были выходцами из разных сословий. Но связывала их единая цель: любовь к своим семьям и родине, защита родных мест, исполнение долга)

-Какова главная идея былин?(когда Враг наступает, пытается захватить Родину, необходимо объединиться, отодвинуть в сторону все споры и различия между русскими людьми, только так можно защитить свои родные места и семьи)

- Найдите синонимичное сочетание слов понятию «богатырской заставе»( в учебнике(мужественная верность воинскому долгу, ведь только служение России во имя ее мирного труда, счастья  и благополучия спасут страну от невзгод)

3. Первичная проверка понимания.

Ребята, давайте попробуем пересказать прочитанный текст по плану на странице 8.

1. В былинном мире.

2. Художественная память народа.

3. Своеобразие художественного мира были.

4. Новая жизнь.

Опрос некоторых учащихся( пересказ по плану)

4. Первичное закрепление.

1.Выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович».

Лексическая работа: Поедет во всю рысь. Ступою едет. Стал здыматъ. Только дух под сумочку мог подпустить. Изотчество. Разбирание и записывание в тетрадь определение понятий.

1.Поедет во всю рысь» (на всех рысях) — поедет очень быстро.

2.«Ехать ступой» — ехать аллюром, шажком, не быстро.

3.«Стал вздымать» — стал подымать.

4.«Только дух под сумочку мог подпустить» — поднимать с большим трудом, очень невысоко тяжёлую сумку, поклажу, приподняв её лишь слегка над землёй, подпустив под неё немного воздуха (духа).

5.«Изотчество» — отчество, имя отца, название по отцу.

Физминутка

Руки за спину, головки назад.

{Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

 Головки опустим - на парту гляди.

{Вниз.)

 И снова наверх - где там муха летит?

{Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее.

{По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

2. Анализ былины «Святогор и Микула Селянинович».

1.Ответьте на вопросы на стр. 15.

Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича?

Святогор, воплощающий бесполезную силу, не может соперничать с тружеником Микулой Селяниновичем.

Богатыря Святогора считали воплощением стихийной первобытной силы. В основу его мифического облика, вероятно, легли представления людей о горах, о горных великанах. Тяга земная находится в суме землепашца.

На какие две части можно разделить былину? Какая мысль выражена в каждой из частей?

Главная мысль первой части былины "Святогор и тяга земная" говорит о родной земле, русский богатырь хотел бы уехать в другие страны да не может, и чувство долга не пускает и любовь к родной земле держит.

Во второй части былины главная мысль заключается в описании судьбы. Каждому человеку на земле суждено прожить свою жизнь, можно пробовать и бороться, но от судьбы не уйдешь и принять ее надо не склонив понуро головушку, а с достоинством.

В чём глубокий иносказательный смысл былины?

Святогор, как стихийная сила, оказывается слабее Микулы Селяниновича, воплощающего плодородие земли, могущество созидательной силы крестьянского труда.

Святогор как мифический богатырь представляет бесплодную непроизводительность горных пород, и, как бесполезная сила, он должен погибнуть, когда люди научились возделывать землю.

Найдите в тексте былины примеры гиперболы(преувеличение). Что с помощью этого приёма подчёркивается в произведении?

Мысль про сумочку Микулы Селяниновича, выраженная с помощью гиперболы, предстает в былине наиболее ярко. Святогор не смог поднять сумочку Микулы Селяниновича. Значение сумочки загадочно: согласно былине, она заключает в себе «тягу земную», «весь земной груз», «всю тяготу»; тем самым наряду с прямым значение сумочки как фантастически тяжелого предмета появляется возможное истолкования ее в обобщенно-символическом плане: как воплощение всей силы земли, как особой земной силы, овладеть которой можно лишь посредством сознательной человеческой деятельности.

Былина "Святогор и тяга земная" принадлежит к числу наиболее ранних произведений былинного эпоса. Как вы думаете, в чём проявляется её тесная связь со славянской мифологией?

В былине о Святогоре нашел отражение мифологический взгляд на действительность. В глубокой древности люди почитали силы стихии, явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса.

Образ Святогора, возникший в мифах о каменных людях, является воплощением этих представлений.

Слово учителя.

Митрополит Иоанн разделял былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Микуле Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы.

Микула Селянинович — пахарь-богатырь в русских былинах, получил чрезвычайную популярность в народе в новейшее время как обобщенный символ русского крестьянства.

Он олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».

Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».

У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича соответственно) также являются центральными героинями былин.

- Почему Данное произведение можно назвать былиной?( 1.Эпический характер.2.Присутствие богатырей. 3.  Прослеживается высокая ценность крестьянского труда( главная идея былин), 4. Наличие гиперболы.( стр. 14 со слов: стал задымать…..)

2.Обращение к иллюстрации учебника «Микула Селянинович». Художник Е.А.Кибрик.

- Каким изобразил художник Микулу Селяниновича?(Мужчина высокого роста, крепкого телосложения, глубокий взгляд)

-Дайте характеристику Микуле и Святогору. Святогор — сильный богатырь, бесстрашный защитник своей Отчизны.

Микула Селянинович — пахарь-богатырь, крестьянин.

3. Обращение к статье учебника «Поговорим о прочитанном».

- Какая мысль, выраженная с помощью гиперболы, предстает в былине наиболее ярко?

Святогор не смог поднять сумочку Микулы Селяниновича. Значение сумочки загадочно: согласно былине, она заключает в себе «тягу земную», «весь земной груз», «всю тяготу»; тем самым наряду с прямым значение сумочки как фантастически тяжелого предмета появляется возможное истолкования ее в обобщенно-символическом плане: как воплощение всей силы земли, как особой земной силы, овладеть которой можно лишь посредством сознательной человеческой деятельности.

Для былин характерны определенные «формулы», т. е. устойчивые, повторяющиеся из текста в текст выражения, сочетания слов, обозначающих какой-либо предмет, какую-то ситуацию, какое-то событие (копьё острое, конь добрый).

- Найдите в тексте такие формулы.

Путем-дорогою широкою, на добром коне, на сыру землю.

- Былина «Святогор и Микула Селянинович» принадлежит к числу наиболее ранних произведений былинного эпоса. Как вы думаете, в чём проявляется ее тесная связь со славянской мифологией?

В былине о Святогоре нашел отражение мифологический взгляд на действительность. В глубокой древности люди почитали силы стихии, явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса.

Образ Святогора, возникший в мифах о каменных людях, является воплощением этих представлений.

5.Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. Оценивание. Выставление отметок.

 Итог.

- Основная тема прочитанной былины? (В былине поднимаются темы крестьянского туда, настоящей силы.Святогор, как стихийная сила, оказывается слабее Микулы Селяниновича, воплощающего плодородие земли, могущество созидательной силы крестьянского труда.)

Рефлексия.

- К какому роду литературы можно отнести былины?

-В чём особенность былины?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какой художественный приём характерен для былины?

-Какова основная мысль былин?

-Что такое гипербола?

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1. Выразительное чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

2. Стр. 11-12 прочитать. Стр. 13 ответить на вопросы(устно). Проверить, чтобы в тетрадях были записаны  все понятия, которые даны  на страницах : 6,7,8,15.(письменно)

3. Стр. 16 ( Живое слово), ответить на вопросы( письменно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

конспект урока по литературе по теме "Былины"

Конспект урока предназначен для учащихся 7 класса. Урок проводится с использованием презентации, которая поможет учителю более полно раскрыть изучаемую тему...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....